Советско-японская война 1945 года на страницах учебных пособий основного среднего образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема изучения Советско-японской войны в системе основного общего образования через комплексный анализ информационного материала в школьных учебных пособиях с 1952 года по настоящее время. Актуальность данной темы объясняется определенной спецификой российско-японских отношений, которые можно охарактеризовать как сдержанные ввиду ряда территориальных, экономических и политических противоречий. Практически ежегодно Япония поднимает вопрос о территориальной принадлежности некоторых островов Курильской гряды, выдвигая претензии и призывы к пересмотру решений, принятых по итогам Второй мировой войны. Но японская дипломатия сталкивается с твердой позицией Российской Федерации по данному вопросу. Подобные дипломатические баталии продолжаются с середины прошлого века по сей день и являются причиной того, что мирный договор между странами не заключен до сих пор. В современных условиях обострения международных отношений темы Советско-японской войны 1945 года и итогов Второй мировой войны в системе образования становятся одними из ключевых. При исследовании образовательных материалов учебных пособий по теме Советско-японской войны основное внимание обращалось на объем исторического материала, представленного для изучения обучающимся, иллюстративный материал, содержательную часть, то есть насколько максимально полно и детально раскрыта тема, а также карты-схемы. Так, анализ содержания текстового материала учебных пособий позволил выявить волнообразную динамику информационного объема, от количественного и качественного роста исторической информации, особенно в начале 1980-х годов, до резкого сокращения ее в материалах современных учебных пособий.

 

Полный текст

Введение

В условиях современных политических реалий отмечается усиленный интерес к событиям периода середины прошлого века. И это неудивительно, ведь заложенные в то время процессы непосредственно влияют на современные события международной дипломатии двух стран. Поэтому темы Великой Отечественной войны и Второй мировой войны сегодня являются объектами интересов не только многих профессиональных исследователей, но и простых любителей истории. Этот факт подтверждает и внушительная информационная база, которая с каждым днем пополняется исследовательскими и научно-исследовательскими монографиями, статьями, блогами и т. д. [Григорькин 2015; Крючек 2022].

Во многом этому способствуют не только материалы СМИ, но и сфера образования. На изучение темы «Вторая мировая война» отведено несколько полноценных занятий, следовательно, именно в рамках получения среднего общего образования происходит системное ознакомления с данными историческими событиями.

Но, к сожалению, такого нельзя сказать о теме «Советско-японская война 1945 года», которая также является частью мирового военного конфликта середины ХХ века. Отметим тот факт, что историческая часть военного конфликта представлена крайне слабо на страницах учебных пособий. А ведь именно данный военный конфликт заложил важные исторические процессы, которые мы можем наблюдать и по сей день, что отражается на современных геополитических отношениях Российской Федерации и Японии. Из-за претензий с японской стороны по вопросу о принадлежности четырех Курильских островов1 и твердой позиции советской дипломатии мирный договор не был подписан еще с середины прошлого века2. Это и обусловливает актуальность исследования.

Целью работы является анализ исторических материалов по теме Советско-японской войны на страницах учебных пособий СССР и современной Российской Федерации. К задачам исследования следует отнести рассмотрение исторических материалов по исследуемой теме, представленных в учебных пособиях, их объем, содержательную часть карт-схем и иллюстративного материала. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые поднята проблема изучения исторических материалов по теме Советско-японской войны в рамках среднего общего образования. Впервые проведен комплексный анализ учебных пособий советского и современного периодов по качеству исторического содержания, объему представленной информации, карт-схем и иллюстративного материала.

Удалось выявить восходящую и нисходящую динамику освещения истории советско-японского военного конфликта 1945 года на страницах учебных пособий за период более чем семидесяти лет. Анализировалось специальное периодическое издание, на страницах которого предлагались различные дидактические материалы и рекомендации по изучению или раскрытию отдельных тем в рамках образовательного исторического процесса.

 

Основная часть

Анализ учебных пособий по предмету «История России» проводился с учетом критериев, обозначенных в задачах (объем, содержание, иллюстрации и карты).

Отправной точкой к анализу учебного материала является советское учебное пособие 1952 года издания под редакцией А.М. Панкратовой «История СССР» в трех частях. Учебный материал по теме Советско-японской войны 1945 года опубликован на целых трех страницах учебного пособия в главе XVII «Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков». В содержательном аспекте достаточно подробно представлены причины и предпосылки советско-японского военного конфликта, прослеживается четкая взаимосвязь исторических событий начала ХХ века, интервенции иностранных держав, Гражданской войны 1918–1922 гг., а также событий 1930-х гг. Приведем подробную цитату из данного издания: «Японские империалисты были исконным врагом русского народа. Они неоднократно пытались захватить наши территории на Дальнем Востоке. Еще в 1904 г., в период Русско-японской войны, Япония попыталась отрезать нашу страну от Тихого океана, от выхода к портам Камчатки и Чукотки. В 1918–1922 гг., когда Советская республика отбивалась от интервентов, отстаивая свою независимость, японские империалисты попытались захватить советский Дальний Восток. Молодая Красная армия в тяжелой борьбе изгнала японских захватчиков с советской земли. Новое нападение на Советский Союз японцы организовали в районе озера Хасан в 1938 г. В 1939 г. японцы напали в районе Халхин Гола на Монгольскую Народную Республику, с которой у Советского Союза был договор о взаимопомощи. Эти попытки тоже были ликвидированы доблестной Советской Армией. Во время Великой Отечественной войны Советского Союза с Германией японцы держали на советской границе отборную Квантунскую армию, угрожая в любой момент перейти границу. Советское государство не могло дольше терпеть постоянной угрозы на Востоке. Чтобы обеспечить нашей стране безопасность не только на западе, но и на востоке, содействовать скорейшему установлению мира во всем мире, Советский Союз 9 августа 1945 г. включился в войну против японских захватчиков» (История СССР… 1952, с. 400).

Достаточный объем информации отводится итогам, причем итогам не только Второй мировой войны, но и итогам по окончании советского-японского конфликта 1945 года, которые в тексте учебного пособия оформлены как цитата из речи И.В. Сталина: «Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня, – говорил товарищ Сталин по поводу капитуляции империалистической Японии. – И вот этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт безоговорочной капитуляции. Это означает, что Южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном и базой обороны нашей страны от японской агрессии. Наш советский народ не жалел сил и труда во имя победы. Мы пережили тяжелые годы. Но теперь каждый из нас может сказать: мы победили. Отныне мы можем считать нашу Отчизну избавленной от угрозы немецкого нашествия на западе и японского нашествия на востоке. Наступил долгожданный мир для народов всего мира» (История СССР… 1952, c. 400–401).

Отметим наличие учебной карты-схемы, на которой достаточно подробно изображены основные направления действий советских войск на Дальневосточном театре военных действий.

Но, несмотря на некоторые вышеуказанные пункты, материал, излагаемый в данном учебном пособии, с исторической точки зрения недостаточно подробен. Так, например, отсутствуют названия фронтов; нет количества дивизий, бригад и армий, принимавших участие в советско-японском конфликте; отсутствуют фамилии и имена главнокомандующих фронтов и Военно-морского флота, а также цифры потерь сторон данного военного конфликта; нет ни одного имени героя данного военного конфликта; отсутствует информация о проведении морских и десантных операций на о. Сахалин и островах Курильской гряды. Не прослеживается взаимосвязь участия войсковых соединений и армий, разгромивших германский вермахт на западе и принявших участие в разгроме японской армии на востоке. Следует констатировать, что из-за небольшого объема исторической информации тема Советско-японской войны не была раскрыта в должной степени.

Отметим, что в целом достаточно странно наблюдать подобные недоработки авторами учебного пособия, которое было издано спустя семь лет после Второй мировой войны и советско-японского военного конфликта. Таким образом, уже в самом начале было задано направление на второстепенность освещения данного военного конфликта в сравнении с историческими материалами по Великой Отечественной войне.

Смерть И.В. Сталина в марте 1953 года положило начало осторожным изменениям в средствах массовой информации как по пересмотру исторической роли умершего лидера, так и в связи с изменениями в системе идеологической пропаганды, которые были вызваны отказом от многолетней практики создания персонифицированного культа лидера партии и страны. Совокупность происходивших изменений привела к необходимости изменений содержания исторических материалов в учебных пособиях по многим образовательным предметам, включая и историю [Артюков 2022].

После ХХ съезда КПСС, на закрытом заседании которого первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым был зачитан секретный доклад «О культе личности и его последствиях», исторический образовательный материал в учебных пособиях был подвергнут кардинальному пересмотру. Так, уже 27 марта 1956 года заведующим отделом школ ЦК КПСС Н.Д. Казьминым, в Центральный Комитет КПСС было отправлено предложение о снятии в 1956 году для выпускников 10 классов средней школы экзамена на аттестат зрелости по истории СССР, так как учебные пособия под редакцией А.М. Панкратовой, «буквально пропитаны культом личности» и ряд выводов несостоятельны в свете решений ХХ съезда КПСС (РГАНИ. Ф. 5. Л. 31).

Данный вопрос решили в положительном ключе секретари ЦК КПСС Д.Т. Шепилов, М.А. Суслов, П.Н. Поспелов, А.Б. Аристов, Н.И. Беляева, Л.И. Брежнев, Е.А. Фурцева которые данное предложение поддержали (РГАНИ. Ф. 5. Л. 31).

Отметим, что вопрос о снятии экзамена был поднят на собрании учителей истории и Конституции гор. Москвы, которое состоялось 26 мар-та 1956 года. В документе также отмечались и предпринятые меры по изменению материалов и направлению рекомендаций в образовательные учреждения. В частности, не следовало изучать последние главы учебника истории СССР для 10 класса об Отечественной войне и введено изучение материалов ХХ съезда КПСС (РГАНИ. Ф. 5. Л. 31).

Начавшиеся масштабные изменения в историческом материале в учебных пособиях коснулись и темы Советско-японской войны, но в самом минимальном виде. Цитата речи И.В. Сталина, в которой содержались оценки итогов Второй мировой войны и Советско-японской, в новой редакции учебника «Истории СССР» А.М. Панкратовой и К.В. Базилевича была заменена на простое перечисление военных итогов (История СССР… 1959, с. 286). Важно отметить, что по своему основному содержанию основной исторический материалам в учебном пособии по теме советско-японского военного конфликта изменений не претерпел, что позволяет сделать вывод о том, что уже на протяжении нескольких лет была заложена устойчивая форма восприятия и отношения населения СССР к событиям и итогам Советско-японской войны 1945 года как малозначительному событию.

Этот вывод подтверждается интересным наблюдением. В СССР выходило специализированное периодическое издание для учителей, преподававших предмет «история» в школе. На страницах данного издания обсуждались не только научно-теоретические вопросы, но и методическая часть по изучению различных тем. За более чем 30-летний период на страницах этого периодического издания ни разу не был поднят вопрос о теме советско-японского военного конфликта 1945 года [Преподавание истории в школе 1956; 1969; 1973; 1978].

После снятия в октябре 1964 года Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР изменения в системе образования продолжились. В 1965 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР об увеличении объема часов на современные темы по истории (Народное образование в СССР… 1974, с. 59).

В августе 1966 году было создано новое союзно-республиканское министерство народного просвещения, одной из задач которого стало дальнейшее совершенствование учебных планов и программ и издание новых образовательных учебных пособий (Народное образование в СССР… 1974, с. 76). В 1970-х годах в СССР было введено 10-летнее образование в школах и внедрены новые учебные программы, что еще острее поставило вопрос о новых учебных пособиях.

Процесс подготовки нового учебного пособия затянулся. От издательства «Просвещение» учебник по истории СССР для средней школы вышел только в 1980 году под редакцией И.Б. Берхина, М.П. Кима, П.И. Потемкина. Авторы очень ответственно и скрупулезно отнеслись к написанию исторического материала, посвященного Советско-японской войне. Сразу же можно отметить увеличенный по сравнению с прошлым учебным пособием объем исторической информации. Так, на тему военного конфликта 1945 года между СССР и Японией был выделен полноценный параграф, который содержит шесть страниц.

В начале содержании параграфа в наибольшей степени представлена историческая информация о ситуации на восточной границе в 30-е годы ХХ века и в период Великой Отечественной войны. В данной исторической информации отражалась перманентность нарушения государственной границы СССР Японскими вооруженными силами, что способствовало военной эскалации конфликта: «На дальневосточных границах Советского Союза японские милитаристы не прекращали военных провокаций. Только в 1944 г. было около 200 таких нарушений, в том числе много случаев обстрела советской территории. А на море военные корабли агрессора задерживали и даже топили наши торговые суда. Чтобы защитить свои границы, СССР в 1941–1945 гг. вынужден был держать на Дальнем Востоке до 47 дивизий и 50 бригад. На защите дальневосточных границ стоял Тихоокеанский флот» (История СССР… 1980, с. 111).

Также в содержании параграфа последовательно представлена информация об этапах и ходе военного конфликта. В частности, подробно изложена хроника наступления первого и второго Дальневосточного и Забайкальского фронтов. Помимо этого, представлены главнокомандующие трех фронтов: маршал Р.Я. Малиновский (Забайкальских фронт), генерал М.А. Пуркаев (2-й Дальневосточный фронт) и К.А. Мерецков (1-й Дальневосточный фронт), а также указан главнокомандующий Военно-морскими силами адмирал Н.Г. Кузнецов (История СССР…1980, с. 113).
Информация, касающаяся итогов войны, также имеет внушительный объем. В учебном пособии изложена информация о передаче южной части острова Сахалин и островов Курильской гряды СССР.

Представлен материал об учреждении новой наградной медали «За победу над Японией», которую получили все участники Советско-японской войны: «Советская Родина высоко оценила боевые подвиги своих сынов. Президиум Верховного Совета СССР учредил медаль “За победу над Японией”; ею были награждены все участники боев. Десятки соединений получили почетные наименования Хинганских, Амурских, Мукденских, Сахалинских, Курильских. Более 300 тыс. советских воинов были награждены боевыми орденами и медалями, а наиболее отличившиеся удостоены звания Героя Советского Союза» (История СССР… 1980, с. 115–116).

Текстовый материал учебного пособия дополнен двумя иллюстрациями. На первой иллюстрации содержится фотография маршалов Советского Союза, среди которых запечатлен маршал Р.Я. Малиновский, командовавший Забайкальским фронтом. На второй иллюстрации – изображение встречи советских войск с населением порта Дальний (современный Далянь). Но стоит подчеркнуть, что данные иллюстрации представлены не в самом качественном исполнении, что снижает их информационно-образовательную значимость в условиях учебного пособия как единственного источника знаний для учащихся советских школ.

Важно отметить тот факт, что в новом учебном пособии 1980 года, в сравнении с предыдущим учебником 1952 года редакции, нет картографического материала. Можно предположить, что карты не были представлены вследствие немалого объема информации в самом учебном пособии, а данный элемент был отражен в атласах и контурных картах.

Но, несмотря на некоторые нюансы, можно сделать вывод, что данное учебное пособие в полной мере раскрывает суть проблемы советско-японского военного противостояния 1945 года и позволяет сформировать целостную картину исторического события у обучающегося. Так, информация, изложенная в учебном пособии, позволяла учащимся анализировать материал и задавать проблемные вопросы, проводить взаимосвязью тех событий с современностью и Великой Отечественной войной.

К учебному пособию 1980 года прилагалось методическое пособие. Впервые в его содержании содержался план проведения полноценного урока по теме «Разгром империалистической Японии» с несколькими вариантами: «Первый вариант: учитель излагает причины вступления СССР в войну с Японией, затем учащиеся смотрят учебно-документальный фильм ‘‘Разгром империалистической Японии’’ (две части). В роли комментаторов выступают заранее подготовленные ученики. После просмотра фильма учитель продолжает свой рассказ. Излагается значение победы Красной армии на Дальнем Востоке.

Второй вариант: учитель рассказывает первый вопрос. По остальным двум вопросам можно подготовить краткие сообщения учащихся о боевых действиях войск всех трех фронтов и отдельно – сообщение о боевом содружестве с воинами МНР. Урок заканчивается выводами учителя.

Третий вариант: после рассказа учителя по первому вопросу учащиеся самостоятельно изучают в классе по учебнику материал, относящийся к данному уроку. В процессе самостоятельной работы наносят на контурной карте главные направления ударов советских войск по Квантунской армии Японии в Маньчжурии. Затем проводятся беседы по вопросам плана урока» (Берхин 1981, с. 346). Также в пособии учителю была дана рекомендация о необходимости преподнесения исторической информации по теме Советско-японской войны для учащихся с обязательной взаимосвязью с дипломатическими и военными конфликтами первой половины ХХ века. Кроме того, в методическом пособии были представлены все основные даты военного конфликта с Японией 1945 года и домашние задания для учащихся (Берхин 1981, с. 346–348).

Следует отметить любопытный факт, что в последующих изданиях учебно-методических пособий для учителей к учебникам истории СССР внимание теме Советско-японской войны 1945 года более не уделялось вплоть до современных учебных пособий для образовательных организаций Российской Федерации (История Отечества… 2004).

В 1983 году вышел новый учебник для средней школы под редакцией В.К. Фураева, П.М. Кузьмичева и Ю.С. Гиренко. В его содержании объем учебной информации по теме советско-японского военного конфликта, в сравнении с учебником 1980 года, значительно сокращен, всего лишь до нескольких абзацев, и занимает половину страницы в рамках темы посвященной Великой Отечественной войне. В содержательной части абзацев, представлены только исторические факты, несколько дат и событий. Причины, этапы, участники и итоги советско-японского военного конфликта полностью отсутствуют. Уделяется внимание только итогам Второй мировой войны (Новейшая история… 1983, с. 39–40).

Таким образом, следует отметить, что тему Советско-японской войны просто вычеркнули из исторического образовательного материала для школьников. Однако в конце учебного пособия размещены карты, в их числе прилагается и карта действий советских войск на дальневосточном направлении (Новейшая история… 1983, с. 295). Отметим любопытный факт, что остальная часть текста экстраполирует к обозначению внешнеполитических угроз со стороны США.

Именно с этого учебного пособия можно проследить динамику регресса объема информации в советских школьных учебных пособиях, которые издавались вплоть до окончания существования СССР. Притом сокращение объема неизменно привело к снижению качества исторической информации и пробелам в знаниях выпускников истории Отечества и Второй мировой войны.

Очередное реформирование системы образования в период Перестройки, введение 11-летнего образования в школе, а также изменение внутренней и внешнеполитической конъюнктуры, связанное с окончание холодной войны, демократизацией советского общества, и политическая гласность меняли и содержание исторического образования. Так, в учебном пособии 1990 года издания под редакцией В.П. Островского, В.И. Старцева, Б.А. Старкова, Г.М. Смирнова по предмету «История СССР» для 11 класса средней школы историческая информация по теме советско-японского конфликта незначительно увеличилась в объеме по сравнению с учебником 1983 года. Сохранившийся исторический минимализм материала по Советско-японской войне был дополнен моментом обсуждения японской проблемы на международных конференциях: «С конца 1943 г., со времени встречи в Тегеране, США и Великобритания настойчиво добивались от Советского Союза обязательства вступления в войну c Японией. События на тихоокеанском театре военных действий развивались неравномерно: от успехов Японии в войне до постепенного достижения превосходства американских и английских войск и захвата ими важных стратегических пунктов. Хотя военно-экономический потенциал Японии и начал истощаться, она была еще в состоянии оказывать длительное, упорное сопротивление. Вступление в войну на Дальнем Востоке Советского Союза представлялось союзникам по антигитлеровской коалиции обязательным. Г. Трумэн в мемуарах писал: “Было много причин для моей поездки в Потсдам, но наиболее срочным, с моей точки зрения, являлось то, чтобы получить от Сталина личное подтверждение вступления России в войну против Японии, в чем наши военные руководители были больше всего заинтересованы”. В Потсдаме Сталин подтвердил готовность СССР вступить в военные действия против Японии ровно через три месяца после окончания войны с Германией» (История СССР… 1990, с. 92).

Данная историческая информация ранее в учебных пособиях советского периода не встречалась, что можно считать новшеством в освещении данной темы. Также следует отметить факт, что учебная информация, касающаяся Советско-японской войны, представлена только в самом конце параграфа об окончании Второй мировой войны. (История СССР… 1990, с. 92–93).

Возможно, появление материала связанного с обсуждением японского вопроса на международных конференциях был связан или с изменившейся внешнеполитической конъектурой, или попыткой все-таки определить оптимальные знания по этой теме у обучающихся.

Таким образом, можно подвести небольшой итог по советскому периоду. Первоначальные границы по изучению темы советско-японского конфликта в рамках получения среднего образования были заданы учебным пособием 1952 года под редакцией А.М. Панкратовой. Объем и качество исторического материала оставались неизменными на протяжении более чем тридцати лет. Это позволило, с одной стороны, сформировать целостную картину знаний у нескольких поколений учащихся, но, с другой стороны, заложить второстепенное отношение к событиям советско-японского конфликта по сравнению с Великой Отечественной войной. О второстепенности говорит и тот факт, что на страницах одного из ведущих периодических изданий по методической помощи учителю так и не представлен материал, рассматривавший тему советского-японского конфликта.

Принципиально освещение темы советского-японского конфликта изменилось с выходом нового учебного пособия «История СССР» в 1980 году. Освещению этой проблемы был отведен целый параграф. В содержании методического пособия к данному учебнику было предложено несколько вариантов поурочных разработок по теме советско-японского конфликта. Такое внимание к данной теме, скорее всего, связано с изменением внешнеполитической конъюнктуры, переходом от разрядки к очередному обострению международных отношений между СССР и США, где Япония выступала союзницей США, на ее территории были размещены военные базы. Отметим, что подробное освещение изучаемой нами темы в учебнике 1980 года можно считать высшей точкой в динамике объема и качества информации для учащихся.

Но уже через три года, в новом учебнике «Новейшая история 1939–1982 гг.» происходит резкое сокращение количества (с целого параграфа до половины страницы), а соответственно и качества исторической информации по изучаемой теме. Данное сокращение информации может быть вызвано происходящими в тот период внешнеполитическими процессами. С учетом нормализации советско-японских отношений авторы данного учебника решили заложить более нейтральный по характеру образ Японии и Советско-японской
войны во избежание претензий.

Это можно считать самой низкой точкой динамики освещения темы советско-японского конфликта 1945 года.

Распад СССР и новые международные реалии, в которых оказалась Российская Федерация, особо не повлияли на количественное, качественное, картографическое и иллюстративное отражение событий Советско-японской войны на страницах учебных пособий. Например, в учебных пособиях А.А. Левандовского (Левандовский, Щетинов 1997, с. 142), 1997 года издания, В. П. Дмитриенко 2002 года (История Отечества… 2002, с. 345–346), А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной 2007 года (История России… 2007, с. 245–246), информация по советско-японскому конфликту представлена в максимально сокращенном виде.

В учебном пособии А.А. Левандовского в рамках изучения темы Великой Отечественной войны целый абзац посвящен деятельности «союзников» 1944–1945 гг. на Тихом океане: «К тому времени западные союзники СССР провели ряд успешных наступательных операций против Японии на Тихом океане. В течение 1944 г. англо-американские экспедиционные силы, нанеся поражение японскому флоту, заняли Марианские и Маршалловы острова. К лету 1945 г. они освободили Филиппины, Бирму, часть Индонезии. Боевые действия переносятся на территорию самой страны-агрессора. Но сопротивление японских милитаристов еще не было сломлено. В их руках оставались ресурсы Северо-Восточного Китая и Кореи» (Левандовский, Щетинов 1997, с. 142), чего ранее в советских учебниках по истории СССР просто не наблюдалось. А в отношении темы советского-японского военного конфликта указана численность, главнокомандующие и планы наступления советской армии. Приведены и две исторические даты, что военные действия Квантунская армия прекратила 19 августа 1945 года, а второго сентября 1945 года Япония подписала капитуляцию (Левандовский, Щетинов 1997, с. 142).

Историческая информация о взаимосвязи советско-японского военного конфликта 1945 года с предыдущими историческими событиями первой половины ХХ века отсутствует; нет исторических персоналий, проявивших себя во время данного военного конфликта, количество погибших солдат не упоминается. В забвении и военно-морские операции по освобождению южной части острова Сахалин и гряды Курильских островов.

Поверхностное освещение темы Советско-японской войны имеет место и в более современных учебных пособиях (История России… 2018; История России и мир… 2013; История России… 2021).

Важно отметить, что тема Советско-японской войны не нашла своего отражения в полном объеме и на страницах историко-культурного стандарта 2013 года. Данной теме посвящена только пара предложений: «Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курильской гряды. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия» (Историко-культурный стандарт 2013, с. 50). В нем не представлены понятия по этой теме, а дата, которая хоть как-то соприкасается с Советско-японской войной, относится лишь к окончанию Второй мировой войны.

 

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что информационная динамика исторических материалов по теме Советско-японской войны в школьных учебных пособиях имеет противоречивый характер. С одной стороны, следует отметить стабильность объема на протяжении нескольких лет, который не особо изменился даже с учетом процесса десталинизации и череды реформировании системы школьного образования в СССР. С другой стороны, после резкого увеличения исторического материала по исследуемой теме в 1980 году наблюдается такая же резкая динамика сокращения до нескольких абзацев, что меньше первоначального объема исторической информации, заложенной в учебном пособии 1952 года. Четко прослеживается закономерность процессов стагнации и регресса текстового материала, которая взаимосвязана с изменениями внутриполитической и внешнеполитической конъюнктурой.

Восходящая и нисходящая динамика объема исторической информации по исследуемой теме от раздела в рамках темы Великой Отечественной войны до полноценного параграфа и снова сокращения до нескольких абзацев сказывалась на отсутствие нормальных знаний у подрастающего поколения по данной проблематике. Заданная второстепенность не лучшим образом сказывается и на отношении к сохранности воинских мемориалов участниками Советско-японской войны 1945 года [Амелин 2022].

 С точки зрения иллюстрационных и картографических материалов следует отметить неоднозначную картину, поскольку в некоторых учебных пособиях присутствуют действительно качественные иллюстрации и порой хорошо проиллюстрированные и информативные карты. Но, несмотря на некоторые положительные стороны, тема Советско-японской войны в целом имеет очень стремительную и резкую динамику сокращения содержательного объема в образовательной среде.

Здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему произошло сокращение информации по этой теме? Что ж, стоит предположить, что ввиду налаживания внешнеполитических отношений с Японией авторы учебных пособий хотели сгладить информацию по данной тематике, поэтому часть информации была вычеркнута из учебных пособий.

В изучении истории России XX века главный акцент делается именно на Великую Отечественную войну. На фоне такой колоссальной и масштабной темы Советско-японская война не рассматривается как отдельный конфликт, и ее вписывают в тему Второй мировой войны. Она будто находится в тени между двух больших тем и уходит в забвение.

Не нужно забывать и о методологических подходах к материалу по Советско-японской войне. С учетом проведенного анализа открытых источников, касающихся методических разработок, можно сделать вывод, что данная тема подробно рассматривалась лишь в 1981 году. Любые дальнейшие упоминания, обсуждения данной темы в дискурсе школьного образования не наблюдались.

С учетом всего вышеуказанного хочется задать вопрос: а может ли обучающийся по современным учебно-методическим комплексам ответить на проблемный вопрос или провести анализ проблемы взаимосвязи событий окончания Великой Отечественной войны и Советско-японской войны 1945 году с современностью? Очевидно, информация по Советско-японской войне требует уточнения и большего объема.

 

×

Об авторах

А. П. Артюков

Институт гуманитарных наук, Московский городской педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: artiukov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1391-6969

кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории

Россия, 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4

А. Е. Амелин

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Email: luis.unepic@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5816-2008

студент магистратуры II курса, профиль: «Историческое образование»

Россия, 443081, Российская Федерация, г. Самара, ул. Стара-Загора, 76

Список литературы

  1. Амелин А.Е. 2022 – Амелин А.Е. Внешнее состояние братских захоронений участников Советско-японской войны 1945 года // Дни науки: сборник статей XXIII студенческой научной конференции. Самара, 2022. С. 16–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49377739. EDN: https://elibrary.ru/ucigcr.
  2. Артюков 2022 – Артюков А.П. Преобразования учебных материалов 1953–1956 гг. // Вестник Томского государственного университета. История. 2022. № 77. С. 107–114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49333099. doi: 10.17223/19988613/77/13. EDN: : https://elibrary.ru/eqpvgy.
  3. Григорькин 2015 – Григорькин В.А. Великая Отечественная война в современных интерпретациях // Гуманитарий: альманах о человеке, гуманитарной науке и образовании: научный ежегодник Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. 2015. № 3 (31). С. 26–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25014977. EDN: https://elibrary.ru/vbkmaz.
  4. Крючек 2022 – Крючек П.С. Великая Отечественная война в представлениях российской и белорусской молодежи: сравнительный анализ // Общественные и гуманитарные науки: материалы 86-й Научно-технической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, Минск, 31 января – 12 февраля 2022 г. Минск: БГТУ, 2022. С. 64–67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49283224. EDN: https://elibrary.ru/wzshwr.
  5. Преподавание истории… 1956 – Преподавание истории в школе. 1956. № 2. URL: http://pish.ru.
  6. Преподавание истории… 1963 – Преподавание истории в школе. 1963. № 3. URL: http://pish.ru.
  7. Преподавание истории… 1969 – Преподавание истории в школе. 1969. № 1. URL: http://pish.ru.
  8. Преподавание истории… 1973 – Преподавание истории в школе. 1973. № 6. URL: http://pish.ru.
  9. Преподавание истории… 1978 – Преподавание истории в школе. 1978. № 5. URL: http://pish.ru.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Артюков А.П., Амелин А.Е., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах