Становление субъектной позиции обучающегося в вузе
- Авторы: Устинова Н.П.1
-
Учреждения:
- Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
- Выпуск: Том 28, № 2 (2022)
- Страницы: 72-75
- Раздел: Педагогика
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/10520
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-2-72-75
- ID: 10520
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Модернизация образования и приобретение им ценностно-целевого основания государственной политики России предполагает, что основой педагогической деятельности в вузе становится создание условий для саморазвития молодого человека, понимания им роли и личного участия в развитии экономики государства. В настоящее время существует проблема включенности и вовлеченности учащегося в обучение, что напрямую влияет на становление его активной позиции в жизнедеятельности и перспективе развития. Одним из решений может стать формирование его субъектной позиции в процессе обучения и воспитания. В статье дается определение субъектности как интегративного свойства личности, системообразующего компоненты (мотивационный, познавательный и деятельностный), которые отражают направленность личности на понимание личного образовательного результата. На основе предложенной структуры рассмотрены этапы становления субъектной позиции учащегося. Каждый этап способствует формированию определенного вида универсальных учебных действий, благодаря чему идет поэтапное приращение субъектности. Как итог возникает понимание собственного обучающего результата, что способствует формированию заданных компетенций в рамках внешних образовательных целей.
Полный текст
Введение
Одними из основных стратегических ориентиров развития современной России являются экономический рост и национальное благосостояние. Именно интеллектуальный капитал страны определяет темп и характер обновления технологий, влияет на результат производственной деятельности. Ведущие российские компании, предъявляя требования к выпускникам вузов, наряду с профессиональными компетенциями рассматривают умение самостоятельно работать, принимать конструктивные решения, саморазвиваться, проявлять ответственность. В настоящее время образование становится ценностно-целевым основанием государственной политики России, а любая педагогическая деятельность направляется на создание условий, которые позволяют молодому человеку стать субъектом культуры, собственного развития и собственной жизни. Сегодня много говорится о субъект-субъектном обучении, где учащийся становится не просто исполнителем,
а автором своей деятельности. Но сложившаяся ситуация в образовании свидетельствует о противоположном. Одной из острых проблем является отсутствие мотивации и вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Причин здесь много и решений, соответственно, тоже. Одним из ориентиров может стать формирование субъектной позиции обучающегося.
В современной педагогической науке изучению субъектности и становлению субъектной позиции в учебно-воспитательном процессе уделяется особое внимание. Ряд авторов рассматривают субъектность учащегося как важную характеристику будущего современного специалиста, способного к самостоятельному принятию решений, прогнозированию последствий выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны [Блиева 2007; Левицкая 2014; Менщикова 2014].
Структура субъектности учащегося
Анализ теоретических подходов к решению обозначенной проблемы показал, что современные исследователи определяют субъектную позицию личности как целенаправленную, активную и рациональную позицию человека в повседневной жизнедеятельности и по мере его развития [Борытко 2007; Битянова, Беглова 2016; Ленглер 2012]. Однако формирование субъектной позиции учащегося также может стать способом вовлечения в предметную область. Только позиция субъекта, активно участвующего в своем образовании при принятии ответственности за его результат, может обеспечить мотивацию к получению знаний, умений и навыков. Важно осознавать, что и формирование субъектности, и ее проявление в поведении личности происходят только в ходе активной деятельности на основе личностных целей и ценностей. Таким образом, субъектность может рассматриваться как интегративное свойство личности, системообразующие компоненты (мотивационный, познавательный и деятельностный), отражающие направленность личности на понимание личностного образовательного результата, проявляющегося сформированной системой ценностей, вовлеченностью в процесс обучения и умением применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях (рис. 1).
Практическая значимость предложенной структуры заключается в том, что ее структурные компоненты и их показатели могут стать инструментом для проведения эмпирических исследований в области становления субъектной позиции обучающегося. Предложенная структура позволяет определять взаимосвязь субъектной позиции с уровнем учебной и социальной активности, вовлекая в процесс обучения слабо мотивированных обучающихся [Битянова, Беглова 2016; Борытко, Мацкайлова 2002].
Формирование субъектной позиции
В педагогической теории существует ряд моделей, описывающих формирование субъектной позиции учащихся. Развитие субъектности представляет собой постепенное приращение способности управлять своей активностью, своими действиями и деятельностью в целом (Исаев, Слободчиков 2013). Для развития субъектной позиции необходимо превратить внешнее событие учащегося в событие его внутренней жизни. Задача педагога заключается в том, чтобы связать внешние образовательные цели, педагогические цели и личные цели с измеримым личным образовательным результатом [Руднева 2021].
Предложенная нами структура субъектности позволяет представить формирование субъектной позиции учащегося в виде конструкта, состоящего из пяти этапов, каждый из которых способствует росту определенного вида универсальных учебных действий, что дает поэтапное приращение субъектности (рис. 2).
Первый – этап доверия, где происходит понимание педагогом и обучающимся своей субъектной роли в процессе обучения. На данном этапе выстраиваются между субъектами доверительные отношения. Педагог принимает роль наставника в организации самостоятельной деятельности, чему способствуют правила взаимодействия и коммуникации.
Второй этап – создание ситуации интереса. На данном этапе уточняется интерес к изучению материала на основе личных целей и ценностей каждого субъекта обучения. Это может происходить в форме эссе, гугл-опроса, общей беседы и т. д. Задача педагога – приблизить педагогические цели к личным целям обучающегося.
Следующий этап – субъектное действие, обусловленное целью и задачами, собственными ценностями. Происходят осознание выбранного способа действия, его оценка, нахождение перспектив усовершенствования. В рамках заданных образовательных целей возникает ситуация выбора, адекватность которой определяется индивидуальностью и творчеством при организации собственной деятельности.
Следующий этап – субъектная деятельность по достижению целей сопровождается вовлечением в процесс деятельности субъектов взаимодействия: педагог выполняет роль наставника, обучающийся – роль организатора собственной деятельности. Последний этап – рефлексия, осознание субъектом достижений личных целей, полноты получения результата обучения, осмысления и анализа приобретенных знаний в общей структуре образовательного результата, планируемых компетенций, потребности в обретении новых знаний и навыков.
Выводы
В целях достижения личностных образовательных результатов обучающихся в вузе педагогическая деятельность направляется на создание условий для развития субъектной позиции. Осознание своих возможностей и понимание личностного образовательного результата стимулируют к активной деятельности, в ходе которой происходит становление субъектной позиции, задающей образец поведения в учебной деятельности и профессиональной.
Об авторах
Н. П. Устинова
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Автор, ответственный за переписку.
Email: usti-natalya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8181-5719
кандидат педагогических наук, начальник отдела организационно-воспитательной работы, доцент кафедры инженерной графики, профессиональной педагогики и технологии рекламы
Россия, 426069, Российская Федерация, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7.Список литературы
- Битянова, Беглова 2016 – Битянова М.Р., Беглова Т.В. Развитие субъектной позиции учащихся: модель и технология // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 112–117. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-subektnoy-pozitsii-uchaschihsya-model-i-tehnologiya; https://elibrary.ru/item.asp?id=27279190. EDN: https://elibrary.ru/wyysid.
- Блиева 2007 – Блиева Ф.И. Структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 123–129. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2007.4/577/blieva2007_4.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=11933827. EDN: https://elibrary.ru/kbdvxl.
- Борытко, Мацкайлова 2002 – Борытко Н.М., Мацкайлова О.М. Становление субъектной позиции учащегося в гуманитарном пространстве урока: монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПКРО, 2002. 132 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25947616. EDN: https://elibrary.ru/vvvcmh.
- Левицкая 2014 – Левицкая Л. В. Субъектная позиция личности как этап на пути к профессиональной самореализации студенческой молодежи // Концепт. 2014. Т. 20. С. 4066–4070. URL: http://e-koncept.ru/2014/55078.htm; https://elibrary.ru/item.asp?id=21806632. EDN: https://elibrary.ru/sjfbid.
- Ленглер 2012 – Ленглер О.А. Субъектность человека: психолого-педагогические основы // Молодой ученый. 2012. № 11 (46). С. 440–442. URL: https://moluch.ru/archive/46/5654/; https://elibrary.ru/item.asp?id=18091296. EDN: https://elibrary.ru/pfxest.
- Менщикова 2014 – Менщикова И.А. Субъектная позиция профессионального самоопределения студентов университета на завершающем этапе их обучения // Фундаментальные исследования. 2014. № 1. С. 154–159. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33523; https://elibrary.ru/item.asp?id=21247540. EDN: https://elibrary.ru/rwyyst.
- Руднева 2021 – Руднева Т.И. Профессиональное развитие – фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 2. С. 61–65. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65. EDN: https://elibrary.ru/pgdbnk.