Дистанционное обучение младших школьников музыкальному искусству

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается проблема самоактуализации личности младшего школьника в условиях дистанционного обучения музыкальному искусству. Цель работы – количественное измерение качественных показателей уровня самоактуализации при дистанционной форме обучения музыкальному искусству. Задача исследования состоит в расчетах коэффициента корреляционных показателей, которые ведутся с временной амплитудой, где используются тесты САТ Шострома, А. Панченко, М. Розенберга, тест-опросник А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана. Новизна работы состоит в соединении музыкального искусства с точки зрения психологии научения при дистанционном формате, где знания передаются иными методами обучения.

Полный текст

Введение

В современном мире на смену традиционной системе образования приходит новая образовательная парадигма, связанная с приобретением личностных компетенций. Обучение музыкальному искусству без прямого участия учителя требует самомотивации, самоактуализации. Младший школьник должен с первых дней обучения, воспринимая мировую музыкальную культуру, узнавать новое, что становится самомотивацией к ее изучению. Классно-урочная система обучения не в полной мере способствует воспитанию самоактуализирующейся личности, затрудняя организацию индивидуальной траектории обучения музыкальному искусству [Ассоджиоли 2016, с. 4]. Дистанционное обучение становится нормой, а обучение музыкальному искусству представляется сложной задачей развития творческого потенциала младшего школьника. Проблема приобретения личностных качеств младшими школьниками является серьезной задачей в современной образовательной системе.

Дистанционная система обучения представляет собой взаимодействие ученика и учителя при помощи онлайн-технологий; это самостоятельная форма интерактивного обучения. Дистанционная система обучения предполагает минимальное участие учителя, проявление учеником самостоятельности. Проблемное обучение является способом развития у учеников навыков целеполагания. Закономерности музыкального языка, методы анализа музыкальных произведений, определение художественных достоинств произведений – это целеполагание учителя. Цель, которую ставят ученики, не является самомотивированной, поэтому не развивает такие личностные компетенции, как самоактивация, самокоррекция, самостоятельное решение проблемной ситуации.

 

Степень разработанности проблемы

В настоящее время дистанционное обучение активно обсуждается в научной литературе, определяются его перспективы. Долгосрочная перспектива позволит удовлетворить запрос общества в условиях неопределенности будущего [Краснова, Полушкина 2021]. Сами же обучающиеся видят в дистанционном обучении и положительные, и отрицательные аспекты [Козаренко 2021]. Исследователи отмечают интеграцию открытых образовательных ресурсов в диахроническом аспекте [Чикризова 2019]. Со временем дистанционный формат станет нормой обучения, открытость образовательного пространства, ее общедоступность не будет вызывать вопросов. Некоторые исследователи утверждают, что цифровая среда способствует выявлению синтетических закономерностей музыки (пространственно-слуховые связи, цветной слух), что создает оптимальные условия для более глубокого осмысления музыкальной семантики и ее функционирования [Горбунова 2015]. В отношении музыкального дистанционного образования ученые подчеркивают, что построение образовательного процесса с использованием технологических инноваций и интернет-сервисов предоставляет возможность приобретения профессиональных компетенций, а использование дистанционных образовательных технологий является одним из приоритетных направлений, в том числе и в музыкальном образовании, так как применение данных технологий позволяет гибко и оперативно реагировать на происходящие изменения в области музыкальных знаний [Горбунова, Помазенкова 2015; Горбунова, Панкова 2020]. Таким образом, в дистанционном обучении обнаруживаются как положительные, так и отрицательные факторы.

 

Результаты исследования

Для развития личностных компетенций младших школьников в области музыкального искусства было организовано дистанционное обучение. Формирование музыкальных способностей, чувство ритма, такта при дистанционном обучении должны формироваться без участия учителя. В ходе изучения особенностей формирования личностных компетенций при обучении музыкальному искусству – самоактуализации (самомотивация, самокоррекция, самооценка, саморефлекция) проводился расчет коэффициента корреляционных показателей с временной амплитудой ретроспективного и перспективного анализа. В исследовании приняли участие младшие школьники муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 52» г. Набережных Челнов. Общий объем выборки составил 240 учеников. Формирование музыкальных способностей осуществлялось при помощи учебников и методических разработок, заданий, которые учитель выводил на цифровой носитель и отправлял обучающимся. Внимание обращалось на развитие личностных компетенций при обучении музыкальному искусству в дистанционном формате. Самоактуализация – это максимальное развитие своих потенциалов, раскрытие когнитивных способностей. Самоактуализация предполагает самостоятельную активизацию мотива деятельности без контроля, подсказки со стороны. Дистанционная форма обучения предполагает минимальное воздействие учителя на младшего школьника. На начальном этапе дистанционного обучения учитель решает задачи мотивирования через платформу видео-конференц-связи Zoom, которая позволяет организовать виртуальную встречу с обучающимся. Навыки самоактуализации были проверены при помощи теста Шострома [Шостром, Браммер 2002]. Тест САТ самоактуализации Шострома разработан на кафедре социальной психологии МГУ в 1981–1984 гг. Амплитуда разности во временном промежутке (март, апрель, май) приобретения навыков самоактуализации младших школьников приведена на рисунке.

Навыки самоактуализации во временном промежутке с марта по май наиболее высокие у 4-х клас-сов. Чтобы понять причину самоактуализации при дистанционном обучении, проводился письменный опрос среди младших школьников, где большинство младших школьников ответили, что самостоятельно выбирали время и интересные задания. Однако самоактивация падает с течением времени, связано это с тем, что обучающимся нужна поддержка со стороны.

Самомотивация представляет собой внутреннюю мотивацию, поддерживаемую собственными побуждениями. Уровень самомотивации во время дистанционного обучения младших школьников проверялся при помощи теста А. Панченко [Сунсова, Кожевникова 2012]. Метод содержательного анализа музыкальных произведений включает длину фраз, ритмическую организацию произведений, ритмичность, прерывистость, которые самостоятельно изучает младший школьник. Анализ теста А. Панченко показал, что самомотивация при дистанционной форме обучения музыкальному искусству в сентябре месяце обучающихся 1–4-х классов составляет 86 % от общего числа обучающихся. Конечный этап, то есть май месяц, – 48 %. Самомотивация при классно-урочной системе обучения музыкальному искусству на начальном этапе составляла 86 %, на конечном этапе – 52 %. Сопоставление самомотивации на начальном обучении как на дистанте, так и на уроках в классе имеет одинаковые проценты высокой мотивации 86 %.

Самоактуализация младших школьников при дистанционном обучении повысилась, особенно в 4-х классах, по нескольким причинам: раскрытие личностного потенциала при обучении музыкальному искусству; наиболее полное выявление персональных возможностей в ходе формировании понятийного аппарата искусства слышать; появление желания творческой самореализации, желание написать свое музыкальное произведение; появление желания раскрыть свои способности и заложенные музыкальные задатки.

Самомотивация младших школьников при дистанционном обучении на начальном этапе повысилась, затем понизилась. Повышение самомотивации на начальном этапе дистанционного обучения предполагается по нескольким причинам: интерес к новому виду обучения как раскрытие интереса к музыкальному искусству; положительный уровень ожиданий при прослушивании музыкальных произведений; свобода действий, корректиру-ющаяся самостоятельным выбором музыкальных произведений; самостоятельный настрой на ситуацию успеха в области обнаружения музыкального содержательного анализа произведений.

Причины снижения самомотивации во время дистанционного обучения младших школьников: снижение мотиваций желания учиться, постигать азы музыкального искусства; несформированность навыков самостоятельного обучения и изучения музыкальных произведений; нет поощрения, признания со стороны учителя, похвалы родителей; нет соревновательности, где искусство постижения музыкальных азов проявляется в желании быть лучше одноклассника; уменьшение значимости в учебном процессе постижения музыкального мастерства; завышенные ожидания в ситуации успеха музыкального творческого потенциала.

Самокоррекция – это самостоятельное изменение личностных характеристик, которые являются преградой на пути к достижению и реализации поставленных целей (умение высказывать и анализировать музыкальное произведение, адекватно оценивать уровень своих достижений, набирать музыкальный опыт, изучать произведения самостоятельно). Школьник входит в позицию композитора и начинает слышать музыку и понимать ее. Уровень самокоррекции музыкального искусства был проверен при помощи теста-опросника А.В. Зверькова, Е.В. Эйдмана [Горбунова, Помазенкова 2015]: определялась величина индексов «волевой саморегуляции» по пунктам общей шкалы (В), индексов по субшкалам «настойчивость» (Н), «самообладание» (С). Каждый индекс – это сумма баллов, полученная при подсчете совпадения ответов с ключом общей шкалы.

Самокоррекция младших школьников при дистанционной форме обучения в начале учебного процесса повысилась, затем понизилась. Самокоррекция по тесту Зверькова и Эйдмана поделена на волевую саморегуляцию, настойчивость, самообладание. Волевая саморегуляция – это мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, намерениями, побуждениями. Повышение уровня самокоррекции – волевой саморегуляции (В), самообладания (С), настойчивости (Н) – на начальном этапе осуществилось благодаря следующим факторам: повышенным ожиданиям пластического интонирования музыки; свободе действий в изучении музыкальных произведений; интересу к новому виду обучения при постижении музыкальной грамотности.

Самокоррекция в сентябре месяце соответствует показателям субшкалы «настойчивость» (Н), «самообладание» (С), шкалы «волевой саморегуляции» (В). Наблюдается высокий индекс шкал и субшкал на начальном этапе (март месяц) дистанционного обучения: 160–238 обучающихся с уровнем субшкалы «настойчивость» (Н), 121–204 обу-чающихся с уровнем субшкалы волевой саморегуляции» (В), 98–201 обучающихся с уровнем субшкалы «самообладание» (С). Однако к концу дистанционного обучения наблюдается резкий спад самокоррекции младших школьников.

Самооценка – это представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков с их открытым выражением или даже закрытым. Впервые термин «самооценка» ввел М. Розенберг (global self-esteem «глобальное самоуважение» – обобщенное отношение к себе индивида [Золоторева 2020]. Самооценка, по М. Розенбергу, есть «отражение степени развитости у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему, что входит в сферу собственного «Я». Уровень самооценки младших школьников при классно-урочной системе обучения музыкальному искусству можно измерить при помощи теста М. Розенберга. Тест М. Розенберга состоит из 10 суждений, на каждые из которых предлагается 4 градации ответов. Ответы варьируются следующим образом: полностью согласен, не согласен, абсолютно не согласен и согласен. Следует понимать, что младшие школьники 1-го класса не могут найти разграничение понятий «не совсем», «абсолютно». Также младшие школьники в силу своего возраста и психо-физиологических характеристик увеличивают степень своей значимости. И на вопрос: «Мне кажется, у меня есть много музыкальных талантов?» – почти все отвечали, что согласны.

 

Заключение

Дистанционная форма обучения позволяет у обучающегося вырабатывать умения самостоятельно овладевать музыкальным искусством. Ученики приобретают навыки самоактуализации: младший школьник учится не ждать подсказки учителя при анализе музыкального произведения, доверяя собственным способам решения поставленных задач. Появляется внутренняя уверенность в своих действиях; прежние установки, где младший школьник ждал одобрения, поощрения, похвалы, уже не требуются.

Дистанционное обучение постижения музыкального искусства – это новый вид обучения, на первый взгляд сложный, непонятный учебный процесс, который протекает одновременно и в режиме офлайн, и в режиме онлайн, и в режиме self-taught (англ. «самоучка, предоставленный самому себе»). Таким образом, правильно выстроенная система дистанционного обучения музыкальному искусству позволит повысить эффективность системы образования, развивающей самоактуализирующуюся личность.

×

Об авторах

Л. М. Шарафиева

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Sharafieva.leisan.80@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9378-6633

аспирант кафедры педагогики и психологии

Россия, 423810, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 29.

А. Г. Мухаметшин

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: ngpi@tatngpi.ru
ORCID iD: 0000-0001-5661-1298

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии

Россия, 423810, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, 29.

Список литературы

  1. Ассаджиоли 2016 – Ассаджиоли Р. Психосинтез. Принципы и техники. Москва: Изд-во института общегуманитарных исследований, 2016. 367 с. URL: http://ivanzalesskiy.ru/sites/default/files/books/101406483/_assadzhioli_roberto_psihosintez._principy_i_tehniki.pdf.
  2. Горбунова, Панкова 2020 – Горбунова И.Б., Панкова А.А. Музыкальное творчество в дистанционной образовательной среде // Медиамузыка. 2020. № 11. С. 104–109. URL: http://mediamusic-journal.com/library/MM2020_5.pdf (дата обращения: 21.02.2022); https://elibrary.ru/item.asp?id=43779186. EDN: https://elibrary.ru/ibdlnz.
  3. Горбунова, Помазенкова 2015 – Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования // Научное мнение. 2015. № 3–2. С. 68–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23697410. EDN: https://elibrary.ru/tyovkl.
  4. Золоторева 2020 – Золоторева А.А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки Розенберга // Вестник Омского университета. Серия: Психология, 2020. № 2. С. 52–57. DOI: http://doi.org/10.24147/2410-6364.2020.2.52-57. EDN: https://elibrary.ru/uakgxs.
  5. Краснова, Полушкина 2021 – Краснова Г. А., Полушкина Г. А. Состояние и перспективы обучения в период пандемии COVID-2019 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2021. Т. 18, № 1. С. 36–44 DOI: http://doi.org/10.22363/2312-8631-2021-18-1-36-44. EDN: https://elibrary.ru/fnpzpk. (In Russ.)
  6. Козаренко 2021 – Козаренко О.М. Covid-19: дистанционное обучение глазами студентов // Открытое и дистанционное образование. 2021. № 1 (79). С. 25–34. DOI: http://doi.org/10.17223/16095944/79/4. EDN: https://elibrary.ru/ohxxzc.
  7. Сунсова, Кожевникова 2012 – Сунсова Я.С., Кожевникова О.В. Диагностика профессионального становления личности. Ч. 3. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. 144 с. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8934/2012196.pdf?sequence=1.
  8. Чикризова 2019 – Чикризова К.В. Открытое образование в диахроническом аспекте: от открытых образовательных ресурсов к открытым образовательным практикам // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 2 (74). С. 18–25. DOI: http://doi.org/10.17223/16095944/2/3. EDN: https://elibrary.ru/vnxbtm.
  9. Шостром, Браммер 2002 – Шостром Э., Браммер Л. Терапевтическая психология. // Основы консультирования и психотерапии / пер. с англ. В. Абабкова, В. Гаврилова. Москва: ЭКСМО, 2002. 624 с. URL: https://knigogid.ru/books/187986-terapevticheskaya-psihologiya-osnovy-konsultirovaniya-i-psihoterapii/toread.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шарафиева Л.М., Мухаметшин А.Г., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах