Эффекты научения в условиях противоречивой обратной связи
- Авторы: Агафонов А.Ю.1, Бурмистров С.Н.1, Сханов Р.А.1, Филиппова М.Г.2
-
Учреждения:
- кафедра общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
- факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9.
- Выпуск: Том 19, № 8/1 (2013)
- Страницы: 288-297
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/3460
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2013-19-8/1-288-297
- ID: 3460
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье описаны процедура и результаты экспериментального исследования, направленного на установление зависимости эффективности научения от противоречивой обратной связи. В эксперименте использовались задачи зрительно-моторной координации. Показано, что в условиях противоречивой обратной связи существует выраженная тенденция принимать за собственный результат лучший из предъявленных альтернатив. Использование такой стратегии тем не менее приводит к повышению эффективности научения. Кроме того, обнаружено, что повторяющиеся ошибки играют важную роль в процессе научения, обеспечивая повторение наиболее точных реакций.
Ключевые слова
Об авторах
А. Ю. Агафонов
кафедра общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097
С. Н. Бурмистров
кафедра общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097
Р. А. Сханов
кафедра общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097
М. Г. Филиппова
факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097
Список литературы
- Агафонов А.Ю., Сханов Р.А., Филиппова М.Г. Когнитивная активность в условиях действия обратной связи различного типа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. N 2(3). С. 667-672.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервнойдеятельности (поведения) животных. М., 1973.
- Сергиенко Е.А. Оценочные суждения: взгляд на себя со стороны. URL: http://www.elitarium.ru.2006.
- Сханов Р.А., Макаров А.В. Когнитивные ошибки и способы их исправления //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. N 2(2). С. 413-416.
- Сханов Р.А., Филиппова М.Г., Ворожейкин И.В., Макаров А.В. Ошибки впроцессе научения при разных способах оценки эталона // Психологические исследования: сб. науч. работ. 2013.
- Xeгенxaн Б., Олсон М. Теории научения. СПб., 2004.
- Nisbett R., Borgida E., Crandall R., Reed H. Popular induction: Information is notnecessarily informative // Judgments under uncertainty: Heuristics and biases / eds. D. Kahneman, P. Slovic, A. Tversky. Cambridge University Press, 1982. P. 101-116.
- Tversky A., Kahneman D. Judgement under uncertainty: heuristics and biases //Science. 1974. Vol. 185. P. 1124-1131.