Vol 15, No 5 (2009)
- Year: 2009
- Articles: 33
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/issue/view/201
Событие путешествия в пространстве повседневного
Abstract
Статья посвящена анализу пространства повседневности и путешествия в контексте постмодернистской концепции Ж. Делеза. Сравнительный анализ на основании предлагаемой методологии Делеза позволяет определить пространство повседневности как устойчивое, стабильное, представленное репрезентативным мышлением. А пространство путешествия - как событийное, неустойчивое, процессуальное, характеризуемое проблематичным мышлением. Путешествие, таким образом, воплощает собой смыслопорождающую структуру.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):9-7
9-7
Гештальт-терапия: деконструкция в диалоге
Abstract
Анализируется философское основание гештальт-теории. Практика гештальт-терапии рассматривается как деконструкция чувственного текста сознания в контексте диалога. Показывается важность связи гештальт-терапевтической практики и современной философии.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):9-14
9-14
15-30
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ФЕРМЕРСТВА: УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ, МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И МОТИВАЦИЯ ТРУДА
Abstract
В представленной статье на основе данных мониторинговых исследований социально-трудовой сферы крестьянских фермерских хозяйств Самарской области, проводимых по программе «Труд и жизнь фермера», дается анализ современного состояния основных характеристик трудового потенциала фермеров. В качестве таких характеристик рассматриваются уровень профессионально-квалификационной подготовки, материальное положение и мотивация труда.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):31-40
31-40
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Abstract
В представленной статье на основе данных мониторинговых исследований социально-трудовой сферы сельского хозяйства Самарской области, проводимых с 1996 г., даются рекомендации по реализации основных направлений государственной политики на селе, направленных на поддержку коллективных хозяйств, фермеров и в целом на развитие АПК региона.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):41-49
41-49
Факторы мобильности в социально-экономическом и культурном развитии региона
Abstract
В статье раскрываются экономические и социокультурные факторы социальной мобильности. Выявлены особенности протекания социальной мобильности в региональном аспекте. Показана зависимость социальной мобильности населения от уровня научно-технического и экономического развития общества. Дается оценка возможностям применения институализированного подхода для оптимизации процессов социальной мобильности.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):50-56
50-56
Культурные модели развития современного мира
Abstract
В статье предлагаются и анализируются возможные культурные модели развития современного мира. Теоретически каждая модель представляет определенный путь развития, специфически реализующийся в разных странах. Невозможно предложить единый стандарт для всех, но сравнение такого опыта представляется необходимым для поиска собственных путей.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):57-61
57-61
Механизм реализации стратегии перехода регионов на путь устойчивого развития
Abstract
В статье предлагается пакет мер по реализации процесса переориентации регионов на траекторию устойчивого развития. Выделяются основные этапы данного процесса, каждый из которых имеет конкретную цель и перечень задач для ее достижения. Предпринимается попытка включения экологической составляющей в систему экономической статистики для создания приближенной к реалиям базы для анализа и планирования развития, а также предлагаются программы, способствующие практическому переходу регионов на устойчивый путь развития.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):62-67
62-67
ПРОГРАММА ДЕШИФРОВКИ МИФОВ В НЕМЕЦКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1990-х годов
Abstract
Немецкие писатели 1990-х, интегрированные в «культурную индустрию», свою задачу как современных мифоборцев видят в том, чтобы обозначить сложившиеся в обществе стереотипы и тривиальные мифы, иронически обыграть их в поле постмодернистской культуры. Деструкция мифологических образований осуществляется молодыми авторами с позиций выстроенного ими иронического дискурса.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):68-78
68-78
ЗАУМНЫЙ ВЕРТЕП ИЛЬИ ЗДАНЕВИЧА (О ПОЭТИКЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «АСЛААБЛИЧЬЯ»)
Abstract
В настоящей статье исследуется поэтика цикла заумных драм футуриста И. Зданевича «аслааблИчья питЁрка дЕйстф» (1917-1922). В ходе анализа устанавливается его связь с одной из форм народного театра - вертепом и оркестровым принципом искусства, провозглашенным А. Крученых. В заключение делается вывод о разрушении («бескровном убийстве») Зданевичем драматических и театральных дискурсов прежних эпох и создании собственных универсальных или стремящихся стать таковыми дискурсов.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):79-86
79-86
КОНЦЕПТОСФЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК ОТРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ МОДЕЛИ МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ЛИРИКИ В.В. НАБОКОВА)
Abstract
В статье представлен лингвистический анализ художественных концептов, формирующих концептуальную структуру «творчество» в лирике В.В. Набокова. Вербальное воплощение составляющих концептосферы отражает особенности художественного мышления и мировоззрения писателя и позволяет реконструировать фрагмент авторской модели мира.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):87-92
87-92
93-100
Концептосфера современного американского кинодискурсаи (на материале заглавий американских художественных фильмов начала XXI века)
Abstract
В статье рассматриваются базовые концепты современного американского кинодискурсивного пространства с позиций когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Исследование проводилось на материале названий американских фильмов начала XXI века.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):101-106
101-106
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРУКТУРНО НЕЗАВЕРШЕННЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
Abstract
Статья посвящена изучению гендерного аспекта функционирования структурно незавершенных высказываний в английской стилизованной разговорной речи. Различия между маскулинным и феминным типами речевого поведения выявлены через гендерные маркеры невербальных компонентов коммуникации.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):107-111
107-111
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЧЕРКА У БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Abstract
В статье рассматривается суть и структура понятия «индивидуальный почерк хореографа», обосновывается влияние индивидуального почерка хореографа на качество профессиональной деятельности будущих специалистов.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):112-117
112-117
Социально-технологическая мобильность специалистов как педагогическая проблема
Abstract
В статье рассматривается содержание ключевого понятия «социально-технологическая мобильность», определяются компоненты и показатели социально-технологической мобильности, которые способствуют быстрой адаптации выпускника колледжа к выполнению профессиональной деятельности в постоянно меняющихся условиях производственной среды.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):118-123
118-123
Идеальный имидж преподавателя вуза: опыт интеллектуальных переживаний
Abstract
Статья посвящена анализу имиджевых характеристик идеального преподавателя вуза. Проведенный автором контент-анализ характеристик идеального имиджа преподавателя позволил систематизировать внутренний и внешний компоненты профессионального имиджа, выявить его неоднозначность, вариабельность и специфику.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):124-129
124-129
Волонтерская деятельность как средство организации работы с ресурсами социальной поддержки людей с ограниченными возможностями в общественной организации
Abstract
Статья посвящена анализу ресурсов социальной поддержки людей с ограниченными возможностями в общественной организации и на его основе определению содержания, форм волонтерской деятельности по развитию компетенций будущих специалистов по социальной работе для реализации данных ресурсов.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):130-134
130-134
Факторы эффективного коммуникативного взаимодействия пилота с авиадиспетчером
Abstract
В статье рассматриваются недостатки коммуникации, влияющие на безопасность полетов. В числе основных определяется языковой барьер, природа которого осмысливается различными концепциями как процесс порождения речи, обладающий определенной скоростью, результат чего обуславливает эффективность коммуникативного взаимодействия.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):135-140
135-140
Моделирование познавательной деятельности в процессе изучения иностранного языка
Abstract
В статье рассматривается возможность раскрытия творческого потенциала студентов в процессе изучения иностранного языка. Научный поиск направлен на то, чтобы найти способы стимулирования речемыслительной активности студентов, разрабатывать творческие задачи, совершенствующие не только речевую деятельность, но и творческое мышление.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):141-144
141-144
Влияние Мессенских войн на формирование внешнеполитической доктрины архаической Спарты и Пелопоннесского союза
Abstract
В статье идет речь о формировании внешнеполитической доктрины архаической Спарты. Она постепенно перешла от завоевательной политики эпохи Мессенских войн к заключению договоров с соседями, что привело к поэтапному формированию Пелопоннесского союза.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):145-151
145-151
ЭВАКУИРОВАННЫЕ ДЕТСКИЕ ДОМА И ИНТЕРНАТЫ УДМУРТСКОЙ АССР В 1941-1945 гг.
Abstract
Освещается проблема изменения воспитания и образования в детских домах и интернатах в военные годы на территории УАССР. Рассматриваются образцовые учреждения. Исследуются недочеты в работе детских домов и интернатов. Автор приходит к выводу, что сложившаяся ситуация в области воспитания и образования в республике была характерна и для других областей и республик страны.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):152-157
152-157
Дети и подростки в сфере экономических интересов карельской семьи в конце XIX - начале XX вв.
Abstract
В статье на материалах Карелии конца XIX - начала XX вв. дана общая характеристика роли детей в экономической сфере крестьянской семьи, очерчен круг трудовых обязанностей ребенка в зависимости от его пола и возраста. На основе разнообразных источников раскрыты причины широкого распространения детской трудовой миграции. Показано значение отходничества и школы в изменении процесса социализации крестьянских детей.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):158-163
158-163
К ВОПРОСУ О ПОЛОЖЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В 1921-1923 гг.
Abstract
Статья посвящена анализу специфики процессов, связанных с возрождением отечественной кооперации в начальный период нэпа. Анализируются такие ключевые вопросы, как изменение государственной политики в отношении кооперации и основные направления деятельности кооперативных организаций в 1921-1923 гг.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):164-169
164-169
170-173
Управление автомобильной промышленностью в имперской и советской России
Abstract
Исследование посвящено анализу изменений в системе управления отечественной автомобильной промышленности конца ХIХ - ХХ столетия. Автор проводит его на базе вводимых в научный оборот архивных документов с учетом смены типов производства в автомобильной индустрии. Выделяются типичные и уникальные относительно других отраслей черты управления автопромом в СССР.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):174-178
174-178
СПАРТАНСКИЕ ПЕРИЭКИ: СОЦИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Abstract
В статье рассматриваются вопросы этимологии и социального значения термина «ресЯпйкпй» в связи с происхождением и местом спартанских периэков в социальной структуре спартанского общества. Отмечается, что данное слово восходит к дорийской диалектной и культурной среде и приобретает здесь уже в раннюю эпоху характер социального термина, связанного с отношениями зависимости.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):179-183
179-183
Аграрная реформа П.А. Столыпина в зарубежной историографии
Abstract
В статье проводятся сопоставление и классификация исследований зарубежных историков на одно из важнейших преобразований начала XX века - аграрную реформу Петра Аркадьевича Столыпина. В тексте представлен сравнительный анализ взглядов английских, французских, итальянских и японских авторов на предпосылки, задачи, ход и результаты аграрной реформы П.А. Столыпина.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):184-188
184-188
ФАКТИЧЕСКИЕ И ФОРМАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ДЕНЕЖНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Abstract
В статье на основе анализа теоретических аспектов принятия процессуальных решений рассмотрена малоисследованная проблема обоснованности наложения денежных взысканий в уголовном процессе, сформулированы представления о фактических и формальных основаниях наложения денежного взыскания при совершении различных видов правонарушений.
Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2009;15(5):189-194
189-194
Pedagogics
195-199
204-204
Reviews
200-201
202-203