«ПАНАРИОН» ЕПИФАНИЯ КИПРСКОГО И ВОСПРИЯТИЕ ЯЗЫЧЕСТВА В ИСТОРИОСОФСКИХ ВЗГЛЯДАХ ДРЕВНЕРУССКИХ КНИЖНИКОВ XI–XIV ВВ.


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена историософским взглядам авторов антиязыческой литературы Древней Руси. Автор установил, что главным источником данных идей стали сюжеты из «Панариона» Епифания Кипрского, которые, в свою очередь, частично произошли из Книги Юбилеев. Характерной особенностью антиязыческой литературы стало мифологическое мышление самих древнерусских книжников, что предопределило противоречивый характер данного исторического источника в отношении описываемых в нем реалий. Отображение исторически достоверных свидетельств не было задачей авторов, стремившихся показать духовной смысл описываемых ими событий и явлений.

Об авторах

А. А. Лушников

Пензенский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097
Россия

Список литературы

  1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. М.: Академический Проект, 2009. 538 с.
  2. Антология памятников литературы домонгольского периода в рукописи XV в.: Софийский сборник. М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2013. 540 с.
  3. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2008. 1250 с.
  4. Ветхозаветные апокрифы. Книга Еноха. Книга Юбилеев. Заветы двенадцати патриархов. Псалмы Соломона. СПб.: Амфора, 2009. 407 с.
  5. Вилкул Т.Л. О происхождении «Речи Философа» // Paleoslavica. Т. XX. № 1. 2012. С. 1–15.
  6. Кормчая XII в. // Государственный исторический музей (ГИМ). Син. 227.
  7. Зубов Н.И. Загадка периодизации славянского язычества в древнерусских списках «Слова св. Григория…о том, како первое погани суще языци, кланялися идолом…» // Живая старина.1998. № 1. С. 6–10.
  8. Истрин В.М. Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Текст, исследование и словарь. Петроград: Российская государственная академическая типография, 1920. Т. 1. 612 с.
  9. Клейн Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. СПб.: Евразия, 2004. 480 с.
  10. Мильков В.В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: ученый и мыслитель. М.: Кругъ, 2011. 544 с.
  11. Миура К. Языческий культ Рода и рожаниц по памятникам учительной литературы // Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ). СПб.: Наука, 2008. Т. 58. С. 513–534.
  12. Паремийник XIII в. // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 550. Q.п. I.51.
  13. Олесницкий А. Мегалитические памятники Святой Земли. СПб., 1895. 427 с.
  14. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука,1981. 608 с.
  15. Полное собрание русских летописей. Л.: Издательство Академии наук СССР, 1926–1928. Т. 1. Лаврентьевская летопись. Вып. 1–3. 579 с.
  16. Паремийник XIII в. // Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф. 381. Оп. 1. № 54.
  17. Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. М.: Типография Августа Семена, 1844 . Т. 2. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 3. 324 с.
  18. Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. М.: Типография В. Готье, 1863. Т. 43. Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 1. 386 с.
  19. The Panarion of Epiphanius of Salamis: Sects 1–46 (Nag Hammadi and Manichaen Studies). Brill Publ., 2009. 404 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лушников А.А., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах