«ПРОПОВЕДЬ ТОЛСТОГО»: ОБРАЗ Л.Н. ТОЛСТОГО В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННИКОВ (К ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ)
- Авторы: Пурыгин А.Е.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 24, № 1 (2018)
- Страницы: 18-22
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6146
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-1-18-22
- ID: 6146
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматривается образ Льва Толстого, сложившийся в исторической памяти русского народа. Анализу подвергается не сама личность великого русского писателя, а память о нем, живущая в сознании людей искусства и нашедшая отражение в произведениях живописи, связанных с личностью Л.Н. Толстого и с его произведениями. Анализируется полисемантизм различных интерпретаций, достраивание образа со стороны автора и зрителя. Показывается, как образы Толстого и его произведений отражали коллективную идентичность общества, изменяющуюся в различные исторические эпохи, и влияли на нее. Три художника эпохи русского реализма второй половины XIX века создают портреты великого писателя, ставшие фактически его иконографией: И.Е. Репин, Н.Н. Ге и И.Н. Крамской. Л.Н. Толстой предстает на портретах не только в качестве выдающегося современника художников, но и как квинтэссенция эстетической системы реализма: «прекрасное – есть жизнь». Следовательно, образ Л.Н. Толстого закладывается в культурную память еще и в качестве составной части диcкурса человека эпохи реализма. Художники, создававшие образ Л.Н. Толстого, оказывались, таким образом, творцами культурного героя, визуального символа отечественной культуры. Но все три образа писателя, запечатленные в работах художников, оказываются «в плену» «демонов» их создателей: понимания роли и предназначения искусства и влияния на них самих учения Л.Н. Толстого. В результате народный герой наделяется субъективными чертами художественной рефлексии авторов. И с этими субъективными чертами он отправляется в дальнейшее «путешествие» по культурной памяти, синтезируя стереотипное и индивидуальное, тем самым отдаляя символ от реальности.
Об авторах
А. Е. Пурыгин
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310
Список литературы
- Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., Вишленкова Е.А. Визуальное народоведение империи, или «Увидеть русского дано не каждому». М., 2011.
- Знаменитые русские художники. Биографический словарь. СПб., Крамской И.Н. Письма. Статьи. Т. 2. М.: Искусство, 1965.
- Панченко А.М. Боярыня Морозова – символ и личность // Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб., а.
- Панченко А.М. Русский поэт, или Мирская святость как религиозно-культурная проблема // Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб., б.
- Репин И.Е. Далекое близкое / Чуковский К.И. М.: Искусство, Репин И.Е. Ге Н.Н. и наши претензии к искусству // История русской живописи. М., 2010 а.
- Репин И.Е. Письма об искусстве // История русской живописи. М., б.
- Стасов В.В. Избр. соч. Т. М., 1952.
- Стасов В.В. Просветитель по части художества (// История русской живописи. М., 2010.
- Толстая С.А. Моя жизнь. URL: http://www.a-z.ru/women/texts/tolstayar.htm (дата обращения: 01.2018).
- Толстой Л.Н. В чем моя вера? // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в т. Т. 23. М., 1928.
- Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: в т. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1949.
- Фет А. Жизнь Степановки, или Лирическое хозяйство. М.,