Features of training social work specialists in the age of digital transformation of society


Cite item

Full Text

Abstract

The article substantiates the importance of developing the digital competence of students studying in the field of «social work» using analytical methods. Thanks to the measures taken by the state to digitalize the social sphere, many types of social support are becoming available in a remote format. However, in the process of digital transformation, society is faced with such social problems as digital inequality – the inability to connect to the Internet, lack of digital skills or motivation for some part of the population to use all the opportunities provided by digitalization. Specialists in social work, due to the specifics of their activities, as well as in connection with the demands of society, face the need to solve these social problems. Therefore, as part of the digital transformation of social services sector, the functions of social workers are expanding. It is becoming important not only to have a personal ability to work with digital tools, but also to assist social work clients in using and mastering digital resources. Knowledge of educational and methodological function is necessary for a social work specialist to successfully teach digital competencies to a population in need of social support and who does not have skills to use digital technologies. Such a change in the functionality of a social worker leads to the need to change the content of the training system for social workers.

Full Text

Введение

Цифровая трансформация общества предоставляет реальные возможности для улучшения благосостояния как государства в целом, так и отдельных индивидуумов, вносит изменения во все сферы человеческой жизни, включая профессиональные. Это, безусловно, касается сферы социальных услуг и социальной работы.

Основная цель социальной работы – оказать помощь человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации, а также увеличить степень самостоятельности и самодостаточности людей, нуждающихся в социальной поддержке, развить их способности эффективно разрешать свои проблемы и контролировать свою жизнь [Актуальные... 2021; Куприянов, Валеева Н.Ш., Валеева Э.Р. 2015; Герций, Сизикова, Аникеева, Прянишникова 2023]. Под термином «социальная работа» понимается профессиональная деятельность, направленная «на профилактику социальной дезадаптации и интеграцию социально депривированных индивидов и групп населения в общество путем оказания помощи, создания условий для самопомощи и совершенствования способности по удовлетворению социально гарантированных и личностных потребностей» [Куприянов, Валеева Н.Ш., Валеева Э.Р. 2015, с. 141]. Социальная работа как вид деятельности имеет широкий, разноплановый характер, проблемы, которые она решает, могут сильно отличаться в зависимости от типа культуры, политического устройства и экономической ситуации в обществе [Kuproyanov, Kozlova 2013]. Каждый исторический этап развития общества накладывает свой отпечаток на характер того или иного вида социальной помощи. Четвертая промышленная революция привела к тому, что постепенно размываются границы между физической, социальной и цифровой реальностями [Valeeva N.Sh., Kupriyanov, Valeeva E.R., Kraysman 2020]. Современный человек проводит часть своей личной и профессиональной жизни в виртуальной, цифровой реальности, поэтому владение цифровыми компетенциями становится актуальным для всех членов современного общества.

 

Цифровая трансформация социальной работы

Как отмечает Е.Ю. Литвинова [Литвинова, Афанасьева 2022], социальная работа представляет собой не только сложную, эмоционально нагруженную, но и, будучи непосредственно связанной с происходящими в обществе преобразованиями, постоянно трансформирующуюся деятельность. Следовательно, на текущий момент одним из направлений, ведущих к изменениям в организации социальной работы, становится внедрение цифровых технологий, это направление является одним из приоритетов государственной политики России. Так, для создания дополнительных инструментов в решении социально-экономических проблем, мониторинга и анализа текущего социально-экономического развития Российской Федерации в 2021 году Правительство РФ утвердило распоряжение о цифровой трансформации социальной сферы (Распоряжение № 3144-р 2021). Это распоряжение, действующее до 2030 года, ставит своей целью повысить адресность социальной помощи за счет использования искусственного интеллекта, технологий анализа и обработки больших данных. Выделены 4 проекта, которые напрямую с связаны с социальной работой и в настоящее время получили активное развитие.

1) «Единый контакт-центр взаимодействия с гражданами» для осуществления обратной связи с населением по вопросам получения социальной поддержки.

2) «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» для начисления мер поддержки граждан без предоставления справок и бумажных документов дистанционно в онлайн-режиме (по данным Минцифры России, уже в 2022 году на портале Госуслуг было 27 млн обращений по вопросам социальных выплат, пособий и льгот (Шувалова 2023)). В июне 2023 года принят законопроект о создании государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (ГИС «ЕЦП»), с целью автоматизировать начисление социальных выплат за счет межведомственного взаимодействия. Доступ к ГИС «ЕЦП» для граждан будет осуществляться через портал «Госуслуги» (ФЗ № 293-ФЗ 2023).

3) «Электронный кадровый документооборот» – для обмена информацией между работодателями и сотрудниками в форме электронных документов (в ноябре 2021 г. Трудовой кодекс дополнен статьями 22.1–22.3 «Электронный документооборот в сфере трудовых отношений», в сентябре 2022 г. на портале «Госуслуги» появилась возможность просматривать электронные кадровые документы в личных кабинетах пользователей).

4) «Модернизация государственной службы занятости населения» – для создания единого кадрового центра «Работа России» (реализована на июль 2023 года на сайте https://trudvsem.ru/ с целью совершенствования работы государственной службы занятости населения).

Внедрение цифровых технологий в практику социальной работы, по мнению ряда авторов [Герций, Сизикова, Аникеева, Прянишникова 2023; Романова 2020; López Peláez, Erro-Garcés, Pérez García 2023; Zhu, Andersen 2021] позволяет упростить и ускорить решение многих социальных проблем граждан, например:

– появляется возможность получить социальную поддержку, не выходя из дома, выполнять повседневные задачи с помощью различных онлайн-сервисов и приложений (покупки, запись на прием к врачу и др.), возможность работать онлайн;

– увеличение доступных для анализа данных, собранных из разных ведомств, позволит выявить и исследовать тенденции и причины происходящих в обществе процессов для оценки и обоснования внесения изменений в законодательство;

– повышается адресность социальной помощи, происходит исключение бумажных справок, объединение информации из различных ведомств и др.

С другой стороны, в результате процесса цифровых преобразований появляются социальные проблемы, с которыми общество еще не сталкивалось [Гасумова, Безруков, Старшинова 2022; Романова 2020; Архипова, Бородкина 2021]. Эти проблемы являются причинами цифровой инклюзии как одной из форм проявления цифрового неравенства [Плясова, Языкова, Конищев, Арсланбаев 2023, с. 49]. Среди них можно выделить:

– отсутствие у некоторых категорий граждан доступа к цифровым инструментам (недоступность мобильной связи и Интернета из-за сетевого покрытия или финансовых возможностей);

– недостаточность соответствующих компетенций у некоторой части населения, в результате чего появляются проблемы, связанные с дезинформацией, некорректными моделями поведения в цифровом пространстве (киберзапугивание, цифровое мошенничество и др.), и проблемы, связанные с незнанием и неумением использовать возможности цифровых технологий;

– отсутствие мотивации к использованию цифровых технологий в своей жизнедеятельности (в том числе из-за отсутствия информированности о наличии интересных и полезных цифровых сервисов, из-за отсутствия опыта их использования и др.).

Особенно остро эти проблемы стоят в социально уязвимых группах, которые являются основными потребителями социальных услуг, в частности, это касается лиц пожилого возраста, что приводит к необходимости включения курсов по развитию цифровых навыков в программу социально-педагогической реабилитации пожилых людей [Pirhonen, Lolich, Tuominen, Jolanki, Timonen 2020; Куприянов, Шарифулина, Берецкая 2005]: «В настоящее время остро стоят вопросы развития и внедрения современных цифровых технологий в сфере социальной помощи отдельным категориям граждан (пожилым, людям с инвалидностью и др.); этим проблемам пока не уделяется должного внимания в контексте цифровой трансформации сферы социального обслуживания» [Архипова, Бородкина 2021, с. 130].

Для решения вышеперечисленных социальных проблем исследователями [Плясова, Языкова, Конищев, Арасланбаев 2023, с. 57; Кабанов, Чугунов 2021; Архипова, Бородкина 2021] предлагаются различные варианты, которые должны быть реализованы как на государственном уровне (совершенствование цифровой инфраструктуры, продвижение единых цифровых пространств с целью получения онлайн социально значимых услуг, подключение образовательных организаций и университетов к реализации государственных программ по повышению цифровой грамотности, использование «концепции социального инвестирования» и др.), так и на уровне региональных социальных служб. При этом запрос от клиентов социальных служб уже есть; так, в исследовании ожиданий от цифровизации, проведенном С.Е. Гасумовой в Пермском крае среди клиентов социальных служб, отмечается заинтересованность граждан (56 % респондентов) в обучении использованию сайтов, цифровых платформ, мобильных приложений при условии организации социальными службами бесплатных занятий. «Две трети респондентов испытывают дефицит в такой информации о положенных мерах социальной поддержки и социальных услугах и признаются, что им ее не хватает для организации жизнедеятельности» [Гасумова, Безруков, Старшинова 2022, с. 320].

Таким образом, внедрение цифровых сервисов в деятельность социального работника и их клиентов приводит к изменениям в процессе оказания социальной помощи:

– при осуществлении своей профессиональной деятельности у социального работника увеличивается время работы с электронными устройствами (электронная социальная работа, работа с базами данных, работа онлайн);

– при использовании цифровых инструментов (подача электронных документов, защита данных) часть клиентов социальной работы нуждаются в помощи других лиц, в том числе, эту помощь может оказывать социальный работник;

– социальный работник не только помогает клиентам использовать цифровые сервисы, но и обучает их, повышая самостоятельность клиентов, доносит информацию о наиболее важных и значимых цифровых сервисах. Социальный работник для реализации этой педагогической функции – обучения населения цифровым компетенциям – должен владеть методиками развития таких компетенций;

– повсеместное развитие и распространение сети Интернет приводит к появлению дистанционных форм оказания социальной помощи. Другими словами, появляется новая область специализации соцработника – электронная социальная работа, которая включает в себя «онлайн-исследование, лечение пациентов (индивидуальная терапия и групповая), обучение социальных работников и мониторинг программ социальных услуг» [Лобачева, Сайганова 2023, с. 137; López Peláez, Erro-Garcés, Pérez García 2023].

 

Развитие цифровых компетенций у будущих социальных работников

Несмотря на то что цифровые компетенции сотрудников социальных служб становятся профессиональной необходимостью, проблему недостаточного уровня их развития отмечают многие исследователи [López Peláez, Pérez García, Aguilar-Tablada Massó 2018; López Meneses, Sirignano, Vázquez-Cano, Ramírez-Hurtado 2020; Коряковцев, Куликов 2023; Taylor-Beswick 2023; Zhu, Andersen 2021; Герций, Сизикова, Аникеева, Прянишникова 2023; Zemaitaityte, Bardauskiene, Pivoriene, Katkonienė 2023] как в России, так и за рубежом. Поэтому важной задачей является внесение изменений в процесс подготовки будущих специалистов социальной работы в вузах с целью развития их цифровой компетенции.

При подготовке специалистов по социальной работе вузы прежде всего опираются на нормативные документы – ФГОС 3++ и Профессиональный стандарт 03.001 «Специалист по социальной работе». Однако ни в одном из этих документов нет понятия «цифровая компетенция», хотя в них содержатся требования к знаниям по работе с информацией, умениям использовать компьютер как средство «управления информацией, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (Профессиональный стандарт 03.001…). Мы считаем, что в связи с цифровой трансформацией процессов оказания социальной помощи, в связи с созданием «цифровых двойников» реальных процессов большинство трудовых действий специалиста по социальной работе необходимо уметь выполнять как в офлайн-, так и в онлайн- режиме. Такое изменение в функционале социального работника приводит к необходимости изменения содержания их подготовки в вузе. При этом выделение цифровой компетенции в качестве отдельного компонента подготовки кажется нам нецелесообразным, так как каждая трудовая функция социального работника в настоящее время может быть реализована при помощи цифровых инструментов, которые позволяют автоматизировать процессы оказания социальной помощи и повышать эффективность работы. В связи с этим развитие цифровых компетенций в вузе у будущих специалистов по социальной работе должно происходить в течение всего срока обучения студента «посредством встраивания цифровых инструментов и сервисов в процесс изучения учебных дисциплин» [Кальницкая, Максимочкина 2022], а также средствами дополнительного образования [Ачкасова, Панасюк 2021], используя возможности проекта «Цифровая кафедра», который является частью федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли».

 

Выводы

Если раньше профессиональные обязанности социальных работников можно было рассматривать в основном как работу с людьми, а не с компьютером, то на данном этапе развития общества освоение цифровой компетенции социальным работником является важной частью его профессионального становления. Следовательно, требуется коррекция содержания подготовки социальных работников на разных уровнях системы профессионального образования. При этом формирование у студентов цифровой компетенции в области социальной работы, по нашему мнению, должно носить практико-ориентированный характер и может быть интегрировано в часть уже преподаваемых дисциплин. Необходимо обучать студентов использованию цифровых сервисов и инструментов, повышающих уровень их цифровой компетенции. Развитие цифровой компетенции студентов, обучающихся по направлению социальная работа, позволит им не только освоить практическое использование цифровых навыков в будущей профессиональной деятельности, но и предоставит дополнительные возможности в развитии будущей карьеры.

×

About the authors

N. E. Kupriyanova

Kazan National Research Technological University

Author for correspondence.
Email: natevkup@gmail.ru
ORCID iD: 0009-0003-5014-8070

post-graduate student, Department of Social Work, Pedagogics and Psychology

Russian Federation, 68, Karl Marx Street, 420015, Kazan, Russian Federation

N. Sh. Valeeva

Kazan National Research Technological University

Email: vnaila53@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3365-7220

Doctor of Pedagogical Sciences, professor, Department of Social Work, Pedagogics and Psychology

Russian Federation, 68, Karl Marx Street, 420015, Kazan, Russian Federation

References

  1. Kuproyanov, Kozlova 2013 – Kuproyanov R., Kozlova I. Developing double degree bilingual master's program «social work in industry». In: 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013, Kazan, 25–27 September 2013. Kazan: IEEE Computer Society, pp. 633-635. DOI: http://doi.org/10.1109/ICL.2013.6644669.
  2. López Meneses, Sirignano, Vázquez-Cano, Ramírez-Hurtado 2020 – López Meneses E., Sirignano F.M., Vázquez-Cano E., Ramírez-Hurtado J.M (2020) University students’ digital competence in three areas of the DigCom 2.1 model: A comparative study at three European universities. Australasian Journal of Educational Technology, vol. 36 (3), pp. 69-88. DOI: https://doi.org/10.14742/ajet.5583.
  3. López Peláez, Erro-Garcés, Pérez García 2023 – López Peláez A., Erro-Garcés A., Pérez García R. (2023) «Digital Social Work». In: The Routledge International Handbook of Digital Social Work. Edited by Antonio López Peláez, Gloria Kirwan. Routledge, 574 p. DOI: http://doi.org/10.4324/9781003048459-3.
  4. López Peláez, Pérez García, Aguilar-Tablada Massó 2018 – López Peláez A., Pérez García R., Aguilar-Tablada Massó M.V. (2018) E-Social Work: Building a New Field of Specialization in Social Work. European Journal of Social Work, vol. 21, no. 6, pp. 804-823. DOI: http://doi.org/10.1080/13691457.2017.1399256.
  5. Pirhonen, Lolich, Tuominen, Jolanki, Timonen 2020 – Pirhonen J., Lolich L., Tuominen K., Jolanki O., Timonen V. (2020) «These devices have not been made for older people's needs» – Older adults' perceptions of digital technologies in Finland and Ireland. Technology in Society, vol. 62, Article 101287. DOI: http://doi.org/10.1016/j.techsoc.2020.101287.
  6. Taylor-Beswick 2023 – Taylor-Beswick A. M L (2023) Digitalizing social work education: preparing students to engage with twenty-first century practice need. Social Work Education, vol. 42, Issue 1, pp. 44-64. DOI: http://doi.org/10.1080/02615479.2022.2049225.
  7. Valeeva N.Sh., Kupriyanov, Valeeva E.R., Kraysman 2020 – Valeeva N.Sh., Kupriyanov R.V., Valeeva E.R., Kraysman N.V. (2020) Influence of the Fourth Industrial Revolution (Industry 4.0) on the System of the Engineering Education. In: Auer, M., Hortsch, H., Sethakul, P. (eds) The Impact of the 4th Industrial Revolution on Engineering Education. ICL 2019. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol. 1135. Springer, Cham, pp. 316–325. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-40271-6_32.
  8. Zemaitaityte, Bardauskiene, Pivoriene, Katkonienė 2023 – Zemaitaityte I., Bardauskiene R, Pivoriene J. & Katkonienė A. (2023) Digital competences of future social workers: the art of education in uncertain times. Social Work Education. DOI: http://doi.org/10.1080/02615479.2022.2164269.
  9. Zhu, Andersen 2021 – Zhu H., Andersen S.T. (2021) ICT-mediated Social Work Practice and Innovation: Professionals’ Experiences in the Norwegian Labour and Welfare Administration. Nordic Social Work Research, vol. 11, issue 4, pp. 346–360. DOI: http://doi.org/10.1080/2156857X.2020.1740774.
  10. Current... 2021 – Borodkina O.I., Starshinova A.V. (Eds.) (2021) Current problems of social services digitization: multi-authored monograph. Saint Petersburg, 232 p. ISBN 978-5-98620-561-8. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=47945512. EDN: https://elibrary.ru/agyuqm. (In Russ.)
  11. Arkhipova, Borodkina 2021 – Arkhipova E.B., Borodkina O.I. (2021) The Problems and Contradictions of Digital Transformation of Social Services’ Organizations in Russia. Sociology of science and technology, vol. 12, no. 4, pp. 23–27. DOI: http://doi.org/10.24412/2079-0910-2021-4-116-134. EDN: https://www.elibrary.ru/qetoeh. (In Russ.)
  12. Achkasova, Panasyuk 2020 – Achkasova O.G., Panasyuk V.P. (2021) The main principles of the formation of end-to-end digital competencies for students in the process of mastering additional professional programs. In: Rubtsov V.V., Sorokova M.G., Radchikova N.P. (Eds.) Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): collection of articles of the II All-Russian research and practical conference with international participation, Moscow, November 11–12, 2021. Moscow: Moskovskii gosudarstvennyi psikhologo-pedagogicheskii universitet, pp. 620–629. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=49453078. EDN: https://www.elibrary.ru/uvlzif. (In Russ.)
  13. Gasumova, Bezrukov, Starshinova 2022 – Gasumova S.E., Bezrukov A.V., Starshinova A.V. (2022) Citizens’ expectations from digitalization in the sphere of social welfare and social services. Perm University Herald. Series Philosophy. Psychology. Sociology, no. 2, pp. 315–328. DOI: http://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-315-328. EDN: https://www.elibrary.ru/pbenvh. (In Russ.)
  14. Hertsy, Sizikova, Anikeeva, Pryanishnikova 2023 – Hertsy Yu.V., Sizikova V.V., Anikeeva O.A., Pryanishnikova O.D. (2023) Professional competencies of social worker and social work specialist: present and future professions. CITISE, no. 1 (35), pp. 56-69. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.1.05. EDN: https://www.elibrary.ru/lghung. (In Russ.)
  15. Kabanov, Chugunov 2021 – Kabanov Yu.A., Chugunov A.V. (2021) Human Development, Social Policy and Citizen Electronic Participation in Russia’s Regions. The Journal of Social Policy Studies, vol. 19, no. 1, pp. 101–114. DOI: https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-101-114. (In Russ.)
  16. Kalnitskaya, Maksimochkina 2022 – Kalnitskaya I.V., Maksimochkina O.V. (2022) Development of Student Digital Competencies in the Academic Discipline. Innovation in Education, no. 10, pp. 85–95. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=49558667. EDN: https://www.elibrary.ru/smhefu. (In Russ.)
  17. Koryakovtsev, Kulikov 2023 – Koryakovtsev S.P., Kulikov A.Yu. (2023) Digital skills and digital educational environment: students’ competence. Alma Mater. Vestnik Vysshey Shkoly, no. 2, pp. 42–54. DOI: http://doi.org/10.20339/AM.02-23.042. EDN: https://elibrary.ru/gtwskm. (In Russ.)
  18. Kupriyanov, Valeyeva N.Sh., Valeyeva E.R. 2015 – Kupriyanov R.V., Valeyeva N.Sh., Valeyeva E.R. (2015) Revisiting the clarification of definition of «social work» as a professional activity. Kazan Science, no. 7, pp. 139–142. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24070963. EDN: https://www.elibrary.ru/ugtjir. (In Russ.)
  19. Kupriyanov, Sharifulina, Beretskaya 2005 – Kupriyanov R.V., Sharifulina D.R., Beretskaya Ye.A. (2005) Theory and practice of social rehabilitation: multi-authored monograph. Kazan: Izd-vo Kazanskogo gos. tekhnologicheskogo un-ta, 309 p. ISBN 5-7882-0304-X. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19659333. EDN: https://www.elibrary.ru/qofinx. (In Russ.)
  20. Litvinova, Afanasyeva 2022 – Litvinova E., Afanasyeva O. (2022) The potential of the digital environment in the training of specialists in social work. Newsletter of North-Caucasus Federal University, no. 1 (88), pp. 173–177. DOI: http://doi.org/10.37493/2307-907X.2022.1.19. EDN: https://www.elibrary.ru/diesdv. (In Russ.)
  21. Lobacheva, Saiganova 2023 – Lobacheva V.V., Saiganova E.V. (2023) Electronic social work and digital society. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i sotsial'no-ekonomicheskikh nauk, no. 2 (95), pp. 137–138. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54056693. EDN: https://www.elibrary.ru/dqnzue. (In Russ.)
  22. Plyasova, Yazykova, Konishchev, Araslanbaev 2023 – Plyasova S.V., Yazykova S.V., Konishchev E.V., Araslanbaev I.V. (2023) Theoretical and methodical base for studying digital inclusion in Russia. Surgut State University Journal, vol. 11, no. 2, pp. 46–60. DOI: http://doi.org/10.35266/2312-3419-2023-2-46-60. EDN: https://elibrary.ru/sgpzpo. (In Russ.)
  23. Romanova 2020 – Romanova N.V. (2020) Digitalization of services in the social sphere: problems and prospects. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy, no. 1, pp. 58–65. DOI: http://doi.org/10.17122/2541-8904-2020-1-31-58-65. EDN: https://www.elibrary.ru/wvktcz. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Kupriyanova N.E., Valeeva N.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies