«ПАНАРИОН» ЕПИФАНИЯ КИПРСКОГО И ВОСПРИЯТИЕ ЯЗЫЧЕСТВА В ИСТОРИОСОФСКИХ ВЗГЛЯДАХ ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ XI–XIV ВВ.
- Авторы: Лушников А.А.1
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Выпуск: Том 21, № 7 (2015)
- Страницы: 95-100
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/4152
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2015-21-7-95-100
- ID: 4152
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена историософским взглядам авторов антиязыческой литературы Древней Руси. Автор установил, что главным источником данных идей стали сюжеты из «Панариона» Епифания Кипрского, которые, в свою очередь, частично произошли из Книги Юбилеев. Характерной особенностью антиязыческой литературы стало мифологическое мышление самих древнерусских книжников, что предопределило противоречивый характер данного исторического источника в отношении описываемых в нем реалий. Отображение исторически достоверных свидетельств не было задачей авторов, стремившихся показать духовной смысл описываемых ими событий и явлений.
Об авторах
А. А. Лушников
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097
Россия
Список литературы
- Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М.: Академический Проект, 2009. 538 с.
- Антология памятников литературы домонгольского периода в рукописи XV в.: Софийский сборник. М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2013. 540 с.
- Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2008. 1250 с.
- Ветхозаветные апокрифы. Книга Еноха. Книга Юбилеев. Заветы двенадцати патриархов. Псалмы Соломона. СПб.: Амфора, 2009. 407 с.
- Вилкул Т.Л. О происхождении «Речи Философа» // Paleoslavica. Т. XX. № 1. 2012. С. 1–15.
- Кормчая XII в. // Государственный исторический музей (ГИМ). Син. 227.
- Зубов Н.И. Загадка периодизации славянского язычества в древнерусских списках «Слова св. Григория…о том, како первое погани суще языци, кланялися идолом…» // Живая старина.1998. № 1. С. 6–10.
- Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Текст, исследование и словарь. Петроград: Российская государственная академическая типография, 1920. Т. 1. 612 с.
- Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. 480 с.
- Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругъ, 2011. 544 с.
- Миура К. Языческий культ Рода и рожаниц по памятникам учительной литературы // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). СПб.: Наука, 2008. Т. 58. С. 513–534.
- Паремийник XIII в. // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 550. Q.п. I.51.
- Олесницкий А. Мегалитические памятники Святой Земли. СПб., 1895. 427 с.
- Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука,1981. 608 с.
- Полное собрание русских летописей. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1926–1928. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Вып. 1–3. 579 с.
- Паремийник XIII в. // Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 381. Оп. 1. № 54.
- Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. М.: Типография Августа Семена, 1844 . Т. 2. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 3. 324 с.
- Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. М.: Типография В. Готье, 1863. Т. 43. Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 1. 386 с.
- The Panarion of Epiphanius of Salamis: Sects 1–46 (Nag Hammadi and Manichaen Studies). Brill Publ., 2009. 404 p.