Онлайн-проектирование в содержании профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлен анализ результатов обучения будущих специалистов социальной работы социальному проектированию. В условиях пандемии оказалось невозможным реализовать социальные проекты обучающихся в традиционных формах социального проектирования (акции, праздники, беседы, тренинги и т. п.). Онлайн-формы являются инновационными в социальном проектировании будущих специалистов социальной работы. На основе анализа научной литературы уточнены теоретические основы форм онлайн-проектов. Анкетирование обучающихся и интервью авторов онлайн-проектов позволили выявить особенности реализации разных форм онлайн-проектов.

Полный текст

Введение

Современная деятельность специалиста социальной работы во многом связана с социальным проектированием. Трудовые функции, прописанные в Профессиональном стандарте специалиста, ориентируют на прогнозирование социальных процессов, проектирование и моделирование с целью улучшения положения людей в трудной жизненной ситуации. В связи с этим вопрос повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы в социальном проектировании представляется актуальным. Не случайно в учебные планы по направлению «Социальная работа» включены дисциплины «Проектирование, прогнозирование и моделирование в социальной работе», «Основы проектной деятельности», «Технология разработки социальных программ/проектов». Основным при этом выступает проектное обучение (метод проектов).

Социальное проектирование будущих специалистов социальной работы до пандемии и активного применения дистанционных форм обучения предполагало организацию проектов в формах, основанных на непосредственном общении участников, их активном взаимодействии в профилактических, реабилитационных, социально-культурных мероприятиях. С 2020 года активное внедрение онлайн-обучения (конструкторы для онлайн-опросов, виртуальные доски, онлайн-презентации, онлайн-квесты, интеллектуальные карты и др.) будущих специалистов социальной работы внесло определенные изменения в формат обучения социальному проектированию. В результате возникает противоречие между коммуникативной составляющей профессии специалиста социальной работы, социального проектирования как ведущего вида деятельности этого специалиста и особенностями реализации проектов, базирующихся на возможностях цифровых технологий. Решение заявленного противоречия определило научный интерес, связанный с поиском и конкретизацией форм онлайн-проектов будущих специалистов социальной работы.

Степень разработанности проблемы

Анализ научной литературы указывает на то, что многие исследователи подчеркивают важность для специалистов социальной работы «мыслить проектами», владеть технологией инновационной проектной деятельности. Социальное инновационное проектирование представляется неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы [Сафина, Тазетдинова 2010, с. 61]. Проектное обучение, обучение через Интернет (И.Э. Петрова, В.В. Петегем, Х. Каменски) признаются передовыми моделями обучения [Петрова 2014]. Выдвижение проектного обучения в качестве ведущего в содержании профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы обусловлено модернизацией образовательного процесса [Пташко 2017]. Исследователь Т.Л. Стенина подчеркивает, что возможности метода проектов сводятся к активизации творческого мышления обучающихся при поиске и решении социально значимой проблемы [Стенина 2011]. В характеристике проектного обучения выделена коммуникативная составляющая, а именно: проект представляет собой процесс планирования, управления и контроля коммуникациями [Мосеева, Скопин 2011]. В связи с этим модернизируется роль преподавателя, который становится руководителем и организатором процесса обучения, создателем специальных условий для формирования у обучающихся готовности исследовать потенциал инновационных технологий для личностно-профессионального становления [Грязнов 2021].

Основательное число научных публикаций посвящено анализу результатов профессиональной подготовки в условиях пандемии и поиску ресурсов, способных сгладить последствия дистанционного обучения, новых технологий и методических приемов, позволяющих компенсировать последствия обучения в онлайн-формате [Радина, Балакина 2021]. Чтобы оптимизировать цифровое образовательное взаимодействие в условиях пандемии и приблизить его по педагогическому воздействию к очному формату, исследователи Е.Б. Береговая, Е.Ю. Левина, О.В. Стукалова выделяют различные коммуникативные стратегии дистанционного обучения («концентрация на личности», «комплексность режимов обучения», «мотивация к самообразованию» и др.) [Левина, Береговая, Стукалова, Жгенти 2020].

В научной литературе онлайн-лекция и онлайн-квиз выделены как методы обучения. Для реализации онлайн-лекции необходимы средства мультимедиа в режиме интерактивности; требуются оперативность и мобильность субъектов обучения [Полевая, Ситникова 2021]. Квиз (от англ. – quiz) по своей сути аналогичен викторине. В основе онлайн-квиза находится игровая составляющая, позволяющая решать задачи, находить ответы на вопросы в форме увлекательного сюжета. При обучении будущих специалистов социальной работы содержание онлайн-квизов сводится к трудным жизненным ситуациям разных категорий получателей услуг, для которых нужно найти правильный вариант решения [Полевая, Ситникова 2021, с. 85]. Чат-бот (от англ. – chatterbot) – компьютерная программа, которая позволяет вести разговор с помощью слуховых или текстовых методов, обеспечивающая непринужденное взаимодействие с пользователями [Гречихин 2020, с. 67]. Чат-бот позволяет обрабатывать естественный язык, сканировать ключевые слова на входе, выбирать ответ, который совпадает с ключевыми словами. Длительное время чат-боты применялись в образовательных учреждениях (интеллектуальные системы обучения).

Результаты исследования

С целью конкретизации онлайн-проектирования в содержании профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы применялись эмпирические методы: анкетирование, интервью, наблюдение. Ответы обучающихся сохранены и выделены в тексте курсивом.

В осенний семестр 2021 года обучающиеся направления «Социальная работа» Самарского университета в смешанном режиме обучения (очная и дистантная формы обучения) разработали 10 проектов разной проблематики, направленные на работу с молодежью (пропаганда деятельности военно-патриотических клубов вуза, работа с абитуриентами, профилактика интернет-зависимости, буллинга, ВИЧ-диссидентства, проблемы «отцов и детей», домашнее насилие, сплочение коллектива и поддержка ментального здоровья сотрудников). Поскольку студенческая группа была малочисленной, не представлялось возможным создать полноценные в количественном отношении команды проектов. В условиях пандемии привлечение дополнительных человеческих ресурсов (волонтеров) также было затруднено. Обучающиеся получили задание разработать авторские проекты, максимально соотносимые с проблематикой выпускных квалификационных работ. В результате были презентированы концепции проектов разных типов.

Социальные проекты, чьи формы проведения предусматривали обращение к цифровым технологиям (онлайн-лекция, онлайн-квиз, чат-бот), были апробированы в учебной группе и среди друзей, знакомых обучающихся. Выбор этих форм не случаен: в ходе опроса обучающихся выяснили, что данные формы позволяют в условиях пандемии обеспечить доступ и широкий охват целевой аудитории проектов, обратную связь с ней. Кроме этого, данные формы не предполагают финансовых затрат, особого ресурсного вложения (например, раздаточных материалов и т. п.).

Онлайн-лекция была проведена по проблеме ВИЧ-диссидентства среди молодежи. В ситуации, когда доступ к аудитории ограничен, данная форма онлайн-проекта позволила его автору «получить динамику изменений ответов респондентов на вопросы до и после онлайн-лекции». В ходе учебных занятий корректировались текст онлайн-лекции и содержание презентации к ней. Например, автор, основательно «погруженный» в научную проблематику, использовал терминологию для аудитории, которая не была знакома с проблемой ВИЧ-диссидентства. Необходимо было сделать текст выступления доступным, понятным, научно-популярным. При разработке данного онлайн-проекта для преподавателя ведущей коммуникативной стратегией стала «мотивация к самообразованию», которая позволила поддержать научный интерес обучающегося и создать условия для воплощения его проектной идеи в практику.

Онлайн-квиз был апробирован в студенческой группе. Изначально предполагалось, что проект, посвященный профилактике информационной зависимости детей и подростков, будет непосредственно реализован на целевой аудитории. Однако в условиях пандемии план разработчика не был реализован. В результате интервью автор онлайн-проекта отметил, что при подготовке информации для онлайн-квиза следует учитывать в первую очередь потребности целевой аудитории, актуальность для нее предполагаемой информации. Решить эту задачу можно с помощью анализа научной литературы по проблематике и анкетирования аудитории. Чтобы обеспечить обратную связь с аудиторией после проведения онлайн-квиза, планировалось проведение анкетирования родителей и учителей в Google-форме. Полученные результаты, как отмечает автор онлайн-проекта, позволят выявить: «...сталкивались ли они с чрезмерной интернет-зависимостью детей на уроках, дома. Предпринимали ли они какие-то действия по предотвращению данной проблемы. Из полученных ответов, можно понять, помог ли квиз изменить отношения детей к Интернету, уменьшилось ли количество времени и часов, которое они проводят в нем. Собрав все ответы, можно сделать вывод по квизу» [Стадольник 2021]. Ведущей коммуникативной стратегией дистанционного обучения автора онлайн-квиза стала «комплексность режимов обучения», что позволило детализировать содержание онлайн-проекта, оперативно обеспечить обратную связь с целевой аудиторией во время апробации проекта. Таким образом, анализ форм онлайн-проектов позволяет сделать вывод о том, что недостаточно только лишь реализовать указанные формы, следует получить обратную связь от целевой аудитории, чтобы убедиться в достижении поставленной цели, что может потребовать дополнительных технических и временных затрат. Кроме этого, данные формы требуют тщательной работы с текстами, потому что обратная связь по выявлению их понятности, доступности может быть затруднена. В итоге к будущим специалистам социальной работы предъявляются требования демонстрации высокого уровня коммуникативной компетентности.

Чат-бот составлялся обучающимся по теме домашнего насилия в отношении женщин и был размещен в социальной сети «ВКонтакте». Чат-бот включал основные реплики и варианты ответов на них. Пользователь в зависимости от выбранного варианта ответа получал текст с изложением результата, последствий своего выбора.

В результате интервью с автором онлайн-проекта выделены преимущества чат-бота в социальной работе:

– актуален в условиях пандемии, когда непосредственный контакт между специалистом и получателем услуг нежелателен;

– помогает «регулировать» рабочее время специалистов социальной работы («уменьшить длительность приема у специалистов или сократить их количество, то есть наиболее эффективно помочь клиенту»);

– позволяет оперативно предоставить получателям услуг необходимую информацию («например, по расположению и номерам телефонов тех или иных организаций»);

– не требует значительных финансовых затрат при реализации;

– позволяет создать дополнительные рабочие места для людей с ограниченными возможностями здоровья или сохранить рабочие места для специалистов, находящихся в декрете или по состоянию здоровья не имеющих возможности непосредственного пребывания на рабочем месте;

– сформулированные в чат-боте варианты ответа выступают своего рода «помощниками» получателю, особенно, если он находится в состоянии стресса.

Трудности реализации чат-бота могут возникнуть в учреждениях, специализирующихся на работе с гражданами пожилого возраста, поскольку у данной категории граждан наблюдаются низкий уровень цифровой грамотности и наибольшее предпочтение в личном общении со специалистом. Вместе с этим требуется дополнительная подготовка специалистов социальной работы к работе с чат-ботом или привлечение специалиста по IT-технологиям. В условиях нестабильного интернет-соединения (его отсутствия) затрудняется эффективная реализация чат-бота.

Автор онлайн-проекта в форме чат-бота выделяет несколько функций, которые позволяют рассматривать эту форму как перспективную в работе с получателями социальных услуг. Во-первых, закрепляющая функция. В процессе реализации онлайн-проекта эта функция проявляется в том, что чат-бот становится своеобразным продолжением разработанной автором проекта брошюры, в которой указана информация по проблеме домашнего насилия. В рамках работы с чат-ботом, по мнению автора онлайн-проекта, происходит практическое закрепление полученных знаний. Во-вторых, информационная функция предполагает, что получатель услуг до приема у специалиста социальной работы может предварительно получить интересующую его информацию: «В долгосрочной перспективе можно реализовать так называемую функцию звонка по заказу, в рамках которой потенциальный клиент выбирает опцию “Заказать звонок” во время использования чат-бота, вводит свой номер телефона, имя, и специалист по социальной работе совершает звонок, чтобы ответить на вопросы клиента или записать его на прием в ту или иную организацию социальной защиты населения». В-третьих, поддерживающая функция в большей степени реализуется по отношению к специалисту социальной работы с целью профилактики у него эмоционального выгорания. В коммуникации с автором онлайн-проекта в форме чат-бота ведущей являлась стратегия «концентрация на личности». С одной стороны, это связано с индивидуальными особенностями обучающегося, состоянием его физического здоровья. С другой стороны, разработка содержания чат-бота требует значительной рефлексии, подключения механизма идентификации при составлении текстов для чат-бота и прогнозирования возможных вариантов ответа у женщин, перенесших домашнее насилие.

Заключение

Профессия специалиста социальной работы традиционно рассматривается как вид профессиональной деятельности, основной которого выступает коммуникация. Проекты будущих специалистов социальной работы предполагают передачу социономической информации в целях осуществления профилактических, реабилитационных, коррекционных и иных задач. Успешность реализации социальных проектов во многом зависит от взаимодействия не только обучающихся и целевой аудитории, но и обучающихся между собой и с соответствующими специалистами. Специалисты социальной работы за время пандемии адаптировались к применению мессенджеров в профессиональной деятельности, что способствует увеличению вероятности частого применения форм онлайн-проектирования.

Возникновение этой педагогической инновации во многом обусловлено развитием дистанционных форм обучения и активным внедрением цифровых технологий как в систему профессиональной подготовки молодежи, так и во внеучебную работу с обучающимися. Формы онлайн-проектирования мы склонны рассматривать скорее как дополнительные формы проектной деятельности, поскольку они в основном позволяют решать задачи, связанные с информированием. В то время как традиционные формы проектов обеспечивают эффект непосредственного общения и взаимодействия, возвращая в практику социальных служб «роскошь человеческого общения».

Результаты исследования свидетельствуют о том, что не все обучающиеся готовы в социальном проектировании реализовать инновационные формы, базирующиеся на цифровых технологиях. Среди основных мотивов их обращения к онлайн-формам и внедрения их в проектную практику следует выделить: увлеченность обучающихся научными темами, соотносимыми с темами онлайн-проектов; желание реализовать проектную идею; наличие опыта реализации информационно-коммуникативных технологий. Отмечаем творческую составляющую личностей авторов онлайн-проектов.

Опыт управления онлайн-проектами будущих специалистов социальной работы позволяет акцентировать внимание на наличии у преподавателя дополнительных компетенций, в том числе цифровой компетентности. Кроме этого, организационная составляющая включает планирование коммуникаций (конкретизация целевой аудитории, учет ее потребностей, интересов и уточнение каналов коммуникации, их доступность для аудитории), управление и контроль коммуникациями онлайн-проекта. Коммуникативные стратегии взаимодействия обучающихся и преподавателей обеспечивают качество содержания онлайн-проектирования будущих специалистов социальной работы и способствуют снижению психологического напряжения у обучающихся, не решившихся реализовать формы онлайн-проектирования; выступают гарантом возможного их обращения к этим формам в перспективе. От преподавателя требуется реализация арсенала коммуникативных стратегий, оптимизирующих обучение в дистанционном формате и активизирующих внедрение форм онлайн-проектов в практику социального проектирования будущих специалистов социальной работы.

×

Об авторах

Людмила Владимировна Вандышева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: vandyshevalyudmila@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9894-491X

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы

Россия, Самара

Список литературы

  1. Гречихин 2020 – Гречихин С.С. Дистанционное обучение с помощью образовательных чат-ботов в современных мессенджерах // Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 66–68. DOI: http://doi.org/10.26140/bgz3-2020-0903-0014.
  2. Грязнов 2021 – Грязнов С.А. Цифровая компетентность преподавателя // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10, № 2 (35). С. 79–81. DOI: http://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0016.
  3. Левина, Береговая, Стукалова, Жгенти 2020 – Левина Е.Ю., Береговая Е.Б., Стукалова О.В., Жгенти И.В. Коммуникативные стратегии как фактор развития цифровой образовательной экосистемы // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 3 (88). С. 123–132. DOI: http://doi.org/10.21510/1817-3992-2020-88-3-123-132.
  4. Матвеева, Золотарюк 2018 – Матвеева Н.Ю., Золотарюк А.В. Технологии создания и применения чат-ботов // Научные записки молодых исследователей. 2018. № 1. С. 28–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32502147.
  5. Мосеева, Скопин 2011 – Мосеева Г.В., Скопин О.В. Коммуникация как ключевая компетенция менеджера проектов // Современные технологии управления. 2011. № 11 (11). С. 21–25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 17743216; https://sovman.ru/article/1104.
  6. Петрова 2014 – Петрова И.Э. Социальное проектирование как пространство проектного обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3 (4). С. 161–165. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22862993; http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/19931778_2014_-_3-4_unicode/34.pdf.
  7. Полевая, Ситникова 2021 – Полевая Н.М., Ситникова В.В. Инструменты для активной образовательной онлайн-деятельности в вузе (на примере направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа») // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 92. С. 81–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44732835; https://vestnik.amursu.ru/archive/2021/92/instrumenty-dlya-aktivnoj-obrazovatelnoj-onlajn-deyatelnosti-v-vuze-na-primere-napravleniya-podgotovki-39-03-02-sotsialnaya-rabota/.
  8. Пташко 2017 – Пташко Т.Г. Повышение профессионализма студентов вуза посредством обучения технологии социального проектирования в условиях образовательного процесса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4–6. С. 76–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28960873; https://publikacia.net/archive/uploads/pages/2017_4_6/22.pdf.
  9. Радина, Балакина 2021 – Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии. Обзор исследований // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 1. С. 178–194. DOI: http://doi.org/ 10.17323/1814-9545-2021-1-178-194.
  10. Стадольник 2021 – Стадольник М.А. Применение метода «Квиз» в целях повышения эффективности обучения представителей нового поколения «Z» в условиях выраженного клипового мышления // Достижения науки и образования. 2021. № 7 (79). С. 58–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47327828; https://scientifictext.ru/images/PDF/2021/80/DNO-8-80-.pdf.
  11. Стенина 2011 – Стенина Т.Л. Педагогические цели социального проектирования как метода обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 344–349. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16031259&.
  12. Сафина, Тазетдинова 2010 – Сафина А.А., Тазетдинова И.Т. Социальное инновационное проектирование и опыт подготовки к нему будущих специалистов социальной работы // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 59–65. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13568464.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вандышева Л.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах