Abstract


The article is devoted to the problem of foreign language distance teaching, the choice of methods, technologies and techniques for the development of philology students’ informative and communicative competence. The author uses analysis, synthesis and systematization methods to consider the results of research achieved by the specialists in the area under consideration; pedagogical observation. Current distance teaching technologies are analyzed, the effectiveness of foreign language teaching process organized in the form of Blended Learning technology is proved and its numerous advantages are described: the possibility of individual teaching process in groups with different level of foreign language knowledge and abilities, students’ individual and psychological characteristics consideration in the studying and teaching process, beneficial conditions for students’ interpersonal communication and communicative competence development in class, development of independence, responsibility and ability to use information technologies while working with online platforms. Experience of Blended Learning technology usage in the process of philology students foreign language teaching is presented. The author describes face-to-face driver and rotation models chosen for the purposes of teaching; the possibilities of online platform Zoom for videoconferences held in real time and replacing eye-to-eye teacher-students contact under the circumstances of COVID-19 pandemic; and proves the importance of digital educational platform Skyes University introduction into the process of foreign language teaching as a source of additional material in face-to-face studies and for students independent learning process. The author comes to the conclusion that foreign language teaching process organized with the help of Blended Learning technology contributes to information skill successful formation and effective communication in native and foreign languages.


Full Text

Введение

На рубеже XX–XXI веков одним из наиболее значимых направлений прогресса явилось бурное развитие информационных технологий, что привело к усилению роли информационных ресурсов в социальной, финансово-экономической, научной и других сферах жизни общества. Во многих странах, включая Россию, интенсивно идут процессы информатизации образования, внедрения новых информационных технологий, разработки на их основе новых способов образовательной деятельности. Государство поддерживает и финансирует внедрение информационно-образовательной среды в образовательных учреждениях, что подтверждается в статье «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россииской Федерации» [Федеральный закон]. На современном этапе развития общества, когда мир столкнулся с пандемией COVID-19, информатизация образования становится еще более актуальной, остро встает проблема развития дистанционных технологий в образовании, модернизации существующих образовательных стандартов и программ, поиска новых способов взаимодействия преподавателей и обучающихся.

Наряду с внедрением дистанционных технологий возникают проблемы, которые необходимо решать быстро и эффективно: многие преподаватели оказались не подготовленными к успешному применению дистанционных технологий в образовательном процессе и столкнулись с проблемой поиска новых средств, методов и приемов обучения с учетом специфики дисциплины; обучающимся сложно самостоятельно распределять временные ресурсы в процессе дистанционного обучения, не у всех обучающихся есть техническая возможность использовать все ресурсы дистанционного обучения, многие обучающиеся не обладают развитыми умениями пользоваться информационными технологиями и ресурсами; образовательные учреждения испытывают объективные финансовые и технические трудности для создания благоприятных условий дистанционного обучения: разработки и внедрения онлайн-платформ, подготовки инструкций и методических рекомендаций для преподавателей и обучающихся, новых стандартов и программ, форм контроля [Bonk, Graham 2006; Taylor 2001].

С одной стороны, информационные и дистанционные технологии внедряются в процесс обучения иностранным языкам в школе, вузе и учреждениях дополнительного образования, что обеспечивает доступность, открытость, мобильность иноязычного образования. С другой стороны, целью обучения иностранному языку в вузе является формирование коммуникативной компетенции, поскольку, согласно федеральному образовательному стандарту высшего образования, выпускники вузов, освоившие программу бакалавриата, должны обладать «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [ФГОС, с. 4]. Таким образом, в условиях пандемии в современном обществе возрастает потребность в изучении иностранных языков для международного профессионального общения не только очно, но и в онлайн-формате, так как многие международные конференции, форумы, совещания проводятся дистанционно. Соответственно, возникает потребность поиска подходов, средств и методов обучения иностранному языку в условиях дистанционного образования, способствующих формированию информационно-коммуникативной компетенции выпускников вузов.

Анализ проблем дистанционного обучения иностранному языку, многообразие современных подходов и различных технологий показал, что наиболее эффективной технологией в современных условиях является технология смешанного обучения (Blended Learning) с опорой на коммуникативный и личностно-деятельностный подходы. Смешанное обучение – это сочетание обучения в традиционной форме, т. е. очного обучения в аудитории при поддержке и помощи преподавателя в реальном времени, и обучения, осуществляемого с помощью современных технологий через компьютер. В то время как очное обучение развивает навыки общения, умения взаимодействовать в процессе решения профессиональных задач, способствует преодолению языкового барьера, электронное – дисциплинирует, развивает навыки самоорганизации, использования информационных технологий и ресурсов, ускоряет процесс получения знаний и их контроль. Кроме того, постороение процесса смешанного обучения на основе коммуникативного и личностно-деятельностного подходов ориентировано на личность студента, которая рассматривается как субъект деятельности; цели, содержание и приемы обучения обусловлены потребностями и интересами обучаемого, а также его индивидуально-психологическими особенностями (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) (Козырева 2009), что позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения и способствует формированию информационно-коммуникативной компетенции обучающихся.

 

Степень разработанности проблемы

Дистанционное обучение все больше внедряется в образовательный процесс и становится предметом научных исследований. Исследователи описывают различные технологии и выделяют принципы дистанционного образования (А.А. Андреев, О.В. Иванчук, Т.П. Зайченко, А. Майкл и другие); анализируют проблемы, преимущества и недостатки этого вида обучения (Н.В. Геращенко, В.И. Овсянников, Е.С. Полат, А.В. Хуторской). Формы (аудио- и видеоконференции, веб-уроки, использование обучающих электронных платформ, видеолекции, онлайн-занятия и другие), средства (компьютерные онлайн-программы, дидактические аудио- и видеоматериалы, дистанционные практикумы, электронные учебные пособия и другие), способы контроля (онлайн-тестирование, компьютерные презентации проектов и другие), которые успешно используются в процессе дистанционного обучения, исследованы в работах С.Е. Григоренко, И.М. Ибрагимова, И.В. Сагалаевой, В.С. Шарова, О.Н. Шиловой, Н.В. Фисуновой.

Исследования Э.И. Азимова, М.А. Бовтенко, Л.А. Дунаевой, Е.В. Костиной, О.П. Крюковой, Е.С. Полат, Ф.А. Пафовой, О.И. Руденко направлены на изучение специфики дистанционного обучения иностранному языку. Утверждается, что эффективное обучение иностранному языку в условиях дистанта «должно строиться на базе специально сконструированной виртуальной языковой среды, включающей комплекс электронных, прикладных, инструментальных и коммуникационных средств, которые позволяют организовать полноценное учебное взаимодействие как постоянно контактирующих, так и разделенных пространством и временем» [Пафова 2009], что, на наш взгляд, представляется возможным с использованием технологий смешанного обучения и позволяет создать благоприятные условия для успешного обучения иностранному языку в вузе [Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. 2017; Кузнецова 2015].

Преимуществом смешанного обучения исследователи считают гибкие, интегративные возможности в отношении программы, учебных материалов, места проведения занятий и форм взаимодействия учителя и ученика; разнообразие использу-емых ресурсов [Айнутдинова 2015; Костина 2010; Полат, Хуторской 2000], что способствует реализации принципа индивидуализации, выстраиванию индивидуальной образовательной траектории и поддерживается исследованиями А.К. Марковой, А.Б. Орлова, И.С. Якиманской и других ученых, которые подчеркивают необходимость учета в процессе обучения ряда индивидуально-психологических характеристик обучающихся: мотивации, адаптации, способностей, возможностей здоровья, коммуникативности, уровня притязаний, самооценки (Козырева 2009, с. 112).

 

Технология смешанного обучения (Blended Learning) на занятиях по иностранному языку у студентов-филологов

Образовательная концепция Blended Learning как смешанное обучение совмещает лучшие аспекты и преимущества традиционного аудиторного и интерактивного электронного обучения и позволяет выстраивать процесс обучения иностранному языку с учетом современных требований, предъявляемых к выпускникам высших учебных заведений, и ситуации, в которой оказалось высшее образование в период пандемии коронавирусной инфекции. Разделяя точку зрения А.И. Богомолова, С.Б. Велединской, И.В. Зуевой, Г.В. Кравченко, Р.Э. Садоян, Ф.И. Тейлора, исследующих проблемы организации смешанного обучения, считаем основным преимуществом такого обучения возможность выстраивать индивидуальную траекторию для обучающихся с разным языковым уровнем, психологическими особенностями, разной степенью сформированности коммуникативных умений и навыков владения информационными технологиями. В процессе смешанного обучения у обучающихся развиваются самостоятельность и ответственность, совершенствуются умения планировать, распределять время, пользоваться интернет-ресурсами, активизируются творческие способности при выполнении индивидуальных заданий. Использование инновационных средств и форм электронного обучения, образовательных онлайн-платформ, электронных словарей и учебников, участие в вебинарах и видеоконференциях мотивируют молодых людей, которые открыты для применения новых интерактивных технологий, на достижение новых результатов в изучении иностранного языка. Систематическое взаимодействие с преподавателем и сокурсниками в аудитории или во время видеоконференций активизирует самостоятельную работу обучающихся, создает ситуации межличностного живого общения, развивает коммуникативные навыки (Полат 2004; Ибрагимов 2005). Совместная работа студентов в группе (collaborative team work), обмен информацией с использованием разнообразных источников, применение для обучения компьютеров и сети Интернет с ее безграничными возможностями и доступностью аутентичных материалов дают студентам чувство свободы и удовлетворения от работы, а результатом служит богатый арсенал знаний и навыков, столь нужных при изучении иностранного языка [Айнутдинова 2015].

Исследователи смешанного обучения (Blended Learning) описывают множество технологий, из которых выделяют шесть основных моделей: поддержку очного обучения (face-to-face driver), когда основной объем учебной информации изучается на очных занятиях, онлайн-обучение подключается как вспомогательное по мере необходимости, кроме того, на занятиях регулярно организуется работа обучающихся на онлайн-платформах; ротационную модель (rotation model), при которой обучение осуществляется путем поочередной смены традиционного обучения в аудитории с самостоятельным онлайн-обучением; гибкую модель (flex model), в которой по большей части используется онлайн-платформа, а преподаватель при необходимости поддерживает обучающихся, время от времени работая с небольшими группами или с отдельными обучающимися; онлайн-лаборатория (online lab), где для передачи содержания всего учебного курса на занятиях в аудитории используется онлайн-платформа, все обучение происходит при непосредственном участии преподавателя; модель «Смешай сам» (self-blend model), позволяющая обучающемуся самостоятельно решать, чем ему следует заняться более углубленно и, соответственно, какую часть учебного курса дополнить онлайн-занятиями; поддержка онлайн-обучения (online driver model) – модель, которая в основном предполагает обучение онлайн через платформу и удаленный контакт с преподавателем, при необходимости могут быть добавлены очные занятия и встречи с преподавателем [Костина 2010, с. 142].

Исходя из специфики дисциплины, потребностей, уровня знаний, развития навыков и умений обучающихся, а также условий обучения, преподаватель может выбрать подходящую модель или их сочетание для создания собственной технологии. Основная задача преподавателя при реализации дисциплины в формате смешанного обучения заключается в работе по составлению содержания учебного курса, выбору онлайн-платформ, форм очного и онлайн-обучения и распределению учебного материала для работы в аудитории и самостоятельного изучения на онлайн-платформах, а также определению, какие задания подходят для индивидуальных занятий, а какие – для парной, групповой работы и т. д. (Андреев 1999).

Для создания технологии Blended Learning при обучения иностранному языку студентов-филологов мы выбрали модели поддержки очного обучения (face-to-face driver) и ротационную модель (rotation model), поскольку считаем их наиболее эффективными при формировании информационно-коммуникативной компетенции. В условиях пандемии образование столкнулось с ситуацией, когда необходимо было мгновенно перестраиваться с очного обучения на дистанционное, вернуться в аудитории, но работать с ограничениями в рамках смешанного формата, снова используя информационные технологии.

Проанализировав различные информационные ресурсы, цифровые образовательные платформы, сервисы для видеоконференций (Zoom, Skype, Discord), для создания технологии обучения иностранному языку студентов-филологов выбрали онлайн-платформу Zoom, где к видеоконференции может подключаться одновременно большое количество участников с камерой и микрофоном для группового обсуждения тем, есть возможность создания сессионных залов, в которые преподаватель может распределить участников конференции для одновременной работы в парах или малых группах и контролировать их взаимодействие, что создает возможности для общения всех обучающихся в течение занятия в режиме реального времени. При необходимости преподаватель и обучающиеся могут вывести на экран презентации в Power Point, видео, фото, картинки, подключить музыку для всех участников и даже интерактивную доску, на которой можно писать важную информацию; для сообщений также предусмотрен чат, который доступен для всех участников конференции. Такие онлайн-занятия напоминают очные занятия, поскольку создаются возможности для дискуссии, фронтальной работы преподавателя с группой, работы в парах и малых группах в режиме реального времени. К преимуществам занятий на онлайн-платформе Zoom можно отнести то, что преподаватель и обучающиеся могут пользоваться одновременно бумажными и электронными учебными материалами, применять информационные технологии и общаться в режиме реального времени. Однако существуют и недостатки таких занятий: не у всех участников образовательного процесса есть техническая возможность подключения к конференции с камерой и микрофоном, часто возникают проблемы с интернет-соединением, преподавателю сложно удерживать внимание обучающихся в течение всего занятия, если не используются дополнительные средства обучения: видеозаписи, подкасты, картинки, презентации, а для этого не всегда хватает времени при подготовке к занятиям и на самих занятиях.

Таким образом, прекрасным дополнением к очным аудиторным занятиям или онлайн-занятиям с преподавателем в режиме реального времени стала цифровая образовательная среда Skyes University, которая предоставляет возможность обучения иностранному языку на основе метода Blended Learning, когда контактная работа преподавателя со студентами дополняется самостоятельным дистанционным обучением студентов на онлайн-платформе (Skyes University). В личном кабинете преподаватель может создать группу или несколько групп, раздать пароль для доступа студентам, выбирать задания для самостоятельной работы и контролировать их выполнение дистанционно, а также распечатывать материалы для аудиторной работы, скачивать аудио- и видеоматериалы, проводить онлайн-тестирование. Цифровая образовательная среда Skyes University состоит их нескольких онлайн-курсов и множества дополнительных материалов для развития фонетических, лексических и грамматических навыков и формирования всех видов речевой деятельности.

Например, УМК Skylike A2 разработан на основе коммуникативного подхода, направленного на развитие коммуникативных навыков, что является актуальным при обучении иностранному языку студентов-филологов, поскольку основная цель обучения иностранному языку – формирование коммуникативной компетенции. Этот УМК можно использовать на занятиях по иностранному языку на 1-м курсе направлений «Отечественная филология», «Немецкая филология», «Английская филология», так как тематика, предложенная в данном курсе, практически полностью совпадает с тематикой рабочих программ, разработанных преподавателями кафедры английской филологии для перечисленных направлений подготовки. Кроме того, УМК Skylike A2 содержит задания для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков и развития всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), может использоваться как для самостоятельной работы студентов дома, так и во время занятий с преподавателем в аудитории в качестве дополнительного материала.

Очень удобно, что учебник для аудиторной работы и пособие для учителя представлены в формате для печати, а также можно скачать аудио-материалы для соответствующих уроков. Каждому занятию соответствует домашнее задание на интерактивной образовательной платформе Skyeng.University. С помощью инструментов цифрового сервиса преподаватель задает студентам домашние задания, проводит тестирования и получает развернутую таблицу результатов группы, отображаемую в соответствующем разделе. Платформа автоматически оценивает выполнение данных упражнений и выставляет финальную оценку, что облегчает и ускоряет процесс контроля усвоения учебного материала в условиях смешанного и дистанционного обучения.

Кроме того, курс можно разнообразить и дополнять материалами, представленными в разделах Extra Practice, Connected speech, «Банк упражнений». Преподаватель выбирает их в соответствии с потребностями и уровнем группы для увеличения часов языковой практики. В данном разделе предоставлены дополнительные материалы для формирования и развития фонетических, лексических и грамматических навыков для уровней А1, B1, B2, C1. Таким образом, можно успешно применять данный курс в разноуровневых группах, осуществляя индивидуальный подход к студентам с разным уровнем владения иностранным языком. Упражнения из данного раздела настолько разнообразны, что их можно использовать при обучении иностранному языку у студентов-филологов на протяжении всего обучения по программе бакалавриата.

Онлайн-курс SkyCareer B1–B2 предназначен для студентов с уровнем общего языка A2+, желающих улучшить свои навыки деловой коммуникации на английском языке в одной из профессиональных сфер – это деловые встречи, деловая переписка, презентации, деловые поездки, умение общаться на работе. Кроме языкового материала каждый урок дает полезные советы, которые пригодятся студентам для будущей карьеры и погружения в бизнес-среду (soft skills). Занятия на платформе могут выполнять как роль домашних заданий для аудиторного курса, так и отдельный курс внеаудиторной практики для студентов уровней B1–B2. Преподаватели задают студентам домашние задания и получают развернутую таблицу результатов группы, отображаемую в соответствующем разделе. Данный курс можно использовать при дистанционном и смешанном обучении студентов-филологов на старших курсах в качестве дополнения при изучении дисциплин «Иностранный язык», «Основы деловой коммуникации».

Цифровая образовательная среда Skyes University предоставляет также курсы Ace the PET exam, Ace the FCE exam – тренажеры для подготовки к сдаче международных экзаменов. Цель данных курсов – обеспечить потребность студентов в практических тестах экзаменационного формата для ознакомления с типичными заданиями, форматом экзаменационных частей, содержанием и объемом заданий. Данный курс позволит студентам получить практическое применение и тренировку своих знаний и навыков, а также возможность улучшить свои результаты, оценить сильные и слабые стороны. Тренажер может быть использован как в качестве самостоятельного курса для подготовки как к предстоящему экзамену, так и быть предложен студентам-филологам в качестве дополнения к основному курсу обучения для развития навыков чтения, аудирования, расширения вокабуляра и развития лексических и грамматических навыков.

 

Выводы

Технология смешанного обучения (Blended Learning) – один из тех подходов к современному обучению иностранным языкам в вузе, который позволяет преподавателю полноценно реализовать себя, используя сочетание традиционных и инновационных методов, форм, средств и приемов обучения в аудитории и на онлайн-занятиях, а также возможности образовательных онлайн-платформ, разнообразных интернет-ресурсов. В процессе обучения иностранному языку на основе технологии смешанного обучения преподаватель вовлекает студентов в такие виды учебной деятельности, которые формируют у них самостоятельность и ответственность, способность к самообразованию, способствуют развитию когнитивных, креативных и исследовательских умений, повышают уровень учебной автономии, расширяют границы их культуры, кругозора и сознания, развивают коммуникативные навыки и умения.

Применение технологии смешанного обучения иностранному языку студентов-филологов с использованием модели поддержки очного обучения (face-to-face driver) и ротационной модели (rotation model), а также сервиса для видеоконференций Zoom и цифровой образовательной среды Skyes University позволило успешно преодолеть проблемы, возникшие в период дистанционного обучения, доказало свою эффективность для формирования информационо-коммуникативной компетенции обучающихся и имеет перспективы развития в современном высшем образовании.

 

About the authors

M. P. Kozyreva

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: kozyreva-mariya@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8247-539X

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of English Philology, Samara National Research University

References

  1. Bonk, Graham 2006 – Bonk C.J., Graham Ch.R. (Eds.) (2006) The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives, Local Designs. Foreword by M.G. Moore, J. Cross. John Wiley & Sons Ltd., 624 p. Available at: http://curtbonk.com/toc_section_intros2.pdf (accessed 18.01.2021).
  2. Taylor 2001 – Taylor J. (2001). Fifth Generation Distance Education. Higher Education Series, Report No. 40, pp. 1–8. Available at: http://www.c3l.uni-oldenburg.de/cde/media/readings/taylor01.pdf (accessed 18.01.2021).
  3. Ainutdinova 2015 – Ainutdinova I.N. (2015) The topical issues of the blended learning technology application in the process of foreign language teaching in higher schools. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, no. 6, pp. 74–77. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-primeneniya-tehnologii-smeshannogo-obucheniya-blended-learning-pri-obuchenii-inostrannym-yazykam-v-vuze; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25054413 (accessed 19.01.2021). (In Russ.)
  4. Gerashchenko I.G., Gerashchenko N.V. 2017 – Gerashchenko I.G., Gerashchenko N.V. (2017) Issues of distance education: methodological aspect. Studia Humanitatis, no. 2. Available at: http://st-hum.ru/content/gerashchenko-ig-gerashchenko-nv-problemy-distancionnogo-obrazovaniya-metodologicheskiy (accessed 20.01.2021). (In Russ.)
  5. Kostina 2010 – Kostina E.V. (2010) Blended Learning model and its use in foreign language teaching. News of Higher Schools. Series «Humanities», vol. 1, no. 2, pp. 141–144. Available at: https://www.isuct.ru/e-publ/gum/sites/ru.e-publ.gum/files/2010/t01n02/humscience_2010_t01n02_141.pdf https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15643211 (accessed 19.01.2021). (In Russ.)
  6. Kuznetsova 2015 – Kuznetsova O.V. (2015) Distance teaching: pro and contra. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii, no. 8–2, pp. 362–364. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7101 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24079337 (accessed 20.01.2021). (In Russ.)
  7. Pafova 2009 – Pafova F.A. (2009) Remote training foreign languages. Vestnik Maikopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta, no. 1, pp. 124–127. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-inostrannym-yazykam-1 (accessed 18.01.2021). (In Russ.)
  8. Polat, Khutorskoy 2000 – Polat E.S., Khutorskoy A.V. (2000) Problems and prospects of distance education at secondary school. Available at: http://viperson.ru/articles/doklad-problemy-i-perspektivy-distantsionnogo-obrazovaniya-v-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkole (accessed 18.01.2021). (In Russ.)
  9. Federal Law 2012 – Federal Law dated 29 December, 2012 «Concerning Education in the Russian Federation». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (accessed 18.01.2021) (In Russ.)
  10. Federal State Educational Standard of Higher Education – Federal State Educational Standard of Higher Education (Bachelor Degree Level): training program 45.03.01 Philology. Available at: http://fgosvo.ru/news/21/457 (accessed 18.01.2021). (In Russ.)

Statistics

Views

Abstract - 25

XML (Russian) - 6

PDF (Russian) - 11

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX

Dimensions

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2021 Kozyreva M.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies