Развитие технологий E-learning в смешанном обучении
- Авторы: Акчурина М.Т.1
-
Учреждения:
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 29, № 2 (2023)
- Страницы: 83-86
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/24269
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2023-29-2-83-86
- ID: 24269
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье представлен обзор технологий электронного обучения, отмечается результативность смешанного обучения по сравнению с традиционными методами преподавания. Приводятся результаты исследований, которые подтверждают эффективность смешанного обучения по сравнению с традиционными методами, а также новые технологии E-learning, которые могут значительно улучшить результаты обучения, отмечаются дидактические функции цифровых образовательных ресурсов. Материалы статьи будут полезны обучающимся, всем интересующимся новыми технологиями в образовании. В статье отмечается важность инновационных подходов к организации современного образования.
Полный текст
Введение
Интеграция технологий в обучение вызвала большой интерес и предоставила множество возможностей для исследований. Смешанный режим обучения принят большинством учебных заведений в эпоху COVID-19, поскольку это настраиваемый и гибкий метод, предполагающий как традиционные, так и электронные средства обучения. Преподавание по схеме Blended Learning предполагает чередование очных занятий и самостоятельной дистанционной подготовки студентов. При этом в обоих случаях преподавателем осуществляется контроль полученных знаний и степень индивидуального усвоения материала. Одной из ключевых особенностей образовательного процесса сегодня является смешанное обучение, сочетающее классическое и цифровое обучение, создающее возможность эффективного усвоения учебного материала.
Основная часть
Смешанное обучение (англ. Blended Learning) стало популярным в связи с пандемией COVID-19, переходом на дистанционное обучение образовательных учреждений. Смешанное обучение сочетает традиционную очную форму обучения с онлайн-обучением, позволяя студентам получать доступ к учебным материалам и взаимодействовать с участниками образовательного процесса из любого места в любое время (Graham 2013).
Мировая практика свидетельствует о востребованности смешанного обучения в связи с активным развитием информационных технологий, перемещением интересов молодежи в интернет-пространство, совмещением учебы и работы, ростом интереса к получению второго и третьего образования без отрыва от основной трудовой деятельности. Одним из преимуществ смешанного обучения является его гибкость. Студенты могут работать в своем собственном темпе и по своему графику, что позволяет им сбалансировать свои учебные обязательства с другими обязанностями.
В сфере электронного обучения появился отдельный сектор со своим кругом задач и специалистами по созданию и использованию систем смешанного обучения. Смешанное обучение позволило преподавателям интегрировать в свои курсы более широкий спектр учебных инструментов и технологий. Преподаватели используют онлайн-платформы (Zoom, Webinar, Microsoft Teams, Google Meet), чтобы проводить виртуальные дискуссии в классе, создавать интерактивные онлайн-викторины, разрабатывать задания, чтобы поддерживать интерес студентов к учебному материалу.
Методика, предусматривающая дистанционные образовательные модули, во многом облегчает работу педагога по контролю уровня усвоения материала. Для сдачи экзамена, курсовой, ВКР, лабораторной, практической работы, отчета требуется провести работу в личном кабинете самостоятельно, на базе полученных знаний, зачастую в виде теста [Андреева 2018, с. 22]. Во многом облегчается информационно-методическая деятельность преподавателей: перечень тем ВКР, список литературы для самостоятельной подготовки, вопросы к экзамену рассылаются централизованно и в то же время персонализированно.
Качество смешанного обучения в первую очередь зависит от правильной постановки целей электронного обучения и от возможностей достичь этих целей с помощью конкретной системы дистанционного обучения (далее – СДО) с опорой на теорию обучения.
Наиболее популярной у преподавателей и разработчиков СДО является бихевиористская (поведенческая) теория обучения, в которой от обучаемого ожидается четко определенная реакция на ту или иную ситуацию, а если она отклоняется от «нормы», то ставятся дополнительные условия (подкрепление), которые должны привести к ожидаемому результату [Воровщиков 2020, с. 158–160].
Несмотря на почти столетнюю историю успешного развития данной технологии, исследователи указывают на сложность создания тестов, проверяющих не столько наличие в памяти обучаемого фактов, определений и правил, сколько умение выстраивать на их основе план решения предложенной задачи. Это противоречие может разрешается: в фазу электронного обучения выносится тестовая проверка знаний, а преподаватель только измеряет уровень творческого потенциала учащегося. Чтобы полностью реализовать в фазе электронного обучения главную формулу поведенческой теории С–Р–П (Ситуация→Реак-ция→Подкрепление), к каждому тесту фазы, состоящему из «Ситуаций», нужно добавить «Подкрепление», а также правила ее предоставления в случае неудовлетворительных результатов тестирования (т. е. «Реакции») [Маторина, Нуриева 2020, с. 37]. Таким образом, создание модулей Ситуация→Реакция→Подкрепление является главной задачей СДО в рамках Blended Learning. Синергия образовательных технологий такого порядка интегрирует преимущества традиционного очного и дистанционного обучения, которые взаимно компенсируют недостатки друг друга своими неоспоримыми достоинствами [Райхлина, Громова, Колесов 2022].
В 2021 году ученые из Университета Стэнфорда провели исследование, в котором был использован новый метод обучения нейронных сетей, называемый смешанным обучением (mixup). В исследовании ученые использовали смешанное обучение для обучения нейронных сетей на изображениях рукописных цифр и получили результаты, которые превзошли результаты, полученные с помощью традиционных методов обучения.
Обнаружено, что смешанное обучение дает лучшие результаты, чем другие методы обучения, даже при использовании меньшего количества обучающих данных [Li, Yu, Szegedy, Baldi 2021, p. 1665]; оно может улучшать результаты обучения нейронных сетей на различных типах данных.
Цифровые образовательные ресурсы отличаются от традиционных бумажных носителей информации: им присущи свои отличительные черты.
Технологическими преимуществами цифровых образовательных ресурсов и их отличиями от традиционных носителей информации являются:
1) Неограниченные емкости для хранения данных в электронном виде: возможность предоставить студентам максимальный объем данных по изучаемой тематике для реализации их права на углубленное изучение предмета при возникновении в этом индивидуальной потребности, при этом доступ к данным не предполагает походов в библиотеку и физического контакта с большим количеством бумажных источников;
2) Многообразие информационных форматов: текстовые данные могут интерактивно сопровождаться графикой, видео, музыкой;
3) Гипертекстовая структура представления информации (компактность данных обеспечивается иерархией уровней вложенности гипертекста, перекрестными ссылками, навигацией, поиском, фильтрами, контекстными подсказками);
4) Интерактивность (работа с текстом позволяет делать электронные пометки, копировать данные, формировать свои графические отчеты, визуализировать данные). Управление образовательным процессом автоматизируется (программное обеспечение онлайн оценивает качество прохождения теста, заносит данные в электронный журнал, уведомляет об оценке в личном кабинете студента, сообщает преподавателю о многократном непрохождении теста и проч.)
Преимущества цифровых образовательных технологий заключаются в том, что мультимедийность позволяет доносить материал визуализированно и максимально доходчиво; цифровая форма предполагает разноплановость форматов и, как следствие, вариативность; возможно интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса с обучающей системой; происходит приспосабливаемость к быстро меняющейся технологической действительности, появляется возможность адаптировать учебный процесс гибко и оперативно под любую ситуацию и любого пользователя [Григорьева 2021, c. 35].
При этом дистанционные технологии, реализуемые современными инновационными и программными инструментами, впоследствии сохраняют приверженность классическим принципам фундаментального образовательного процесса (научность, наглядность, системность), выполняя новые дидактические функции цифровых образовательных ресурсов:
– многоформатность и мультимедийность (индивидуализацию материала с учетом личных способностей конкретного студента, наглядность благодаря визуализации, реалистичность процессов и объектов);
– интерактивный характер взаимодействия объекта и субъекта (сочетание линейного и нелинейного образовательного процесса, практику моделирования ситуаций благодаря реализованным функциям пользователя, направленным на изменения определенных форматов системы);
– вариативность и адаптируемость (доступ к образовательным ресурсам по запросу, возможность осознанного индивидуализированного выбора интересующего материала из многообразия совокупности вариантов, изучение материала в разноформатном представлении с возможностью его аналитики, дифференцированность образовательных модулей) [Монахов 2018, c. 40].
Избыточность и вариативность как формы, так и уровневости цифрового формата обучения (структурирование образовательного контента на разных уровнях сложности и доступность для обучаемых в соответствии с их знаниями и умениями) позволяют характеризовать такой образовательный процесс как максимально ориентированный на удовлетворение интересов пользователей, их самообразование и индивидуализацию.
При выборе базовых ресурсов для реализации учебного курса представляется целесообразным комплексный подход, позволяющий использовать как готовые продукты, так и авторские педагогические наработки. При этом образовательные модули должны совершенствоваться, чтобы не отставать от общего уровня динамично развивающейся инновационной цифровой среды. Технология E-learning имеет особое преимущество:
– глобальность образовательной среды с неограниченным доступом к компетентным источникам информации профессиональной направленности;
– гибкость образовательной цифровой среды и ее инструментария, что позволяет студенту при помощи куратора / преподавателя настроить учебный модуль под свои возможности, соотнеся учебную программу со своими интересами и способностями в индивидуальном порядке, хотя и в рамках образовательного стандарта [Дементьева 2022; Козырева 2021];
– прозрачность и отсутствие коррупционной составляющей (алгоритм оценивания промежуточных и итоговых результатов испытаний понятен, однозначен и объективен, поскольку не зависит от человеческого фактора и личностных восприятий друг другом студента и педагога);
– контроль обучающих мероприятий через интерфейс СДО Moodle.
Однако смешанное обучение не является универсальным решением для всех образовательных учреждений и не подходит для всех типов учебных программ. Кроме того, необходимо учитывать, что при внедрении данной методики требуется инвестировать средства в соответствующее оборудование и обучение преподавателей.
Заключение
Преподаватель, задействованный в смешанном формате учебного процесса, должен не только понимать преимущества и слабые места E-learning, но и сам в совершенстве оперировать возможностями цифровых программных образовательных сред. Blended Learning становится все более популярным и эффективным методом обучения в современном мире. Ключевой фактор успеха данной методики в правильном балансе между традиционными методами преподавания и цифровыми технологиями. Цифровые технологии требуют ответственности обучаемых, самодисциплины и самоорганизации. Педагог становится наставником, при этом пополняя свой профессиональный багаж новыми знаниями и умениями работать в электронной среде. Учебная аудитория теряет территориальную очерченность и становится глобальной коммуникативно-образовательной средой.
Об авторах
М. Т. Акчурина
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: akchurina.maria@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-5665-2361
старший преподаватель кафедры «Лингвистика и переводоведение»
Россия, 125993, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4Список литературы
- Graham 2013 – Graham C.R. Emerging practice and research in blended learning // M.G. Moore (Ed.) Handbook of Distance Education. 3rd ed. Р. 333–350. New York, NY: Routledge, 2013. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203803738.CH21.
- Li, Yu, Szegedy, Baldi 2021 – Li H., Yu E., Szegedy A., Baldi P. Мixup: Beyond Empirical Risk Minimization // IEEE Transactions on Neural Networks and Learning Systems. 2021. Vol. 32, issue 5. Р. 1663–1677. DOI: http://doi.org/10.1109/TNNLS.2020.3019723.
- Андреева 2018 – Андреева Н.В. Практика смешенного обучения: история одного эксперимента // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 3. С. 20–28. DOI: http://doi.org/10.17759/pse.2018230302. EDN: https://elibrary.ru/xrvhwh.
- Воровщиков 2020 – Воровщиков С.Г. В поиске метапредметности: опыт разработки концепции // Народное образование. 2020. № 6 (1483). С. 155–165. URL: https://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie/2020-6/v-poiske-metapredmetnosti-opit-razrabotki-koncepcii; https://elibrary.ru/item.asp?id=44691518. EDN: https://elibrary.ru/dzguol.
- Григорьева 2021 – Григорьева И.В. Развитие и внедрение технологии смешанного обучения (blended learning) и онлайн-обучения как важной составляющей цифровизации образования // Вестник Университета Российской академии образования. 2021. № 3. С. 34–45. DOI: http://doi.org/10.24411/2072-5833-2020-10080. EDN: https://elibrary.ru/ncjjns.
- Дементьева 2022 – Дементьева А.С. Понятие смешанного обучения, преимущества и некоторые сложности в его реализации // Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 3. С. 910–914. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48251242. EDN: https://elibrary.ru/upnetp.
- Козырева 2021 – Козырева М.П. Технология смешанного обучения (Blended Learning) иностранному языку студентов-филологов // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 1. С. 39–45. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-1-39-45. EDN: https://elibrary.ru/dhedth.
- Маторина, Нуриева 2020 – Маторина И.Н., Нуриева Н.С. Смешанное обучение как средство оптимизации образовательного процесса в вузе // Актуальные проблемы современности: наука и общество. 2020. № 3 (28). С. 36–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44198101. EDN: https://elibrary.ru/crlvxc.
- Монахов 2018 – Монахов В.М. О фундаментализации дидактики как науки в соответствии с требованиями цифрового общества // Педагогика. 2018. № 7. С. 34–42. URL: http://pedagogika-rao.ru/journals/2018/07; https://elibrary.ru/item.asp?id=35303022. EDN: https://elibrary.ru/uuudvt.
- Райхлина, Громова, Колесов 2022 – Райхлина А.В., Громова М.В., Колесов Р.В. Комплексный подход к внедрению смешанного обучения в высшей школе // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 4. С. 55–65. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2022-4-55-65.