Деятельность педагога-психолога в условиях индивидуализации обучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Педагогическое сообщество приходит к идее, что будущий специалист в сфере образования и воспитания должен обладать не только набором психолого-педагогических знаний, умений, навыков, но и специфическими личными качествами и ценностями, быть готовым к самообразованию и саморазвитию, способным к ответственному выбору профессиональных целей, творческому и нестандартному поиску решений большого числа педагогических задач. Так, одним из значимых специалистов в системе российского образования становится педагог-психолог. В статье рассматривается профессиональная деятельность педагога-психолога. Выделены этапы становления профессии педагога-психолога, проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие его профессиональную деятельность. Рассмотрена роль педагога-психолога в условиях модернизации современного образования. Доказано, что для успешной профессиональной деятельности педагога-психолога необходима сформированная тьюторская (универсальная) компетентность в процессе индивидуализации и персонализации обучения. Дается определение сути тьюторской компетентности педагога-психолога как свойства личности, интегрирующего знания методов диагностики индивидуальных особенностей обучающегося, методов мотивации и стимулирования, развития навыков оптимального выбора индивидуальных траекторий обучения в открытом образовательном пространстве с целью профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

Полный текст

Введение

К проблеме модернизации системы образования и профессиональной подготовки специалистов в области образования и воспитания в условиях неопределенности, выхода из Болонского соглашения и поиска своего собственного пути развития страны обращаются исследователи. Педагогическое сообщество склоняется к мысли, что будущий специалист в сфере образования и воспитания должен обладать не только набором психолого-педагогических знаний, умений, навыков, но и специфическими личными качествами и ценностями, быть готовым к самообразованию и саморазвитию, способным к ответственному выбору профессиональных целей, творческому и нестандартному поиску решений большого числа педагогических задач. Так, одним из значимых специалистов в системе российского образования становится педагог-психолог.

Рассмотрение профессиональной подготовки педагогов-психологов следует начать с истории возникновения профессии и условий, которые оказали влияние на последующие изменения в этой сфере. Ретроспективный анализ возникновения и становления профессии психолога (в т. ч. педагога-психолога) позволяет выявить несколько этапов.

Интерес к изучению человека и его внутреннего мира проявлялся с древних времен. Однако только в XIX веке произошло становление психологии как самостоятельной науки. Развитие отечественной психологии, имея тесные связи с европейскими научными сообществами, на начальных этапах происходило параллельно с зарубежной. Становление отечественной школы психологии обусловлено собственным предметом и методологией науки, развитие которой вызвало необходимость создания научного сообщества ученых-психологов, занимающихся новой наукой профессионально. В 1906 году в Санкт-Петербурге проходит съезд по педагогической психологии, организаторами которого стали Н.Е. Румянцев и А.П. Нечаев. Кафедры психологии появляются во всех крупных российских университетах. В 1912 году открывается Институт психологии, ныне Психологический институт Российской академии образования в Москве.

Развитие европейской и американской психологии происходит непрерывно и устойчиво на протяжении XX века и до наших дней. Октябрьский переворот 1917 года стал переломным: становление отечественной психологии имело противоречивый и трагический путь. Популярная в 1930-е годы педология была запрещена в связи с Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Однако психология продолжала свое развитие благодаря пришедшим в науку талантливым ученым (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия и др.). К 1960-м годам происходит становление советской психологии (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.): советская психологическая школа выходит на лидирующие позиции.

Бурное развитие психологической науки и высокий интерес к ней со стороны общества вызвали потребность в квалифицированных специалистах. Встал вопрос о профессиональной подготовке психологов. В 1965 году выходит приказ министра образования РСФСР «Об организации факультетов психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах». Развитие возрастной и специальной психологии привело к появлению в школах должности педагога-психолога, а в педагогических институтах и университетах стали готовить поступающих по специальности «Педагогика и психология». Психолого-педагогическое образование остается одним из популярных направлений в системе высшего профессионального образования [Кулов 2013].

В связи с изменениями социально-экономического характера, реформированием образовательной системы и переходом к новой образовательной парадигме педагоги-психологи стали необходимы для образовательной среды в дошкольных учреждениях, школах, колледжах и вузах. Со стороны общества и государства появились новые запросы и требования к подготовке педагогов-психологов.

В настоящее время профессиональная подготовка будущих педагогов-психологов осуществляется во многих вузах России, в том числе в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С.П. Королева, где студенты обучаются по нескольким программам бакалавриата: «Психолого-педагогическое образование», «Психология социализации и социальной адаптации», «Психология и педагогика инклюзивного образования».

Существует ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную подготовку педагогов-психологов:

1) профстандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» регулирует социально-трудовые отношения в сфере организации образовательной деятельности, утверждает квалификационные нормы, соответствующие должностям педагогических работников с данной квалификацией. В документе указаны обобщенные функции педагога-психолога: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ и попавшим в трудную жизненную ситуацию (Приказ 2015);

2) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в статье 42 определяет, что психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся, испытывающим трудности в адаптации, освоении программ обучения и попавшим в трудную жизненную ситуацию (ФЗ-273 2012);

3) ФГОС ВО 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» определяет сферы и виды профессиональной деятельности, где могут работать выпускники программ высшего профессионального образования: образование и наука; социальное обслуживание; в других областях профессиональной деятельности при условии соответствия их компетенций требованиям к квалификации работника (Приказ 2018);

4) концепция развития психологической службы в системе образования направлена на совершенствование психологического и психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности с учетом новых требований к образовательным программам различного уровня. В пояснительной записке отмечается наличие комплекса проблем, включая отсутствие единого подхода в определении места и статуса педагога-психолога в системе образования; отсутствие стандартов оказания психологической помощи; нехватка педагогов-психологов в системе образования (Концепция 2017).

Теоретические вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов рассматриваются в трудах российских ученых: З.М. Алисултанова обращается к формированию их профессиональной компетентности в самообразовательной деятельности на основе компетентностного подхода [Алисултанова 2012]; Т.А. Шкерина рассматривает исследовательскую компетентность [Шкерина 2012; Шкерина 2015]; С.С. Киржинова обращала внимание на формирование иноязычной коммуникативной компетентности; Т.Ю. Удалова акцентирует внимание на специальной информационно-коммуникативной компетенции; формирование профессиональных умений психологического консультирования становится предметом исследования Ю.В. Гольцевой [Гольцева 2011]. Формированию различных компонентов профессиональной культуры будущих педагогов-психологов посвящены научные труды А.В. Блаженко, М.М. Назаренко, С.А. Архарова, В.О. Романова и др., утверждающих, что необходимо уделять внимание формированию не только профессиональной компетенции, но и профессиональной культуре, мировоззрению и ценностям специалиста, их готовности к профессиональной деятельности (А.М. Кумушкулов, О.В. Борзенко, Г.Г. Хасанова, А.К. Бисембаева и др.).

Специфика и особенности деятельности педагогов-психологов

Основной тенденцией совершенствования и модернизации образования с середины XX века становится гуманизация. Центром выступает личность обучающегося со своими индивидуальными потребностями и уникальными свойствами, открытая для всего нового и способная на самостоятельное принятие решений в различных жизненных ситуациях. С одной стороны, личность воспринимается в ее целостном виде как самостоятельный субъект отношений; с другой – возникает задача создания педагогических условий, которые помогли бы выявить личностный потенциал, сформировать устойчивый интерес к образовательной деятельности и построить траекторию развития обучающегося (Селиверстова 2017). Педагог-психолог является связующим звеном между обучающимися и образовательной средой детского сада, школы, колледжа и вуза.

С развитием гуманизации образования актуализируется проблема индивидуализации обучения, предполагающая диагностику психофизических особенностей обучающегося, индивидуальное планирование и организацию образовательного процесса. Обучающиеся в этом процессе становятся активными субъектами, а образовательные организации в лице педагога-психолога и тьютора конструируют такую образовательную среду, которая способствует психолого-педагогическому сопровождению каждого обучающегося и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуализация обучения служит системообразующим элементом ФГОС, госпрограммы «Развитие образования» на период до 2030 г. (Постановление 2017) и локальных актов образовательных организаций.

Персонализация становится способом проектирования и реализации учебного процесса, в котором обучающемуся предоставляется возможность самостоятельно планировать собственную образовательную траекторию, выбирать значимые для себя учебные цели, время занятий и скорость освоения материалов, уровень сложности осваиваемых предметов, способы решения нестандартных задач, работать индивидуально и/или в команде. Эти параметры образовательной среды определяет обучающийся. Целью персонализации является удовлетворение его персональных образовательных потребностей, а не освоение определенного объема заранее заданных учебных предметов [Кислицина 2022].

Цифровизация и информатизация образования с возможностью инклюзии обучающихся с инвалидностью, ОВЗ и мигрантов открыли перспективные возможности для создания открытой цифровой образовательной среды – условий персонализации обучения.

Фундаментальные изменения методического сопровождения индивидуализации и персонализации образовательного процесса и существующая потребность обучающегося в оформлении образовательного заказа требуют подготовки специалиста, способного на основе диагностики индивидуальных потребностей и возможностей обучающегося уточнить образовательный заказ, спроектировать индивидуальную образовательную траекторию и организовать образовательную среду, которая будет способствовать гармоничному развитию личности в ходе психолого-педагогического сопровождения всего процесса обучения (специалист-тьютор).

Деятельность педагога-психолога с тьюторской компетентностью становится необходимым условием индивидуализации и персонализации обучения, способствуя формированию субъектности обучающегося, осознанию им целей развития, активного поиска путей реализации в избыточной образовательной среде [Рылов, Соловова 2022].

Тьюторская компетентность не является новым понятием, однако существует неоднозначное понимание ее смысловой сущности. Тьюторские практики разнообразны и довольно популярны в образовании. Так, исследователи обращаются к тьюторской компетентности учителя начальной школы (Н.Г. Пигарева и др.) [Пигарева 2017]; педагогов дополнительного образования детей (О.М. Богомолова, М.А. Флидерман и др.) [Богомолова, Флидерман 2014]; преподавателей высшей школы (Т.Ю. Сурнина и др.) [Сурнина 2008].

Педагог-психолог «видит» личность обучающегося в его целостности: способности, мотивы, потребности, ожидания, готовность нести ответственность за собственный индивидуальный образовательный путь. Для выполнения профессиональной деятельности по сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся педагогу-психологу необходима тьюторская компетентность, чтобы быть проводником идей и устремлений обучающегося. Он сопровождает индивидуальную образовательную траекторию, помогая рефлексировать промежуточные достижения, поддерживать потребность в постоянном совершенствовании знаний, умений и навыков для решения жизненных и профессиональных проблем. В образовательной практике имеется противоречие между необходимостью создания (организации) психолого-педагогических условий по тьюторскому сопровождению обучающихся и отсутствием тьюторской компетентности у будущих педагогов-психологов.

Нормативно-методическое обеспечение формирования тьюторской компетентности основывается на Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», обновленных ФГОС, профессиональном стандарте психолога-педагога, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих. Эти документы являются фундаментом для построения современной инновационной системы профессиональной подготовки будущих педагогов-психологов.

Формирование тьюторской компетентности у будущих педагогов-психологов является актуальной проблемой. Происходит постоянный научный поиск инновационных технологий, приемов и методов психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса, которые обеспечили бы системное преобразование профессиональной деятельности специалистов. Это должен быть комплексный педагогический процесс, способствующий профессиональной самореализации, саморазвитию и самоопределению будущих педагогов-психологов [Калугина 2016].

 

Выводы

В ходе анализа научной литературы пришли к утверждению, что специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях индивидуализации обучения заключается в выполнении тьюторских функций по сопровождению обучающихся, а особенность – персональное психолого-педагогическое сопровождение: диагностика индивидуальных особенностей обучающегося, выбор методов и траекторий обучения для дальнейшей мотивации и стимулирования потребности в саморазвитии. Таким образом, тьюторская компетентность педагога-психолога представляется свойством личности, интегрирующим знания методов диагностики индивидуальных особенностей обучающегося, методов мотивации и стимулирования, развития навыков оптимального выбора индивидуальных траекторий обучения в открытом образовательном пространстве с целью профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

×

Об авторах

А. Н. Рылов

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: rylov.an@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1497-9438

аспирант кафедры теории и методики профессионального образования

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Алисултанова 2012 – Алисултанова З.М. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности у студентов – будущих педагогов-психологов // Молодежная политика: опыт и перспективы развития, Дагестан, 18 сентября 2012 года. Дагестан: Дагестанский государственный педагогический университет, 2012. С. 214–221. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25520624. EDN: https://elibrary.ru/tiqdqd.
  2. Богомолова, Флидерман 2014 – Богомолова О.М., Флидерман М.А. Тьюторская компетентность педагогов дополнительного образования детей: проблемы формирования и сопровождения // Дополнительное образование детей: теория и практика: сборник научных трудов / сост. О.М. Богомолова. Новосибирск: ЦРНС, 2014. С. 39–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21714090. EDN: https://elibrary.ru/shekjb.
  3. Гольцева 2011 – Гольцева Ю.В. Технология формирования профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов // Актуальные вопросы современной методики преподавания в системе образования: сборник методических статей / Челябинский государственный педагогический университет; Челябинский институт развития профессионального образования. Челябинск: Цицеро, 2011. С. 21–25.
  4. Калугина 2016 – Калугина Е.В. Моделирование процесса формирования тьюторской компетенции у будущих педагогов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 7. С. 44–48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya-tyutorskoy-kompetentsii-u-buduschih-pedagogov/viewer.
  5. Кислицина 2022 – Кислицина Э.Е. Внедрение новой дисциплины «Основы финансовой грамотности» с применением элементов персонализированной модели образования // Персонализированное образование: теория и практика: сборник материалов III научно-практической конференции, Екатеринбург, 26–28 апреля 2022 года. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. С. 54–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49814516&pff=1. EDN: https://elibrary.ru/apoaqv.
  6. Кулов 2013 – Кулов А.У. Профессиональная подготовка педагога-психолога в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 201–204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-pedagoga-psihologa-v-sovremennoy-rossii/viewer; https://elibrary.ru/item.asp?id=18898229. EDN: https://elibrary.ru/pxohpp.
  7. Пигарева 2017 – Пигарева Н.Г. Тьюторская позиция педагога как фактор развития профессиональной компетентности // Современная начальная школа: инновации и традиции: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 60-летию факта педагогики и методики начального образования, Пермь, 01 ноября 2017 года / Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т; ред. кол.: Е.В. Иванова, Т.Н. Кобялковская, Н.А. Линк [и др.]; под общ. ред. Л.В. Селькиной. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2017. С. 424–431. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35188271. EDN: https://elibrary.ru/xsangh.
  8. Рылов, Соловова 2022 – Рылов А.Н., Соловова Н.В. Тьюторская деятельность в системе образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 4. С. 71–77. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-4-71-77. EDN: https://elibrary.ru/wlwwyz.
  9. Сурнина 2008 – Сурнина Т.Ю. Развитие тьюторских компетенций как способ совершенствования деятельности современного преподавателя // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 3. С. 169–179. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18904025. EDN: https://elibrary.ru/pxrpiv.
  10. Шкерина 2012 – Шкерина Т.А. Развитие исследовательской компетенции будущих бакалавров психолого-педагогического образования // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2012. № 3. С. 161–166. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18173172. EDN: https://elibrary.ru/phrtxn.
  11. Шкерина 2015 – Шкерина Т.А. Организационно-педагогические условия формирования исследовательской компетенции будущих бакалавров – педагогов-психологов в вузе. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2015. 252 с. ISBN 978-5-85981-927-0. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28155033. EDN: https://elibrary.ru/xsdaov.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рылов А.Н., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах