Формирование у студентов системных навыков самоконтроля функционального состояния на занятиях физической культурой


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В результате освоения элективных курсов по физической культуре и спорту, помимо укрепления здоровья и совершенствования физических показателей, обучающиеся должны поддерживать профессиональную работоспособность и контролировать свое физическое состояние. В статье рассматривается процесс формирования навыков самоконтроля и оценки своего состояния. Для этого используется метод сопоставления объективных и субъективных показателей. Обучающимся разных спортивных специализаций предлагались контрольные упражнения для объективной оценки критичных для здоровья организма физических параметров и предлагалось сравнить с их субъективной оценкой. Анализ результатов показал, что в результате формирующего эксперимента обучающимися достигнуто обоснованное сближение субъективной и объективной оценок, что позволяет положительно оценить их способность адекватно воспринимать состояние своего здоровья и свидетельствует о наличии у них реального навыка самоконтроля физических кондиций.

Полный текст

Введение

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего образования, результатом обучения (Загвязинский 2023) элективным курсам по физической культуре должны стать универсальные компетенции УК-7, что предполагает получение студентами соответствующих знаний, развитие у них определенных навыков и умений. Учитывая современную тенденцию на увеличение доли самостоятельных занятий обучающихся в учебном плане дисциплины, возникает потребность в переносе фокуса с совершенствования текущих физических качеств обучающихся на формирование у них навыков, позволяющих владеть теоретическими и практическими знаниями для достижения высокого уровня профессиональной работоспособности и физического самосовершенствования; системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья и физическое самосовершенствование, умениями и навыками применения основных форм, средств и методов физической культуры для достижения высокого уровня физической подготовленности (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования).  

В соответствии с этим стоит задача научить обучающихся оценивать свое состояние используя простые объективные критерии оценки. Результаты объективного тестирования предлагалось сопоставить с субъективной оценкой своего состояния. Причем акцент делался на оценку жизненно важных систем организма: сердечно-сосудистой и дыхательной, состояние которых достаточно адекватно иллюстрируется контрольными упражнениями, имеющими в своей основе 12-минутный тест Купера [Купер, Кеннет 1989]. Тем более что все современные военно-спортивные комплексы, системы армейских нормативов, нормы контроля физического состояния обучающихся в учебных заведениях содержат в себе длинный или, если угодно, длительный бег, являющийся основным показателем выносливости испытуемого, зависящей от состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. [http://mil.ssau.ru/matriculant/tableball] (см. упр. 25, бег 3000 метров).

 

Результаты исследования

Целью исследования было экспериментальное обоснование эффективности освоения обучающимися основ самооценки своего физического состояния и влияния на рост показателей их физической подготовленности. В основной части учебных занятий делался упор на развитие аэробной выносливости с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, ходьба на лыжах), а также спортивные игры для увеличения общей нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма. Контрольными упражнениями отслеживалась динамика изменений показателей общей выносливости испытуемых. В качестве объективного критерия оценки был выбран бег на 3000 м у юношей и 2000 м у девушек [Дружилов 2016]. Поскольку нас интересовал прежде всего качественный анализ результатов, то гендерный состав группы не имеет значения. Изолированно от результатов объективного контроля проводилось параллельное анкетирование обучающихся на предмет самооценки своего физического состояния. Следует отметить, что прежде всего интересовала вербальная/субъективная оценка своего физического состояния, так как в данный момент существует большой выбор электронных гаджетов, предлагающих различные методики оценки физических кондиций, но все они требуют адаптации под конкретного пользователя, влияют на самооценку. Методики измерения и оценки физического состояния, заложенные производителем гаджета, могут искажать реальную картину. Обучающимся предлагалось сопоставить субъективную самооценку с результатом контрольного теста [Педагогический эксперимент...].

Всего в течение учебного года было выполнено 4 комплекса: 1 – исходное тестирование и анкетирование, 2 – промежуточное I, 3 – промежуточное II, 4 – контрольное/итоговое тестирование и анкетирование (см. таблицу).

Таблица

Результаты исследования анкетирования

Результаты исходного исследования (начало семестра), %

Наименование

Отлично

Хо-рошо

Удовлетворительно

Плохо

Очень

плохо

Тест

1

14

43

30

12

Опрос

8

22

54

14

2

 

 

Q = 590

 

Первое промежуточное исследование, %:

Наименование

Отлично

Хо-рошо

Удовлетворительно

Плохо

Очень

плохо

Тест

2

14

48

24

12

Опрос

7

20

52

15

6

 

 

Q = 194

 

Второе промежуточное исследование, %:

Наименование

Отлично

Хо-рошо

Удовлетворительно

Плохо

Очень

плохо

Тест

2

12

50

26

10

Опрос

6

18

54

15

7

 

 

Q = 198

 

Итоговое исследование, %:

Наименование

Отлично

Хо-рошо

Удовлетворительно

Плохо

Очень

плохо

тест

3

18

60

12

7

опрос

4

18

56

15

7

 

 

Q = 18

Анализ результатов исходного исследования позволяет сделать вывод о завышенной оценке обучающимися своего физического состояния.

Результаты 1-го и 2-го промежуточного исследования говорят о корректировке обучающимися оценки своих физических кондиций, но высокое значение Q показывает ее существенное расхождение с результатами объективного контроля.

Полученное в результате итогового исследования значение Q меньше на порядок, что позволяет сделать вывод о совпадении субъективной оценки с результатами объективного контроля.

Здесь Q – сумма квадратов отклонений субъективной оценки от объективной (использование именно суммы квадратов отклонений [Коломиец, Поникарова 2017] обосновано наличием как завышенных, так и заниженных субъективных оценок относительно объективной оценки).

Это позволяет обоснованно оценить тенденцию изменения оценки (Беклемишев 2009; Пискунов  2001–2004) обучающимися своего физического состояния и, соответственно, оценить степень освоения предложенного им механизма его контроля.

 

Заключение

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод:

1) в процессе эксперимента изначально завышенные субъективные ожидания сближаются, но отнюдь не линейно, с результатами объективного контроля;

2) можно наблюдать промежуточный период разнонаправленных изменений в точности оценки своих кондиций;

3) субъективная оценка, сопоставляемая с результатами контрольного испытания, обоснованно (на порядок) ближе, чем исходные значения.

В процессе эксперимента обучающиеся освоили простой, не требующий специальной аппаратной поддержки метод самоконтроля своего физического состояния, критически важного для поддержания жизнедеятельности организма, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

×

Об авторах

А. А. Селезнев

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: Seleznev.a.a@ssau.ru

доцент кафедры физического воспитания

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Дружилов 2016 – Дружилов С.А. Здоровый образ жизни как целесообразная активность человека // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/04/66781.
  2. Коломиец, Поникарова 2017 – Коломиец Л.В., Поникарова Н.Ю. Метод наименьших квадратов: метод. указания. Самара: Изд-во Самарского университета, 2017. 32 с. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Metodicheskie-izdaniya/Metod-naimenshih-kvadratov-Elektronnyi-resurs-metod-ukazaniya-73397/1/Коломиец%20Л.В.%20Метод%20наименьших.pdf?ysclid=lwabh1g2l5696668606.
  3. Купер 1989 – Купер Кеннет. Аэробика для хорошего самочувствия: [перевод с английского]. 2-е изд., доп., перераб. Москва: Физкультура и спорт, 1989. 222, [2] с. URL: https://djvu.online/file/rbrrSyHj0LAvc?ysclid=lwabsbzgse2908728.
  4. http://mil.ssau.ru/matriculant/tableball – URL: http://mil.ssau.ru/matriculant/tableball (см. упр. 25, бег 3000 метров).
  5. Педагогический эксперимент… – Педагогический эксперимент: понятие, этапы, миссия и роль. URL: https://disshelp.ru/blog/pedagogicheskij-eksperiment-ponyatie-etapy-missiya-i-rol.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Селезнев А.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах