Том 21, № 3 (2022)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Методика определения погрешности стенда измерения масс-центровочных и инерционных характеристик наноспутников с помощью эталонных объектов

Васин П.В., Баринова Е.В.

Аннотация

В работе решается научно-прикладная задача экспериментального определения погрешностей стенда измерения масс-центровочных и инерционных характеристик наноспутников, основанного на принципе перевёрнутого крутильного маятника. Предложена методика определения погрешности измерения составляющих тензора инерции и координат центра масс с помощью эталонных объектов. Для этой цели был разработан и изготовлен эталонный наборный объект переменной конфигурации в виде наноспутника формата CubeSat 3U.
С помощью эталона была отработана модифицированная методика проведения эксперимента, позволяющая снизить влияние погрешностей в изготовлении стенда и его оснастки на точность измерений за счёт осреднения одноимённых величин. В статье приведены результаты серий экспериментов по определению погрешностей измерений масс-центровочных и инерционных характеристик эталонного наборного объекта трёх вариантов сборки. Результаты серии экспериментов подтвердили теоретически вычисленную и заявленную в технической документации стенда погрешность измерений. Кроме того, проведена проверка точности определения периода колебаний и выявлено, что влияние факторов окружающей среды незначительно и им можно пренебречь. Результаты работы могут быть использованы для определения погрешности измерений координат центра масс и составляющих тензора инерции наноспутника формата CubeSat 1U-3U на этапе испытаний.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):7-22
pages 7-22 views

Определение оптимальных параметров и схемы двигателя для ударного беспилотного летательного аппарата

Зиненков Ю.В., Луковников А.В., Агавердыев С.В.

Аннотация

Описано решение комплексной задачи по определению оптимальных параметров и схемы двигателя для силовой установки перспективного ударного беспилотного летательного аппарата по разработанной авторами методике с использованием авторской комплексной математической модели и известного метода непрямой статистической оптимизации на основе самоорганизации. При этом показаны основные аэродинамические и лётно-технические характеристики исследуемого беспилотного летательного аппарата, рассчитанные по инженерным методикам, а также параметры и характеристики его силовой установки, рассчитанные с использованием авторского алгоритма, реализованного в комплексной математической модели. Также представлены результаты параметрических исследований на примере оценки влияния степени двухконтурности на характеристики силовой установки и параметры исследуемого беспилотного летательного аппарата. Описан процесс проведения оптимизационных исследований системы «беспилотный летательный аппарат – силовая установка» с двухконтурным турбореактивным двигателем со смешением потоков контуров за турбиной. При этом особое внимание уделено постановке задачи оптимизации, выбору критериев и варьируемых переменных, а также анализу полученных результатов путём сравнения эффективности исследуемой системы с разными схемами двигателей по критериям самолётного уровня: максимальной дальности по двум сформированным программам полёта.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):23-35
pages 23-35 views

Двухканальный оптимальный дискретный закон управления космического аппарата с аэродинамической и инерционной асимметрией при спуске в атмосфере Марса

Любимов В.В., Бакри И.

Аннотация

Рассматривается динамическая модель, описывающая возмущённое движение космического аппарата относительно центра масс в разрежённой атмосфере Марса как твёрдого тела при наличии на борту малой аэродинамической и инерционной асимметрии. Получены дискретные оптимальные законы управления углом атаки и угловой скоростью космического аппарата. При этом применяется метод динамического программирования и метод усреднения. Дискретные системы уравнений, рассматриваемые в работе, были решены с помощью метода
Z-преобразования. Достоверность полученных законов управления подтверждена результатами численного интегрирования методом Эйлера.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):36-46
pages 36-46 views

Газодинамические потери в проточной части канального заряда ракетного двигателя твёрдого топлива

Сабирзянов А.Н., Хаматнурова Ч.Б., Кузьмин В.В.

Аннотация

Современными методами вычислительной гидродинамики проведено исследование течений с массоподводом в осесимметричных каналах твёрдотопливных зарядов ракетных двигателей. Исследования проводились с целью повышения точности прогнозирования внутрибаллистических параметров для выполнения инженерных расчётов. Проведён анализ изменения внутрибаллистических характеристик в проточной части канального заряда в классической и бессопловой схемах ракетного двигателя твёрдого топлива при различной скорости газоприхода с поверхности горения. Для изобарной камеры сгорания показан характерный профиль скорости по каналу заряда и при наличии внезапного расширения. Показано, что для установившегося косинусоидального профиля продольной скорости после внезапного расширения канала требуется протяжённость более трёх калибров. Для скоростной камеры сгорания проведено сопоставление профиля продольной скорости в зависимости от скорости потока при разных условиях газоприхода и отмечена тенденция влияния скорости потока на характер профиля. Показано, что при числе Маха более 0,5 увеличение газоприхода с поверхности заряда обеспечивает менее наполненный профиль скорости, стремящийся к косинусоидальному. Показаны отличия потерь давления в проточной части канального заряда, рассчитанные в осесимметричном приближении, от потерь, определённых с применением газодинамических функций. Увеличение скорости газоприхода в канале заряда ракетного двигателя твёрдого топлива бессопловой схемы способствует уменьшению потерь давления при числе Маха более 0,8.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):47-57
pages 47-57 views

Кинетическая модель и суррогат керосина для расчёта эмиссии канцерогенных углеводородов газотурбинными двигателями

Семенихин А.С., Идрисов Д.В., Чечет И.В., С. Г. Матвеев С.Г., Лукачев С.В.

Аннотация

Для расчёта эмиссии канцерогенных полициклических ароматических углеводородов камерами сгорания авиационных газотурбинных двигателей разработана кинетическая модель «А17», отличающаяся новыми блоками элементарных химических реакций окисления углеводородных соединений и синтеза полициклических ароматических углеводородов. Результаты валидации модели показали удовлетворительное согласование с экспериментальными данными и возможность её применения для описания процессов горения в камерах сгорания газотурбинных двигателей. Проведён обзор и численное исследование для 14 суррогатов (модельных топлив) авиационного керосина, горение которых может быть описано с помощью модели «А17». Моделирование стабилизированного пламени предварительно подготовленной смеси показало эффективность суррогатов Drexel, Liu, su4, UM1, прогнозы которых удовлетворительно согласуются с экспериментальными данными и обеспечивают ожидаемые уровни концентрации полициклических ароматических углеводородов. Расчёты показывают зависимость концентрации наиболее канцерогенного полициклического ароматического углеводорода – бенз(а)пирена и отношения основных продуктов горения СО22О от молярной массы топлива. Для экспериментально определённого значения молярной массы керосина ТС-1 наименьшее отклонение (до 0,25%) демонстрируют суррогаты su4 и UM1. По причине наилучшей прогностической способности для времени задержки воспламенения, нормальной скорости распространения пламени, продуктов пиролиза и горения суррогаты su4 и UM1 могут быть выбраны для расчёта эмиссии канцерогенных полициклических ароматических углеводородов камерами сгорания авиационных газотурбинных двигателей.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):58-68
pages 58-68 views

Формирование вращающейся кольцеобразной тросовой группировки из трёх наноспутников с ограничением на управление

Чэнь Ш., Заболотнов Ю.М.

Аннотация

Рассматривается задача формирования кольцеобразной вращающейся тросовой группировки, состоящей из трёх наноспутников. Для анализа динамики тросовой системы используется математическая модель, построенная в подвижной орбитальной системе координат методом Лагранжа. С применением метода скользящих режимов предложены две программы управления для развёртывания тросов, в которых в качестве управлений используются силы натяжения тросов и реактивные силы, создаваемые двигателями малой тяги. В первой программе управляющие воздействия непосредственно ограничены допустимыми пределами изменения сил натяжения тросов и реактивных сил, а при построении второй программы в систему управления вводится вспомогательная динамическая система, которая вводит поправки к управлению, учитывающие эффект насыщения. Устойчивость движения тросовой группировки для обеих программ управления исследуется с использованием теории Ляпунова. Приводятся результаты численных расчётов, подтверждающие возможность использования предлагаемых программ управления для формирования тросовой группировки в виде вращающегося правильного треугольника при наличии возмущений и с учётом заданных ограничений.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):69-84
pages 69-84 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

Применение метода акустической эмиссии и склерометрии для исследования образцов углепластиков с различной степенью отверждения матрицы

Вешкин Е.А., Истягин С.Е., Кирилин С.Г., Семенычев В.В.

Аннотация

Образцы из листа углепластика толщиной 1,6 мм с различными режимами отверждения нагружались в упругой области по схеме консольного изгиба. Акустическая эмиссия регистрировалась с помощью осциллографа. В качестве критериев, оценивающих степень отверждения матрицы, использовалась характеристика микротвёрдости, оценка которой проводилась на лицевой поверхности образцов и в его поперечном сечении на фиксированных расстояниях от лицевой поверхности. Установлены зависимости частоты, амплитуды акустических сигналов, температуры, величины прогиба и расстояния до поверхности образца от микротвёрдости матрицы. Исследования показали, что значимым критерием, оценивающим влияние режима формования углепластика, является величина микротвёрдости матрицы.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):85-95
pages 85-95 views

Математическое моделирование эволюции трибосистемы в процессе формирования равновесной шероховатости фрикционного контакта

Колесников И.В., Коропец П.А., Мантуров Д.С., Шахматов Е.В.

Аннотация

Представлена инновационная методология мониторинга жизненного цикла поверхностных слоёв с покрытием, нанесённым методом вакуумной ионно-плазменной обработки. Предложена динамическая модель, основанная на гипотезе о том, что шероховатость является как фактором, возбуждающим механические колебания, так и следствием этих колебаний. При этом шероховатость изменяется в результате износа под воздействием локальных динамических сил. Показано, что пара трения представляет нелинейную систему со сложными обратными связями. Её стационарное движение может рассматриваться как странный аттрактор. Рандомность движения в окрестности предельного цикла обусловлена наличием в модели звена постоянного запаздывания, охваченного жёсткой положительной обратной связью. В результате происходит постоянная перенастройка амплитуды и фазы колебаний.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):96-107
pages 96-107 views

Анализ влияния условий подачи на распределение давления в гидродинамических демпферах

Новиков Д.К., Шляндина Н.С.

Аннотация

Одним из наиболее распространённых способов снижения вибрации в двигателях летательных аппаратов является применение демпфирующих устройств. Наибольшее применение в конструкциях двигателей летательных аппаратов получили гидродинамические демпферы, эффективность которых определяется демпфирующей способностью, зависящей, кроме других параметров, от статического давления подачи масла в демпфер. В работе предложена методика расчёта статического давления в питающей канавке гидродинамического демпфера в зависимости от геометрического размера торцевой щели и величины давления подачи смазки и выявлены параметры, влияющие на него. Проведены расчёты для разных величин торцевого зазора, количества и диаметра питающих отверстий. Все расчёты, представленные в работе, проведены для гидродинамического демпфера с торцевыми щелями и дросселями. Показано, что наиболее сильное влияние на давление в канавке гидродинамического демпфера оказывает величина торцевого зазора. Было также рассчитано давление в длинном гидродинамическом демпфере и показано, что в нём динамическое давление в зазоре может существенно превышать статическое давление подачи и может возникнуть разрыв смазочного слоя. Кроме того, показано, что величина торцевого зазора демпфера влияет на расход смазки через демпфер.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):108-115
pages 108-115 views

Динамические задачи в моделях работоспособности изделий

Рагуткин А.В.

Аннотация

При разработке моделей ответственных изделий машиностроения требуется решение динамических задач с учётом изменения размерных цепей звеньев в процессе функционирования механизмов. Предложена методика расчёта динамических размерных цепей применительно к решению прямых и обратных задач. Решение прямой задачи приводится при условиях, что поле рассеяния замыкающего звена включает погрешности изготовления, связанные с изменением размеров исходных звеньев под действием эксплуатационных нагрузок. Для получения величины скорости изнашивания деталей предложено использовать эмпирические зависимости связи интенсивностей изнашивания и образования водорода в процессе взаимодействия материалов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):116-126
pages 116-126 views

Особенности моделирования устойчивого роста трещин малоцикловой усталости в основных деталях авиационного газотурбинного двигателя

Рябов А.А., Мохов К.Ю., Воронков О.В., Кудрявцев А.Ю., Мусеев А.А.

Аннотация

Приводятся теоретические основы отраслевой методики конечно-элементного моделирования процесса устойчивого роста трещин малоцикловой усталости в основных деталях авиационного газотурбинного двигателя на примере диска осевого компрессора. Описываются параметры типовых применяемых конечно-элементных моделей, а также некоторые эффективные приёмы компьютерного моделирования, составляющие новизну данной работы, позволяющие повысить точность численных расчётов при снижении трудоёмкости, в частности: нижняя релаксация прироста трещины и автоматизация процесса построения нового фронта на каждом цикле выполнения методики. Приводятся некоторые результаты расчётов, демонстрирующие практическую реализацию положений методики и преимущества от использования предлагаемых нововведений при конечно-элементном моделировании, а именно: нижняя релаксация обеспечивает сохранение стабильности численного решения при существенно более крупном приращении трещины, что позволяет заметно снизить трудоёмкость процесса моделирования за счёт снижения необходимого количества расчётных циклов; автоматизация процесса построения нового фронта трещины позволяет значительно повысить точность отображения трещины в ходе её развития за счёт определения величины прироста в большом количестве точек на фронте.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):127-140
pages 127-140 views

Диагностические признаки износа боковых поверхностей зубьев на основе анализа параметров зубцовой спектральной составляющей

Сундуков А.Е.

Аннотация

Износ боковых поверхностей зубьев редукторов авиационных газотурбинных двигателей является распространённым и наиболее опасным их дефектом. Практика показывает, что наиболее эффективным методом контроля технического состояния роторных машин, в том числе зубчатых зацеплений, является виброакустическая диагностика. Использование широко применяемого диагностического признака износа боковых поверхностей зубьев зубчатого зацепления в виде интенсивности n-мерного вектора гармонического ряда от ряда зубцовых гармоник в рассматриваемом случае затруднительно. Это связано с необходимостью измерения параметров вибрации в широком диапазоне частот и низкой интенсивностью высших зубцовых гармоник. Факторы, влияющие на величину кинематической погрешности, такие как: технологические (погрешности изготовления и сборки), режимные (частота вращения, температура, передаваемая нагрузка), конструктивные (податливость деталей зубчатого зацепления, модификация боковой поверхности зубьев) и износ боковых поверхностей зубьев, приводят к существенному росту ширины зубцовой спектральной составляющей. Это позволило предложить диагностические признаки износа на основе анализа изменения её ширины. На примере дифференциального редуктора турбовинтового двигателя экспериментально подтверждено, что использование автоспектра с шириной фильтра много меньше ширины зубцовой спектральной составляющей малоэффективно при исследовании рассматриваемого дефекта. Более чувствительны к износу характеристики спектральной составляющей первой зубцовой гармоники в виде её ширины на выбранных уровнях относительно максимального значения и их комбинаций, интенсивности зубцовой гармоники, определённой в функции спектральной плотности мощности. Полученные зависимости предложенных параметров от величины износа имеют явно выраженный нелинейный характер. Предложенные диагностические признаки позволяют в несколько раз сократить исследуемый частотный диапазон.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2022;21(3):141-149
pages 141-149 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах