Определение предмета фундаментальной акмеологии
- Авторы: Кузьмина Н.В.1
-
Учреждения:
- Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования
- Выпуск: Том 28, № 4 (2022)
- Страницы: 60-64
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/11001
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-4-60-64
- ID: 11001
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье отмечается своевременность рождения акмеологии, обусловленного поисками закономерностей теории качества образования и методов его измерения. Предмет акмеологии определяется в результате обобщения факторов достижения зрелыми людьми вершин качества в разных видах созидательной деятельности. Выявленные связи и зависимости проверены и подтверждены кандидатскими и докторскими диссертациями (более двухсот). Акмеология представляется как новая фундаментальная гуманитарная наука, а акмеологический подход к исследованию факторов достижения вершин в любом виде профессиональной деятельности – как стратегия и технология самодвижения к вершинам продуктивности и профессионализма. Акмеология рассматривается как фундамент современной педагогической культуры, культуры осмысления качества результатов собственной деятельности
Полный текст
Введение
Каждый человек для чего-то рождается. Я прожила с сознанием, что рождена для решения проблемы учителя, его подготовки, повышения его квалификации. Но то и другое можно понять, только углубляясь в закономерности самодвижения к вершинам акмеологического, акмепроизводственного и педагогического мастерства работающего учителя.
Н.В. Кузьмина
В истории самого определения предмета акмеологии имеют место два разных подхода, дедуктивный (от общих положений к частным выводам) и индуктивный (от научных фактов к новым общениям). К своему определению предмета акмеологии Н.А. Рыбников пришел в 1928 г. именно дедуктивным путем: если есть педология, наука о детях, то вполне закономерна и наука о развитии взрослых – акмеология. Б.Г. Ананьев вернулся к этому определению в 1968 году в своей монографии «Человек как предмет познания» [Ананьев 1968]. Мое определение предмета акмеологии – это результат индуктивного обобщения фактов, закономерностей, связей и зависимостей, выявленных с помощью сравнительных измерений, полученных с помощью авторских методик.
Один из критериев истинности научного знания – содействие в развитии смежных наук. Так случилось, что наше определение предмета акмеологии помогло философам в развитии социальной синергетики. Профессором Петербургского университета В.П. Бранским сформулированы основы этнологической акмеологии. В.П. Бранским и С.Д. Пожарским [Бранский, Пожарский 2001] разработаны предмет, принципы и методы синергетической акмеологии. Наконец, новая наука предполагает наличие нового метода или новой системы методов исследования, новых принципов организации исследований, обеспечивающих выявление новых закономерных связей и зависимостей. Система таких методов была создана и экспериментально проверена.
Акмеологическая теория продуктивного образования
Если преподаватели всех уровней профессионального образования освоят акмеологический подход к исследованию факторов достижения вершин в любом виде профессиональной деятельности, если они научат студентов акмеологическим стратегиям и технологиям самодвижения к вершинам продуктивности и профессионализма в любом виде созидательной деятельности, тем самым все они станут акмеологами, поскольку освоят акмеологическую теорию созидательной деятельности, которой заняты взрослые люди. В результате Россия получит необычайное ускорение выхода из кризиса образования, науки, общественной жизни.
В 1968 году Б.Г. Ананьев нашел ей место в системе наук, изучающих возраст и фазы жизни человека как индивида, расположив их в следующей последовательности: эмбриология человека, морфология и физиология ребенка, педиатрия, педагогика, акмеология, геронтология (наука о старении). Б.Г. Ананьев поставил акмеологию вслед за педагогикой, как бы говоря тем самым, что это наука о закономерностях развития зрелых людей под влиянием образования или средствами образования. Акмеология изучает человека как индивидума, т. е. его природные свойства (пол, возраст, здоровье, уровень физического развития, генетические предпосылки развития, уровень развития интеллекта). Лишь психология «исследует человека как личность, субъекта творческой деятельности, индивидуальность, вступая в сложные связи с другими науками».
Науковедение утверждает, что сама потребность в решении научно-исследовательской проблемы возникает, когда у субъекта имеется интуитивная уверенность в возможности ее решения. А когда проблема является необозримой, то сил на ее решение может хватить лишь при условии самосознания, что ты рожден для ее решения. «Моя» Акмеология – наука о качестве созидательной деятельности преподавателей, обучающих основам профессионализма в сфере искусства мастерства и творчества средствами образования в любом виде созидательной деятельности; наука о совершенствовании, коррекции и реорганизации созидательной деятельности опытных специалистов [Кузьмина 2001]. Таким образом, зрелый человек и сообщества зрелых людей – специалистов и профессионалов созидательной сферы – нас интересуют в связи с поисками факторов, обеспечивающих успех или препятствующих достижению продуктивных результатов.
Предметом акмеологии является исследование закономерных связей и зависимостей между уровнями продуктивности и профессионализма созидательной деятельности отдельных специалистов и сообществ и факторами, содействующими и препятствующими самореализации творческих потенциалов на пути к вершинам созидательной деятельности. Модели продуктивной деятельности зрелых людей в решении производственных задач разной степени сложности как средство повышения качества подготовки будущих специалистов, их создание входят в предмет психологии [Деркач 2000 а; Деркач 2000 б]. Таким образом, понятие взрослости или зрелости человека является общим для психологии и акмеологии. Однако начало акмеологической зрелости мы связываем с развитием у человека способности становиться субъектом принятия самостоятельных решений, обуславливающих путь к созидательной деятельности и созданию акмецелевых программ самореализации творческих потенциалов [Степанова 1996].
Если в психологии главное понятие – «отражение», то в акмеологии – «созидание», которое строится на основе отражения, но находится с ним в новых отношениях: принятия решений, что и как из фондов психологии можно использовать для самосозидания, для подготовки созидателей, для совершенствования, коррекции и реорганизации деятельности созидателей, подвергшихся профессиональной деформации. Созидательной является деятельность, завершающаяся созданием продукта, имеющим социально значимую ценность. Осуществляется она зрелыми людьми, имеющими общее и профессиональное образование. Предварительная подготовка предполагает освоение правил ее осуществления [Кузьмина 2002; 2012].
Поскольку предметом акмеологии являются закономерности самодвижения к вершинам созидательной деятельности, завершающейся созиданием «продукта», удовлетворяющего критериям качества, то мы рассматриваем процесс деятельности как peшение задач репродуктивных и творческих – интуитивное, сознательное, сверхсознательное. Нас интересует прежде всего продуктивная (или результативная) деятельность,
в отличие от малопродуктивной и непродуктивной. В связи с этим мы вводим понятия «уровень деятельности», «вершины деятельности», «факторы продуктивности деятельности».
Способность к саморазвитию и самокоррекции деятельности – следствие накопления фонда адекватных представлений об искомых результатах и ценностных отношениях к объекту, процессу и результатам, а также овладения способностями воплощения замыслов в действия и продукты созидания. Итак, акмеология делает предметом своих исследований зрелого человека прежде всего как субъекта созидательной деятельности, способного воплощать искомый результат в продукте деятельности [Кузьмина, Софьина 2012].
Созидатели – субъекты созидательной деятельности, отдельные лица, группы лиц, сообщества, находящиеся в определенных связях и отношениях, владеющие культурой производства в создании сложных объектов – продуктов индивидуальных или групповых усилий, получающих социальное признание. Созидание как предмет акмеологических исследований – сложная деятельность, в той или иной области осуществляемая отдельным человеком или группой людей с помощью определенных средств в течение более или менее длительного времени. Созидательная деятельность субъектов опирается на предварительную общекультурную, общеобразовательную, специальную (по конкретным областям научных и практических знаний) и профессиональную подготовку. Последняя связана с обучением искусству применения научных знаний и средств в практике решения общекультурных, специальных и профессиональных задач, подчиненных достижению заранее проектируемого результата, отвечающего определенным требованиям качества.
Подготовка будущих специалистов в профессиональных учебных заведениях может быть продуктивной, если вооружает их теорией самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности. Но, чтобы вооружить теорией других, она, во-первых, должна быть создана; во-вторых, усвоена преподавателями профессиональных учебных заведений; в-третьих, применена ими к себе самим. Тогда они убедятся в ее эффективности.
Акмеологические факторы устойчивого развития общества
Критерием качества общего образования является развитие у всех или подавляющего большинства выпускников общеобразовательной школы самосознания творческих потенциалов и развитие у всех или подавляющего большинства выпускников творческой готовности, готовности у всех или подавляющего большинства выпускников к предстоящей самостоятельной созидательной деятельности на современном конкурентоспособном производстве.
Закономерности самодвижения зрелых людей к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности на этапе профессиональной подготовки и на этапе самостоятельной деятельности после получения образования или вопреки ему – это акмеологические мало исследованные проблемы. Привлечение к их исследованию преподавателей и студентов всех уровней профессионального образования – важнейший источник повышения его качества.
Если главной задачей общеобразовательного маршрута является диагностика и развитие творческих потенциалов на пути к профессиональному самоопределению выпускников, то главная задача профессионально-образовательного маршрута – развитие творческой готовности к продуктивному саморазвитию в условиях духовного или материального производства.
Исследование факторов, обеспечивающих самодвижение зрелых людей к вершинам продуктивности и профессионализма в разных видах созидательной деятельности – важнейший путь к устойчивому развитию не только образовательных систем и их подсистем, авторских систем деятельности преподавателей и студентов, слушателей курсов повышения квалификации, но и общества в целом. Главным фактором устойчивого развития общества являются специалисты, владеющие закономерностями его развития и образования.
Критерием качества профессионального учебного заведения является развитие у всех или подавляющего большинства выпускников творческой готовности к продуктивному решению основных классов профессиональных задач, обеспечивающих высокие результаты в создаваемом продукте, конкурентоспособном на внутреннем и внешнем рынках. Акмеологическая теория может выполнять роль средства согласования усилий преподавателей между собой; преподавателей и студентов; студентов и специалистов, уже работающих, чтобы учиться у них вершинам продуктивности и профессионализма. В ней созданы идеализированные модели и технологии работы с ними, которые предусматривают, с одной стороны, обучение теории и технологиям самодвижения к вершинам, с другой – использование ее самим студентом, чтобы целеустремленно продвигаться к овладению вершинами.
Преподаватели выступают важнейшими представителями обще- и профессионально-образовательных систем, определяющими качество их функционирования. Студенты – будущие педагоги – самые подвижные элементы систем, если ответственны за качество результатов своей подготовки.
При этом предполагается, что глубокое знание своей науки (при минимальной подготовке по психологии, педагогике, частной методике) обеспечит выпускнику успешную преподавательскую деятельность в любом типе образовательного учреждения: в общеобразовательной школе, профессиональном колледже, высшей школе. Но если классическому университету принадлежит привилегия обучения научным теориям и их развитию средствами привлечения к научно-исследовательской деятельности самих студентов, то в них может родиться и научная теория деятельности преподавателя профессиональной школы, к работе которой он готовит своих выпускников. Таким образом, акмеология является следствием поисков факторов (объективных, субъективно-объективных, субъективных) достижения вершин профессионализма и продуктивности созидательной деятельности; подготовки будущих носителей и «развивателей» научного знания в профессиональной школе; совершенствования, коррекции и реорганизации деятельности преподавателей.
Преподаватель профессиональной школы является носителем и наук, и специальных видов деятельности, а также образовательного искусства – развивать у будущих специалистов и профессионалов творческую готовность к самостоятельному, компетентному и ответственному решению задач, удовлетворяющих требованиям того производства, в условиях которого ему предстоит работать.
Преподаватель профессиональной школы имеет дело со зрелыми людьми, самостоятельно избравшими будущую профессию и уже освоившими приемы самоорганизации, самообразования, самоконтроля в общеобразовательной школе. Важным элементом его искусства являются предоставление студентам возможностей для самореализации творческих потенциалов и самодвижения навстречу требованиям к ним будущей профессии. Мы разграничиваем понятия «образовательное искусство» и «мастерство в образовательном искусстве».
Формулируя единый критерий качества образования, мы опираемся на постулат: главными субъектами развития зрелых людей средствами образования, совершенствования, коррекции и реорганизации их созидательной деятельности являются преподаватели. Они осуществляют профессиональную подготовку специалистов для всех сфер культуры, в том числе образования. К ним адресуется акмеологический подход к исследованию качества образования как средству самосовершенствования их деятельности.
Заключение
Критерий качества любой науки, в том числе акмеологии, – влияние ее идей и ее исследовательского аппарата на другие науки, в том числе используемые в образовании для будущих специалистов и профессионалов. Можно предположить, что акмеология способствует их представителям по-новому увидеть себя, свою науку и выстроить новые стратегии привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности, стимулирования их к научному творчеству. При этом главный вклад акмеологии может состоять в том, что это любой вид профессиональной деятельности, в том числе собственно педагогической или психологической, тоже требующей профессионализма.
Поскольку акмеология – междисциплинарная область научных знаний, исследующая процессы развития прежде всего зрелых людей – специалистов как настоящих, т. е. уже имеющих специальное и профессиональное образование, так и будущих, т. е. получающих его в профессиональных учебных заведениях, то необходима ее связь с педагогикой. Иначе говоря, чтобы учебное заведение функционировало продуктивно, в роли субъектов созидательной деятельности в нем должны выступать и руководители и преподаватели, и учащиеся. Категория «созидания» субъекта деятельности предполагает целостное рассмотрение человека, как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности [Ананьев 1968].
Компетентность представляется интеграцией субъектом профессиональной деятельности извлекаемых знаний как из научных и литературных источников, так и из личного опыта наблюдений за другими людьми в условиях профессиональной и непрофессиональной деятельности. Признаком компетентности является особая мобилизационная готовность субъекта как к применению знаний в решении специальных и профессиональных задач, так и к извлечению новых знаний из собственного опыта, необходимых для выработки своего почерка, авторской системы профессиональной деятельности.
Об авторах
Н. В. Кузьмина
Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования
Автор, ответственный за переписку.
Email: andromeda55@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3588-768X
доктор педагогических наук, профессор Института педагогики, психологии и физкультурно-спортивного образования, член-корреспондент РАО, президент Академии акмеологических наук
Россия, 195197, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Полюстровский проспект, 59Список литературы
- Ананьев 1968 – Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Ленинград, 1968. 339 с. URL: http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=ananyev_chelovek-kak-predmet_1968.
- Бранский, Пожарский 2001 – Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. Санкт-Петербург, 2001. 159 с.
- Деркач 2000 a – Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 1: Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Mосква, 2000. 536 с.
- Деркач 2000 б – Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Книга 2: Акмеологические основы управленческой деятельности. Москва, 2000. 536 с.
- Кузьмина, Софьина 2012 – Кузьмина Н.В., Софьина В.Н. Акмеологическая концепция развития профессиональной компетентности в вузе. Санкт-Петербург: Издательство НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 200 с.
- Кузьмина 2001 – Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001. 144 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19976759. EDN: https://www.elibrary.ru/qvdyev.
- Кузьмина 2012 – Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория фундаментального образования (созидания духовных продуктов в свойствах субъектов образования средствами учебных дисциплин). Санкт-Петербург: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2012. 382 с.
- Кузьмина 2002 – Кузьмина Н.В. Методы акмеологического исследования. Москва: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2002.
- Степанова 1996 – Степанова Е.И. Психология взрослых — основа акмеологии. Санкт-Петербург, 1996. 168 c.