International regulatory legal acts in the field of combating illicit trafficking in narcotic drugs and similar substances


Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes international normative legal acts dedicated to combating illicit trafficking in narcotic drugs and similar substances. It has been established that the international system of control over the circulation of drugs and similar substances is built on the basis of three normative legal acts: the United Nations Single Convention on Narcotic Drugs of 1961, the United Nations Convention on Psychotropic Substances of 1971 and the United Nations Convention against Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic substances in 1988. These documents provide for both the principles of combating illicit trafficking in narcotic drugs and similar substances, and specific measures aimed at suppressing their illicit trafficking. A comparative analysis of the normative material of international conventions and Russian criminal law is given in terms of the ratio of prohibited and restricted drugs and substances. This article also examines the universal principles for establishing a registration system for psychotropic substances, as well as for the verification of the activities of scientific laboratories, manufacturers, exporters and distributors whose activities are related to psychotropic substances. The methodological basis of the article is manifested through the formal legal and comparative legal methods. As a result of the study, it was found that domestic control lists include much more narcotic drugs and psychotropic substances than provided for by international conventions. It is concluded that international and domestic law should be reasonably correlated in terms of the number of fixed narcotic drugs and psychotropic substances in order to most effectively counter the global drug addiction of society.

Full Text

Введение Основными международными нормативными правовыми актами в сфере противодействия незаконному обороту наркотических и сходных с  ними средств и веществ является Единая конвенция ООН о наркотических средствах 1961 го-да (далее – Конвенция 1961 г.), Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 года (далее –Конвенция 1971 г.), Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. Данные нормативные правовые акты выстраивают систему международно-правового контроля за оборотом наркотических средств и сходных с ними веществ, на основании которых отдельными государствами заключаются региональные и двусторонние соглашения в сфере борьбы с незаконным оборотом данных средств и веществ. Единая конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года Конвенция 1961 г. устанавливает принципы международного контроля за оборотом наркотических средств. Целью данного нормативного правового акта является содействие сотрудничеству между государствами в принятии эффективных мер против злоупотребления наркотическими средствами, а также в ограничении потребления данных средств. Ведущее значение Конвенции 1961 г.  для развития международного права в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего данный документ определяет незаконный оборот наркотиков как нарушение правил, предусмотренных Конвенцией; определяет организацию централизованного международного контроля над производством и оборотом наркотиков, осуществляемого Комиссией по наркотическим средствам Экономического и Социального Совета ООН и Международным комитетом по контролю за наркотиками, созданным в соответствии с Конвенцией. Конвенция 1961 г. включает в себя четыре списка контролируемых средств, а также предусматривает возможность расширения отдельными государствами данного перечня (пункт 8 статьи 2 Конвенции 1961 г.). Список I содержит все наркотические средства (например, кокаин и дезоморфин) за исключением Списка II, который содержит в себе менее опасные наркотики, но в отношении которых нет изъятий из общего порядка контроля (например, кодеин и этилморфин). Список III содержит наркотические средства, которые могут использоваться в терапевтических целях и в отношении которых контроль является смягченным (например, препараты кодеина). Список IV содержит в себе наркотики, подпадающие под самый строгий контроль и неприменимые ни для каких медицинских целей (например, героин и тиофентанил). Любое изменение перечня наркотических средств или психотропных веществ осуществляется путем внесения изменений в соответствующие официальные источники. Порядок признания средства наркотическим также закреплен в тексте Конвенции 1961 г. Государство или Всемирная организация здравоохранения направляет уведомление о необходимости включения средства в списки контроля Генеральному секретарю ООН; Генеральный секретарь ООН препровождает данное уведомление и сведения, относящиеся к предмету рассмотрения, в Комиссию ООН по наркотическим средствам с дополнительным уведомлением Всемирной организации здравоохранения (если требование об изменении списков контроля направляло государство); Комиссия ООН по наркотическим средствам рассматривает направленные материалы и выносит одно из следующих решений: о включении средства в соответствующий список контроля, об отказе во включении средства в списки контроля, о направлении материалов для рассмотрения вопроса о возможности законного применения средства в терапевтических целях. Конвенция 1961 г. также закрепляет необходимость получения разрешения на экспорт и импорт наркотических средств. С принятием данного международного документа контроль также устанавливался над культивацией кокаинового куста и конопли (по примеру контроля за культивацией мака). По мнению ряда исследователей, Конвенция 1961 г. представляет собой первый международно-правовой акт, содержащий в себе систему норм, выступающих в качестве фундамента борьбы с наркотизмом в международном масштабе (Гасанов 2000, 60). Протокол о поправках к Конвенции 1961 г., принятый в 1972 году, направлен на усиление противодействия незаконному производству наркотических средств, предусматривает создание системы реабилитации и лечения наркоманов, а также формирует систему превенции употребления наркотиков. Например, пункт «а» части 1 статьи 14 предусматривает положение о возможности консультаций между отдельными государствами и Комитетом в случае если существуют основания полагать, что государство в силу различных обстоятельств может стать центром торговли или производства наркотических средств: «Если какая-либо Сторона или страна, или территория, выполняющая постановления настоящей Конвенции, стала важным центром незаконного культивирования, производства или изготовления, или незаконного оборота или незаконного потребления наркотических средств и если имеется доказательство наличия серьезной опасности того, что данная Сторона или страна, или территория может стать таким центром, Комитет имеет право предложить заинтересованному правительству приступить к консультациям». В случае непредставления Комитету необходимых сведений Комитет обращается в Совет с целью координации действий международного сообщества по пресечению нарушений положений Конвенции. В случае если есть основания полагать, что какое-либо государство может стать центром торговли или незаконного производства наркотических средств, Комитет может рекомендовать участникам Конвенции приостановить всяческий ввоз или вывоз наркотических средств в данное государство до тех пор, пока наркоситуация в нем не стабилизируется (часть 2 статьи 14 Конвенции 1961 г.). Также Конвенция 1961 г. предусматривает, что стороны должны предпринимать все возможные меры для ознакомления населения с проблемами злоупотребления наркотическими средствами. Предусматривается ознакомление лиц, чья профессиональная деятельность связана со взаимодействием с наркотическими средствами, а в случае если проблема злоупотребления ими принимает глобальные масштабы – ознакомление всего населения. Данное ознакомление осуществляется посредством региональных научно-исследовательских и просветительских центров (статья 38 бис Конвенции 1961 г.). Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 года Следующим нормативным правовым актом, формирующим международную систему контроля за незаконным оборотом наркотических средств и сходных с ними веществ, является Конвенция 1971 г. Принятие данной Конвенции, посвященной установлению контроля над психотропными веществами, связано с возрастающим беспокойством мирового сообщества о расширении злоупотребления психотропными веществами. В Преамбуле Конвенции 1971 г. отмечается, что для эффективности мер против злоупотребления психотропными веществами необходимы скоординированные и универсальные действия государств в рамках ООН. Данной Конвенцией устанавливаются принципы контроля за оборотом психотропных веществ по образцу Конвенции 1961 г. Предусматриваются меры, направленные на предотвращение злоупотребления психотропными веществами (статья 20 Конвенции 1971 г.); меры, направленные на запрещение незаконного оборота данных веществ (статья 21 Конвенции 1971 г.). Новеллой Конвенции является установление системы регистрации психотропных веществ, а также порядка проверки деятельности научных лабораторий, производителей, экспортеров и распространителей, чья деятельность связана с психотропными веществами (Мавлянов 2019, 120). Конвенция 1971 г. также предусматривает четыре списка психотропных веществ (принцип их формирования создан по образцу Конвенции 1961 г.), являющихся частью текста Конвенции. Также предусматривается принудительное лечение потребителей психотропных веществ.В общей сложности Конвенции 1961 г. и 1971 г. предусматривают восемь списков контроля, четыре списка наркотических средств и четыре списка психотропных веществ, которые предусматривают 118 средств и 86 веществ соответственно. Примечательно, что Российская Федерация, будучи стороной всех рассматриваемых конвенций, предусматривает гораздо более обширный перечень наркотических средств и психотропных веществ в своем внутригосударственном законодательстве. Списки контроля Российской Федерации (по состоянию на 5 декабря 2022 года) включают в себя 405 наркотических средств и 123 психотропных вещества. Все средства и вещества, предусмотренные конвенциями, включены в данные списки, однако отечественному антинаркотическому законодательству известны сотни наркотических средств и десятки психотропных веществ, которые отсутствуют в списках конвенций. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года Конвенция 1988 г. посвящена регулированию борьбы против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Если другие рассматриваемые конвенции формируют принципы системы контроля за незаконным оборотом наркотических средств и сходных с ними веществ, то Конвенция 1988 г. носит охранительно-правовой характер. Этот нормативный правовой акт призван содействовать сотрудничеству между государствами, «с тем чтобы они могли более эффективно решать различные проблемы незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, имеющего международный характер» (Преамбула Конвенции 1988 г.). В соответствии с положениями Конвенции, государства принимают все необходимые меры, включая меры законодательного и организационного характера, в соответствии с основополагающими положениями своих внутренних законодательных систем (Кодиров 2018, 124). В соответствии с текстом данной Конвенции государства обязуются предусмотреть в своем законодательстве ряд составов преступлений, к которым относятся: производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического средства или психотропного вещества в нарушение Конвенции 1961 г. или Конвенции 1971 г.; культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств; хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных выше. Также стороны Конвенции обязуются конфисковывать все доходы, полученные от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.Конвенция 1988 г. предусматривает включение в договоры об экстрадиции между государствами положение о выдаче лиц, обвиняемых в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ. Также сама Конвенция может являться таким соглашением, если двусторонние или региональные договоры об экстрадиции отсутствуют (статья 6 Конвенции 1988 г.). Пункт 12 данной статьи Конвенции предусматривает возможность «заключения двусторонних или многосторонних соглашений специального или общего характера в отношении передачи лиц, осужденных к тюремному заключению или другим видам лишения свободы, их странам, с тем чтобы они могли отбывать оставшийся срок наказания в этих странах». Приложение к Конвенции 1988 г. включает в себя две таблицы, использующиеся при создании составов преступлений отдельными государствами, в которых закреплены «вещества, часто используемые при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ». Выводы Таким образом, Конвенции 1961 г., 1971 г. и 1988 г. являются основой системы международного контроля за незаконным оборотом наркотических средств и сходных с ними веществ. В соответствии с данными конвенциями отдельные государства включают в свое законодательство как нормы о принципах контроля оборота наркотических средств и психотропных веществ, так и составы преступлений, связанных с незаконным их оборотом. Примечательно, что отечественные списки контроля включают в себя гораздо больше наркотических средств и психотропных веществ, чем предусмотрено международными конвенциями – расширение списков контроля прямо предусматривается пунктом 8 статьи 2 Конвенции 1961 г. На наш взгляд, международное и внутригосударственное право должны разумно соотноситься в части количества закрепленных наркотических средств и психотропных веществ в целях наиболее эффективного противодействия глобальной наркотизации общества. В то же время данное обстоятельство не означает, что международные и внутригосударственные списки контроля должны быть тождественны.

×

About the authors

Artur G. Bezverkhov

Samara National Research University

Email: bezverkhov_artur@rambler.ru
Russian Federation

Ivan Yu. Belyaev

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: ivanbeliaef@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. Гасанов, Эльдар Г. 2000. Борьба с наркотической преступностью. Международный и сравнительноправовой аспекты. Москва: ЮрИнфоР. http://lawlibrary.ru/izdanie39348.html.
  2. Кодиров, Дмитрий С. 2018. ‘‘Роль международных конвенций и соглашений в регламентировании оборота наркотических средств, психотропных веществ’’. Государствоведение и права человека 2 (10): 122–127. https://elibrary.ru/item.asp?id=36334699. EDN:https://elibrary.ru/ymcilj.
  3. Мавлянов, Абдыкапар С. 2019. ‘‘Международная борьба с незаконным оборотом наркотиков’’. Актуальные научные исследования в современном мире 3–8 (47): 119–123. https://www.elibrary.ru/item. asp?id=41243602. EDN: https://elibrary.ru/byoydn.
  4. References
  5. Gasanov, Eldar G. 2000. “Fight against narcotic crime. International and comparative legal aspects”. Moscow: IurInfoR. http://lawlibrary.ru/izdanie39348.html. (In Russian)
  6. Kodirov, Dmitriy S. 2018. “Role of international conceptions and agreements in regulation the turnover of narcotic drugs, psychotropic substances”. State studies and human rights 2 (10): 122–127. https://elibrary.ru/item.asp?id=36334699. EDN: https://elibrary.ru/ymcilj. (In Russian)
  7. Mavlyanov, Abdikapar S. 2019. “International fight against illegal drug trafficking”. Recent Research in the Modern World 3–8 (47): 119–123. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41243602. EDN: https://elibrary.ru/byoydn. (In Russian)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies