Формирование профессиональной надежности специалистов электроснабжения железных дорог

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Высокий уровень технологических, технических, логистических, организационных и экономических изменений, происходящих в железнодорожной отрасли, определяет траекторию развития профессиональной подготовки специалистов. Приоритетность вопросов безопасности в условиях комплексного влияния профессиональных рисков актуализирует научное осмысление проблемы, связанной с обоснованием результативной характеристики, позволяющей противостоять совокупному влиянию профессиональных рисков, эффективно развиваться в профессиональном сообществе, сохраняя устойчиво равновесное состояние системы «человек – техника – производственная среда». Анализ научно-методической литературы, опыта профессионально-прикладной физической подготовки в университетах путей сообщения РФ позволил выделить направления исследований, ориентированных на приведение в соответствие показателей психофизической пригодности специалистов с условиями реализации их профессиональной деятельности. В структуре профессиональной компетентности специалистов железнодорожного транспорта исследователи выделяют готовность к профессиональной деятельности. Вместе с тем в современных быстро меняющихся условиях профессионального мира необходимо сформировать не только актуальные (базисные) профессионально значимые качества будущего специалиста, но и создать условия для развития потенциальных профессиональных способностей, что позволит эффективно противостоять ситуациям риска и обеспечить становление механизмов саморегуляции. Качество, которое обеспечивает мобилизацию, приведение в действие имеющихся в наличии средств, запасов, источников для достижения поставленных целей, решения задач, раскрытия возможностей в определенной области, – это надежность. В статье показано, что сближение игры с учением определяет развивающий эффект игрового метода. Комплексный характер игрового метода позволяет формировать показатели в структуре профессиональной надежности специалистов электроснабжения железных дорог.

Полный текст

Введение

Постиндустриальный этап развития общества характеризуется высокой динамикой изменений экономических, социальных, организационных и технологических основ производства, что задает качественные показатели траектории развития производственной среды, среди которых основными являются хаотичность, неуравновешенность, неопределенность и изменчивость. Данный вызов усложняет требования к профессиональной подготовке, диктуя необходимость формирования конкурентоспособного специалиста, эффективность и успешность деятельности которого определяются критериями адаптивности и мобильности в изменяющихся условиях профессионального мира.

 

Ход исследования

Деятельность транспортного комплекса Российской Федерации отличается активным информационным, технико-технологическим и пространственным развитием, модификацией логистических и организационных структур. Это существенно увеличивает уровень влияния, зону действия и вариативность реализации негативных последствий профессиональных рисков (биологических, психологических, социальных, техногенных и др.) для работников, пассажиров и грузов. Понятие «риск» в профессиональной педагогике имеет многогранный и подвижный характер, но большинство исследователей при выявлении его сути определяют его как совокупность факторов, характеризующих особенности определенного вида деятельности и продуцирующих частоту реализации опасностей [Руднева 2016]. Под управлением риском понимается нахождение наиболее эффективных путей решения профессиональных задач в условиях изменчивости, хаотичности и неопределенности. Процесс реализации риска не является обусловленным и носит вероятностный характер. Вариативными могут быть как способы эскалации ситуаций риска, так и вероятность возникновения негативных последствий в процессе переходов от одного элемента риска к другому в цепочке причинно-следственных связей. Эксплуатация и ремонт, технологическое и административное управление требуют реализации видов профессиональной деятельности, задающих условия безопасного и безаварийного функционирования транспортно-логистической системы «человек – техника – производственная среда». Исследователи выделяют субъектный и деятельностный уровни проявления профессиональных рисков. Субъектный уровень характеризуется физиологическими, физическими, психологическими, социальными и иными возможностями и ограничениями специалиста, влияющими на эффективность и результативность его профессиональных действий. Для нормативно необходимого уровня работоспособности требуются развитые качества, внимание, психологическая и эмоциональная устойчивость, оперативное мышление и др. Деятельностный уровень влияния профессиональных рисков требует нахождения наиболее эффективной стратегии или решения профессиональных задач в нестандартных условиях профессиональной деятельности (ограниченные временные лимиты; высокий уровень личной ответственности; большие объемы или недостаточность информации, внештатные или аварийные ситуации) (Дондуков 2009).

Следовательно, вопросы безопасности профессиональной деятельности специалистов транспортной отрасли имеют приоритетный и координирующий характер при решении профессиональных задач, обеспечивающих эффективное и надежное функционирования всех производственны и управленческих процессов. Приоритетность критериев безопасности отмечается в ряде нормативных документов: регламент «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», утвержденный приказом Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 525, регламент «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта», утвержденный приказом Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 533; правила «Критерий оценки профессиональных рисков работников ОАО «РЖД», непосредственно связанных с движением поездов», утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 21.12.2009 № 2631р. Отличительной особенностью профессиональной деятельности специалистов данной сферы стало совокупное влияние профессиональных рисков, последствия реализации которых могут проявляться в опасности для жизни, здоровья работников и пассажиров; возникновении состояний тревожности и стресса, профессионального выгорания; утрате контроля, нарушениях трудовой и технологической дисциплины; возникновениях аварийных ситуаций; финансовых потерях для отрасли [Васельцова, Степина, Черепанова 2013].

Контент-анализ содержания заданных в нормативных документах компетенций выявил недостаточную представленность в профессиональной подготовке специалистов электроснабжения железных дорог показателей, отражающих уровень соответствия психофизиологических качеств и профессиональной пригодности специалистов, представленных в основных положениях профессионального отбора. Актуальность научного осмысления проблемы, связанной с обоснованием результативной характеристики, позволяющей противостоять совокупному влиянию профессиональных рисков и эффективно развиваться в профессиональном сообществе, обусловлена увеличением функциональной наполняемости профессиональной деятельности и интенсивностью трудовых процессов, усложнением решаемых профессиональных задач и повышением зоны личной ответственности специалистов транспортной отрасли. Данная ситуация усугубляется неуклонно снижающимся уровнем здоровья трудоспособного населения и учащейся молодежи вследствие влияний экономических, экологических, технологических, информационных факторов развития современного общества.

Таким образом, обоснование результативной характеристики профессиональной подготовки специалистов электроснабжения железных дорог связано с выявлением ее структуры и содержания, определением механизмов, методов, средств формирования на основе учета развития и трансформации содержания, функционального наполнения профессиональной деятельности и вероятностного характера совокупного влияния профессиональных рисков.

Содержательный анализ результатов прикладных исследований и опыта профессиональной подготовки в университетах путей сообщения РФ позволяет констатировать, что государственный заказ регламентирует уровень и качество овладения основами профессиональной деятельности квалификационными характеристиками, наполняющими профессиональную компетентность специалиста. В структуре профессиональной компетентности специалистов транспортной отрасли исследователи выделяют готовность к профессиональной деятельности [Царева 2002; Садовский, Супов 2005; Жукова 2011] (Колиненко 2001). Вместе с тем необходимо отметить, что феномен «профессиональной готовности» очерчивает базовое и предстартовое состояние личности, носящее временный характер (причина – быстро меняющиеся условия профессиональной деятельности). Профессиональный потенциал представляется совокупностью свойств личности специалиста, позволяющей сохранять устойчивое и равновесное состояние системы при быстро меняющихся условиях профессионального мира [Васельцова 2009; Петров 2010]. Компетенция здоровьесбережения представляет собой интегрированную в личный опыт совокупность (систему) знаний и действий, проявляющуюся в «готовности (способности) к сохранению и укреплению здоровья с учетом его социальной значимости и социальных рисков» [Васельцова 2010; Михайлова, Степина 2013]. Общепрофессиональная технологическая компетенция интегрирует показатели оперативного и технологического мышления двигательной готовности к профессиональной деятельности (Веселкина 2014) [Чуб 2009].

Анализ категорий «профессиональная готовность», «профессиональный потенциал», «социальные компетенции» показывает их содержательную близость (в рамках исследуемой проблемы), поскольку характеризует уровень освоения профессиональной деятельности, позволяющий реализовать социальный, физический и психологический ресурс, созданный в образовательных институтах. Необходимо подчеркнуть, что более 60 % формулировок, определяющих содержание компетенций в ФГОС ВО, начинаются со слова «способность». Понятие «способность» трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, формирование которых происходит на основе задатков в процессе овладения определенной деятельностью. Около 40 % компетенций описывается через «готовность». Готовность как мотивационно актуализирующее звено при сопоставлении (в рамках понятий) со способностью превращается в механизм, который позволяет мобилизовать внутренние ресурсы для достижения цели.

Вместе с тем специфика и особенность профессиональной деятельности специалистов электроснабжения железных дорог требуют уточнения результативной характеристики, позволяющей эффективно противостоять комплексному влиянию профессиональных рисков с учетом их трансформации и прогнозирования последствий их реализации.

Качество, которое обеспечивает мобилизацию, приведение в действие имеющихся в наличии средств, запасов, источников для достижения поставленных целей, решения задач, раскрытия возможностей в определенной области, – это надежность. Профессиональная надежность специалиста – это результативная характеристика высшего порядка, определяющая уровень профессиональной подготовленности. Комплексный характер негативных влияний профессиональных рисков (биологический, физический, психофизиологический, социальный, техногенный) в деятельности специалистов транспортной отрасли требует наличия характеристики, которая позволит оптимально адаптироваться к изменяющимся производственным условиям. Профессиональное развитие определяется качеством профессиональной подготовки, опытом практической деятельности, процессами социализации (проигрыванием социальных ролей, наличием профессиональной мотивации и др.). В процессе профессиональной подготовки необходимо сформировать не только актуальные (базисные) профессионально значимые качества будущего специалиста, но и создать условия для развития потенциальных профессиональных способностей, что позволит эффективно противостоять ситуациям риска и обеспечить становление механизмов саморегуляции [Осадчук, Максименко 2016]. Структурное и содержательное наполнение данной результативной характеристики зависит от специфики и особенности профессиональной деятельности. Исследователи [Солодкая 1992; Осадчук, Максименко 2016; Стрижов 2009] в содержании профессиональной надежности выделяли: морально-нормативную составляющую; физиологическую (функциональную работоспособность организма и его адаптацию к условиям производства); мотивационную направленность, профессиональную пригодность специалиста и его психические состояния; соотношение резервов здоровья и профессионального опыта; индивидуальный стиль деятельности, профессиональное мастерство и незаменимость специалиста; уровень владения профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями стандартной или проблемной ситуации; комплексность развития профессионально значимых качеств. Многофакторный анализ профессиональной надежности специалиста в рамках деятельностного, субъектного, акмеологического подходов позволил выявить его сущностную характеристику как интегративное свойство личности.

Профессиональная надежность специалиста электроснабжения железных дорог может эффективно формироваться в процессе функциональной интеграции его компонентов. Мотивационно-ценностный компонент является системообразующим и запускным механизмом, актуализирующим профессионально значимые способности и мобилизующим внутренние резервы для достижения цели. Основными показателями сформированности данного компонента являются: профессиональная направленность, ценностные ориентации, мотивы, интересы, организующие познавательную и практическую деятельность на поддержание здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья, освоение ценностей физической культуры, профессионального саморазвития.

Ресурсную основу составляет деятельностно-технологический компонент, представленный интегрированной совокупностью взаимосвязанных физиологических, физических, психологических способностей и позволяющий овладевать знаниями, способами и видами деятельности (инвариантами) за счет образования новых связей между отдельными предметами и их свойствами, между различными ситуациями и вызвавшими их причинами.

Регуляторным механизмом психофизического потенциала профессионального развития, позволяющим гибко реагировать в условиях риска, является рефлексивный компонент. Осмысление собственного опыта, анализ изменений, происходящих во внешней среде, и их оценка способствуют самоопределению, самоактуализации, саморегуляции, которые, в свою очередь, обуславливают новые нормы деятельности, новые способы, а все это в целом – новый результат.

Таким образом, профессиональную надежность специалистов электроснабжения железных дорог можно определить как интегративное качество личности, включающее мотивационно-ценностный, деятельностно-технологический и рефлексивный компоненты, показатели которых выражаются способностями и качествами личности, позволяющими противостоять комплексному влиянию профессиональных рисков.

Стремительно меняющиеся условия реализации профессиональной деятельности специалистов электроснабжения железных дорог, ситуации неопределенности, хаотичности, опасности обуславливают наличие игрового метода в формировании показателей в структуре профессиональной надежности данных специалистов. Исследователи подчеркивают комплексный (сопряженный) характер данного метода, позволяющий формировать одновременно фонд двигательных умений (по структуре и решению двигательной задачи максимально приближенных к профессиональным) и физических, психологических и личностных качеств, способствующий проигрыванию различных ролей, развивающий творческое начало и волевую сферу личности. Сближение игры с учением определяет развивающий эффект игрового метода и позволяет абстрагироваться от реальной ситуации с ее ответственностью и множеством привходящих обстоятельств. Основным признаком развертывания игрового момента являются стремительно меняющиеся ситуации, в которых оказывается субъект, и быстрое приспособление действий к изменившейся ситуации.

В структуру игрового метода как определенного вида деятельности входят сюжетность (условный замысел, план игры, роли, взятые на себя играющими, и игровые действия, необходимые для реализации данных ролей); целеполагание, планирование, достижение цели, форма (организация действий участников, предоставляющая выбор широкого спектра способов достижения цели). Возможны индивидуальные или групповые действия, направленные на достижение личного и коллективного интереса), анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Формирование устойчивых мотивов игровой деятельности обеспечивается элементами соревнования, добровольностью и высокой эмоциональностью, удовлетворением потребностей в самореализации и самоутверждении [Вершинин, Финогенова, Сабуркина 2015].

А.Н. Леонтьев в своих работах отмечал наличие в игровой деятельности новых прогрессивных образований и возникновение мощных познавательных мотивов. Е.А. Покровский подчеркивал, что игры «способствуют не только укреплению телесного, но и не менее того образованию ума». Д.Б. Эльконин определял игру как вид ориентировочной деятельности, которая позволяет воспроизводить социальные отношения между людьми и совершенствовать управление поведением. Решение игровых «конфликтов» в рамках установленных правил характеризуется столкновением противоположных интересов и способствует формированию определенных отношений в коллективе; высокий уровень состязательности требует максимальной мобилизации сил для достижения поставленной цели, задавая при этом высокий позитивный эмоциональный фон в развертывании игровых действий.

Применяя игровой метод на практических занятиях по физическому воспитанию студентов, можно решать задачи комплексного развития профессионально значимых качеств, выделенных в структуре профессиональной надежности специалистов электроснабжения железных дорог, динамических стереотипов и двигательных умений, наиболее часто повторяющихся в профессиональной деятельности. Условия соперничества увеличивают импровизационный характер игровых действий, подводящих занимающихся к самостоятельному выбору решений, проявлению инициативы и вместе с тем к закреплению необходимых навыков в обстановке, моделирующей нестандартные ситуации в процессе решения профессиональных задач. Одним из перспективных направлений в реализации педагогического контроля в учебном процессе является использование игр-тестов, в которых многократно воспроизводится заданная ключевая ситуация, что позволяет выявить социальную направленность обучающихся. В качестве критериев оцениваются: явный лидер, скрытый лидер; отношение к соперникам и партнерам по команде; дисциплинированность, требовательность к себе; отношение к победе, поражению; проявление инициативы и настойчивости, умения бороться до конца; нерешительность, конфликтность.

 

Заключение

В ходе исследования выявлено, что специфика деятельности специалистов электроснабжения железных дорог определяется приоритетностью вопросов безопасности в обеспечении функционирования системы электроснабжения, движении поездов, сохранности грузов и пассажиров. Особенностью профессиональной деятельности специалистов данной сферы является совокупное влияние профессиональных рисков, реализация которых может приводить к социально неблагоприятным витальным и экономическим последствиям как для компании «РЖД», так и для заказчиков услуг и работников холдинга. Профессиональная надежность как результативная характеристика процесса профессиональной подготовки обеспечивает оптимальную адаптацию и эффективное развитие специалистов электроснабжения железных дорог в условиях высокого влияния физических, технологических, организационных и социальных рисков.

Комплексный характер игрового метода обуславливает его эффективность в формировании показателей в структуре профессиональной надежности. Основные характеристики игрового метода (сюжетность, целевая направленность, состязательность, нормативность, высокая вариативность действий) взаимодополняют друг друга и в соответствии с эффектом мультипликативности многократно усиливают развивающие и воспитательные воздействия.

×

Об авторах

Д. О. Белов

Самарский государственный университет путей сообщения

Автор, ответственный за переписку.
Email: danilzaza@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8836-3679

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта

Россия, 443058, Российская Федерация, Самара, ул. Свободы, 2 б

Список литературы

  1. Бродецкий, Васельцова, Черкасова 2017 – Бродецкий А.Б., Васельцова И.А., Черкасова Формирование профессионально значимых качеств будущих специалистов строительного профиля на транспорте средствами атлетической гимнастики // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 4 (146). С. 38–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29117252. EDN: https://www.elibrary.ru/ynempb.
  2. Васельцова 2009 – Васельцова И.А. Системно-функциональный подход в практике профессионально-прикладной физической подготовки студентов // Вестник Самарского государственного университета. 2009. № 7 (73). С. 174–180. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14777317. EDN: https://www.elibrary.ru/mljrjl.
  3. Васельцова 2010 – Васельцова И.А. Элементы здорового образа жизни в содержательном наполнении структурных компонентов психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2010. № 12 (70). С. 23–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15520983. EDN: https://www.elibrary.ru/nbquiv.
  4. Васельцова, Степина, Черепанова 2013 – Васельцова И.А., Степина Т.Ю., Черепанова М.А. Формирование базовых профессионально значимых психофизических качеств студентов железнодорожного вуза в процессе профессионально-прикладной физической подготовки // Вестник транспорта Поволжья. 2013. № 5 (41). С. 65–69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21004477. URL: https://www.elibrary.ru/rrqrcz.
  5. Вершинин, Финогенова, Сабуркина 2015 – Вершинин М.А., Финогенова Н.В., Сабуркина О.А Эффективность включения элементов спортивных игр в содержание занятий по физической культуре в дошкольном возрасте // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–1. С. 120–124. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36629&ysclid=ltk60g41rz265580034; https://elibrary.ru/item.asp?id=22970111. EDN: https://www.elibrary.ru/tiraob.
  6. Жукова 2011 – Жукова Е.И. Анализ психофизического состояния студентов экономических специальностей транспортного вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. № 2 (72). С. 90–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15589674. EDN: https://www.elibrary.ru/nddwml.
  7. Михайлова, Степина 2013 – Михайлова О.Н., Степина Т.Ю. Здоровье будущих специалистов железнодорожного транспорта в системе профессионального образования // Наука и культура России. 2013. Т. 1. С. 188–189. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21843179. EDN: https://www.elibrary.ru/sjzvyr.
  8. Осадчук, Максименко 2016 – Осадчук О.Л., Максименко Л.А. Понятие «надежность» в различных сферах жизнедеятельности человека: философские и этико-психологические аспекты // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3–1. С. 167–173. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8696&ysclid=ltl6je0288494069101; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25590979. EDN: https://www.elibrary.ru/voaeuf.
  9. Петров 2010 – Петров С.А. Профессиографический анализ деятельности в аспекте формирования психофизической надежности специалистов диспетчерского аппарата службы движения управления дороги // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010. № 1 (59). С. 77–81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13033149. EDN: https://www.elibrary.ru/kzfibp.
  10. Руднева 2016 – Руднева Т.И. Коммуникативная компетентность: фактор готовности к профессиональным рискам // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2016. № 3. С. 76–84. URL: http://eprints.tversu.ru/7073/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27126566. EDN: https://www.elibrary.ru/wvpwop.
  11. Садовский, Супов 2005 – Садовский В.А., Супов Б.П. Формирование профессионально важных физических качеств у студентов в зависимости от вида спортивной специализации // Спорт и здоровье: материалы II Междунар. науч. конгресса. Санкт-Петербург: Олимп-СПб., 2005. С. 249–251.
  12. Солодкая 1992 – Солодкая М.С. Методологические основания, социальные идеалы и пути обеспечения надежности социотехнических систем управления // Credo. 1992. № 1. С. 22–46.
  13. Стрижов 2009 – Стрижов Е.Ю. Нравственно-правовая надежность личности: психологическая модель и механизмы развития // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 40–55. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12981325. EDN: https://www.elibrary.ru/kybvlh.
  14. Царева 2002 – Царева Л.В. Формирование основ профессиональной физической культуры у студентов специальности «Мосты и транспортные тоннели»: монография. Хабаровск: ДВГУПС, 2002. 107 с. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-browser%3A%2F%2F4DT1uXEPRrJRXlUFoewruPlkMWmO6TdFslXVO981DlbKawR58P0YLm06cAsl_1YUOmAxqCqfaJv2JTcd1tf4HaY9S4QzolaLrQQvQDoiqV0ObduoKaXjCjOsXDQqJPTvhVSDjUSM6PkKpHx63ukA%3D%3D%3Fsign%3Dfef8iUYTyZ336Z7UBSA_1Q9eZ7q9ljZJ3IJhKACsSYw%3D&name=Careva_L.V.Formirovanie_osnov_professionaljnoj_fizicheskoj_kuljtury_u_studentov_pri_osvoenii_specialjnosti_Mosty_i_transportnye_tonneli_Monografija.doc&nosw=1.
  15. Чуб 2009 – Чуб Я.В. Формирование технологического мышления специалиста на занятиях по физической культуре в вузе // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 2. С. 149–153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12876466. EDN: https://www.elibrary.ru/kvuegx.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Белов Д.О., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах