«ПРОПОВЕДЬ ТОЛСТОГО»: ОБРАЗ Л.Н. ТОЛСТОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННИКОВ (К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается образ Льва Толстого, сложившийся в исторической памяти русского народа. Анализу подвергается не сама личность великого русского писателя, а память о нем, живущая в сознании людей искусства и нашедшая отражение в произведениях живописи, связанных с личностью Л.Н. Толстого и с его произведениями. Анализируется полисемантизм различных интерпретаций, достраивание образа со стороны автора и зрителя. Показывается, как образы Толстого и его произведений отражали коллективную идентичность общества, изменяющуюся в различные исторические эпохи, и влияли на нее. Три художника эпохи русского реализма второй половины XIX века создают портреты великого писателя, ставшие фактически его иконографией: И.Е. Репин, Н.Н. Ге и И.Н. Крамской. Л.Н. Толстой предстает на портретах не только в качестве выдающегося современника художников, но и как квинтэссенция эстетической системы реализма: «прекрасное – есть жизнь». Следовательно, образ Л.Н. Толстого закладывается в культурную память еще и в качестве составной части диcкурса человека эпохи реализма. Художники, создававшие образ Л.Н. Толстого, оказывались, таким образом, творцами культурного героя, визуального символа отечественной культуры. Но все три образа писателя, запечатленные в работах художников, оказываются «в плену» «демонов» их создателей: понимания роли и предназначения искусства и влияния на них самих учения Л.Н. Толстого. В результате народный герой наделяется субъективными чертами художественной рефлексии авторов. И с этими субъективными чертами он отправляется в дальнейшее «путешествие» по культурной памяти, синтезируя стереотипное и индивидуальное, тем самым отдаляя символ от реальности.

Об авторах

А. Е. Пурыгин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

Список литературы

  1. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011.
  2. Знаменитые русские художники. Биографический словарь. СПб., Крамской И.Н. Письма. Статьи. Т. 2. М.: Искусство, 1965.
  3. Панченко А.М. Боярыня Морозова – символ и личность // Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб., а.
  4. Панченко А.М. Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема // Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб., б.
  5. Репин И.Е. Далекое близкое / Чуковский К.И. М.: Искусство, Репин И.Е. Ге Н.Н. и наши претензии к искусству // История русской живописи. М., 2010 а.
  6. Репин И.Е. Письма об искусстве // История русской живописи. М., б.
  7. Стасов В.В. Избр. соч. Т. М., 1952.
  8. Стасов В.В. Просветитель по части художества (// История русской живописи. М., 2010.
  9. Толстая С.А. Моя жизнь. URL: http://www.a-z.ru/women/texts/tolstayar.htm (дата обращения: 01.2018).
  10. Толстой Л.Н. В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в т. Т. 23. М., 1928.
  11. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: в т. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1949.
  12. Фет А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М.,

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Пурыгин А.Е., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах