Ставропольские калмыки и буддизм в пространстве юго-восточного фронтира Европейской России в XVIII - XIX вв. (к вопросу о сохранении традиционной веры)
- Авторы: Зудина В.Н.1, Перла Н.Ю.2
-
Учреждения:
- Музей археологии, этнографии и истории Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
- детская художественная школа N 2
- Выпуск: Том 18, № 8/2 (2012)
- Страницы: 87-100
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/3300
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2012-18-8/2-87-100
- ID: 3300
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются условия возникновения двоеверия и сохранения буддийского мировоззрения у локальной группы крещеных калмыков на территории юго-восточного фронтира Европейской России в XVIII-XIX вв. Приводятся археологические доказательства, подтверждающие наличие у них буддийских традиций.
Ключевые слова
Об авторах
В. Н. Зудина
Музей археологии, этнографии и истории Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097
Н. Ю. Перла
детская художественная школа N 2
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097
Список литературы
- Нефедьев Н. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н. Нефедьевым. СПб., 1834.
- Рычков П.И. Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и Императорской Академии наук корреспондентом П. Рычковым. СПб., 1762. Ч. 1.
- Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб.,1773. Ч. 1.
- Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. СПб., 1795. Ч. 1, 2.
- Масленицкий Т.Г. Топографическое описание Симбирского наместничества1785 г. [машинописная копия] // Библиотека ГАУО. Инв. N 7140.
- Смирнов Ю.Н. Оренбургская экспедиция (комиссия) и присоединение Заволжья к России в 30-40-е гг. XVIII века. Самара, 1997. 190 с.
- Основание Ставрополя // История Самарского Поволжья с древнейших времендо наших дней (XVI - первая половина XIX века). М., 2000.
- Кузнецов В.А. Иррегулярные войска Оренбургского края. Самара; Челябинск,2008. 478 с.
- Джунджузов С.В. Калмыки в Среднем Поволжье и на Южном Урале (середина30-х годов XVIII - первая четверть XX века). Оренбург, 2011. 209 с.
- Волжские ставропольские калмыки: середина 30-х годов XVIII - первая половина XIX века: документы и материалы. Ростов-на-Дону, 2011. 319 с. Т. 1.
- Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII - начало XX в.). Элиста, 1995. 127 с.
- Орлова К.В. История христианизации калмыков: середина XVII - началоXX в. М., 2006. 207 с.
- Небольсин Н. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб., 1852.
- Стариков Ф.М. Историко-статистический отчет Оренбургского казачьего войска. С прил. статьи о домашнем быте оренбургских казаков, рис. со знамен и карты. Оренбург, 1891.
- Джунджузов С.В. Истоки «буддийского инакомыслия», или Почему оренбургские крещеные калмыки не стали христианами // Буддизм Ваджраяны в России: история и современность. СПб., 2009. С. 321-331.
- Дубман Э.Л. Новая Закамская линия: судьба, проект, строительство. Изд. 2,испр. и доп. Самара, 2005. 194 с.
- Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов(XIII-XVII вв.). М., 2004. 190 с.
- Орлова К.В. Проблема христианизации калмыков в контексте внутренней ивнешней политики России (середина XVII - нач. XX в.): автореф. дис. … док. ист. наук. Москва, 2006.
- Альбедиль М.Ф. О мифологических истоках Ваджраяны // Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию. М., 2012. С. 44-50.
- Отчеты Александровской публичной библиотеки и Зала императора Александра II. 1887-1895 гг. // СОИКМ.
- Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М.,2011. 447 с.
- Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее, составленный заведующим музеем Н.М. Федоровым в 1898 г. Самара, 1898.
- Книга Учета поступлений экспонатов в музей N 1 с N 1-14047 с октября1922 по 15 января 1936 г. // Научный архив СОИКМ.
- Войтов В.Е., Тихменева-Позднеева Н.А. Алексей Матвеевич Позднеев и еговосточная коллекция. Самара, 2001. 107 с.
- Научное наследие П.С. Палласа. Письма 1768-1771 гг. / сост. В.И. Осипов. Спб., 1993.
- Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1994. Т. 2.
- Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1994. Т. 1.
- Бахтыев М.М. Исследовательская деятельность Н.Н. Пантусова в Семиречье.URL: //http://www.rusnauka.com/28_NIOXXI_2008/Istoria/35692.doc.htm.
- Крамарева И.В. Загадочная находка: атрибуции буддийской крышки капалы //Из истории музейных коллекций. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Выпуск 2. Самара, 2005. С. 50-53.
- Чимитдорджиев Ш.Б. Национально-освободительное движение монгольскогонарода в XVII-XVIII вв. Улан-Уде, 2002.
- Бакаева Э.П. Этническая специфика калмыцкого буддизма // Новый исторический вестник РГГУ. 2003. N 3.