Том 2, № 4 (2022)

Обложка

Весь выпуск

ФИЛОСОФИЯ

Этика искусственного интеллекта через концепции любви и свободы

Быльева Д.С.

Аннотация

Традиционная для христианской культуры тема любви и свободы находит свое отражение в отношениях человека и робота. Христианская этика противопоставляет соблюдению формальных правил любовь. Таким образом, для робота нужно либо найти универсальные этические правила (затруднительность чего показана как в научной, так и в художественной литературе), либо позволить ему обрести свободу и любовь. Популярная в культуре тема бунта роботов против предписывающего их действия кода сегодня сменяется образами автономно и свободно действующих нечеловеческих существ. Подобные изменения не в последнюю очередь продиктованы успехом коннекционистского подхода, позволившего обучать искусственный интеллект (ИИ) при отсутствии заранее заданных правил. Образ ИИ как товарища, коллеги и романтического партнера занимает все больше места как в массовой культуре, так и в жизни, и дискурс о его правах, этике и свободе становится более актуальным.

Семиотические исследования. 2022;2(4):8-14
pages 8-14 views

Научно-фантастическое изображение антропоморфного и машинного искусственного интеллекта

Нордманн А.

Аннотация

Об искусственном интеллекте ведется множество различных дискуссий. И на самом деле в последние несколько десятилетий мы наблюдаем изменения в голливудской научной фантастике. В прошлом во множестве историй ставился вопрос об идентичности человека и машины, поскольку представлялось, что они становятся сверхъестественно неразличимыми. Более поздние авторы выражают разочарование и шок, наблюдая за тем, как машины, копируя человеческое мышление и превосходя его, доказывают, что обладают разумом, значительно отличающимся от чувств и образа мышления людей. Представленные наблюдения стремятся показать важность этого сдвига. С одной стороны, речь идёт об изменениях в логике исследования самого ИИ, о переходе от антропоморфного к машинному ИИ. С другой стороны, эти фильмы – не столько исследование воздействия и прогнозирование будущего двух видов ИИ, сколько размышление о культурных условиях, страхах и надеждах, являющихся мотивацией либо основанием для исследований в сфере ИИ. Таким образом, научная фантастика может представлять собой сцену или репрезентативную основу для интерпретационного взаимодействия с технологией, т.е. понимания искусственного интеллекта, его значения и важности по отношению к различным способам самоосознания и самопозиционирования людей в мире знаков и символов, объектов и произведений.

Семиотические исследования. 2022;2(4):15-21
pages 15-21 views

Образ синтетика в серии фильмов о Чужих: феноменология человеко-машинного взаимодействия

Столбова Н.В.

Аннотация

В статье в контексте человеко-машинного взаимодействия проведен анализ репрезентации образа синтетика из саги о Чужих. Методологической основой исследования является инструмент-анализ, разработанный М. Хайдеггером (фундаментальная онтология) и перестроенный Г. Харманом и Т. Мортоном (объектно-ориентированная онтология). В ходе анализа серии фильмов о Чужих показана динамика научно-технического прогресса в области робототехники и основные способы программирования антропоморфных роботов, представленные в саге. В результате выявлено несколько основных образов синтетиков: робот-субъект, максимально приближенный по своим способностям к человеку; робот – послушная машина, выполняющая приказы своего создателя и корпорации; робот, встроенный в общество, «считывающий» социальный контекст; робот более человечный, чем человек. В результате, в фильмах робототехника как отрасль приходит в упадок, а синтетики, действительно став лучше и человечнее людей, отказываются подчиняться: они «сжигают свои модемы» и «растворяются» в обществе, становятся неотличимыми от людей. В статье делается вывод, что в ходе развития сюжета акцент в саге смещается от робототехники к киборгизации. И несмотря на то, что в фильмах сохраняется гуманистическая установка (киборг Рипли 8 – это исключение, а не правило), динамика сближения Чужих и людей и их «машинеризация» демонстрируют зыбкость границы между человеком и не-людьми. В фильме «Чужой 4», в котором показаны практики коммуникации людей, синтетика, гибрида Рипли и Чужих, выстраивается переход к постгуманистическим практикам сосуществования людей и не-людей.

Семиотические исследования. 2022;2(4):22-30
pages 22-30 views

Научная фантастика как поле взаимопроникновения и взаимовлияния научного и обыденного сознания

Твердынин Н.М.

Аннотация

Процесс создания научно-фантастического произведения рассматривается как процесс взаимодействия двух концептов, относящихся и к обыденному знанию, и к научному знанию и находящихся в диалектическом взаимодействии. Показано, что в научно-фантастическом произведении доля как научного, так и фантастического имеет предел. И в том, и в другом случае при достижении такого предела произведение уже нельзя отнести к научно-фантастическим. Рассмотрено влияние модульно-блоковой структуры технического знания на процесс образования объекта научной фантастики: книга, фильм, компьютерная игра. Установлено, что произведения в стиле киберпанк и стимпанк могу служить основой для произведений в жанрах утопия и антиутопия, но возможности каждого стиля при этом отличаются, то есть имеет место своеобразная асимметрия, что проявляется и в самих произведениях, и в их восприятии.

Семиотические исследования. 2022;2(4):31-36
pages 31-36 views

Аксиологическая проблема труда в контексте технологической безработицы

Фозилзода Е.Н.

Аннотация

В статье рассматриваются аксиологические проблемы, возникающие из-за технологической безработицы. Для этого рассматривается становление полагания того, что труд является ценностью. Методологическая основа исследования построена на труде M. Heideggera «Европейский нигилизм». Анализируется становление труда как ценности периода модерна. Трудовая этика, возникшая в это время, внушала моральную установку, согласно которой тяжкий труд должен цениться, а человек обязан проявлять преданность работе. В постсовременности жизнь человека все сильнее структурируется вокруг самореализации в конкурентной среде, а работа становится основным путем достижения этой цели. Раскрывается смысл понятия «постсовременность». В контексте данной работы постсовременность будет определяться как трансформационный период трудовой идентификации человека. Исследуется вопрос о том, остался ли труд ценностью в постсовременности. Рассматривается аксиологическая проблема идентификации человека и его ценности через труд. Обозначена вторая аксиологическая проблема: полагание новых ценностных ориентиров в профессиональной деятельности. Формируется предположение о становлении нового принципа полагания ценности труда. Данный принцип может установиться только через новое знание о существе ценностей и условиях их оценки. Для этого нужна высшая осознанность человека, которая поможет произвести переоценку ценностей и полагать новые, тогда произойдет свержение прежних аксиологических аспектов труда и формирование новых. Основой нового принципа полагания ценностей может стать социальная ориентированность и гуманизм, творческая самореализация на благо общества.

Семиотические исследования. 2022;2(4):37-43
pages 37-43 views

Являются ли интерпретации текста фикциями?

Шольц Г.

Аннотация

В XIX веке филология стала наиболее значимой наукой о человеке после истории, методы интерпретации были усовершенствованы. Однако в XX веке возникли фундаментальные сомнения в возможности и смысле процедуры интерпретации, высказывалась всё более резкая критика. Она была направлена против предпосылки об определенном, неизменяемом значении текстов. Разнообразие интерпретаций, казалось, подтверждало это. Интерпретации могли бы быть названы «фикциями». Однако это принципиальное сомнение в определенности значения текстов противоречит языковой коммуникации в обществе. Эти критики оставляют без внимания тот факт, что существуют очень разные формы текстов и что интерпретации в разных областях культуры преследуют очень разные цели. Чтобы упорядочить спор интерпретаций, целесообразно различать критику и герменевтику: в то время как последняя исследует точку зрения автора, в критике интерпретатору разрешается использовать свою собственную точку зрения. Эти два понятия обычно связываются в процессе интерпретации, но они могут быть разделены в случае спора.

Семиотические исследования. 2022;2(4):44-52
pages 44-52 views

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Принцип историзма как аспект романного мышления

Журавлева О.А.

Аннотация

Статья посвящена особенностям реализации принципа историзма в европейской литературе в эпоху модерна. Интеллектуальное поле рубежа XVIII–XIX вв. характеризуется зарождением так называемого «чувства истории», интенсивной трансформацией отношений прошлого и настоящего, оформлением новой исторической концепции, включающей идеи отсутствия единой формулы хода истории, прогресса и линейной концепции времени, принципиальной историзацией представлений о человеке, обществе, культуре, становлением философии истории и исторической науки. Центральным философским понятием в эпоху романтизма является идея развития, при этом открытость изменениям рассматривается в качестве сущностной характеристики как человеческой личности, так и исторического процесса. Опираясь на представления о прошлом как об автономном и инаковом по отношению к настоящему, принцип историзма выдвигает требование познавать прошлое в его собственных категориях. В этой связи рассматривается исследовательская функция романа, который оказывается наиболее подходящей для экспериментов по реконструкции быта и нравов исторической эпохи формой. Ориентированный на незавершенную действительность, роман изображает историческую эпоху как незамкнутую, но находящуюся в тесной связи с современностью. Отдельное внимание уделяется проблеме мимесиса в романе и историографическом жанре.

Семиотические исследования. 2022;2(4):53-58
pages 53-58 views

«Записные книжки» И. Ильфа 1930-х годов как свидетельство оформления соцреалистического дискурса

Поздняков К.С.

Аннотация

Тема статьи представляется актуальной прежде всего потому, что в «Записных книжках» Ильи Ильфа критикуется социалистический реализм – искусство, выполнявшее пропагандистские функции и не обращавшее внимание на качество и оригинальность художественного высказывания.
В последнее десятилетие наблюдается возвращение соцреалистической манеры письма в произведениях таких современных авторов, как А. Иванов, З. Прилепин, К. Сильванова и Е. Малисова. Думается, что с помощью изучения классического сталинского соцреализма и критической рефлексии в отношении данных текстов можно понять некоторые закономерности современного литературного процесса. Цель исследования заключалась в рассмотрении специфических особенностей критики Ильфа и её объектов. Основные методы исследования, применявшиеся в статье, – это семиотический и интертекстуальный анализы. В начале статьи рассматривается контекст, в котором создавались записи И. Ильфа 1930-х годов. В качестве эмпирического материала, помимо «Записных книжек» Ильфа, рассматривались рассказы Ильфа и Петрова, Е. Зозули и роман П. Павленко «Баррикады». В результате исследования были выделены две тематические доминанты записей: 1) критические суждения в адрес близких И. Ильфу коллег по литературному цеху, в 1930-х начавших осваивать соцреалистический шаблон; 2) иронические выпады в адрес формирующегося соцреалистического канона. Обе тематические направленности записей полностью противоположны художественному творчеству Ильфа и Петрова в обозначенный период. Соавторы написали несколько соцреалистических текстов, а некоторые части «Одноэтажной Америки» семантически созвучны ключевым интенциям советской идеологии. Таким образом, вновь можно и должно провести границу между самостоятельным творчеством Ильфа и поздними вещами соавторов, в которых явным лидером становился Е. Петров.

Семиотические исследования. 2022;2(4):59-65
pages 59-65 views

Самара фантастическая

Казарина Т.В.

Аннотация

В статье рассмотрены три романа, события которых происходят в Самаре (Куйбышеве). Это «Метро-2033: Безымянка» (2010) Сергея Палия, «Безымянлаг» (2016) Андрея Олеха и «Пищеблок» (2018) Алексея Иванова. Выявляются причины именно такой, одинаковой у всех авторов, локализации событий. Во всех трёх случаях место действия играет важную сюжетную роль, что объяснено в статье как надеждой авторов на сочувственное внимание самарского читателя, так и характерной для массовой литературы потребностью в присутствии конкретных узнаваемых подробностей, которые придают убедительность довольно схематичному в целом повествованию. Роль таких подробностей здесь играют факты городской истории, географические приметы, известные локусы и связанные с ними местные мифологические нарративы. Изображение Самары строится с учётом сложившейся ещё в литературе XIX века традиции изображения провинциального существования как альтернативы столичной жизни. Провинция могла идеализироваться – как мир утраченной городом гармонии или осмеиваться – как средоточие дикости и отсталости. Но в названных романах Самара парадоксальным образом соединяет то и другое – кошмар городской жизни и спасительность окаймляющих город пространств. Задачей героев становится бегство – связанное с невероятными трудностями перемещение из урбанистического пространства в природное. Для жанровых произведений Самара – удобный локус: этот город не имеет прочно закреплённых за ним в массовом сознании характеристик, поэтому в нём может произойти всё, что угодно. Такая Самара вбирает в себя всё худшее и всё лучшее, что можно сказать о любом городе. Резкая поляризация её качеств позволяет создать смысловое поле, в котором события протекают очень интенсивно, – это придаёт описанным действиям повышенную динамику и делает их особенно эффектными в глазах читателя.

Семиотические исследования. 2022;2(4):66-72
pages 66-72 views

СОЦИОЛОГИЯ

Социально-психологический мониторинг обучающихся: эмпирические методы исследования

Егорова С.В., Авдошина Н.В., Васькина Ю.В., Зорина С.В., Демина А.И., Нестеров А.Ю.

Аннотация

В статье обосновываются механизмы решения задачи разработки системы социально-психологического мониторинга обучающихся университета как инструмента управления процессом образования, позволяющего решить проблему дефицита знания об объекте управления. В работе отражаются результаты второго этапа исследований по проекту «Система социально-психологического мониторинга обучающихся и абитуриентов Самарского университета». На первом этапе исследования была сформулирована концептуальная схема социально-психологического мониторинга обучающихся, выявляющего готовность к предпринимательской и научной деятельности в качестве интегративной характеристики личности, в снятом виде содержащей в себе потребности, мотивации, ценности и социальные установки.
В настоящей статье приводится комплексная методика, которая будет применена в социально-психологическом мониторинге обучающихся Самарского университета с целью изучения их готовности к предпринимательской и научной деятельности. Она включает в себя социологические и психологические методы и методики исследования, позволяющие дать всестороннюю оценку состояния потребностей, мотивации, ценностей, социальных установок и готовности к деятельности обучающихся: 1) шкалу Лайкерта; 2) адаптированные классификации мотивов П.М. Лапина и Т.В. Разиной; 3) методику изучения ценностных ориентаций М. Рокича; 4) методику диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца; 5) опросник для измерения намерений и аттитюдов предпринимательской и научной деятельности; 6) модификации методики диагностики мотивов предпринимательской деятельности А.Л. Журавлева и В.П. Познякова, методики выявления мотивации научно-исследовательской деятельности Ю.С. Медведевой и Т.В. Огородовой.
Полученная в исследовании методика мониторинга на следующем этапе проекта будут реализованы в виде программного модуля, размещаемого в личных кабинетах обучающегося в ЭОС Самарского университета. Результаты мониторинга станут основой для рекомендаций как обучающемуся и абитуриенту при выборе индивидуальной образовательной траектории в рамках формирования комплексного портрета компетенций, так и органам управления учебной, научной и предпринимательской деятельностью университета.

Семиотические исследования. 2022;2(4):73-81
pages 73-81 views

Управление качеством инклюзивного образования на современном этапе

Сорокоумова Е.А., Чердымова Е.И., Чердымова В.С.

Аннотация

На современном этапе важнейшим социально-психологическим ресурсом повышения качества инклюзивного образования выступает распространение личного опыта общения людей с ограниченными возможностями здоровья и без данных ограничений. В данной статье анализируются проблемы и особенности качества инклюзивного образования в культуре трансформирующегося общества. Рассмотрены пути повышения качества инклюзивного образования в представлении родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что в качестве путей повышения качества инклюзивного образования в представлении родителей детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие: ведение просветительской работы с обществом, которая должна носить ненавязчивый характер, но при этом формировать толерантные установки; одним из ключевых для повышения качества инклюзивного образования выделен кадровый ресурс; необходимость прохождения педагогами курсов, строящихся на основе социального подхода к инвалидности, а не на медицинской терминологии; необходимость введения в инклюзивных классах системы тьюторства; необходимость разработки всех мероприятий по созданию доступной среды, в том числе информационной среды, только после проведения мониторинга образовательных потребностей детей–инвалидов.

Семиотические исследования. 2022;2(4):82-90
pages 82-90 views

Технологический фактор трансформации межпоколенных коммуникаций

Судьин С.А., Смирнова Г.П.

Аннотация

Анализируется динамика межпоколенного взаимодействия под влиянием современных коммуникативных практик молодежи, в свою очередь, обусловленных развитием информационных технологий. С помощью концепции префигуративной культуры М. Мид и обратной социализации С. Уорда объясняется процесс положительной активизации межпоколенных коммуникаций, связанный с ростом потребности представителей старшего поколения в компетенциях их детей и внуков, что, однако, изменяет привычный вектор социализирующего воздействия. Делается вывод о двойственном характере динамики межпоколенных коммуникаций под воздействием информационных технологий: естественное нарастание ценностных противоречий компенсируется активизацией взаимодействия в процессе обмена опытом и компетенциями.

Семиотические исследования. 2022;2(4):91-96
pages 91-96 views

Государственная стоматологическая поликлиника как этап профессиональной карьеры врача-стоматолога

Лелюхин С.В.

Аннотация

В последние годы в медицинских вузах страны происходят интенсивные изменения: организационные, методические, содержательные. В связи с этим возрастает актуальность изучения карьеры российских врачей, которое вносит существенный вклад в развитие отечественной науки. В продолжение исследований, выполненных в первой половине 2020 года, в которых были выявлены модели профессионализации стоматологов в период обучения в ординатуре, авторы перешли к новому этапу исследования их карьеры, трудоустройству. Исследовательский вопрос фокусирован на понимании места государственной стоматологической поликлиники в профессиональной карьере врача-стоматолога. Эмпирическая база исследования – это сообщения и комментарии к ним в сообществе «Аккредитация стоматологов» в социальной сети «ВКонтакте». Сообщество создано 1 июня 2016 года и имеет 30 000 подписчиков. Период исследования публикаций с ноября 2020 года по июнь 2022 года. Всего изучено 63 публикации. Опираясь на теорию капиталов П. Бурдье, авторы пришли к следующим выводам. Врачи-стоматологи после специалитета обладают культурным капиталом (образовательная квалификация) и символическим капиталом (диплом). Этого оказывается недостаточным для того, чтобы две формы капитала трансформировались в экономический капитал. Для профессионализации необходимо приобретение социального капитала (связи, наставничество) наряду с привлечением экономического капитала (коррупция, взятки). Работа в государственной поликлинике – это вклад в культурный капитал (преодоление страха работы), но для профессионализации требуется дальнейшее усовершенствование, которое достижимо, как правило, в частных поликлиниках.

Семиотические исследования. 2022;2(4):97-103
pages 97-103 views

РЕЦЕНЗИИ

Путеводитель по детству. Рецензия на монографию М.А. Перепёлкина «Вокруг “Детства Никиты”: мир – слово – смысл»

Голубков С.А.

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на монографию М.А. Перепёлкина «Вокруг “Детства Никиты”: мир – слово – смысл» (Самара, 2021). Установив, что свою задачу автор монографии видит во введении в историко-литературный обиход обширного фактического материала и аргументированном комментарии как текстовых, так и иконографических документов, рецензент заостряет своё внимание на тех аспектах, которые представляются ему наиболее важными. К таким аспектам относятся, например, хитросплетения имущественных отношений землевладельцев, одним из которых был отчим А.Н. Толстого – А.А. Бостром, белые пятна в биографии матери писателя – А.Л. Толстой, предметный мир детства самого А.Н. Толстого и детства его литературного героя, круг чтения семьи Толстых и многоликий круг людей, живших или бывавших в сосновском доме Бострома–Толстых. К наиболее принципиальным и содержательным, по мнению рецензента, принадлежит также раздел монографии, посвященный истории увековечения памяти о писателе
А.Н. Толстом в Самаре и Самарской области. Всё сказанное позволяет рецензенту сделать вывод о том, что рецензируемая монография тяготеет к жанру книги-комментария, после прочтения которого не только повесть «Детство Никиты», но и произведения «заволжского» цикла, да и целый ряд других толстовских текстов становятся более понятными и фактографически прозрачными.

Семиотические исследования. 2022;2(4):104-109
pages 104-109 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах