Ставропольские калмыки и буддизм в пространстве юго-восточного фронтира Европейской России в XVIII - XIX вв. (к вопросу о сохранении традиционной веры)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются условия возникновения двоеверия и сохранения буддийского мировоззрения у локальной группы крещеных калмыков на территории юго-восточного фронтира Европейской России в XVIII-XIX вв. Приводятся археологические доказательства, подтверждающие наличие у них буддийских традиций.

Об авторах

В. Н. Зудина

Музей археологии, этнографии и истории Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097

Н. Ю. Перла

детская художественная школа N 2

Email: morenov.sv@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1825-0097

Список литературы

  1. Нефедьев Н. Подробные сведения о волжских калмыках, собранные на месте Н. Нефедьевым. СПб., 1834.
  2. Рычков П.И. Топография Оренбургская, т. е. обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и Императорской Академии наук корреспондентом П. Рычковым. СПб., 1762. Ч. 1.
  3. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб.,1773. Ч. 1.
  4. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. СПб., 1795. Ч. 1, 2.
  5. Масленицкий Т.Г. Топографическое описание Симбирского наместничества1785 г. [машинописная копия] // Библиотека ГАУО. Инв. N 7140.
  6. Смирнов Ю.Н. Оренбургская экспедиция (комиссия) и присоединение Заволжья к России в 30-40-е гг. XVIII века. Самара, 1997. 190 с.
  7. Основание Ставрополя // История Самарского Поволжья с древнейших времендо наших дней (XVI - первая половина XIX века). М., 2000.
  8. Кузнецов В.А. Иррегулярные войска Оренбургского края. Самара; Челябинск,2008. 478 с.
  9. Джунджузов С.В. Калмыки в Среднем Поволжье и на Южном Урале (середина30-х годов XVIII - первая четверть XX века). Оренбург, 2011. 209 с.
  10. Волжские ставропольские калмыки: середина 30-х годов XVIII - первая половина XIX века: документы и материалы. Ростов-на-Дону, 2011. 319 с. Т. 1.
  11. Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII - начало XX в.). Элиста, 1995. 127 с.
  12. Орлова К.В. История христианизации калмыков: середина XVII - началоXX в. М., 2006. 207 с.
  13. Небольсин Н. Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса. СПб., 1852.
  14. Стариков Ф.М. Историко-статистический отчет Оренбургского казачьего войска. С прил. статьи о домашнем быте оренбургских казаков, рис. со знамен и карты. Оренбург, 1891.
  15. Джунджузов С.В. Истоки «буддийского инакомыслия», или Почему оренбургские крещеные калмыки не стали христианами // Буддизм Ваджраяны в России: история и современность. СПб., 2009. С. 321-331.
  16. Дубман Э.Л. Новая Закамская линия: судьба, проект, строительство. Изд. 2,испр. и доп. Самара, 2005. 194 с.
  17. Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов(XIII-XVII вв.). М., 2004. 190 с.
  18. Орлова К.В. Проблема христианизации калмыков в контексте внутренней ивнешней политики России (середина XVII - нач. XX в.): автореф. дис. … док. ист. наук. Москва, 2006.
  19. Альбедиль М.Ф. О мифологических истоках Ваджраяны // Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию. М., 2012. С. 44-50.
  20. Отчеты Александровской публичной библиотеки и Зала императора Александра II. 1887-1895 гг. // СОИКМ.
  21. Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М.,2011. 447 с.
  22. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном Музее, составленный заведующим музеем Н.М. Федоровым в 1898 г. Самара, 1898.
  23. Книга Учета поступлений экспонатов в музей N 1 с N 1-14047 с октября1922 по 15 января 1936 г. // Научный архив СОИКМ.
  24. Войтов В.Е., Тихменева-Позднеева Н.А. Алексей Матвеевич Позднеев и еговосточная коллекция. Самара, 2001. 107 с.
  25. Научное наследие П.С. Палласа. Письма 1768-1771 гг. / сост. В.И. Осипов. Спб., 1993.
  26. Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1994. Т. 2.
  27. Мифы народов мира: энциклопедия. М., 1994. Т. 1.
  28. Бахтыев М.М. Исследовательская деятельность Н.Н. Пантусова в Семиречье.URL: //http://www.rusnauka.com/28_NIOXXI_2008/Istoria/35692.doc.htm.
  29. Крамарева И.В. Загадочная находка: атрибуции буддийской крышки капалы //Из истории музейных коллекций. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Выпуск 2. Самара, 2005. С. 50-53.
  30. Чимитдорджиев Ш.Б. Национально-освободительное движение монгольскогонарода в XVII-XVIII вв. Улан-Уде, 2002.
  31. Бакаева Э.П. Этническая специфика калмыцкого буддизма // Новый исторический вестник РГГУ. 2003. N 3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Зудина В.Н., Перла Н.Ю., 2012

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах