Abstract

The article is devoted to the study of social and cultural factors in the development of public education, the formation of a professional group of its workers and organizers in Russia in the last quarter of the XX – early XX centuries. The particular attention is paid to the relationship between school, society and church. The methodological basis of the research was the theory of modernization and the techniques of the biographical method. In the article on a large source base the administrative-pedagogical and public-educational activities of A.P. Cheruvimov in the Samara Region, aimed at developing new forms of the school organization while preserving national spiritual traditions, were investigated. As a result of his efforts the successful secondary educational institution in the form of the Samara Real School was created in the provincial city and an effective channel was created to support needy students through the Society for the Promotion of Education was created too. Cheruvimov's contribution to the works of the Aleksievsky Orthodox brotherhood, aimed at supporting parish schools and at the religious and moral education of residents, has become significant and fruitful. For two decades on a voluntary basis he served in the brotherhood in the responsible position of the Chairman of the Council with a wide range of the real responsibilities. His example shows a figure of Russian modernization, whose personal desire for his own social mobility and the promotion of the progressive cultural trends was combined with the traditional religious foundations and the conservative political views. This example demonstrates that the social movement in imperial Russia took place in more complex forms than the paradigm of opposition between the «progressive» and «reactionary» forces, which was established in historiography and often was reduced to the social origin or position of persons belonging to one political camp or another.

Full Text

Введение

Повышенный интерес к прошлому народного образования как социокультурного института и учительства как социально-профессиональной группы заметен в современных исторических исследованиях, проводимых в масштабе страны [Миронов 2013, с. 67–77] и отдельных регионов [Бугаева 2016, с. 13, 20–25, 46–47, 62–89]. Если говорить конкретно о Самарском Поволжье, то особо следует отметить внимание ученых к опыту церковного управления училищами [Кокарев 2016, с. 195–226], религиозно-нравственного обучения и воспитания в начальных, воскресных школах и других учебных заведениях [Якунин 2019]. Рост числа исследований по истории взаимоотношений власти, общества, церкви является еще одной заметной тенденцией современной историографии в России [Миронов 2020; 2019], ближнем [Бендин 2021] и дальнем зарубежье [Фриз 2019].

Следует признать актуальным изучение биографий тех, кто проявил себя и собственно на педагогическом поприще, и в практиках сотрудничества учительства с Церковью. К таким деятелям, отличившимся в XIX – начале XX вв., относится Алексей Петрович Херувимов. Его труды в Самаре еще не стали объектом специального изучения, что и определило обращение к ним. Предметно в рамках данной статьи следует рассмотреть, по нашему мнению, наиболее яркие страницы его биографии как директора Самарского реального училища и председателя Совета Самарского Алексиевского братства. Полагаем, что такое исследование с необходимым соблюдением принципов историзма и объективности позволяют провести подходы, разрабатываемые в биографическом и иных современных методах гуманитарного и общественного познания [Смирнов 2020], которые опираются на достижения «новой социальной истории» [Границы... 2018] и на модернизационные концепции [Миронов 2019].

 

На службе по учебному ведомству

Видный педагог, чиновник и просветитель А.П. Херувимов родился в семье церковнослужителя в с. Рождествено в 1840 г. Он получил блестящее образование, окончив Казанскую духовную семинарию, а затем Казанский университет по 3 факультетам: юридическому, филологическому, естественному. Начальный педагогический опыт он также получил в Казани. С такой подготовкой Херувимов был переведен в Самарскую губернию на должность директора народных училищ и стал членом губернского училищного совета от Министерства народного просвещения [Зубова 2001, с. 256–257].

Самарский губернатор А.Д. Свербеев внес его в свой рабочий список наиболее важных чиновников Самары, считал «очень порядочным человеком», с которым было «поговорить приятно и полезно». При осмотре учебных заведений Херувимов был первым среди лиц, сопровождавших начальника губернии [Классика… 2019, с. 75–76, 85].

В 1877 г. Александр II согласился на просьбу городской думы Самары открыть в этом городе реальное училище и присвоить ему имя императора Александра I Благословенного. В отличие от классической гимназии, где большое место занимали мертвые языки, латынь и древнегреческий, в реальном училище больше внимания уделялось естественным наукам и предметам технической направленности. Наибольший интерес к обучению в нем проявили семьи купцов, мещан и крестьян, проживавшие в Самаре и окрестностях. Число сыновей дворян и чиновников, пожелавших здесь учиться, было незначительным, для них более предпочтительным оставалось гимназическое образование. Подготовка к открытию нового училища заняла три года. 2 мая 1880 г. городская дума утвердила Херувимова его директором, а 7 сентября, то есть через 4 месяца, Самарское реальное училище было открыто (Народное образование... 2002, с. 42–46, 48–49).

В должности директора этого образовательного учреждения Херувимов проработал до 1898 г. Под его началом оно стало лучшей средней школой Самары. Показателем тому являются выпускники. Так, в 1889 г. Самарское реальное училище с отличием закончил Г.М. Кржижановский – будущий академик (создатель плана ГОЭЛРО), революционер (друг В.И. Ленина) и поэт, написавший тексты ряда известных песен: «Вихри враждебные», «Беснуйтесь, тираны» и др. (Вместе с Ильичем 1979, с. 117–119).

В последний год службы Херувимова в этом училище в 1898 г. сюда не без труда мама А.Н. Толстого сумела перевести сына из Сызранского реального училища, стремясь дать ему более качественное образование. Поступить сразу в более престижное самарское училище годом ранее мальчик не смог, «завалив» вступительные экзамены, поэтому и была разыграна многоходовка с более доступным поступлением в училище уездной Сызрани, неизбежным проживанием там на съемной квартире и последующим переводом в желанную школу в Самаре. Несмотря на отсутствие стремления к карьере инженера, будущий создатель образов Буратино и Аэлиты, как и многие другие выпускники-«реалисты», получил высшее образование в технологическом институте в Петербурге (Селиванов 1953, с. 110).

Наконец, еще при жизни Херувимова, правда, когда тот уже не был директором, реальное училище окончил в 1913 г. с занесением на золотую доску лучших выпускников великий химик XX века Н.Н. Семенов. Ему еще только предстояло стать академиком и нобелевским лауреатом, но замечательные учителя, работавшие в этом училище, уже нацелили его на научную стезю (Семенов 1990, с. 81).

Несмотря на «технический» уклон реального училища, с Херувимовым связано одно из любопытных открытий в российском литературоведении. В ответ на сообщение издателя журнала «Русская старина» М. Семевского в 1891 г. об открытии музея М.Ю. Лермонтова и сборе материалов для него первым был получен пакет из Самары от ученика 7-го класса реального училища В. Акерблома. Как сообщил М. Семевский, это произошло при посредничестве директора Самарского реального училища Херувимова, в результате чего в распоряжении редакции его журнала оказалось письмо подруги и кузины поэта Катеньки Быховец, написанное в 1841 г., с рассказом о последних днях жизни и о дуэли Лермонтова в Пятигорске. Старшеклассник нашел этот документ случайно в книге, купленной «на толчке в Самаре у букиниста», а директор училища помог, видимо, понять научную значимость письма. Оно является одним из ключевых источников о пятигорской трагедии, вызывает серьезные споры и полемику, но вслед за Семевским видные современные лермонтоведы считают его подлинным, не видя оснований и возможностей у самарского педагога и школьника-реалиста заниматься историко-литературной мистификацией (Захаров 2021).

Этот случай говорит о высоком уровне не только естественнонаучной, но и гуманитарной подготовки в реальном училище Самары. Создавались там возможности и для творчества учащихся. В начале 1889–1890 уч. года для них были введены уроки музыки, и всего через пять месяцев в резиденции губернатора состоялся музыкальный утренник, где собравшуюся публику удивило стройное выступление оркестра, составленного из учеников-реалистов (Народное образование… 2002, с. 63).

Сам Херувимов не был чужд модным филологическим и «информационным» веяниям. Так, он единственный из жителей Самары фигурирует в списке россиян, которые к 1897 г. освоили искусственный интернациональный язык воляпюк, изобретенный в 1880 г. с целью облегчить общение между странами и народами [Список… 1888].

На службе по учебному ведомству Херувимов достиг высокого чина действительного статского советника. Этот чин по гражданской части в Табели о рангах был равнозначен генерал-майору по военному ведомству, а его обладатель, если был недворянского происхождения, получал потомственное дворянство.

 

Общественная деятельность на благо образования и духовности

После ухода в отставку Херувимов оставался активным общественным деятелем. В течение 11 лет, предшествующих своей отставке, он являлся членом правления Самарского Общества поощрения образования и передал в кассу Общества на учреждение именных стипендий учащимся 1450 руб. (Отчет о состоянии… 1898, с. 7, 13). Однако и позже он продолжал активно работать в этой добровольной ассоциации. Так, 19 января 1903 г. Херувимов был вновь избран почетным членом ее правления (Самарская губерния… 2008, с. 145).

Революционные события, начавшиеся в 1905 г., заставили его более четко определить свои политические пристрастия. В 1906 г. Херувимов поддержал программу партии октябристов (Ставрополь-Тольятти… 2016. № 552).

Херувимов, воспитанный в христианских традициях, оставался верным сыном Церкви и деятельно участвовал в религиозной жизни. Кроме домовой церкви в руководимом им реальном училище, для которой директор привлек средства благотворителей (Освящение… 1911, с. 6–7), он стал также одним из устроителей храма Рождества Богородицы в Мещанском поселке (1911), который, к сожалению, не сохранился [Зубова 2001, с. 257]. Однако самым заметным общественным служением Херувимова стало его участие в деятельности Самарского епархиального Алексиевского братства.

Благодаря модернизационному сдвигу, произошедшему в ходе Великих реформ 1860-х – 1870-х гг., и активизации социальной жизни страны, в провинциальных городах, включая Самару, стали появляться различные добровольные ассоциации [Кабытов 2020, с. 9, 230]. Общественность России создавала как светские организации (например, упоминавшееся Общество поощрения образования), так и религиозные. Среди последних выделялись своей активностью церковные братства. Численному росту православных братств способствовали подготовленные в МВД в 1864 г. Основные правила для их учреждения. Главным условием создания братств и утверждения их уставов являлось наличие разрешения епархиального начальства и согласия губернской администрации [Акторы… 2016, с. 265, 267–268].

Братства были всесословными организациями. Основную массу их членов составляли лица духовные или принадлежавшие к церковному причту, но также туда входили купцы, чиновники, представители интеллигенции, прежде всего учителя [Шкердина 2018, с. 244]. Дело в том, что основной целью братств являлась именно просветительская деятельность под покровительством духовенства.

Алексиевское братство название свое получило в память об Алексии, митрополите Московском. Святителя в Самаре почитали и почитают как небесного покровителя, за двести лет до возникновения этого города предсказавшего его появление и славное будущее [Смирнов 2018, с. 4–5, 12].

Прошение об образовании Алексиевского братства подали 87 видных и авторитетных жителей Самары. В их числе вместе с супругами П.В. и В.В. Алабиными, купцами Н.И., А.Н., Е.М. Шихобаловыми и другими это обращение к самарскому архиерею подписал также А.П. Херувимов. К прошению был приложен проект Устава организации. 10 февраля 1892 г. своей резолюцией архипастырь разрешил открыть братство и приказал приступить к исполнению данного намерения (Самарское епархиальное… 1892, с. 143–146).

 Самарским епископом в это время был Владимир (Богоявленский). Он много сил отдал делу духовного просвещения, а потому немало поспособствовал открытию Алексиевского братства. Из-за тяжелой обстановки в голодные и холерные 1891–1892 гг. он привлек возникшую общественную организацию также к оказанию благотворительной помощи пострадавшим [Якунин 2018, с. 306–307].

12 февраля 1892 г., в день памяти Алексия Митрополита Московского, братство в Самаре было торжественно открыто. На должности председателя Совета братства, двух его «товарищей»-заместителей были избраны представители духовенства, а Херувимов с другими видными чиновниками и светскими общественными деятелями вошел в состав Совета братства в качестве его члена (Самарское епархиальное... 1892, с. 149).

Однако совмещать председательскую должность в братстве с церковным служением оказалось нерациональным. Архимандрита Серафима, избранного первоначально председателем Совета, перевели в 1893 г. из Самары ректором в семинарию в Тифлис, а затем назначили викарным епископом в Волынскую епархию (Пятидесятилетний юбилей… 1901, с. 68). Выдвигать на место председателя никого из заместителей-священников не стали, а избрали Херувимова, который тогда был директором реального училища. С трудами по учебной части он совмещал добровольное председательство в Совете братства пять лет и продолжил его затем после своей отставки с директорского поста.

По Уставу Алексиевского братства, частично измененному в 1897 г., председатель Совета братства вел работу общих собраний братства, которые проводились регулярно раз в год 12 февраля (или в ближайший к этой дате воскресный день). При необходимости могло собираться чрезвычайное общее собрание, если такое решение принимал Совет и утверждал архиерей. Председатель избирался общим собранием на четыре года, один из двух его заместителей должен был быть обязательно духовным лицом, но в указанном 1897 г. священнослужителями были они оба: кафедральный протоиерей В.В. Лаврский и ректор Самарской духовной семинарии Н.И. Боголюбский (Отчет Самарского… 1898, с. 2).

Сам Совет братства на своих заседаниях руководствовался повесткой, составленной председателем. Дискуссионные вопросы этот Совет разрешал большинством голосов, при их равенстве голос председателя становился решающим. Именно Совет рассматривал ходатайства и просьбы по обеспечению школ учебными и прочими принадлежностями, выдаче пособий или вознаграждения учителям, решал задачи по поиску мер к увеличению средств братства, их хранению и контролю. Председатель Совета следил за исполнением Устава братства и в случае необходимости, при появлении дел, требующих оперативного решения, оформлял все распоряжения собственной властью, предоставляя при этом отчет Совету. Сумма, которая в таких случаях могла быть израсходована председателем самостоятельно, заранее определялась Советом (Устав… 1898, с. 5–7).

В начале 1910-х гг. Херувимов оставался на посту председателя Совета братства. Это не было номинальным пребыванием в должности. Он вел все делопроизводство Совета, переписку с официальными лицами и учреждениями, книготорговцами, книгоиздателями и авторами (Отчет Самарского… 1911, с. 1–2).

 

Заключение

Херувимвов скончался 21 января 1915 г. в Самаре. Его похоронили на Всесвятском кладбище, которое впоследствии было уничтожено вместе с его могилой. Однако вклад Херувимова в развитие светского и духовного образования в Самаре был весьма существенен. Под его руководством в 1880-е – 1890-е гг. реальное училище превратилось в лучшее среднее общеобразовательное учреждение этого города, о чем, в частности, свидетельствует перечень его выдающихся выпускников. Он также немало сделал, будучи членом правления и активным благотворителем Самарского общества поощрения образования, для поддержки молодежи, испытавшей стеснение в материальных средствах при обучении в школах Самары или при желании продолжить его в высших учебных заведениях других городов. Однако самым заметным его служением на общественном поприще стало продолжавшееся два десятка лет председательство в Совете Алексиевского братства. Эта организация проявляла заботу о поддержании церковно-приходских школ особенно в бедных сельских общинах, а также о религиозно-нравственном просвещении и воспитании широких слоев населения.

Херувимов являет пример педагога и общественного деятеля эпохи российской имперской модернизации с ее новациями и традициями. Сменив духовную профессиональную стезю отца на педагогическую, перейдя в социальную группу чиновничества и даже получив потомственное дворянство, приняв новый ритм общественной жизни, Херувимов остался верен религиозным устоям. Он поделил свою активность между помощью общеобразовательной школе и православной церкви, показав себя в обоих случаях очень полезным и деятельным. Его имя заслуживает того, чтобы сохраниться в памяти нынешнего и будущих поколений.

×

About the authors

L. M. Artamonova

Samara State Institute of Culture

Author for correspondence.
Email: artamonovoi@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4584-6339

Doctor of Historical Sciences, professor, head of the Department of History of the Fatherland

Russian Federation, 87, Frunze Street, Samara, 443011, Russian Federation.

References

  1. Actors... 2016 – Poberezhnikov I.V. (Ed.) (2016) Actors of Russian imperial modernization (XVIII – early XX century): regional dimension. Yekaterinburg: Bank kul'turnoi informatsii, 316 p. Available at: http://www.ihist.uran.ru/files/aktori-maket_v_pechat.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32298458. (In Russ.)
  2. Bendin 2021 – Bendin A.Yu. (2021) Russian Empire's religious institutions in the 18th – early 20th century: the evolution of «friend – alien – foe» relations. RUDN Journal of Russian History, vol. 20, no. 1, pp. 8–31. DOI: http://doi.org/10.22363/2312-8674-2021-20-1-8-31. (In Russ.)
  3. Bugaeva 2016 – Bugaeva S.Ya., Poberezhnikov I.V., Ukolova O.S. et al. (2016) Professional groups and societies as actors of Russian late-imperial modernization (on the materials of Urals of the second half of the XIX – beginning of the XX century). Yekaterinburg: Bank kul'turnoi informatsii, 148 p. Available at: http://www.ihist.uran.ru/files/prof_aktori2.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35382860. (In Russ.)
  4. Boundaries… 2018 – Redin D.A. (Ed.) (2018) Boundaries and markers of social stratification of Russia in the XVII – XX centuries: vectors of research. Saint Petersburg: Aleteiya, 722 p. Available at: http://www.ihist.uran.ru/files/Redin_Granitsy_i_markery+.pdf. (In Russ.)
  5. Zubova 2001 – Zubova O.V., Radchenko O.I., Podmaritsyn A.G. et al. (2001) Orthodox shrines of the Samara region. Samara: Nash Sovremennik, 270 p. Available at: https://ru.ru1lib.org/book/3212938/fa21ae. (In Russ.)
  6. Kabytov 2020 – Kabytov P.S., Leontyeva O.B., Smirnov Yu.N. et al. (2020) History of the Samara Volga Region from ancient times to this day. Vol. 2 (2nd edition, revised and enlarged). Samara: Slovo, 480 p. Available at: http://repo.ssau.ru/handle/Monografii/Istoriya-Samarskogo-Povolzhya-s-drevneishih-vremen-do-nashih-dnei-T-2-Samarskoe-Povolzhe-vo-vtoroi-polovine-XIX-nachale-XX-veka-87693. (In Russ.)
  7. Classics… 2019 – Kabytov P.S., Dubman E.L., Leonov M.M. (Eds.) (2019) Classics of Samara local history: Anthology. Issue 6: Diary and memoirs of the Samara governor Alexander Dmitrievich Sverbeev. Samara: Slovo, 268 p. Available at: http://repo.ssau.ru/handle/Monografii/Klassika-samarskogo-kraevedeniya-Vyp-6-Dnevnik-i-vospominaniya-samarskogo-gubernatora-Aleksandra-Dmitrievicha-Sverbeeva-79703?mode=full. (In Russ.)
  8. Kokarev 2016 – Kokarev M.S. (2016) Management system of the Samara diocese in the pre-council period (1894–1917). Moscow: Spasskoe delo, 456 p. (In Russ.)
  9. Mironov 2013 – Mironov B.N. (2013) Cultural capital of Russia for a thousand years. Economic Policy, no. 1, pp. 62–95. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18776912. (In Russ.)
  10. Mironov 2019 – Mironov B.N. (2019) Russian modernization and revolution. Saint Petersburg: Dmitrii Bulanin, 528 p. Available at: http://www.bmironov.spb.ru/wp-content/uploads/2021/02/Mironov_Ros_moderniz_revolyuciya.pdf. (In Russ.)
  11. Mironov 2020 – Mironov B.N. (2020) Church and state before and after the Russian Revolution of 1917. Vestnik of Saint Petersburg University. History, vol. 65, issue 2, рp. 646–667. DOI: http://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2020.219. (In Russ.)
  12. Smirnov 2020 – Smirnov Yu.N. (2020) Understanding, constructing and describing social patterns in Russia of the 17th – 20th centuries: new approaches in the collective monography by Ural scholars. Perm University Herald. History, no. 4 (51), pp. 163–172. DOI: http://doi.org/10.17072/2219-3111-2020-4-163-172. (In Russ.)
  13. Smirnov 2018 – Smirnov Yu.N. (2018) Legends of the Samara residents about holy hierarch Alexius in the records of the XVIII – the middle of the XIX century and their interpretation. Tsentr i periferiya, no. 3, pp. 4–13. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35664532; http://www.niign.ru/centrandperifirya/centr2018-3.pdf. (In Russ.)
  14. Freeze 2019 – Freeze G.L. (2019) «Fatal piety»: Russian Church and the fall of the Empire: collection of articles. Saint Petersburg: Izd-vo Evrop. univ-ta v Sankt-Peterburge, 352 p. Available at: https://eupress.ru/books/index/item/id/313. (In Russ.)
  15. Shkerdina 2018 – Shkerdina N.O. (2018) Contribution of orthodox brotherhoods to the development of education in the territory of the Mordovian region in the second half of the XIX century. In: National cultural heritage of Russia: regional aspect. VI All-Russian research and practical conference. Samara: SGIK, pp. 242–248. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36459653. (In Russ.)
  16. Yakunin 2019 – Yakunin V.N. (2019) Theological education, parish and Sunday schools in the Samara diocese in the second half of the XIX – early XX century. Vestnik of Orenburg State Pedagogical University, no. 3 (31), pp. 276–289. DOI: http://doi.org/10.32516/2303-9922.2019.31.19. (In Russ.)
  17. Yakunin 2018 – Yakunin V.N. (2018) Samara eparchy in 1851–1914. In: Makariev readings: materials of the XIII International scientific conference. Gorno-Altaisk: GAGU, pp. 305–315. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36494497. (In Russ.)

Statistics

Views

Abstract: 163

Неозаглавлен (Russian): 68

PDF (Russian): 48

Dimensions

PlumX

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2021 Artamonova L.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies