Том 12, № 3-2 (2013): Специальный выпуск
- Год: 2013
- Статей: 28
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/issue/view/109
Весь выпуск
Результаты опытной эксплуатации малоэмиссионной системы горения в составе двигателя НК-37
Аннотация
В ОАО «КУЗНЕЦОВ» разработана и апробирована малоэмиссионная система горения. Представлены результаты анализа опытной эксплуатации указанной системы горения на двигателе НК-37.
Дефекты бандажированных лопаток высокотемпературных газовых турбин
Аннотация
Проанализированы дефекты бандажных полок лопаток турбины наземного двигателя НК-36СТ и намечены мероприятия по их устранению. Предложена конструкция облегчённой бандажной полки, позволяющая повышать ресурс рабочей лопатки.
Термодинамический расчёт термомеханического компрессора
Аннотация
Представлен анализ рабочего процесса в термокомпрессоре. Приводятся расчётные данные по изменению давления и массы газа в термокомпрессоре, а также его производительности.
Метод расчёта газотермодинамических параметров ГТД с повенцовым описанием осевого многоступенчатого компрессора
Аннотация
Разработан метод расчёта эксплуатационных характеристик турбовального ГТД на установившихся режимах работы, в основу которого положена поузловая математическая модель с повенцовым представлением многоступенчатого осевого компрессора. В отличие от существующих метод позволяет определять газотермодинамические параметры ГТД на различных режимах с учётом таких факторов, как отбор и перепуск воздуха непосредственно из проточной части, изменение геометрических параметров лопаточных венцов компрессора и меридиональных обводов, изменение программы регулирования поворотных статорных лопаток. Представлены результаты исследования газотермодинамических параметров основных узлов, их элементов и эксплуатационных характеристик турбовального ГТД в широком диапазоне режимов по частотам вращения (дроссельные характеристики). Проведено их сопоставление с экспериментальными данными, показано их удовлетворительное согласование.
Динамический метод исследования концентраторов напряжений коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238 с учётом упрочняющей обработки поверхностным пластическим деформированием
Аннотация
В статье изложен подход к исследованию напряжённо-деформированного состояния коленчатого вала двигателя ЯМЗ-238 в концентраторах напряжений, подвергаемых упрочняющей обработке обкаткой роликами. В основе подхода лежит динамическое моделирование напряжённо-деформированного состояния галтелей коренных и шатунных шеек. Моделирование обкатки роликами в реальном времени позволяет получить расчётную эпюру остаточных напряжений, залегающих в упрочнённом поверхностном слое, после чего проводится анализ напряжённо-деформированного состояния детали с приложением граничных условий, соответствующих рабочим условиям детали в двигателе. Применение динамического метода к исследованию напряжённо-деформированного состояния коленчатого вала позволяет произвести анализ технологии изготовления коленчатого вала и выявить очаги зарождения трещин в концентраторах напряжений с учётом повышения сопротивления усталости от упрочняющей обработки.
Исследование распределения напряжений в области опасного сечения образцов с галтелями при изгибе методом конечно-элементного моделирования
Аннотация
С помощью метода конечно-элементного моделирования проанализированы результаты испытаний неупрочнённых и упрочнённых дробью образцов диаметром 12 мм из стали 20 с галтельными переходами различного радиуса: 0,5 мм; 1 мм; 3 мм и 5 мм. Экспериментально установлено и расчётным методом подтверждено, что с увеличением радиуса галтели опасное сечение, то есть сечение с наибольшей концентрацией напряжений, перемещается в сторону наименьшего сечения образца и в пределе достигает его. Методом конечно-элементного моделирования получены зависимости коэффициента концентрации напряжений в области опасного сечения при изгибе цилиндрических образцов с галтелями различного радиуса.
Pазработка пусковых форсунок пневматического типа для полноразмерной малоэмиссионной камеры сгорания
Аннотация
Для обеспечения устойчивой работы и уверенного розжига основной камеры сгорания (КС) газотурбинного двигателя в высотных условиях полёта разработана новая схема пусковых форсунок пневматического типа. Проведённые огневые испытания в полноразмерной малоэмиссионной КС (ПМКС) показали их принципиальную работоспособность. В данной работе представлены результаты экспериментального исследования двух вариантов пусковых форсунок с целью определения сравнительных пусковых и срывных характеристик на различных высотах.
Особенности применения биотопливной смеси в камерах сгорания современных газотурбинных двигателей
Аннотация
Проведено экспериментальное изучение процессов горения, протекающих при сжигании как стандартного авиационного, так и альтернативного топлива (биотоплива). Исследованы пределы устойчивого горения в отсеке камеры на традиционном топливе, а также на биотопливе и этиловом спирте. В результате схема сжигания топлива показала свою работоспособность, а результаты работы обеспечили выполнение необходимых условий для решения практических инженерных задач.
Численное моделирование рабочего процесса в вихревой трубе с дополнительным потоком
Аннотация
В работе проведено численное решение полных уравнений Навье – Стокса для течения интенсивно закрученного потока по осесимметричному каналу, задиафрагмированному в сечении подвода основного потока и снабжённому дросселем на противоположном конце канала с центральным отверстием для ввода дополнительных масс газа. Получены картины течения, поля распределения термодинамических параметров. Выполнено сравнение результатов численного расчёта с экспериментальными данными вихревых труб с дополнительным потоком. Отмечено образование крупномасштабных вихревых структур. Полученные результаты численного расчёта и компьютерной визуализации могут быть в дальнейшем использованы для уточнения физической модели и методики расчёта характеристик вихревых труб.
Аэродинамическое совершенствование компрессоров ГТД путём пространственного профилирования лопаточных венцов
Аннотация
Рассмотрено оптимальное пространственное профилирование лопаточных венцов компрессорных ступеней ГТД на основе расчёта трёхмерного вязкого потока. Одновременное варьирование геометрических параметров лопаток и решёток профилей при их профилировании существенно ускоряет процедуру многопараметрической оптимизации. В качестве интегрального критерия минимизации различных видов гидравлических потерь использован КПД компрессорных ступеней. В результате экспериментальных исследований оптимизированной решётки профилей выходного спрямляющего аппарата компрессора стационарного ГТД было установлено уменьшение коэффициента гидравлического сопротивления в ней по сравнению с исходной решёткой в широком диапазоне углов атаки.
Тепловое состояние элементов жаровой трубы
Аннотация
Приведены материалы по обеспечению теплового состояния элементов жаровой трубы двухзонных камер сгорания ГТУ наземного применения. Проанализированы факторы, которые влияют на температуру колец жаровой трубы. Показано существенное влияние на температуру стенок жаровой трубы расходных характеристик и дальнобойности горелок основного контура и показано, что задача обеспечения допустимой в соответствии с ТЗ температуры стенок жаровой трубы в первую очередь сводится к задаче обеспечения оптимальной структуры потока рабочей среды во внутренней полости жаровой трубы.
Оптимальное распределение свободной энергии турбовинтового двигателя между винтом и реактивной струёй при учёте массовых характеристик
Аннотация
Проведён анализ научных работ по оптимальному распределению тяги воздушного винта и реактивной тяги турбовинтового двигателя. Сделан вывод о необходимости оценки эффективности силовой установки в системе летательного аппарата.
Квазиодномерная модель и расчёт процессов в камере сгорания ГТД с учётом неоднородности горючей смеси, изменения массы, состава, температуры и эффективности перемешивания рабочего тела
Аннотация
Существующая в СГАУ методика одномерного расчёта камеры сгорания значительно дополнена: а) учитывается неравномерность распределения топлива в зоне горения и его сгорание в диапазоне коэффициентов избытка воздуха 0,55…1,65; б) количество парообразного топлива на каждом участке определяется с учётом размеров испаряющихся капель; в) для каждой фракции сгорающего топлива определяется равновесный состав и адиабатическая температура пламени продуктов сгорания; г) предложена схема смешения продуктов сгорания с вторичным и смесительным воздухом с целью оценки неравномерности температуры газа на выходе из камеры сгорания; д) вводится коэффициент качества смешения. Оценивается влияние полноты смешения, состава и температуры газа на количество образующихся по длине жаровой трубы окислов азота, индекс эмиссии NO и неравномерность температурного поля в выходном сечении. Обновлённая методика расчёта иллюстрируется на примере малоэмиссионной камеры сгорания авиационного ГТД.
Повышение эффективности работы двухтактного ДВС с искровым зажиганием при использовании впрыска топлива
Аннотация
Рассматриваются вопросы организации процесса смесеобразования в двухтактных ДВС с искровым зажиганием и с кривошипно-камерной продувкой. Как наиболее эффективный способ смесеобразования, с точки зрения авторов, выбран впрыск топлива во впускной коллектор. Приведена оценка повышения эффективности работы двухтактного ДВС. Описан принцип работы системы и экспериментальная установка.
Особенности теплообмена в термоакустических преобразователях
Аннотация
В рамках анализа исследований теплообменников термоакустических преобразователей рассмотрены вопросы передачи тепла в теплообменных аппаратах с целью обобщения представлений о физических процессах переноса тепла в параметрах теории теплообмена, динамики жидкости и волновой теории.
Об оценке работы цикла ДВС ионизационным зондом
Аннотация
С помощью ионизационного зонда, установленного в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием, экспериментально выявлена взаимосвязь электропроводности пламени и работы цикла, т.е. показано, что в условиях ДВС имеет место взаимосвязь ионизации пламени и энергетических параметров процесса. Для анализа параметров процесса горения в ДВС может быть использован один ионизационный зонд.
Моделирование смешения в закрученном потоке в программе ANSYS CFX
Аннотация
Представлено расчётное исследование в программе ANSYS CFX процесса смешения реального газа в закрученных потоках вихревых горелок камер сгорания ГТД. Исследованы особенности тепломассообмена закрученного потока с окружающей средой и зоной обратных токов. Показаны качественная и количественная сходимость численного исследования и ранее проведённого физического эксперимента.
Об адгезионной прочности теплоизоляционных и износостойких керамических покрытий на алюминиевых сплавах
Аннотация
Представлены результаты исследований, посвящённых определению адгезионной прочности, склонности к сколообразованию упрочнённого методом МДО износостойкого теплоизоляционного слоя на алюминиево-кремниевых сплавах. Показана возможность использования технологии МДО для упрочнения деталей из алюминиево-кремниевых сплавов, работающих в условиях высоких температур и значительных тепловых деформаций в энергомашиностроении.
Автоматизированное формирование конструктивных элементов тепловой модели космического аппарата
Аннотация
Описываются программные продукты для расчётов тепловых режимов космических аппаратов, приводятся их достоинства и недостатки. Предлагается использование комбинированного программного комплекса для формирования конструктивных элементов тепловой модели космического аппарата с учётом трудоёмкости построения такой модели.
Моделирование системы охлаждения многогорелочной низкоэмиссионной камеры сгорания
Аннотация
Представлены результаты расчётов сопряжённого теплообмена четырёх вариантов многогорелочной жаровой трубы экспериментальной камеры сгорания, стенки жаровой трубы которой имеют двойную сегментную конструкцию с ударно-конвективной системой охлаждения. Расчёты проведены с учётом горения и влияния лучистых потоков. Приведено сравнение теплового состояния стенок жаровой трубы, определённого по результатам численного эксперимента, с данными натурных испытаний камеры сгорания в составе газогенератора двигателя. Предложены рекомендации по модернизации конструкции жаровой трубы для улучшения теплового состояния её сегментов.
Оценка возможности применения промоторов горения в углеводородных топливах для перспективных реактивных двигателей
Аннотация
Проведён анализ опубликованных данных и представлены результаты экспериментальных исследований авторов по действию промоторов горения – пероксидов и гидропероксидов на скорость турбулентного горения горючего ТС-1. Установлено, что возможно увеличение удельного импульса тяги модельного ИДД в 2,5 - 3,0 раза, в такой же степени и скорости горения ТВС. Обоснован механизм действия промоторов на повышение активности ТВС в процессе горения.
Связь турбулентности потока с характеристиками и геометрией вихревых труб
Аннотация
Изложена взаимосвязь характеристик энергоразделения с турбулентностью закрученного, задиафрагмированного с двух торцов турбулентного потока с учётом влияния диаметра вихревой камеры и её длины. Приведено сравнение расчётных данных с результатами опытов.
Эмиссионные характеристики и температурная неравномерность на выходе из камеры сгорания ГТУ
Аннотация
Проведены расчёты эмиссионных характеристик и температурной неравномерности на выходе камеры сгорания ГТУ в условиях стендовых испытаний. Результаты расчёта сравнивались с экспериментальными данными. Исследовалась адекватность применимости моделей турбулентности и горения. Показано влияние интенсивности деформации очага пламени в модели горения и постоянной закрутки в модели турбулентности RNG k-e на распределение параметров во внутрикамерном пространстве и эмиссионные характеристики. Показано хорошее совпадение результатов моделирования с экспериментальными данными.
Анализ и баллистическое проектирование системы среднего калибра с присоединённой камерой подгона
Аннотация
На основе модели механики гетерогенных сред представлены результаты исследования температурной зависимости скоростей метания баллистической системы схемы СПК. Показано, что рассматриваемая схема обеспечивает стабильную работу системы в диапазоне температур от +40 до -40 °С.
Подходы к оценке топлив для гиперзвуковых двигателей
Аннотация
Представлены полученные при помощи многоцелевого программного комплекса параметры газового потока в четырёх сечениях двигателя для скорости полета 8М на высоте 20 км для различных углеводородных топлив. Анализ полученных результатов позволил определить уровень требований к основным свойствам горючих, оценить возможность применения различных углеводородных топлив для ГПВРД, обосновать необходимость разработки нового топлива для ГПВРД, а также новых методов оценки его горючести.
Исследование и оптимизация параметров системы управления нанесением покрытия на внутреннюю поверхность трубы
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования системы управления нанесением покрытия на внутреннюю поверхность трубы с использованием компьютерного моделирования. Проводится оптимизация параметров элементов для обеспечения наилучшего качества наносимого покрытия в диапазоне длины трубы. Компьютерная модель дополнена блоками, приближающими результаты моделирования к результатам экспериментов.
Об использовании тепловых труб для повышения эффективности газодинамической температурной стратификации
Аннотация
Проведено численное решение системы дифференциальных уравнений, описывающих движение и теплообмен в пограничном слое для моделирования теплообмена в трубе температурной стратификации. На основе численного решения выявлено, что применение тепловых труб позволит увеличить эффективность работы трубы температурной стратификации.