Эволюционная эпистемология и когнитивная психология сознания, или Зачем человеку разум?


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье обсуждаются возможные пути решения проблемы субъективной очевидности осознанных переживаний. Показано, что для построения когнитивной теории сознания необходимо ответить на вопрос: «Для чего необходимо осознание, если многие, а то и все психические операции могут производиться эффективно в “абсолютной темноте” бессознательной психической активности?» Показана тесная связь места сознания в физической реальности, в чем состоит объективная необходимость субъективных переживаний? Почему необходимо квалитативное знание. В качестве эвристик использованы основные положения эволюционной эпистемологии К. Поппера и концептуальный аппарат квантовой механики.

Об авторах

А. Ю. Агафонов

кафедра общей психологии и психологии развития Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097

Список литературы

  1. Агафонов А.Ю. Бессознательные обертоны осознания // По обе стороны сознания. Экспериментальные исследования по когнитивной психологии. Самара: БахрахМ, 2012. 192 с.
  2. Агафонов А.Ю. Как изучать сознание? // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. Т. 13. N 2. С. 85-90.
  3. Агафонов А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или Как сознание неосознанно принимает решение об осознании. Самара: Универс-групп, 2006. 348 с.
  4. Агафонов А.Ю. Сознание: где искать черный ящик? // Методология и историяпсихологии. 2009. Т. 4. Вып. 1. С. 151-165.
  5. Агафонов А.Ю., Гришакова Е.М., Найдич Е.В. Феноменология ошибочныхдействий: психоаналитический и когнитивный подходы // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. N 2 (5). С. 1200-1203.
  6. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (экспериментальная психологика). СПб.: «Издательство ДНК», 2000. 528 с. (Новые идеи в психологии).
  7. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per se, 2000. 685 c.
  8. Ворожейкин И.В., Агафонов А.Ю. Имплицитное научение в зоне осознанногонеразличения // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. N 2 (5). С. 1204-1207.
  9. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. СПб.: Питер,2004. 167 с.
  10. Куделькина Н.С. Восприятие многозначной информации как предмет психологического исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2008. Вып. 4. С. 268-277.
  11. Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: Едиториал УРСС, 2004. 456 с.
  12. Агафонов А.Ю. По обе стороны сознания. Экспериментальные исследованияпо когнитивной психологии. Самара: Бахрах-М, 2012. 192 с.
  13. Поппер К. Логика научного исследования. М.: Республика, 2005. 446 с.
  14. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, Международныйфонд «Культурная инициатива», 1992. 528 с.
  15. Поппер К. Предположения и опровержения. М.: Издательство АСТ; Ермак,2004. 638 с.
  16. Саркисян Я.Я, Ворожейкин И.В. Эффекты запоминания ошибочной информации. Сочи, 2013.
  17. Чалмерс Д. Сознающий ум: в поисках фундаментальной теории. М.: Либроком, 2013. 512 с.
  18. Lewicki P., Hill T. Unconscious processes as explanation of behavior in cognitive,personality and social psychology // Personality and Social Psychology Bulletin. 1987. N 13.
  19. Popper Karl R. Evolutionary Epistemology // Evolutionary Theory: Paths into theFuture / Ed. by J.W. Pollard. John Wiley&.Sons. Chichester and New York, 1984. Сh. 10. P. 239-255.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Агафонов А.Ю., 2013

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах