Individual educational trajectories of teaching a foreign language at a university
- Authors: Evteev S.V.1, Ionova А.М.1
-
Affiliations:
- MGIMO-University
- Issue: Vol 28, No 3 (2022)
- Pages: 62-69
- Section: Pedagogics
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/10671
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-3-62-69
- ID: 10671
Cite item
Full Text
Abstract
In today’s changing developing the personalized higher education which takes into account the characteristics and educational needs of the student is an increasingly relevant task. Its importance is reflected in the legislative acts and requirements of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. This study discusses the implementation of the individual learning path in teaching a foreign language at the university. The purpose of the individual learning path is to improve the system of modern Russian higher education and expand the individual needs of students necessary for mastering the profession, for future professional activity and, accordingly, competitiveness in the labor market. In this study, the individual learning path is interpreted as a way of organizing educational activities which provides for the formation of an individual curriculum for the student in cooperation with the teacher as well as considers students’ current and necessary levels of training in the discipline (disciplines), their personal potential, and abilities to achieve the goals of the educational process and to complete the curriculum or its part. The implementation of the individual learning path involves identifying the features of structuring the learning process, identifying the advantages and problems in the implementation of the individual learning path, creating a resource base for its implementation, identifying of the specifics and creating pedagogical conditions for building of the individual learning path at a university to meet the needs of students, improve the quality of their education and career growth. During the transition from the traditional educational model to the individual learning path model, conditions should be created for its implementation, and participants in the educational process need to know its positive aspects and possible difficulties. An important element of the individual learning path model in teaching a foreign language is the interaction in the employer-student-university triad
Full Text
Введение
Актуальной задачей образования, в том числе вузовского, является индивидуализация обучения, индивидуальный подход к обучающемуся с учетом его индивидуальных особенностей и с целью развития его индивидуальных способностей. Принцип индивидуализации обучения отражен в ст. 2 п. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где говорится об индивидуальном учебном плане, обеспечивающем «освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
Целями настоящего исследования стали изучение актуальной литературы, посвященной индивидуализации в системе высшего образования, и анализ возможностей ее реализации в рамках обучения иностранным языкам в вузе. Кроме того, целями предлагаемой работы являются исследование индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) как особой формы организации обучения иностранным языкам в высшей школе, особенностей структурирования процесса обучения, определение преимуществ и проблем при реализации ИОТ, создание ресурсной базы для ее реализации. Целевое назначение ИОТ заключается в совершенствовании системы современного российского вузовского образования и в расширении индивидуальных потребностей обучающихся, необходимых для освоения профессии, для будущей профессиональной деятельности и конкурентоспособности на рынке труда.
Актуальность исследования
В сегодняшних условиях необходимость реализации индивидуального подхода к обучению в рамках высшего образования становится особенно актуальной. Постоянно меняющаяся ситуация на рынке труда требует от выпускников вузов гибкости, умения ориентироваться в большом информационном потоке, быстро встраиваться в командные проекты, создавать инновационные продукты и активно внедрять их в производство. Обучающиеся должны быть готовы к тому, что за время их пребывания в университете квалификационные требования, предъявляемые к представителям выбранной ими профессии, могут измениться. Кроме того, в период обучения молодые люди могут получить (или изменить имевшиеся ранее) предпочтения относительно потенциального места работы, требующего дополнительной профессиональной квалификации. Образовательная траектория современного человека длится до конца жизни, поскольку меняется не только его профессиональная ситуация, но и интересы, предпочтения, запросы.
Необходимость реализации индивидуального подхода обусловлена также наличием у обучающихся различных когнитивных стилей, влияющих на стиль обучения. Хорошо известно, что все люди по-разному усваивают учебный материал. Для кого-то важно наличие наглядной опоры, кто-то предпочитает запоминать информацию на слух, а кто-то овладевает материалом посредством активного участия в деятельности. Конечно, людей, предпочитающих какой-то один стиль обучения, крайне мало, однако у каждого конкретного обучающегося преобладающим стилем является все-таки какой-то один [Сысоев 2013, с. 123–125]. Совершенно очевидно, что в одной учебной группе могут быть объединены обучающиеся, предпочитающие разные стили обучения и, соответственно, осваивающие один и тот же материал в разном темпе, с разной степенью успешности.
Пандемия коронавируса также повлияла на успешность образовательного процесса. Переход на дистанционное обучение привел в том числе и к тому, что многими обучающимися учебная программа не могла быть выполнена полностью, поскольку они испытывали серьезные психологические затруднения, связанные с отсутствием «живого» общения с преподавателями и сверстниками или в силу недостаточной самоорганизации не могли вовремя сдать необходимые работы.
Вследствие этого, принимая во внимание наличие единых образовательных стандартов и единых требований к уровню овладения обучающимися необходимыми компетенциями по окончании обучения, образовательные учреждения оказываются перед необходимостью реорганизации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей обучающихся.
Современная система образования также реагирует на появившиеся вызовы. Согласно существующим требованиям, к 2024 году не менее 50 % вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования, должны реализовывать образовательные программы с учетом возможности построения обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, а к 2030 году переход к ИОТ предусматривается для всех вузов. В настоящее время 76 из 106 российских вузов–победителей программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» включили ИОТ в свои программы развития (Modeus).
Университет МГИМО МИД России как ведущий вуз страны, готовящий специалистов в области международных отношений, не остается в стороне от актуальных трендов. Специфика вуза, заключающаяся не только в количестве иностранных языков, изучаемых студентами бакалавриата, но и в гетерогенности состава обучающихся, обуславливает активное привлечение методов индивидуализации в подходах к обучению иностранным языкам. Помимо выпускников школ из разных уголков нашей страны, студентами бакалавриата МГИМО становятся также абитуриенты из самых разных стран мира, от Японии, Китая и Монголии до Италии, Франции и Словакии. Каждый из них приезжает с собственным учебным опытом, уровнем общей подготовленности и разным уровнем владения русским языком. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся позволит не только улучшить качество их языковой подготовки, но и расширить их дальнейшие профессиональные возможности на международной арене.
Степень разработанности проблемы
Необходимо отметить, что в последнее время целый ряд исследователей посвятил свои работы различным аспектам разработки и реализации ИОТ в обучении студентов вузов как в нашей стране, так и за рубежом. Среди них П.В. Сысоев, И.Ф. Бережная, Е.П. Комаровская, В.В. Гриншкун, А.А. Заславский, Н.Ю. Шапошникова. Авторы исследуют понятие и сущность ИОТ, описывают алгоритмы реализации обучения на их основе (П.В. Сысоев), предлагают модели и технологии ИОТ студента в вузе (И.Ф. Бережная, Е. П. Комаровская), анализируют отечественный и зарубежный опыт организации образовательного процесса на основе построения ИОТ (В.В. Гриншкун, А.А. Заславский, Т.О. Краснопеева). В целом исследователи едины в определении сущности ИОТ. П.В. Сысоев трактует ее как «персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям» [Сысоев 2013, с. 123]. Т.О. Краснопеева понимает ИОТ как «гибкий вид обучения, выстраиваемый обучающимся в сотрудничестве с преподавателем и ориентированный на потребности, формирующиеся в реальном времени, учитывающий личностные характеристики обучающегося» (Краснопеева, 2019, с. 13). Ф.Г. Мухаметзянова, Р.В. Забиров, и В.Р. Вафина вслед за А.В. Хуторским определяют ИОТ как «персональный путь реализации личностного потенциала каждого субъекта образовательной или учебно-профессиональной деятельности» [Мухаметзянова 2015, с. 82].
Особый интерес представляет, на наш взгляд, исследование Т.О. Краснопеевой, посвященное обучению иностранному языку студентов вуза на основе психометрического анализа и индивидуальных иноязычных образовательных траекторий (2019). Автор не только анализирует понятие, содержание, структуру, принципы и предпосылки для реализации ИОТ в иноязычном образовании, но и предлагает модель разработки индивидуальных иноязычных образовательных траекторий с использованием психометрического анализа тестов.
Однако, несмотря на наличие значительного интереса к проблеме реализации ИОТ в системе вузовского образования, вопросы, связанные с внедрением таких траекторий в процесс иноязычного образования бакалавров, остаются на сегодняшний день недостаточно исследованными.
Основная часть
В настоящей работе мы трактуем индивидуальную образовательную траекторию как способ организации учебной деятельности, предусматривающий выстраивание индивидуального учебного плана для обучающегося в сотрудничестве с педагогом и с учетом имеющегося и необходимого уровней обучения по дисциплине (дисциплинам), личностного потенциала и способностей обучающегося для достижения целей образовательного процесса и освоения им учебной программы или ее части.
Целями внедрения ИОТ в учебный процесс являются мотивация обучающегося к формированию и развитию соответствующих компетенций, предусмотренных образовательной программой, удовлетворение его потребностей в овладении учебной программой в целом и иностранным языком в частности, развитие у него умений самостоятельной организации деятельности и инициативы, достижение максимально высоких результатов обучения, подготовка обучающегося к конкретным видам деятельности в интересах работодателя, а также повышение его самооценки.
В отличие от индивидуальной образовательной траектории индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) осуществляется на более коротком временном отрезке обучения с определением компонентов содержания и раздела (модуля) учебной программы.
Инкорпорирование ИОТ / ИОМ в систему обучения иностранным языкам в вузе может иметь, на наш взгляд, две цели. Цель номер один предполагает создание специальных условий для обучающегося в связи с существующими у него трудностями в освоении учебной программы дисциплины или длительным отсутствием на аудиторных занятиях (из-за болезни, стажировки, командировки обучаемого и т. п.). Для достижения данной цели возможна организация дополнительных занятий (семинаров), в рамках которых обучающиеся смогут индивидуально или в группе восполнить имеющиеся пробелы в знаниях. Цель номер два включает в себя расширение образовательных возможностей обучающегося, имеющего более высокий уровень подготовки по сравнению с другими. В данном случае реализация ИОТ / ИОМ возможна в виде дополнительных модулей образовательных программ, так называемых майнеров, позволяющих обучаемому осваивать дополнительные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Выбор ИОТ / ИОМ в вузе может осуществляться на различных этапах обучения в рамках дисциплин базового и/или вариативного блока основных учебных программ, а также в рамках дисциплин дополнительных образовательных программ. На определенном этапе представляется возможным также осуществление ИОТ и в рамках «слияния» дисциплин, например изучение какого-либо узкопрофессионального модуля по выбору на иностранном языке. Важно отметить, что внутри университета ИОТ / ИОМ по иностранным языкам может не только реализовываться в рамках учебной программы и дисциплин одного направления подготовки, но и допускать возможность многопрофильной иноязычной профессиональной подготовки обучающихся, например создания курсов по юридическому переводу для бакалавров / магистрантов экономического или политического направлений подготовки.
При использовании модели ИОТ / ИОМ участникам учебного процесса необходимо знать ее положительные стороны и осознавать возможные трудности.
Изучение литературы [Бережная, 2016; Гриншкун, Заславский 2020; Комаровская, Пивоваров 2020] позволило нам определить следующие положительные стороны ИОТ / ИОМ:
– реализация образовательных целей с учетом способностей, интересов и меняющихся профессиональных потребностей обучающегося, включая возможность получения ими дополнительных образовательных услуг и / или дополнительной профессии;
– гибкость в прохождении учебного плана или его части по сравнению с линейной организацией учебного процесса;
–- широкую возможность применения инновационных педагогических технологий;
– возможность применения разнообразных форм организации учебного процесса: практикумов, творческих лабораторий, организационно-деятельностных игр, научно-практических конференций, проблемных научных семинаров и др.;
– возможность межпредметной координации, что способствует «выработке у студентов целостности знаний о профессиональном будущем, представлений о профессиональной деятельности»;
– организацию и стимулирование самостоятельной работы обучающихся;
– возможность реализации деятельности обучающихся в малых, переменных по составу группах, что может способствовать их лучшей социализации и стимулировать их к обмену опытом (в том числе и учебным);
–- возможность активного внедрения в теоретическое обучение непрерывной практики за счет тесных контактов с работодателями.
Анализ существующей ситуации и систематизация опыта образовательного процесса в Университете МГИМО позволил нам установить наличие следующих проблем в реализации ИОТ:
– необходимости подготовки и реализации большого количества индивидуальных планов и расписания;
– разработки информационной системы управления траекториями, сложности в составлении общего расписания курса, факультета;
– увеличения расходов вуза, дополнительнойя нагрузки на преподавателей;
– отсутствия в настоящее время достаточного объема материально-технического оснащения и надежной платформы для проведения онлайн-занятий и контроля;
– отсутствия научно обоснованной и проверенной методики индивидуализированного обучения иностранным языкам с учетом характеристик обучающегося и методически подготовленных к данному виду работы педагогов в вузе;
– возможности замены коммуникации (живого общения) цифровыми тестами и вытеснение преподавателя из учебного процесса.
Исходя из наличия перечисленных выше проблем и опираясь на исследованную литературу, видится логичным определить следующие условия, которые, на наш взгляд, должны быть созданы в университете для реализации перехода от традиционной образовательной модели к модели ИОТ / ИОМ. С этой целью необходимо:
– иметь педагогическую, управленческую и техническую готовность к реализации модели ИОТ;
– создать определенные педагогические условия, необходимые для реализации ИОТ (например, возможность межпредметной координации с целью создания у обучающихся целостного представления о будущей профессиональной деятельности);
– разработать и довести до сведения участников ИОТ / ИОМ принципы использования цифровых технологий и технических средств в рамках их образовательного взаимодействия.
Опираясь на разработанную И.Ф. Бережной педагогическую технологию проектирования индивидуальной образовательной траектории студентов в процессе профессиональной подготовки [Бережная 2016, с. 45-47], а также на исследование Ф.Г. Мухаметзяновой, Р.В. Забирова и В.Р. Вафина (2015), видится возможным предложить следующую последовательность осуществления совместной деятельности обучающегося и педагога в рамках реализации ИОТ / ИОМ.
Во-первых, должны быть определены индивидуальные потребности и возможности обучающегося, необходимость и целесообразность перехода к модели ИОТ и особых условий обучения.
Во-вторых, необходимо оценить уровень мотивации, самодисциплины и навыков самостоятельной работы обучающегося, а также «его готовности к совместному субъект-субъектному виду деятельности и наличия соответствующих навыков целеполагания, бесконфликтного общения, рефлексии» [Мухаметзянова, Забиров, Вафина 2015, с. 82].
В-третьих, важно определить и согласовать цели, задачи, формы и содержание образовательной работы, планируемые образовательные результаты.
И наконец, необходимо согласовать расписание взаимодействия (темп изучения материала, консультации, формы отчетности, контроль и т. п.) между обучающимся и педагогом. Данный выбор не может быть безграничным и должен находиться в определенных временных рамках, обозначенных учебной программой.
Следует также, на наш взгляд, отметить важность учета роли преподавателя в рамках реализации ИОТ / ИОМ. В соответствии с целями ИОТ / ИОМ может реализовываться с разной степенью индивидуализации обучающегося [Сысоев 2013, с. 129–130]. Если речь идет о снятии трудностей, возникших у него в освоении учебной программы дисциплины, то, очевидно, требуется более тесное общение его с преподавателем, в задачу которого будет входить уточнение характера трудностей, определение лакун, разработка индивидуального плана прохождения материала, подбор соответствующих заданий и упражнений, методическое сопровождение их выполнения обучающимся и контроль успешности решения поставленной задачи. В том же случае, если речь идет о расширении образовательных возможностей обучающегося, возможно ограничиться совместной разработкой ИОТ / ИОМ, определением задач и путей их решения, проведением необходимой корректировки и консультациями в случае возникновения у обучающегося трудностей в процессе реализации. Методическое сопровождение учебного процесса в данном случае «должно быть построено по принципу избыточности и альтернативности и должно содержать многоуровневые задания, альтернативные творческие работы по изучаемой проблеме, альтернативные формы контроля уровня сформированности навыков и развития умений» [Сысоев 2013, с. 127].
Роль преподавателя будет меняться также и в зависимости от степени самостоятельности обучающегося в выборе разработки и реализации ИОТ / ИОМ [Сысоев 2013, с. 130]. При высокой степени самостоятельности обучающегося, в том случае если он является единственным субъектом данной деятельности, преподаватель осуществляет лишь психолого-педагогическую поддержку его самоопределения и самореализации. Если же ИОТ / ИОМ является результатом совместной разработки преподавателя и обучающегося, то работа строится не только на основе индивидуального запроса обучающегося, но и на основе требований и рекомендаций преподавателя-тьютора (преподавателя-наставника), научного руководителя, и даже потенциального работодателя.
Совершенно очевидно, что во всех этих случаях роль преподавателя отличается и должна соответствующим образом учитываться.
Результаты исследования
Основываясь на всех приведенных выше размышлениях, видится возможными предложить следующие пути реализации ИОТ / ИОМ в рамках изучения иностранных языков в вузе.
Реализация ИОТ / ИОМ может происходить как индивидуально, так и в группах. Для оптимальной организации работы в группах предлагается по всему университету определить в расписании часы, отводимые на индивидуальную работу по иностранному языку. Данный подход сделает возможным фиксировать занятия в рамках ИОТ / ИОМ в общем расписании, что позволит обучающимся и преподавателям планировать свою семестровую учебную нагрузку. Кроме того, обучающиеся, имеющие трудности и с основным, и со вторым языком, смогут найти время для обоих языков.
В соответствии с целями видится возможным предложить следующие шаги для реализации ИОТ / ИОМ в рамках иноязычного образования в университете.
Цель I. Снятие трудностей в освоении учебной программы дисциплины.
Данная цель может быть реализована в рамках как индивидуальных, так и групповых занятий. Если речь идет о групповых консультациях, то в начале семестра преподаватели должны заявить тематику возможных консультаций, например «грамматический модуль» (по уровням – А1, А2 и т. п.), «лексический модуль», «обучение пересказу / реферированию» и т. п., и заранее опубликовать тематический график на образовательном портале университета. В учебных планах данные часы могут быть отнесены к разделу «факультативы». Необходимо заметить, что подобная реализация ИОТ / ИОМ предполагает:
– обоюдную ответственность обучающегося и преподавателя за реализацию соответствующей ИОТ / ИОМ;
– совместную разработку преподавателем и обучающимся индивидуального учебного плана, утвержденного заведующим кафедрой;
- проведение итогового, а в случае необходимости и промежуточного контроля, в рамках которого обучающийся должен продемонстрировать успешность освоения тематики, заявленной в индивидуальном учебном плане (контроль может проводиться с использованием цифровых технологий и технических средств).
Оценка, полученная обучающимся по результатам проведенного объективного контроля, может быть учтена при выставлении обучающемуся текущего рейтинга по соответствующему иностранному языку.
Цель II. Расширение образовательных возможностей обучающихся.
Реализация ИОТ / ИОМ в рамках достижения данной цели также может проходить индивидуально или в группах. В любом случае на первом этапе необходимо провести мониторинг запросов (пожеланий) обучающихся на тематику (формы работы) по иностранному языку. На основе данного мониторинга преподаватели языковых кафедр (возможно, в сотрудничестве с преподавателями специальных кафедр) разрабатывают свои авторские проекты, курсы и т. п. или, если запрос носит индивидуальный характер, рассматривают возможность реализации данного запроса и вносят свои предложения. Руководство кафедр в сотрудничестве с научно-методическим советом по иностранным языкам проводит конкурсный отбор предложенных курсов, и список допущенных курсов публикуется на образовательном портале университета. В конце семестра обучения (с первого по шестой) обучающиеся получают возможность записаться на заявленные курсы. В случае необходимости реализации индивидуальных консультаций соответствующая кафедра назначает обучающемуся преподавателя-тьютора (преподавателя-наставника). В учебных программах данные курсы (консультации) могут быть отнесены к разделу «факультативы». Конкурс преподавательских курсов может проводиться раз в год. На курсы, которые не пользуются спросом у обучающихся, на следующий год запись производиться не может.
Нагрузка преподавателей во всех предложенных случаях может быть учтена и оплачена в рамках эффективного контракта, в котором необходимо предусмотреть баллы за реализацию курсов (консультаций) в рамках ИОТ / ИОМ (например, 1 балл за 2 часа консультаций при условии предоставления необходимой отчетности: индивидуального учебного плана обучающегося, результатов проведенного контроля). В случае если предложенный преподавателем авторский курс был одобрен и его посещали обучающиеся (может быть определено необходимое количество обучающихся), то количество баллов может быть больше и приравнено к написанию научной статьи из списка, рецензируемого ВАК. В любом случае участие преподавателя иностранного языка в реализации программ ИОТ / ИОМ предлагается рассматривать как положительную характеристику в рамках прохождения по конкурсу.
Оптимально организовать реализацию ИОТ / ИОМ в рамках университета МГИМО видится возможным при использовании соответствующих информационных технологий. Необходимы разработка и внедрение образовательной платформы, задачей которой стало бы осуществление взаимодействия между потенциальным работодателем, обучающимся и университетом. В идеале данное взаимодействие, на наш взгляд, может выглядеть следующим образом:
Работодатель может разместить на платформе информацию о свободных рабочих местах (потенциальных должностях) с подробным описанием специализации, требуемых квалификационных качеств, характеристик и компетенций (…должен знать / уметь / владеть), информацию о наличии мест для прохождения практики потенциальными претендентами или пригласить обучающихся к участию в проектах, реализуемых его организацией. Получив данную информацию, обучающиеся имеют возможность сопоставить свой портфолио с требуемыми характеристиками. В результате данного сопоставления могут быть выявлены лакуны, которые могут быть заполнены, в том числе и за счет реализации обучающимся ИОТ / ИОМ. Для этого обучающийся может выбрать подходящее предложение из имеющихся или сформулировать конкретную заявку, которая поступит в соответствующее учебное подразделение.
Платформа должна также обеспечивать обратную связь обучающегося с потенциальным работодателем, которая может помочь им приобрести практический опыт. То есть обучающийся может иметь возможность сам обратиться к работодателю с запросом о прохождении практики или участии в проектной работе под руководством работодателя. Справка (отчет) о прохождении практики, рецензия работодателя или характеристика руководителя проекта также размещаются на платформе и пополняют портфолио обучающегося.
Университет обеспечивает размещение информации об имеющихся курсах, программах, практикумах, реализуемых в рамках ИОТ / ИОМ, проводит запись обучающихся на данные курсы, предоставляет обучающимся возможность размещения портфолио на платформе, координирует взаимодействие участников ИОТ / ИОМ (составление ими индивидуальных учебных планов, расписания встреч с преподавателем-тьютором, размещение информации о результатах контроля).
В отношении иностранных языков взаимодействие в триаде работодатель–обучающийся–университет может быть реализовано путем размещения работодателем на платформе образцов документов, информации о тематике текстов, с которыми потенциальным претендентам на соответствующую должность придется иметь дело в процессе работы. При знакомстве с данными материалами обучающийся сможет провести рефлексивный анализ уровня сформированности собственной иноязычной коммуникативной компетенции и сделать выводы о его достаточности или необходимости его усовершенствования. Кроме того, потенциальный работодатель может предложить обучающимся в качестве тестирования перевести указанный материал, составить по нему реферат, аннотацию, подобрать необходимую информацию из иноязычных источников и т. д. Таким образом работодатель сможет лично проверить уровень сформированности у обучающихся необходимых компетенций.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: реализация индивидуальных образовательных траекторий (маршрутов) обучающихся в университетах это не только вынужденная необходимость, обусловленная требованием нормативных документов, но и объективная возможность сделать обучение в университете персонализированным. В результате гибкой реорганизации вузовского образования с переносом акцента на индивидуализацию каждый обучающийся сможет получить дополнительные компетенции, которые сделают его уникальным на рынке труда и помогут осознанно и гибко выстраивать свою жизненную траекторию.
About the authors
S. V. Evteev
MGIMO-University
Author for correspondence.
Email: sergevt@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0003-2457-1441
PhD in Philology, associate professor, head of Directorate of Language Training and Bologna Process
Russian Federation, 76, Vernadskogo Avenue, Moscow, 119454, Russian FederationА. М. Ionova
MGIMO-University
Email: a.ionova@my.mgimo.ru
ORCID iD: 0000-0001-7725-850X
Candidate of Pedagogics, associate professor, associate professor of German Language Department, Deputy Dean, School of International Relations
Russian Federation, 76, Vernadskogo Avenue, Moscow, 119454, Russian FederationReferences
- Lapenok, Tagiltseva, Matveyeva 2016 – Lapenok M.V., Tagiltseva N.G., Matveyeva L.V. [et al.] (2016) Formation of the individual learning path in the information and educational school environment. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol. 59, pp. 553–562. DOI: http://doi.org/10.1007/978-3-319-39690-3_49. EDN: https://elibrary.ru/wuvpsx.
- Berezhnaya 2016 – Berezhnaya I.F. (2016) Pedagogical technology of designing individual educational trajectory of students in the process of training. Prepodavatel XXI vek, no. 2–1, pp. 44–48. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26134866. EDN: https://elibrary.ru/vzxqln. (In Russ.)
- Berezhnaya 2015 – Berezhnaya I.F. (2015) Modelling an individual path of university student professional development based on object-subject transformation. Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education, no. 2, pp. 89–94. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23408292. EDN: https://elibrary.ru/tsginf. (In Russ.)
- Grinshkun, Zaslavsky 2020 – Grinshkun V.V., Zaslavsky A.A. (2020) Domestic and Foreign Experience in Organizing the Educational Process Based on the Construction of Individual Educational Trajectories. MCU Journal of Informatics and Informatization of Education, no. 1 (51), pp. 8–15. DOI: http://doi.org/10.25688/2072-9014.2020.51.1.01. EDN: https://elibrary.ru/gxildi. (In Russ.)
- Zueva, Vinogradova 2021 – Zueva E.A., Vinogradova O.N. (2021) The impact of distance learning on student performance. In: Days of science and innovations of NovSU: рroceedings of the XXVIII scientific conference of teachers, postgraduate students and students of NovSU. Veliky Novgorod: Novgorodskii gosudarstvennyi universitet imeni Yaroslava Mudrogo, pp. 114–118. DOI: http://doi.org/10.34680/978-5-89896-757-4/2021.DN-2.21. EDN: https://elibrary.ru/iofsnh. (In Russ.)
- Komarovskaya, Pivovarov 2020 – Komarovskaya E.P., Pivovarov V.A. (2020) Modeling of individual educational trajectory of students in the educational process of the university. Izvestia Voronezh State Pedagogical University, no. 2 (287), pp. 16–19. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=43153686. EDN: https://elibrary.ru/wevapf. (In Russ.)
- Mukhametzyanova, Zabirov, Vafina 2015 – Mukhametzyanova F.G., Zabirov R.V., Vafina V.R. (2015) Individual learning path and individual learning route of a student as a factor in the successful preparation of a future bachelor at a university. In: Modernization of education: problems and prospects: рroceedings of the XXII Ryazan pedagogical readings, dedicated to the 100th anniversary of the Ryazan State University named for S.A. Yesenin, Ryazan, March 20, 2015. Ryazan: Ryazanskii gosudarstvennyi universitet imeni S.A. Esenina, pp. 81–85. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23899730. EDN: https://elibrary.ru/uczyhv. (In Russ.)
- Sysoyev 2013 – Sysoyev P.V. (2013) Individual education path. Language and Culture, no. 4 (24), pp. 121–131. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21114693. EDN: https://elibrary.ru/rubjnt. (In Russ.)
- Sysoyev 2014 – Sysoyev P.V. (2014) The system of foreign language teaching on individual educational paths on the basis of modern information and communication technologies. Foreign Languages at School, no. 5, pp. 2–11. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21584274. EDN: https://elibrary.ru/seinzv. (In Russ.)
- Shemanaeva 2015 – Shemanaeva M.A. (2015) Individual learning path construction principles in the framework of further language education programs. Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University, no. 6, pp. 107–113. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24238547. EDN: https://elibrary.ru/sjjqog. (In Russ.)