Том 10, № 3-4 (2011): Специальный выпуск

Обложка
  • Год: 2011
  • Статей: 44
  • URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/issue/view/33
  • Описание:

    Материалы Международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения» (г. Самара, 28-30 июня 2011 г).

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Гармоническая модель термодинамического цикла, реализуемого в регенераторе термоакустического двигателя

Зиновьев Е.А., Довгялло А.И., Воротников Г.В.

Аннотация

Представлена модель цикла, реализуемого газом в регенераторе термоакустического двигателя. Показано, что элементарный объем газа совершает в регенераторе термодинамический цикл, зависящий от сдвига фаз между колебаниями давления и смещения газа.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):11-15
pages 11-15 views

Влияние точности изготовления резьбы на распределение усилий по виткам и равнопрочная резьба

Курушин М.И., Курушин А.М., Суслин А.В.

Аннотация

На распределение усилий по виткам резьбы влияет не только разница деформаций стержня (растяжение) и гайки (сжатие), но и неравномерное по высоте гайки радиальное расширение тела гайки и сжатие резьбовой части стержня, а также скручивание тела гайки в радиальной плоскости и, самое главное, разношаговость витков вследствие погрешностей изготовления. С точки зрения прочности стремиться нужно не к выравниваю усилий по виткам резьбы, а наоборот, за счет разношаговости добиться равнопрочности в витках по высоте резьбовой части соединения. В нашем исследовании показано, что в равнопрочной резьбе за счет регулируемой разношаговости можно снизить максимальные напряжения на 50% по сравнению с точно изготовленной (с одинаковыми шагами) резьбой. В такой резьбе отклонение шагов близко к линейному и в определенном диапазоне нагрузок прочность резьбы почти не зависит от величины самой внешней нагрузки.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):16-20
pages 16-20 views

Предварительное исследование закономерностей изменения эффективного КПД турбовальных двигателей различных схем с регенерацией тепла и промежуточным охлаждением рабочего тела

Соколов М.А., Кузьмичев В.С., Кулагин В.В., Крупенич И.Н., Ткаченко А.Ю.

Аннотация

Произведено предварительное исследование влияния регенерации тепла и промежуточного охлаждения рабочего тела на эффективный КПД турбовальных двигателей различных схем.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):21-29
pages 21-29 views

Tеория формализованного описания математических моделей сборки агрегатов летательных аппаратов

Гречников Ф.В., Тлустенко С.Ф.

Аннотация

Предложена методика проектирования и синтеза последовательностей операторов преобразования сборочно-монтажного пространства. Механические связи между собираемыми элементами конструкции моделируются согласно схеме пространственной взаимосвязи сборочных единиц конструкции, начальных и граничных условий. Рассмотрены методы синтеза структур из номенклатуры сборочных элементов изделия, представленных на количественном и качественном уровне матрицами состояний согласно общему графу сборки агрегата. Топология соединений описывается методами аналитической геометрии, теории расписаний и др., а также матриц перемещений и технологическими операторами, описывающими на каждом переходе движение как изменение вектора состояний системы.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):30-37
pages 30-37 views

Проектирование технологических процессов сборки по критериям точности

Гречников Ф.В., Тлустенко С.Ф.

Аннотация

Исследование сборочных операций на некотором множестве допустимых вариантов исполнения в статье проводится в виде постановки задачи выбора оптимальной модели и структуры технологической системы сборки агрегата c обеспечением точности сборки и установлением допустимых схем компоновок технологических переходов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):38-43
pages 38-43 views

Влияние радиуса надреза при опережающем поверхностном пластическом деформировании на предел выносливости деталей

Вакулюк В.С., Кирпичёв В.А., Павлов В.Ф., Чирков А.В.

Аннотация

Экспериментально установлено, что с увеличением радиуса надреза при опережающем поверхностном пластическом деформировании уменьшается приращение предела выносливости в связи с уменьшением сжимающих остаточных напряжений в наименьшем сечении детали.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):44-50
pages 44-50 views

Определение облика термоакустического генератора по характеристикам электродинамической части на основании параметрических исследований

Воротников Г.В., Крючков А.Н., Зиновьев Е.А.

Аннотация

Рассмотрен термоакустический генератор, состоящий из термоакустического двигателя на основе бегущей волны и линейного электрогенератора 1S102MA. С целью оптимизации конструкции проведен параметрический анализ методом электроакустических аналогий. Получен ряд параметрических зависимостей эффективности установки для качественного анализа поведения системы.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):51-58
pages 51-58 views

Метод определения энергетического состояния струй вибрационных волн

Лиманова Н.И., Левкин Ю.С.

Аннотация

В настоящей работе рассматриваются физические процессы, происходящие с жидкой фазой двухфазного потока при вибрационных воздействиях на структуру жидкой фазы на примере взвешенных белых частиц в бегущей волне с разным процентом её отражения. Амплитуда этой волны составляет 4% её длины, а глубина воды равна 22% длины волны [1]. Учитывая распространение вибрационных волн в виде концентрических сфер и импульсивную идентичность природы вибраций, автор предлагает метод определения внутреннего энергетического состояния волны жидкой фазы.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):59-64
pages 59-64 views

Разработка винтового двигателя

Мурзагалиев А.Ж., Некрасов В.Г.

Аннотация

Выполнен анализ развития ротационных двигателей. В настоящее время среди ротационных двигателей известны роторно-поршневые двигатели, лопаточные турбины, винтовые двигатели. Показано, что в области автотракторных двигателей ни один из этих типов ротационных двигателей не может быть альтернативой существующим сегодня поршневым двигателям. Высокие технико-экономические показатели могут быть получены на ротационном двигателе объемного типа глубокого расширения. Такая конструкция реализуется на основе винтовых элементов конической формы. Идеи расширительной машины глубокого расширения высказывались, но до настоящего времени они не реализованы в промышленном варианте двигателя. В работе обоснован принцип профилирования винтовой поверхности на коническом роторе. Разработана технология изготовления, и из пластмассы выполнена модель ротора в натуральную величину.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):59-64
pages 59-64 views

Прикладные аспекты использования методики численного термогазодинамического расчета ЖРДМТ с учетом неидеального протекания рабочих процессов в камере сгорания

Силютин М.В., Шустов С.А.

Аннотация

Излагаются результаты использования методики численного термогазодинамического расчета ракетных двигателей малой тяги (РДМТ) с учетом неидеального протекания рабочих процессов в камере сгорания [1,2] для решения прикладных задач. Первая из этих задач связана с анализом предельно достижимых энергетических характеристик перспективного РДМТ на для малых космических аппаратов (МКА) тягой 6 Н на экологически чистых компонентах Н2 (газ) и О2 (газ), а вторая – с использованием жидкостного ракетного двигателя малой тяги (ЖРДМТ) на штатных компонентах топлива АТин и НДМГ для моделирования тепловых потоков, действующих на космические аппараты, входящие в атмосферу планет с гиперзвуковыми скоростями

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):71-77
pages 71-77 views

Предварительные исследования тепловых процессов в баллоне с криогенной заправкой бортовой дроссельной системы

Довгялло А.И., Сармин Д.В., Угланов Д.А.

Аннотация

Представлены результаты испытаний баллона с криогенной заправкой (жидкий азот), которые были проведены на уровне давления 4 MПa. Также показано, что поведение параметров в резервуаре время и давление соответствуют модели, принятой в расчетной программе.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):78-84
pages 78-84 views

Защитные устройства для повышения пассивной безопасности автомобилей

Эскин И.Д., Алкеев Р.И., Сусликов В.И.

Аннотация

Предложены новые устройства для защиты автомобиля с четырех сторон, спереди, сзади и обоих боков, при аварийном столкновении автомобиля с препятствием. По сравнению с известными устройствами предлагаемые нами устройства универсальны – их можно поставить на все отечественные и зарубежные марки легковых автомобилей, они обладают очень высоким потенциалом рассеивающих свойств при гашении фронтального и бокового ударов. Способны при хороших «опорных» характеристиках автомобиля рассеивать до 80-100% кинетической энергии фронтального удара при краш-испытаниях на этот удар автомобиля массой 130÷150 кг.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):85-92
pages 85-92 views

Измерение давления в трубопроводах комбинированным термостабильным датчиком

Лиманова Н.И., Юдин П.Е., Лиманов И.А.

Аннотация

Трубопроводы газотурбинных двигателей подвержены воздействию разнообразных переменных сил. Кинематическое возбуждение от работающих агрегатов приводит к колебаниям давления в трубопроводной системе и выдвигает задачу измерения давлений. Большинство процессов сопровождается существенным повышением температур рабочих сред. Современные средства измерения давлений, использующиеся в автоматизированных системах контроля испытаний ГТД, предназначены для работы в температурном диапазоне до 80ºС. Предлагаемый термостабильный датчик давления в отличие от известных обладает повышенной точностью измерений за счет исключения погрешностей, возникающих при возрастании температуры среды, давление которой измеряется. Датчик дает возможность расширить рабочий диапазон температур до 400ºС при дополнительной погрешности измерений, не превышающей 0,5%.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):93-96
pages 93-96 views

Стенд для исследований внутрикамерных рабочих процессов ракетных двигателей малой тяги

Первышин А.Н., Рязанов А.И.

Аннотация

Стендовые испытания имеют определяющее значение при создании и доводке ракетных двигателей малой тяги и аналогичных им по рабочему процессу газогенераторов прикладного, наземного применения. Высокие требования к современным инновационным изделиям распространяются на все оборудование, участвующее в разработке, в том числе и на стендовое.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):97-102
pages 97-102 views

Рабочий процесс металлизатора на газообразном топливе

Первышин А.Н., Рязанов А.И.

Аннотация

Создан пропановоздушный проволочный металлизатор на базе ракетного двигателя малой тяги. Рассмотрены изменения рабочего процесса ракетной камеры, необходимые для организации процесса получения расплава напыляемого металла.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):103-109
pages 103-109 views

Кинетическая диаграмма медленного роста усталостной трещины. Подрастание трещины

Хибник Т.А., Кольцун Ю.И.

Аннотация

На основе макроструктурного анализа типичного усталостного излома цилиндрического образца из стали 45 с кольцевым полукруглым надрезом при изгибе представлена методика построения кинетической диаграммы медленного роста усталостной трещины с учетом третьей координаты – количества циклов нагружения. Показана количественная оценка подрастания трещины в плоскости проекции: количество циклов нагружения – скорость трещины.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):110-116
pages 110-116 views

Методика вывода конструкции прямоточного детонационного пульсирующего двигателя в лидеры

Сафронов В.В., Поршнев В.А., Жебраков А.С.

Аннотация

Рассматривается постановка гипервекторной задачи вывода конструкции прямоточного детонационного пульсирующего двигателя в число лидеров. В общем случае она сводится к многокритериальной задаче дискретного программирования. Предлагается метод ее решения. Приведен численный пример.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):117-126
pages 117-126 views

Композиция законов распределения векторных погрешностей, действующих при обработке на станках с числовым программным управлением

Исмайлова Е.Ю.

Аннотация

Рассмотрены законы распределения вектора, выражающего сумму производственных погрешностей, действующих при многокоординатной обработке на станках с числовым программным управлением.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):127-131
pages 127-131 views

Повышение эффективности процессов литья при производстве деталей двигателей летательных аппаратов путем воздействия импульсного магнитного поля на расплав

Черников Д.Г., Глущенков В.А., Иголкин А.Ю.

Аннотация

В данной статье представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований влияния импульсного магнитного поля высокой напряженности на структуру и свойства алюминиево-кремниевых сплавов. На основании результатов исследований предложена и опробована в производственных условиях последовательность проектирования технологических процессов литья с магнитно-импульсной обработкой расплава при производстве деталей двигателей летательных аппаратов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):132-140
pages 132-140 views

Повышение эффективности процессов литья при производстве деталей двигателей летательных аппаратов путем воздействия импульсного магнитного поля на расплав

Черников Д.Г., Глущенков В.А., Иголкин А.Ю.

Аннотация

В данной статье представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований влияния импульсного магнитного поля высокой напряженности на структуру и свойства алюминиево-кремниевых сплавов. На основании результатов исследований предложена и опробована в производственных условиях последовательность проектирования технологических процессов литья с магнитно-импульсной обработкой расплава при производстве деталей двигателей летательных аппаратов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):132-140
pages 132-140 views

Исследование кольцевого демпфера из материала МР при одновременном нагружении в осевом и радиальном направлениях

Уланов А.М., Швецов А.В., Паровай Ф.В.

Аннотация

Материал МР широко применяется в системах защиты от вибрации. Исследовано нагружение демпфера из МР в радиальном направлении вращающейся силой, возникающей при прецессирующем движении трубопровода или вследствие дисбаланса вала и одновременно в осевом направлении.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):141-145
pages 141-145 views

О повреждении электрическим током роторных подшипников газотурбинных двигателей семейства НК, работающих в качестве привода электрогенераторов

Наздрачёв С.В.

Аннотация

После разборки двигателей-приводов генераторов, пришедших из эксплуатации, на подшипниках силовой турбины были обнаружены дефекты в виде продольных полос на беговых дорожках и телах качения. Имели место разрушения подшипников, вызванные развитием дефекта в виде полос. Проведенные исследования убедительно доказывают, что причиной появления дефектов является прохождение электрического тока через подшипники силовой турбины. Это подтверждается проведёнными микроисследованиями материала и расчётным объяснением частоты следования полос на беговых дорожках роликовых подшипников. Разрабатываются мероприятия по изоляции подшипников.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):146-150
pages 146-150 views

Моделирование динамики системы с релаксационным гистерезисным демпфированием

Шакиров Ф.М.

Аннотация

Приведены результаты исследований колебательной системы с гистерезисным демпфированием и виброзащитным устройством при помощи модели Пойнтинга-Томпсона.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):151-157
pages 151-157 views

Свободные колебания системы с релаксационным вязким демпфированием

Шакиров Ф.М.

Аннотация

Рассмотрена динамика свободного движения механической колебательной системы, у которой масса вывешена над основанием с помощью подвески в виде реологической модели Пойнтинга-Томсона.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):158-161
pages 158-161 views

Распределение усилий по виткам и коэффициенты внешней переменной нагрузки в резьбовых соединениях в условиях вибрации изделий

Курушин М.И., Курушин А.М., Барманов И.С.

Аннотация

В существующей учебной литературе, да и в инженерной практике, при расчетах на прочность в условиях действия переменной нагрузки распределение переменной составляющей нагрузки по виткам принимается таким же, как и статической составляющей. Проведенные нами исследования показывают, что это не всегда так и распределение усилий по виткам зависит не только от соотношения жесткостей элементов резьбовых соединений, но и от упругих и динамических свойств всего изделия и может быть совсем не таким, как в статике. Коэффициенты внешней переменной нагрузки и распределение усилий по виткам в изделиях с резьбовыми соединениями необходимо определять c учетом динамических свойств всего изделия. Для повышения усталостной прочности резьбовых соединений при вибрациях желательно проектировать их за резонансными по любой собственной частоте в упругих системах изделий.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):162-171
pages 162-171 views

Использование CAD/CAE-систем для расчета на прочность деталей кривошипно-шатунного механизма ДВС

Горшкалев А.А., Кривцов А.В., Сайгаков Е.А., Сморкалов Д.В.

Аннотация

Проведен прочностной расчет кривошипно-шатунного механизма шестицилиндрового четырехтактного двигателя внутреннего сгорания Mercedes-Benz M 115 с помощью CAD/CAE-систем. При расчете задано постоянное распределение газовой силы по поверхности поршня и распределение температуры по высоте поршня в виде степенной зависимости.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):172-176
pages 172-176 views

Опыт использования CAE/CAD-систем при проектировании двигателя внутреннего сгорания

Горшкалев А.А., Кривцов А.В., Сайгаков Е.А., Сморкалов Д.В., Угланов Д.А.

Аннотация

Представлен процесс проектирования двигателя внутреннего сгорания с помощью CAD/CAE-систем. Проведен расчет тепловых процессов в цилиндре двигателя. По реальным деталям построена трехмерная модель двигателя с помощью программ SolidWorks и КОМПАС. Также модель экспортирована в программы ADAMS – для кинематического и динамического расчета, в ANSYS mechanical – для расчета на прочность, в ANSYS Fluent – для газодинамического расчета. Выполнено проектирование наддува двигателя и системы охлаждения. Использование данных программ позволяет проводить проектирование ДВС на высоком уровне.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):177-181
pages 177-181 views

Повышение сопротивления усталостному разрушению хромоникелевой стали лазерным воздействием

Трегуб В.И., Никифоров А.М.

Аннотация

Свойства используемых конструкционных материалов во многом определяют повышение эксплуатационных показателей изделий авиационной техники. Сопротивление металлических материалов усталостному разрушению, как и другие физико-механические свойства, в значительной степени зависит от структуры. Лазерная термообработка деталей из стали 40ХН позволяет повысить сопротивление усталостному разрушению при увеличении микротвёрдости поверхностного слоя в зоне термического влияния в 2…2,5 раза. Возможно значительно снизить вероятность зарождения усталостных трещин в процессе эксплуатации.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):182-186
pages 182-186 views

Моделирование несквозных поверхностных трещин в тонкостенных конструкциях

Скворцов Ю.В., Глушков С.В.

Аннотация

Для тонкостенных конструкций интерес часто представляют несквозные, и в первую очередь, поверхностные трещины. Авторами разработана программа-макрос crack_sf.mac с использованием языка APDL для более точного вычисления параметров механики разрушения вдоль фронта поверхностной трещины.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):187-191
pages 187-191 views

Анализ погрешностей многокоординатной обработки на станках с числовым программным управлением

Исмайлова Е.Ю.

Аннотация

Рассмотрены факторы, влияющие на числовую величину, положение в пространстве и характер распределения замыкающего вектора пространственной размерной цепи, который выражает сумму производственных погрешностей, действующих при многокоординатной обработке на станках с ЧПУ.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):192-198
pages 192-198 views

Модернизация серийных автомобильных двигателей

Алексенцев Е.И., Бирюк В.В., Неклюдов А.А., Денисов А.А.

Аннотация

Модернизация серийных двигателей ОАО «АвтоВАЗ» для повышения эффективности работы за счет разработки ряда прогрессивных технических средств, реализация которых позволит повысить технические характеристики.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):199-206
pages 199-206 views

К вопросу о развитии тематики роторно-поршневых двигателей за рубежом и в России

Кочеров Е.П., Кононов В.А., Окорочков В.В., Окорочкова В.М., Иванова К.П.

Аннотация

Рассмотрены вопросы развития тематики роторно-поршневых двигателей и их применения в легкомоторной авиации, ДПЛА и для привода генераторов, насосов и т.д. при наземном использовании за рубежом и в России. Приведена разработка проекта мощностного ряда двигателей в диапазоне 8…160 л.с. с использованием материальной части трёх типоразмеров.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):207-214
pages 207-214 views

Исследование обрабатываемости специальных материалов электроэрозионным методом

Кошелев В.В., Смирнов Г.В.

Аннотация

Представлены результаты исследований изменения производительности от частоты следования импульсов при различных токах короткого замыкания и разных сечениях обрабатываемых отверстий для сплавов ХН50МВТ, ХН45МВТЮБ.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):215-218
pages 215-218 views

Экспоненциальное сглаживание параметров временного ряда при наличии тренда

Керенский А.М.

Аннотация

Предложен алгоритм экспоненциального сглаживания временного ряда, имеющего произвольный тренд. Алгоритм может быть полезен при контроле технического процесса в реальном масштабе времени.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):219-223
pages 219-223 views

Технико-экономические показатели внедрения прогрессивных процессов в серийном производстве двигателей семейства «НК»

Алексенцев Е.И., Шитарев И.Л., Курбатов В.П., Гриценко Е.А.

Аннотация

Определены комплексные научно–технические требования к организации серийного производства двигателей и условия, предопределяющие необходимость разработки новых технологических процессов изготовления. Показана эффективность новых процессов. Реализация комплекса прогрессивных процессов изготовления деталей и узлов позволила получить существенное повышение технических характеристик двигателей семейства «НК», их высокие эксплуатационную надёжность и ресурс.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):224-233
pages 224-233 views

Модернизация стенда для исследования микротурбинных приводов

Матвеев В.Н., Шаблий Л.С.

Аннотация

В статье описаны конструкция и принцип действия экспериментального стенда для автоматизированного исследования малоразмерных турбинных приводов. Приведена методика проведения испытаний, обработки результатов автоматизированных измерений и оценки погрешностей эксперимента.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):234-243
pages 234-243 views

Применение бесконтактного измерительного комплекса «ARAMIS» в экспериментальных задачах

Лёжин Д.С., Паровай Ф.В., Собуль А.В.

Аннотация

Представлены результаты тестирования и опыт использования фотограмметрического принципа измерения деформаций, реализованного в бесконтактном измерительном комплексе «ARAMIS» для решения различных измерительных и исследовательских задач.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):244-253
pages 244-253 views

Разработка численной модели рабочего процесса в топливном шнекоцентробежном насосе

Гафуров С.А., Михеев М.Г., Родионов Л.В., Крючков А.Н., Шахматов Е.В.

Аннотация

В работе рассмотрены вопросы, касающиеся составления расчетной численной модели на основе метода конечных объёмов. Данная модель используется для оценки осевой силы, действующей на ротор шнекоцентробежной ступени топливного комбинированного насоса. Модель верифицировалась путем сопоставления полученной расчетной напорной характеристики и экспериментальной. Рассмотрено влияние некоторых конструктивных параметров шнекоцентробежной ступени на величину осевой силы, действующей на её ротор.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):254-263
pages 254-263 views

Автоматизированная система измерения геометрических параметров лопаток турбин в производственно-цеховых условиях

Алексенцев Е.И., Шаврин П.А., Федосеев О.Б.

Аннотация

Рассматривается задача разработки автоматизированной системы контроля геометрии лопаток газотурбинных двигателей (ГТД) в производственно-цеховых условиях. Отправной точкой проводимого исследования послужило требование технологической преемственности внедряемого оборудования. В ходе теоретического анализа, подкрепляемого результатами моделирования и экспериментальных исследований, обосновывается наилучшая в контексте основной задачи конфигурация автоматизированной системы – модернизация ПОМКЛ путём замены оптико-механической системы контроля быстродействующей измерительной системой с дифференциальными датчиками, интегрированной в вычислительную среду реального времени. В работе представлены эффективные алгоритмы управления и идентификации дифференциального датчика, составляющие основу быстродействующей многоканальной измерительной системы, алгоритмы коррекции влияния кривизны и аналитического описания пера лопатки, приведено описание программно-аппаратной поддержки вычислений в реальном времени. В этом случае ожидаемый показатель «производительность/цена» может достигать значений 150-500 шт. в час/1000$ при несопоставимой с оптическими системами надежности и неприхотливости оборудования.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):264-272
pages 264-272 views

Экспериментальное исследование штатных ЖРДМТ на самовоспламеняющихся компонентах топлива при импульсных режимах включений

Шустов С.А.

Аннотация

Излагаются результаты экспериментального исследования динамических характеристик штатных ЖРДМТ тягой от 10 до 130 Н на самовоспламеняющихся компонентах топлива при импульсных режимах включений: выявлены особенности формирования переднего и заднего фронтов импульсов, связанные с взрывным характером рабочих процессов с длительностью порядка 1 мс, проведен анализ влияния размерности ЖРДМТ на основные динамические параметры.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):273-278
pages 273-278 views

Экспериментальное исследование теплового воздействия струй штатных ЖРДМТ на модели конструкции космических аппаратов

Шустов С.А.

Аннотация

Излагаются методика и результаты экспериментального исследования теплового воздействия струй штатных ЖРДМТ тягой от 10 до 100 Н на самовоспламеняющихся компонентах топлива как для непрерывных, так и для импульсных режимов включений. Описывается влияние основных термогазодинамических факторов на величину теплового воздействия как в ближней, так и дальней области струи относительно среза сопла ЖРДМТ.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):279-283
pages 279-283 views

Некоторые вопросы проектирования и производства втулочных виброизояторов из проволочного материала

Лазуткин Г.В., Паровай Ф.В., Тройников А.А.

Аннотация

Рассмотрены основные вопросы производства втулок из МР. Предложен метод расчёта динамических и потребных упругогистерезисных характеристик втулочных виброизоляторов. Сформированы основные подходы к оценке технологической стабильности процессов производства и испытаний виброизоляторов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):284-290
pages 284-290 views

Расчёт основных параметров пружинных разгрузочных и противоударных устройств цельнометаллических многокомпонентных виброизоляторов на основе материала МР

Лазуткин Г.В., Паровай Ф.В., Петухова М.А., Тройников А.А.

Аннотация

Рассмотрены основные принципы конструирования и вопросы проектирования пружинных разгрузочных и противоударных устройств цельнометаллических многокомпонентных виброизоляторов на основе материала МР.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):291-297
pages 291-297 views

Конструктивно-технологические решения, обеспечивающие повышение прочностной надежности и ресурса дисков авиационных ГТД

Ножницкий Ю.А., Каримбаев К.Д., Потапов С.Д.

Аннотация

Сертификационные требования для дисков АГТД. Конструктивные и технические решения для обеспечения высокой прочностной надежности и ресурса. Методы подтверждения соответствия сертификационным требованиям дисков.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2011;10(3-4):298-304
pages 298-304 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах