Command-methodological competence of cadets-military pilots as a factor of flight safety

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The military professional training of cadets-military pilots in a military aviation university is conditioned by the trends in the development of military education, its prompt response to the personnel needs of the troops. Aviation units need military pilots who are ready to fulfill the official duties of crew commanders, to solve the urgent task of ensuring flight safety. Training of flight personnel for military aviation does not fully take into account the need to form cadets' competencies as an aviation commander and teacher, which will contribute to ensuring flight safety and increasing the combat potential of aviation units and subunits. The article deals with the problem of flight safety as a factor affecting the national security of Russia, paying attention to the causes of accidents and pilot errors. In the course of the study, it was proved that the military-professional activity of cadets-military pilots is the process of solving professional tasks that ensure the combat readiness of aviation units while observing flight safety conditions. Based on the content analysis of the command and methodological professional tasks based on the activity approach, the leading role of the command-methodological activity has been established. The functional approach and the principle of identification made it possible to identify the functions of the leading command-methodological activity (military flight training and educational, organizational and managerial). Arguments are given regarding the development of cadets not only a set of abilities for command-methodological activity, but also professionally important qualities that integrate command-methodological competence. The structure of competence (motivational-value, cognitive, activity components) is determined taking into account the specifics (leading type of activity) and features (a set of command and methodological professional tasks) of military professional activity. The criteria for the formation of the components of the command-methodical competence (professional purposefulness, intellectual potential, professional responsibility) have been identified. The methodological basis of the pedagogical system for the formation of the command-methodical competence of cadets-military pilots was formed by the system-structural, personality-activity, functional, modular, adaptive, technological and competence-based approaches. The results of the experimental work carried out in the branch of Military Educational-Research Centre of Air Force «Air Force Academy» in Syzran confirmed the dependence of the cadets' readiness for flight safety activities on the formation of command-methodological competence.

Full Text

Введение

Важнейшей задачей авиации Воздушно-космических сил Российской Федерации на современном этапе является достижение и постоянное поддержание высокого уровня боевой готовности, воздушной выучки летного состава и наиболее полное овладение им боевыми возможностями современных авиационных комплексов. Успешное решение данной задачи во многом определяется проведением авиационной деятельности без аварий и катастроф и эффективностью мероприятий, повышающих безопасность полетов авиации. Безопасность полетов сегодня – это одна из самых актуальных проблем, стоящих перед авиацией, и важнейшая государственная задача. Высокая боевая готовность военной авиации при соблюдении условий безопасности полетов может быть достигнута улучшением условий обучения летного состава и обновлением авиационной техники. Достижение оптимального соотношения между требованиями боевой подготовки и безопасности полетов требует разработки научно-обоснованных программ военно-профессиональной подготовки курсантов – военных летчиков, совершенствования оборудования, технического обслуживания и материально-технического обеспечения. Курсанты военных авиационных вузов должны получать качественно новое образование, основная характеристика которого – компетентность.

Степень разработанности проблемы

Одной из наиболее острых проблем авиации от начала ее зарождения до сегодняшнего дня была и остается проблема обеспечения безопасности полетов. Авиационные происшествия ежегодно уносят десятки, а порой и сотни жизней людей, приводят к утрате дорогостоящей авиационной техники и другим материальным потерям, сдерживают темпы развития авиации как наиболее универсальной транспортной и военной отрасли. Значительный уровень аварийности в военной авиации является одним из важных факторов, влияющих на ее готовность к выполнению задач по предназначению и представляющих угрозу национальной безопасности России. Относительный показатель, характеризующий уровень аварийности в государственной авиации в течение ряда лет, находится на уровне 3–4 авиационных происшествий на 100 тысяч часов налета, в то время как в других ведущих странах он гораздо ниже [Современный взгляд… 2016]. В среднесрочной перспективе авиационные происшествия останутся одним из важнейших вызовов стабильному развитию и функционированию государственной авиации.

Если рассматривать непосредственные причины авиационных происшествий, то можно сделать вывод, что высокий уровень аварийности обусловлен:

– несовершенством нормативно-правовой базы безопасности полетов;

– принятием управленческих решений в условиях недостаточности полной и достоверной информации о состоянии элементов авиационной системы и особенностях их взаимодействия в процессе организации, подготовки и выполнения полетов;

– несоответствием уровня профессиональной подготовки летчиков масштабности и сложности выполняемых задач;

– косностью мышления и низкой культурой авиационного персонала во взглядах на вопросы безопасности полетов, нежеланием или отсутствием возможности перенимать передовой практический опыт, низким уровнем профессиональной ответственности.

Проведено анонимное анкетирование летно-инструкторского состава учебных авиационных баз на предмет оценки степени влияния на безопасность полетов различных факторов. В числе наиболее опасных факторов респонденты указывают: перегруженность «бумажной» работой, мероприятиями, не связанными с подготовкой к полету; несоблюдение предполетного режима по вине командиров; неудовлетворительное морально-психологическое состояние летчиков; установка командования на выполнение полетного задания любой ценой. Сочетание этих факторов с недостаточной надежностью эксплуатируемых воздушных судов и слабой подготовкой летчика к действиям в особых случаях в полете сигнализирует о том, что вероятность какого-либо авиационного события потенциально может быть значительно выше, чем в оптимально функционирующей авиационной системе.

Исследователи проблемы безопасности полетов приходят к выводу о том, что используемое в воздушном законодательстве Российской Федерации понятие «безопасность полетов» упоминается в трех федеральных законах, в более чем сорока указах Президента Российской Федерации, порядка тридцати постановлениях Федерального Собрания, в почти сотне постановлений Правительства Российской Федерации, в 153 приказах федеральных органов исполнительной власти и, по существу, не имеет формально и однозначно закрепленного определения [Романов 2018].

Летная деятельность военной авиации регламентируется Федеральными авиационными правилами производства полетов государственной авиации, которые трактуют понятие «обеспечение безопасности полетов» как комплекс мероприятий, проводимых авиационным персоналом, направленных на создание условий для проведения полетов без авиационных происшествий и авиационных инцидентов (Приказ Минобороны… 2004). В современной Концепции безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации «безопасность полетов» определяется как «системное свойство авиационной системы Вооруженных сил, обеспечивающее выполнение полетов без авиационных происшествий» (Концепция безопасности… 2017).

Несомненно, что центром и кадровой основой военной авиационной системы является человек, авиационный персонал, прежде всего военный летчик. Мы согласны с мнением, что в современной авиации источником около 70 % инцидентов является летный экипаж, технический состав, персонал обеспечения воздушного движения, любой человек, вовлеченный в процесс обеспечения полетов [Обидин 2019], что актуализирует проблему «человеческого фактора» в авиации.

Известные отечественные авиационные психологи (Д.В. Гандер, В.А. Пономаренко) под «человеческим фактором» понимают совокупность физических и психических особенностей, которые могут проявиться в особых случаях в полете [Гандер 2007]. Поэтому в практике войсковой профилактики авиационной аварийности возникает задача определения и устранения причин ошибок летчика. Анализ обнаружил, что основными их причинами могут быть: профессиональная непригодность, недисциплинированность и профессиональная неподготовленность.

Опыт летной подготовки показывает, что врожденная и постоянная профессиональная непригодность летчика надежно выявляется существующей системой профессионального отбора и медицинского контроля состояния здоровья летного состава. Кандидаты на летное обучение в военных авиационных вузах отбираются с помощью тестовой батареи «Отбор-В», которая позволяет оценить уровень развития специфических профессионально важных качеств летчиков и, как следствие, прогнозировать успешность освоения профессии и осуществления военно-профессиональной деятельности. Ошибки летчика обуславливаются в основном временной профессиональной непригодностью, которая вызывается заболеванием или утомлением, выявляемым в ходе предполетного осмотра.

Недисциплинированность летчика – это сознательное изменение им содержания или условий выполнения полетного задания, которое привело к ошибке в пилотировании или эксплуатации авиационной техники. Одна из духовных основ авиации – потребность человека в творчестве. Речь идет о творчестве полета, которому всегда в качестве альтернативы выдвигали дисциплину – необходимость творить, а не «вытворять». В авиации важным является вопрос дисциплины в летном деле, сопряженном с риском и творчеством. Следует заметить, что за все годы существования авиации проявление личной недисциплинированности было в фокусе внимания командования. Недисциплинированность, переоценка своих возможностей, снижение профессиональной ответственности, чувства боевой настороженности приводили к пренебрежению элементарными правилами, из которых складывался боевой полет. В свою очередь, это вело к неоправданным потерям.

Профессиональная неподготовленность военного летчика – это неудовлетворительный запас его знаний, умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешного выполнения профессиональных функций, особенно тех элементов полетного задания, в которых были допущены ошибки. Без человека техника остается лишь грудой металла. Авторы философии летной безопасности справедливо считают, что научить летать вертолет – значит вложить в его железное сердце свои человеческие знания, умения и даже, как это ни странно звучит, черты характера. Поэтому дисциплина и ответственность летчика становятся гарантами успешной и безопасной эксплуатации машины [Бездетнов, Алексеев 2014].

В военных авиационных вузах особое внимание уделяется подготовке курсантов по наиболее востребованной, сложной и опасной специальности военного летчика. Военно-профессиональная подготовка курсантов – военных летчиков представляет собой целенаправленный, многоэтапный образовательный процесс, являющийся предметом авиационной педагогики [Асанов 2018]. Курсанты – военные летчики, будущие офицеры – кадровая основа авиационных частей и подразделений. Их должностное предназначение – выполнение обязанностей командира экипажа, а после получения служебного опыта – командира авиационной эскадрильи. Деятельность курсантов – военных летчиков относится к военно-профессиональной деятельности офицеров, которая требует совокупности умений, навыков и способностей, необходимых для выполнения функциональных обязанностей в различных условиях сложной и непредсказуемой обстановки (Колодовский 2016). Среди всего многообразия видов деятельности офицера исследователи выделяют военно-специальную, учебно-воспитательную и организационно-управленческую, что определяет их подготовку как военных специалистов, педагогов и управленцев (Иванов 2016). Изучение литературных источников приводит к выводу, что ведущим видом военно-профессиональной деятельности офицера является командно-методическая деятельность, направленная на анализ, планирование и разработку совокупности профессиональных средств, обеспечивающих выполнение повседневных мероприятий и боевых задач в соответствии с требованиями руководящих документов. Она достигает цели, если сформированы способности оперативно в предельно сжатые сроки принимать и доводить до исполнения оптимальные решения.

Существующая система военно-профессиональной подготовки курсантов – военных летчиков в военном авиационном вузе испытывает потребность в средствах, способствующих развитию профессиональной целеустремленности, интеллектуального потенциала и профессиональной ответственности, формированию способностей к выполнению профессиональных функций. Сложилось противоречие между потребностями войск в военных летчиках, обладающих готовностью к командно-методической деятельности, и отсутствием научного представления о содержании командно-методической компетентности как о личностном новообразовании, которое обеспечивает успешность данной деятельности и является важным фактором безопасности полетов.

 

Результаты исследования

Анализ научной литературы и нормативно-правовых актов, регламентирующих требования к военно-профессиональной подготовке курсантов – военных летчиков в военных авиационных вузах, позволил представить военно-профессиональную деятельность совокупностью ее видов: эксплуатационно-технологической, военно-педагогической (воспитательной), служебной (боевой и повседневной). Деятельность военного летчика отличается целенаправленностью, которая обеспечивается высокой мотивацией к выполнению воинского долга, оперативностью принятия и реализации командирского решения, ответственностью за его последствия.

Исследователи отмечают, что успешность формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности требует учета ее специфики и особенности как взаимосвязанных компонентов [Поднебесова 2017]. В ходе исследования была выявлена специфика военно-профессиональной деятельности курсанта-военного летчика – это доминирование командно-методической деятельности во всех ее видах. Определена особенность военно-профессиональной деятельности, которая выражается совокупностью командных и методических задач, требующих командно-методической компетентности.

Контент-анализ профессиональных задач, проведенный на основе функционального подхода и принципа идентификации [Руднева 2016], позволил установить функции командно-методической деятельности. Военно-летная функция характеризуется готовностью к летной эксплуатации авиационных комплексов и организации взаимодействия экипажей в боевом полете; учебно-воспитательная – способностью получать и передавать военно-профессиональные знания, обучать и воспитывать подчиненных; организационно-управленческая – способностью к принятию командирских решений и ответственности за них, четкой постановке задач и умелому руководству воинским коллективом.

В ходе исследования доказано, что командно-методическая компетентность курсанта – военного летчика – это интегративное свойство личности, системообразующее мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты, установленные адекватно функциям командно-методической деятельности. Показатели компонентов представлены способностями к ее выполнению на летных, инструкторских, командных должностях в авиационных частях и подразделениях.

Установлены критерии сформированности компонентов компетентности: профессиональная целеустремленность, свидетельствующая о сознательной и активной направленности личности на результат профессиональной деятельности; интеллектуальный потенциал, обеспечивающий познавательную и мыслительную активность при решении профессиональных задач в любых условиях обстановки; профессиональная ответственность, позволяющая действовать в соответствии с обязанностями военной службы на основании их глубокого осознания, предвидения последствий принимаемых решений.

Результаты констатирующего эксперимента показали низкие и средние значения показателей компонентов командно-методической компетентности курсантов – военных летчиков, что свидетельствует о недостаточном внимании к их формированию в процессе военно-профессиональной подготовки.

Для формирования командно-методической компетентности курсантов – военных летчиков потребовалась разработка педагогической системы, методологическую основу которой составили системно-структурный, личностно-деятельностный, функциональный, модульный, адаптивный, технологический и компетентностный подходы. Содержание системы представлено специальным курсом, заключающим совокупность взаимосвязанных педагогических средств и предназначенным для развития показателей в структуре компонентов командно-методической компетентности, недостаточно формируемых в существующем образовательном процессе.

Формирующий эксперимент заключался в апробации разработанной педагогической системы в филиале Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Сызрани. Сравнительный анализ результатов формирующего и констатирующего экспериментов показал положительную динамику значений показателей всех компонентов командно-методической компетентности курсантов – военных летчиков. В ходе опытно-экспериментальной работы возросли средние значения всех компонентов командно-методической компетентности: мотивационно-ценностного (до J = 0,697); когнитивного (до J = 0,613). Среднее значение деятельностного компонента (J = 0,637) возросло на 0,472, что подтверждает появление у курсантов готовности к командно-методической деятельности по обеспечению безопасности полетов [Савельев 2019].

Статистическая обработка эмпирических данных эксперимента, корреляционный анализ результатов, диагностика профессионально важных качеств, проведенная с помощью методик профессионального психологического отбора, свидетельствует о развитии у курсантов профессиональной целеустремленности, интеллектуального потенциала, профессиональной ответственности, что подтверждает достоверность результатов, полученных в ходе исследования и эффективность разработанной системы формирования командно-методической компетентности.

 

Выводы

Командно-методическая компетентность курсанта – военного летчика интегрирует способности и личностные качества, необходимые для выполнения профессиональных функций в сфере безопасности полетов. Для обеспечения формирования командно-методической компетентности обучающихся как фактора безопасности полетов требуются совместные усилия руководящего, профессорско-преподавательского и летно-инструкторского состава военного авиационного вуза для разработки и реализации рациональных условий военно-профессиональной подготовки.

 

×

About the authors

A. I. Savelev

Branch of the Military Educational and Scientific Center of the Air Force N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy in Syzran

Author for correspondence.
Email: savandrew010871@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0190-236X

Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer, Department of Combat Use of Aircraft Weapons

Russian Federation, 1, Marshal Zhukov Street, Syzran, 446007, Samara region, Russian Federation.

References

  1. Asanov 2018 – Asanov A.A. (2018) Evaluation of success of training and professional competence of cadets of aviation universities. In: Modern psychology and pedagogy: problems and solutions. Collection of articles on the materials of the VI international research and practical conference. Novosibirsk, pp. 57–61. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32496643 (accessed 20.07.2021). (In Russ.)
  2. Bezdetnov, Alekseev 2014 – Bezdetnov N.P., Alekseev V.V. (2014) The philosophy of flight safety. Moscow: OAO «Orekhovo-Zuevskaia tipografiia», 336 p. (In Russ.)
  3. Gander 2007 – Gander D.V. (2007) Professional psychopedagogy. Moscow: Voentekhinizdat, 337 p. Available at: https://knigogid.ru/books/1908710-professionalnaya-psihopedagogika/toread. (In Russ.)
  4. Obidin 2019 – Obidin N.I. (2019) On the issue of training cadets-pilots for actions in special cases in flight. Problemy i sovremennye napravleniia razvitiia obrazovaniia v oblasti aeronavigatsii, pp. 66–69. (In Russ.)
  5. Podnebesova 2017 – Podnebesova M.I. (2017) The specificity of professional activity of future bachelors of mechanical engineering. Discussion, no. 2 (76), Moscow. pp. 92–96. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-professionalnoy-deyatelnosti-buduschih-bakalavrov-mashinostroeniya/viewer. (In Russ.)
  6. Romanov 2018 – Romanov N.N. (2018) Regulatory issues of the flight safety system. Problemy i sovremennye napravleniia razvitiia obrazovaniia v oblasti aeronavigatsii, pp. 206–208. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35281420. (In Russ.)
  7. Rudneva 2016 – Rudneva T.I. (2016) Methodical approaches as the context of pedagogical research outcome quality understanding. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, no. 2, pp. 78–82. Available at: https://journals.ssau.ru/index.php/hpp/article/view/4228; https://elibrary.ru/item.asp?id=27670166 (accessed 21.08.2021). (In Russ.)
  8. Savelev 2019 – Savelev A.I. (2019) Experimental work on formation of command-methodical competence of cadets-military pilots. Education and Law, no. 12, pp. 136–142. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42549622; https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperimentalnaya-rabota-po-formirovaniyu-komandno-metodicheskoy-kompetentnosti-kursantov-voennyh-letchikov/viewer (In Russ.)
  9. Modern view 2016 – Modern view of the formation of the concept of aviation safety of the Armed Forces of the Russian Federation. Aviapanorama, no. 4. Available at: https://vpk.name/news/162432_sovremennyi_vzglyad_na_ formirovanie_koncepcii_bezopasnosti_poletov_aviacii_vooruzhennyh_sil_rossiiskoi_federacii.html; https://www.aviapanorama.ru/2016/08/sovremennyj-vzglyad-na-formirovanie-koncepcii-bezopasnosti-poletov-aviacii-vooruzhennyx-sil-rossijskoj-federacii (accessed 23.08.2021). (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Savelev A.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies