Том 16, № 3 (2017)

Весь выпуск

АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Построение 3D моделей лопаток вентилятора газотурбинного двигателя в CAD-системе по данным контрольно-измерительных мероприятий

Архипов А.Н., Равикович Ю.А., Федоров И.М., Холобцев Д.П.

Аннотация

Проведён обзор методик контрольно-измерительных мероприятий (КИМ) и проведена оценка возможности их применения для обмера лопатки вентилятора и построения 3D модели лопатки вентилятора с учётом реальных отклонений профиля пера. Рассмотрены различные составляющие отклонений геометрии лопатки от номинальной. Приведена методика построения модели лопатки по данным КИМ в CAD-системе с учётом производственных отклонений профиля пера готовых лопаток. Для реализации возможности деформирования номинальной модели по данным КИМ, номинальная модель пера была воссоздана с учётом расположения измеряемых сечений. Рассмотрен вопрос о добавлении к модели измеренного профиля замка, кромок и периферийной области пера. Проведена оценка влияния отклонений профиля вне проточной части на прочность. Была создана модель с максимально и минимально возможными отклонениями от номинала и её расчётные перемещения и собственные частоты были сопоставлены с номинальными. Выбрано направление дальнейшей работы по определению наиболее эффективного набора геометрических параметров для проведения робастной оптимизации.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):7-16
pages 7-16 views

Оптимизация трансатмосферного движения летательного аппарата на основе метода последовательной линеаризации

Балакин В.Л., Ишков С.А., Храмов А.А.

Аннотация

Рассматривается задача оптимизации трансатмосферного движения летательного аппарата с целью максимизации конечной скорости при заданных конечных значениях высоты и угла наклона траектории. Управлением при пассивном движении летательного аппарата является угол атаки. Для определения оптимальной программы управления углом атаки используется метод последовательной линеаризации. Решение задачи оптимизации трансатмосферного движения проведено на примере пассивного набора высоты субгиперзвукового летательного аппарата MPV, являющегося первой ступенью аэрокосмической системы RASCAL, проектировавшейся в США. Приводятся и обсуждаются результаты моделирования движения летательного аппарата с найденным оптимальным управлением при вариации начальных условий движения и массы летательного аппарата.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):17-26
pages 17-26 views

Моделирование внешних тепловых воздействий от инфракрасных источников излучения при испытаниях ракетно-космической техники в ВК-600/300

Добрица Д.Б., Ушакова А.А., Шабарчин А.Ф., Ященко Б.Ю.

Аннотация

Рассматривается решение проблемы моделирования воздействия лучистых тепловых потоков от источников инфракрасного излучения на поверхности КА и их модулей при проведении комплексных испытаний в ВК 600/300. В качестве решения задачи оперативного получения результатов расчёта плотности тепловых потоков излучения на элементы поверхности космического аппарата (КА) при проведении комплексных испытаний предложено использование эмпирических зависимостей. Представлено описание особенностей конструкции модуля ИКИ, необходимое при построении математической модели распределения теплового излучения. Показана схема размещения модулей ИКИ в ВК 600/300 и определены основные энергетические характеристики, рассчитываемые при моделировании лучистых тепловых потоков. Приведены полученные эмпирические зависимости для расчёта энергетических характеристик модулей ИКИ от подводимой к излучающим элементам электрической мощности. Показаны результаты расчёта распределения плотности потока ИК излучения с использованием эмпирических зависимостей в сравнении с результатами расчёта с помощью программного комплекса и с полученными экспериментальными измерениями.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):27-38
pages 27-38 views

Влияние моделей турбулентности на расчётные значения несущих свойств летательного аппарата

Елисов Н.А., Ишков С.А., Шахов В.Г.

Аннотация

Рассматривается один из этапов входа в атмосферу воздушно-космического летательного аппарата. Исследуется влияние моделей турбулентности на расчётные значения аэродинамических характеристик летательного аппарата. Для исследования влияния модели турбулентности на несущие свойства ЛА были выбраны следующие модели: k-ε Realizable, k-ω Shear Stress Transport и Transition Shear Stress Transport. Построена структурированная сетка с использованием программы ICEM CFD, позволяющая решать широкий спектр задач. Рассматривается сверхзвуковое течение набегающего потока на высоте 11 км. Проведён аэродинамический расчёт посредством пакета Fluent с использованием суперкомпьютера «Сергей Королёв». По полученным результатам расчёта проводится оценка аэродинамических характеристик летательного аппарата, значения давления за скачком уплотнения и сходимости решения для разных моделей турбулентности. Для верификации результатов расчёта осуществляется сравнение полученного значения давления за скачком уплотнения со значением давления по инженерной методике.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):39-46
pages 39-46 views

Особенности применения дополнительных источников энергии малой мощности в системе электроснабжения малого космического аппарата

Каргу Д.Л., Безняков А.М., Немиров А.В., Радионов Н.В., Чудновский Ю.А.

Аннотация

Предложена методика выбора орбиты в целях получения на борту максимума электрической энергии за счёт движения космического аппарата, стабилизированного вращением, в магнитном поле Земли. Описаны особенности применения дополнительных источников энергии малой мощности для систем электроснабжения малых космических аппаратов. Предложен способ учёта сложной зависимости положения результирующей вектора магнитной индукции от пространственного положения космического аппарата для преобразования энергии магнитного поля Земли в электроэнергию.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):47-54
pages 47-54 views

Оценка функциональной эффективности системы обслуживания перевозок в аэровокзале регионального аэропорта

Кольцов И.В., Романенко В.А.

Аннотация

Рассмотрена система обслуживания перевозок в аэровокзале регионального аэропорта, предназначенная для выполнения технологических операций, связанных с регистрацией вылетающих пассажиров и обработкой их багажа. Предложен комплекс показателей функциональной эффективности системы, включающий количественные характеристики производительности, надёжности и качества обслуживания, доступные для определения широко используемыми методами математического моделирования, в первую очередь имитационного. Приведены результаты оценки эффективности модельной системы, близкой по характеристикам к современным системам отечественных региональных аэропортов.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):55-64
pages 55-64 views

Теоретико-множественная модель состояния рабочей жидкости гидравлической системы воздушного судна

Коптев А.Н., Гареев А.М., Попельнюк И.А.

Аннотация

Статья посвящена разработке теоретико-множественной модели состояния рабочей жидкости гидравлической системы воздушного судна с использованием математического аппарата теории множеств. Актуальность работы связана с необходимостью разработки универсальной математической модели состояния рабочей жидкости, которая будет положена в интеллектуальную систему контроля состояния рабочей жидкости на борту воздушного судна. В результате получено общее выражение, позволяющее описать состояние рабочей жидкости в произвольный момент времени с использованием её основных параметров, а именно загрязнённости, вязкости, плотности химических и температурных свойств. Построена иерархия параметров состояния рабочей жидкости с учётом диагностической ценности информации, полученной при их измерении. Среди множества всевозможных состояний рабочей жидкости выделены основные классы состояний: идеальное, нормальное, предотказное и отказ. Каждое из них описано множеством конфигураций всевозможных значений основных параметров. Предложена методика оптимизации времени проверок технического состояния, основанная на расчёте изменения энтропии рабочей жидкости. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):65-75
pages 65-75 views

Особенности использования тепловых аэростатов при испытаниях парашютных систем

Куринный С.М., Криворотов М.М., Бараниченко Е.А.

Аннотация

Рассмотрены некоторые особенности использования тепловых аэростатов при испытаниях парашютных систем. Основной задачей является сокращение затрат при испытаниях парашютных систем. В качестве оценки достоверности результатов испытания уменьшенных моделей парашютных систем применялись критерии подобия: число Фруда и число Ньютона. Рассмотрен вопрос оперативного изменения конструкции парашютных систем и оценки их эффективности в испытаниях. Сделан вывод о достоинствах использования тепловых аэростатов для проведения испытаний моделей парашютных систем и перспективах их дальнейшего применения.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):76-80
pages 76-80 views

Выбор моделей гидродинамических демпферов в задачах роторной динамики газотурбинных двигателей

Леонтьев М.К., Кутаков М.Н.

Аннотация

В настоящее время существуют различные (стандартные) модели гидродинамических демпферов, которые можно применить при решении задач роторной динамики в газотурбинных двигателях. Их выбор для решения конкретной задачи, в конечном счёте, определяет правильность получаемых результатов и зависит от многих факторов – конкретной геометрии демпферов, способов подачи и отвода масла, давления подачи, режимов работы и т.д. Выбор модели демпфера не всегда однозначен и требует предварительной работы. В статье даются рекомендации по выбору той или иной модели демпфера, а также сравниваются результаты в случае применения различных моделей. Исследование ведётся на примере точечного ротора, построенной в среде программной системы DYNAMICSR4 (www.alfatran.com)

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):81-93
pages 81-93 views

Математическая модель и оптимизация вертикального взлёта вертолёта с учётом эксплуатационных условий и аэродинамического демпфирования

Онушкин Ю.П., Сизов Д.А., Полуяхтов В.А., Островой А.В.

Аннотация

Разработана математическая модель вертикального взлёта вертолёта, учитывающая эксплуатационные условия и индивидуальные возможности конкретного вертолёта. Создана методика оптимизации вертикального взлёта, основанная на генетическом алгоритме. Оценено влияние массы, высоты площадки и температуры наружного воздуха на параметры оптимального закона управления при вертикальном взлёте вертолёта Ми-8МТ. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):94-103
pages 94-103 views

Построение схемы полёта блока выведения «Волга» при групповом выведении космических аппаратов в плоскость орбиты с требуемой угловой дальностью между аппаратами

Поплевин А.С., Панов Н.А.

Аннотация

Рассматриваются вопросы построения схемы полёта блока выведения (БВ) и её баллистическое обоснование при условии минимизации времени выполнения миссии с учётом энергетических возможностей БВ при групповом выведении космических аппаратов (КА) в плоскость орбиты с обеспечением равномерной угловой дальности между аппаратами и формирование программы управления движением для реализации выбранной схемы полёта. Решение задачи разделено на два этапа: выбор схемы полёта и её проектно-баллистический анализ и формирование программы управления движением центра масс, обеспечивающей реализацию разведения КА. Для решения задачи проектно-баллистического анализа схемы полёта разработан математический аппарат, позволяющий по конечным соотношениям с использованием методов линейного программирования определять схему полёта, удовлетворяющую заданным критериям по времени и затратам топлива.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):104-113
pages 104-113 views

Локально-оптимальное управление движением электроракетного буксира между точками либрации системы Земля – Луна

Старинова О.Л., Файн М.К.

Аннотация

Рассматривается локально-оптимальное управление движением электроракетного буксира между точками либрации системы Земля – Луна с использованием двигателей малой тяги. Программа управления получена с помощью метода Федоренко для нахождения производных и градиентного метода с переменным шагом для оптимизации законов управления. Все перелёты рассматривались в рамках ограниченной задачи трёх тел. Математическая модель перелётов описана в барицентрической системе координат. В качестве критерия оптимизации принято полное время перелёта. Учтены возмущения от Земли, Луны и Солнца. Рассмотрено влияние теневых зон, создаваемых Землёй и Луной. В результате оптимизации получены законы управления, траектории и значения общего времени перелёта.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):114-124
pages 114-124 views

Итерационная процедура выбора программы управления сближением с малой тягой в задаче утилизации космического мусора на геостационарной орбите

Филиппов Г.А.

Аннотация

Рассматривается задача управления сближением космического аппарата – сборщика мусора с фрагментом космического мусора на геостационарной орбите. Относительное движение рассматривается в орбитальной цилиндрической системе координат. Использована линеаризованная модель движения, на основе которой выполнено разделение относительного движения на периодические и вековые составляющие. Управление движением осуществляется переключением знака ускорения от тяги. Задача управления разделена на две итерации. Первая итерация – аналитическое определение номинальной программы управления с использованием линеаризованной модели движения. В основу этой программы положено управление вековыми составляющими относительного движения. Вторая итерация – уточнение ранее полученной программы управления на исходной модели с использованием аналитического решения, полученного на первой итерации. Выполнено численное моделирование сближения из различных начальных положений космического аппарата – сборщика мусора относительно фрагмента космического мусора. Установлено, что начинать сближение рационально, когда космический аппарат сборщик мусора находится ниже – справа или выше – слева относительно фрагмента космического мусора. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):125-137
pages 125-137 views

Разработка конструкции малого космического аппарата с учётом применения лазерных систем измерений

Шапошников С.Н.

Аннотация

Представлены сведения о создании проектно-конструкторского облика малого космического аппарата (МКА) для дистанционного зондирования Земли. Опытно-технологический МКА «АИСТ-2Д» – совместная разработка акционерного общества «РКЦ «Прогресс» и Самарского национального исследовательского университета. Изложены требования к конструктивно-компоновочной схеме МКА, разработанной с учётом применения лазерной измерительной системы. Показан процесс разработки проектной и конструкторской документации, выполненной в трёхмерном виде с применением метода нисходящего проектирования. Приведены результаты проработки технической возможности проведения измерений, выработаны рекомендации по компоновке объекта измерений. Рассмотрена технология измерений фактического положения посадочных мест под приборы высокой точности установки с помощью лазерного трекера. Получены положительные результаты испытаний макетного образца, подтверждающие правильность выбранных решений. Сформулированы рекомендации по дальнейшему применению данной технологии.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):138-144
pages 138-144 views

МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИКА

Расчётное и экспериментальное исследование систем обработки отработавших газов

Галевко В.В., Рахматов Р.И.

Аннотация

Описана расчётно-экспериментальная методика проектирования конструкций системы обработки отработавших газов (СООГ) грузового автомобиля на основе конечно-элементного моделирования и результаты расчётно-экспериментальных исследований. Приведены результаты исследований, в том числе в виде распределения звукового давления по внутреннему объёму, разработанных конструкций СООГ. Выбрана конструкция глушителя-нейтрализатора с наилучшими виброакустическими характеристиками, которая изготовлена и испытана на грузовом автомобиле. Приведены результаты расчётно-экспериментальных исследований глушителя-нейтрализатора.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):145-154
pages 145-154 views

О некоторых вопросах оценки герметичности клапанных уплотнений

Кондрашов Ю.И., Сергеев Р.Н.

Аннотация

Рассматриваются процессы, возникающие при герметизации уплотнений контактных поверхностей клапана. Предложена математическая модель упругого контакта, позволяющая решить задачу деформирования контактирующих поверхностей с учётом их жёсткости путём решения системы линейных уравнений и метода конечных элементов. Для решения проблем диагностирования и исследования герметичности контактных поверхностей предлагается использовать контрольно-измерительную систему на основе цифровой спекл-интерферометрии с непрерывным лазером.

 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):155-164
pages 155-164 views

Экспериментальное исследование способа снижения сопротивления круглого цилиндра посредством установки плоской пластины

Фролов В.А., Козлова А.С.

Аннотация

В работе представлено экспериментальное исследование способа снижения лобового сопротивления круглого цилиндра. Для снижения лобового сопротивления рассматривается установка плоской пластины параллельно потоку перед цилиндром. Приведены результаты по коэффициенту лобового сопротивления цилиндра в зависимости от различных расположений плоской пластины относительно цилиндра. Исследуются следующие геометрические характеристики: относительная хорда пластины и угол расположения пластины относительно цилиндра. Приведены экспериментальные результаты, полученные в аэродинамической трубе Самарского университета. Выявлены расположения пластины относительно цилиндра, дающие наименьшее значение коэффициента лобового сопротивления. 

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):165-172
pages 165-172 views

УПРАВЛЕНИЕ, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ИНФОРМАТИКА

Применение технологии поддержки принятия решений на различных этапах жизненного цикла космических средств в составе системы информации о техническом состоянии и надёжности

Автамонов П.Н., Бахмут А.Д., Крылов А.В., Охтилев М.Ю., Охтилев П.А., Соколов Б.В.

Аннотация

Рассмотрен подход к оцениванию структурных состояний космических средств (сложных организационно-технических объектов) при поддержке принятия решений по управлению их жизненным циклом. Анализ предметной области показал необходимость применения новой интеллектуальной информационной технологии, представленной в статье, как при проектировании информационной системы сложного организационно-технического объекта, так и соответствующих систем мониторинга структурных состояний и поддержки принятия решения в составе такой информационной системы. При этом в качестве теоретической основы такой технологии рассмотрена модификация обобщённой вычислительной модели, представляющая собой унифицированную модель представления знаний, интегрирующую в себе ряд методов и подходов теории искусственного интеллекта и позволяющую строить имитационно-аналитические полимодельные комплексы мониторинга состояний и управления сложными организационно-техническими объектами. Показано, что в результате применения указанной технологии достигается комплексное оценивание технического состояния и надёжности объекта мониторинга. Проведён краткий обзор программного комплекса, решающего задачи оценивания структурных состояний космических средств. Программный комплекс реализован на основе рассмотренной интеллектуальной информационной технологии.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):173-184
pages 173-184 views

Применение протоколов сшивки полос изображений, формируемых многоматричными оптико-электронными преобразователями

Кузнецов П.К., Мартемьянов Б.В., Мятов Г.Н., Юдаков А.А.

Аннотация

Рассматриваются вопросы, связанные с обработкой видеоданных, получаемых составными (многоматричными) оптико-электронными преобразователями целевой аппаратуры космических аппаратов наблюдения. Показано, что видеоданные, получающиеся в областях пересечения полей зрения смежных фоточувствительных матриц, могут быть полезно использованы для решения ряда задач: оценки качества работы системы управления движением космического аппарата на маршруте съёмки, оценки параметров смаза получаемых изображений, оценки отклонений от проектных параметров геометрического расположения фоточувствительных матриц и некоторых других.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):185-196
pages 185-196 views

Метрологический анализ устройства неразрушающего контроля токопроводящих покрытий топливных баков летательных аппаратов

Самсонов А.С., Блинов Д.И., Скворцов Б.В., Живоносновская Д.М.

Аннотация

Рассматривается и теоретически обосновывается метод и устройство неразрушающего контроля токопроводящих покрытий топливных баков летательных аппаратов. Приведено запатентованное техническое решение и отображена сущность измерительной процедуры, заключающейся в сканировании поверхности электродом, образующим конденсатор с контролируемым материалом. Дана математическая модель, описывающая процесс дефектоскопии замкнутого дефекта при различной величине сканирующего электрода. Проведён метрологический анализ разрабатываемого устройства, рассматривающий основные и дополнительные погрешности, влияющие на результаты измерительной процедуры. Под основными погрешностями подразумеваются погрешность определения координаты дефекта и систематическая аддитивная (методическая) погрешность. Под дополнительными погрешностями понимаются температурная и динамическая. Среди всех типов погрешностей, возникающих в процессе дефектоскопии, выделены наиболее существенные. Предложены методы компенсации различных типов погрешностей конструкционным или алгоритмическим путём. Произведён численный анализ рассмотренных в статье погрешностей, доказывающий возможность локализации дефектов с погрешностью ≤ 6,5 мм. Составлена сводная таблица основных типов погрешностей.

Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2017;16(3):197-208
pages 197-208 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах