Эффекты научения в условиях противоречивой обратной связи


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье описаны процедура и результаты экспериментального исследования, направленного на установление зависимости эффективности научения от противоречивой обратной связи. В эксперименте использовались задачи зрительно-моторной координации. Показано, что в условиях противоречивой обратной связи существует выраженная тенденция принимать за собственный результат лучший из предъявленных альтернатив. Использование такой стратегии тем не менее приводит к повышению эффективности научения. Кроме того, обнаружено, что повторяющиеся ошибки играют важную роль в процессе научения, обеспечивая повторение наиболее точных реакций.

Об авторах

А. Ю. Агафонов

кафедра общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097

С. Н. Бурмистров

кафедра общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097

Р. А. Сханов

кафедра общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097

М. Г. Филиппова

факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, 199034, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9.

Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097

Список литературы

  1. Агафонов А.Ю., Сханов Р.А., Филиппова М.Г. Когнитивная активность в условиях действия обратной связи различного типа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. N 2(3). С. 667-672.
  2. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервнойдеятельности (поведения) животных. М., 1973.
  3. Сергиенко Е.А. Оценочные суждения: взгляд на себя со стороны. URL: http://www.elitarium.ru.2006.
  4. Сханов Р.А., Макаров А.В. Когнитивные ошибки и способы их исправления //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. N 2(2). С. 413-416.
  5. Сханов Р.А., Филиппова М.Г., Ворожейкин И.В., Макаров А.В. Ошибки впроцессе научения при разных способах оценки эталона // Психологические исследования: сб. науч. работ. 2013.
  6. Xeгенxaн Б., Олсон М. Теории научения. СПб., 2004.
  7. Nisbett R., Borgida E., Crandall R., Reed H. Popular induction: Information is notnecessarily informative // Judgments under uncertainty: Heuristics and biases / eds. D. Kahneman, P. Slovic, A. Tversky. Cambridge University Press, 1982. P. 101-116.
  8. Tversky A., Kahneman D. Judgement under uncertainty: heuristics and biases //Science. 1974. Vol. 185. P. 1124-1131.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Агафонов А.Ю., Бурмистров С.Н., Сханов Р.А., Филиппова М.Г., 2013

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах