ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСОВ О ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ СТУДЕНТАМ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучение современного города как сложной системы предполагает междисциплинарный подход. Вследствие этого городское пространство стало объектом интереса для разных наук: экономики, социологии, педагогики, политологии, культурологии, антропологии, филологии и многих других. Городская тематика вызвала научный интерес у широкого круга специалистов. Ответом на эту тенденцию стало появление учебных программ о городе, городском пространстве и методических рекомендаций для будущих историков, философов, социологов, культурологов, экономистов, управленцев. В статье проанализированы программы спецкурсов и методические рекомендации по философии города, социологии города, городской антропологии, экономики города, урбанистике для студентов гуманитарных специальностей в российских вузах. Анализ программ базировался на трех образовательных задачах, выделенных в соответствии с современным общественным запросомк городским исследованиям: 1) развитие способностей студентов к конструктивному междисциплинарному диалогу с другими специалистами по вопросам модернизации и исследования городской среды; 2) формирование умения студентов анализировать сложные городские процессы с точки зрения философии, культурологии, социологии, экономики, управленческих технологий и других наук; 3) формирование у студентов понимания, как в рамках своих узкопрофессиональных умений они могут влиять на развитие города, городских пространств. Были изучены образовательные программы о городе и методические рекомендации, разработанные для студентов-гуманитариев в высших учебных заведениях России. Отмечено, что дисциплины о городе для студентов гуманитарных специальностей имеют много пересечений в списке литературы, что впоследствии может дать возможность студентам разных направлений подготовки выстраивать конструктивный диалог по поводу городского пространства.

Об авторах

О. Н. Орлова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
аспирант, кафедра философии

Список литературы

  1. Берджесс Э. Рост города: Введение в исследовательский проект // Личность, культура, общество. 2002. Т. 4. Вып. 1–2. С. 169–181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9158320 (дата обращения: 30.05.2018).
  2. Вебер М. Город // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 704 с. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebobr/index.php (дата обращения: 30.05.2018).
  3. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Вирт Л. Избранные работы по социологии. М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 93–118.
  4. Глазычев В.Л. Урбанистика. М.: Европа, 2008. 220 с. URL: https://www.twirpx.com/file/998419.
  5. Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов / пер. с англ. М.: Новое издательство, 2011. 460 с. URL: http://socioline.ru/book/dzhejn-dzhekobs-smert-i-zhizn-bolshih-amerikanskih-gorodov.
  6. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. № 3–4, 2002. С. 23–34. URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/34/02.pdf (дата обращения: 30.05.2018).
  7. Карпов М. «Везде деградировавший ландшафт». Урбанист Святослав Мурунов о том, почему в России нет позитивных примеров развития городов // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2015/05/30/murunov/ (дата обращения: 30.05.2018).
  8. Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
  9. Микроурбанизм. Город в деталях / сб. ст.; под отв. ред. О. Бредниковой, О. Запорожец. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 352 с.
  10. Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000. № 3. С. 136–150. URL: https://sociologica.hse.ru/data/2011/03/14/1211453107/5_1_3.pdf (дата обращения: 30.05.2018).
  11. Шипулина Н.Б. Культурная антропология города: программа учебной дисциплины по направлению 44.03.01 Педагогическое образование // Наука и образование ONLINE. URL: https://pedagog.eee-science.ru/listing/kulturnaya-antropologiya-goroda-programma-uchebnoj-distsipliny-po-napravleniyu-44-03-01-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 30.05.2018).
  12. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: / пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. 168 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Орлова О.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах