СТИЛЕВАЯ МНОГОСЛОЙНОСТЬ ДНЕВНИКА К.И. ЧУКОВСКОГО
- Авторы: Кубайдулова А.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 22, № 2 (2016)
- Страницы: 147-151
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/4241
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2016-22-2-147-151
- ID: 4241
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопроса о стиле литературных дневников. В статье описываются два основных подхода к понятию «стиль», а также приводится разработанная на материале XIX века классификация теоретика жанра О.Г. Егорова. При опоре на дневниковое наследие XX века было выдвинуто предложение расширить классификацию ученого импрессионистическим и эссеистическим стилями.
Предметом непосредственного анализа становится дневник К.И. Чуковского, отличающийся стилевой многослойностью, которая обусловлена, с одной стороны, многомерностью сознания автора, а с другой – неизбежной эволюцией содержания дневника, который писатель вел на протяжении 69 лет (с 1901 по 1969 гг.). Особое внимание уделяется такой стилевой особенности жанра дневника, как присутствие «чужого» слова. В статье описываются способы включения в повествовательную ткань дневника «чужого» слова, характерные для записей К.И. Чуковского.
Об авторах
А. Ю. Кубайдулова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097
Россия
Список литературы
- Иванова Е.В. Путеводитель по судьбе поэта // В.Я. Брюсов Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М.: Изд-во «ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир», 2002. С. 3–18.
- Перепелкин М.А. «Скучная война» и другие сопутствующие обстоятельства: дневник фейерверкера Булгачева в фондах Самарского литературного музея // Проблемы изучения военной истории: сборник статей Третьей Всероссийской научной конференции с международным участием. Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2015. С. 466–473.
- Лотман Ю.М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Изд-во «Искусство–СПб», 2000. С. 163–177.
- Толстой Л.Н. Дневник // Толстой Л.Н. ПСС: в 90 т. Т. 57. М.: Изд-во «Художественная литература», 1952. 430 с.
- Чуковский К.И. Дневник:: в 3 т. Т. 1: 1901–1969. / сост., подгот. текста, коммент. Е. Чуковской; предисл. В. Каверина. М.: Изд-во «ПРОЗАиК», 2011. 592 с.
- Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. 358 с.
- Егоров О.Г. Русский литературный дневник XIX века. История и теория жанра. М.: Изд-во «Флинта», «Наука», 2011. 177 с.
- Юнг К.Г. Сознание, бессознательное и индивидуация // Зарубежный психоанализ: учебное пособие / сост. и общ. ред. В.М. Лейбина. СПб.: Изд-во «Питер», 2001. С. 224–242.
- Федякин С.Р. Жанр, открытый В.В. Розановым // Розанов В.В. Когда начальство ушло… Собрание сочинений / под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 1998. С. 597–602.
- Криволапова Е.М. Жанр дневника в наследии писателей круга В.В. Розанова на рубеже XIX – XX веков: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2013. 48 с.
- Чуковский К.И. Дневник: в 3 т. Т. 3: 1936–1969. / сост., подгот. текста, коммент. Е. Чуковской. М.: Изд-во «ПРОЗАиК», 2011. 640 с.