Students’ social psychological monitoring: research empiric methods

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article grounds the mechanisms of solving the problem to develop the university students’ social psychological monitoring system as an education management tool that enables to fulfill the gap of knowledge about the object under control. The research represents the results of the second phase of the “Samara university students and prospective students’ social and psychological monitoring system” project. The research first phase formulated the students’ social and psychological monitoring conceptual framework, revealing readiness to maintain business and research activities as a personality integrative characteristic comprising needs, motivations, values and social attitudes.
The present article gives the complex methodology that will be applied in the Samara university students’ social and psychological monitoring to study their readiness to maintain business and research activities. The methodology comprises social and psychological methods and research techniques, enabling to evaluate extensively the needs, motivations, values, social attitudes and readiness for education activities: 1) Likert’s scale; 2) P.M. Lapin and T.V. Razina’s adopted motive classifications; 3) M. Rokich’s methodology for value orientation study; 4) S. Schwartz’s methodology for diagnosing value orientations; 5) questionnaire for examining business and research intentions and attitudes; 6) A.L. Zhuravlev and V.P. Pozdnyakov’s modified methodology for diagnosing business motives, Yu.S. Medvedeva and T.V. Ogorodova’s methodology for revealing research motivations.
The monitoring methodology, resulting from the research, will be realized as a program module in students’ accounts of the Samara university electronic educational system. The monitoring results will base the recommendations for both students and prospective students when choosing the individual academic path within the competency profile formation, and the university educational, research and business administration authorities.

Full Text

Введение

В настоящей статье обосновывается применение методов эмпирического исследования в рамках системы социально-психологического мониторинга обучающихся университета. Прикладная цель мониторинга заключается в выявлении готовности обучающихся к предпринимательской и научной деятельности. Статья отражает результаты второго этапа проекта по разработке системы мониторинга и продолжает исследование (Егорова С.В. и др. 2022), где была сформулирована концептуальная схема социально-психологического мониторинга обучающихся. Концептуальная схема строится на определении понятия готовности к той или иной деятельности в качестве интегративной характеристики личности, включающей в себя потребности, мотивацию, ценности и социальные установки.

Операционализация основных понятий концептуальной схемы для эмпирического исследования

Мотивы предпринимательской и научной деятельности

Разработанные в психологии методики диагностики мотивов профессиональной деятельности позволяют измерить выраженность, взаимосвязь, соподчинённость отдельных компонентов, определяющих интегрированность, согласованность или дифференцированность, противоречивость мотивационной сферы. Изучение побудителей предпринимательской деятельности у обучающихся направлено на определение ее внутреннего смыслового содержания, личностную значимость, сопряженную с социальной ценностью. Предпринимательские мотивы выступают в качестве центрального компонента ожидаемой коммерческой инициативности обучающихся, и их диагностика создает условия для отслеживания процесса и результата становления субъекта деятельности, осуществляемые через развитие ее структурообразующих элементов, прежде всего, побудителей активности.

В рамках реализации проекта исследования российского предпринимательства в институте психологии РАН была разработана методика изучения мотивов предпринимательской деятельности, состоящая из трех вопросов. Первый вопрос позволяет определить, какие причины побуждают известных респондентам людей заниматься бизнесом. Второй предназначен для выявления собственных мотивов опрашиваемых, определяющих их предпринимательскую активность. Третий ориентирован на установление причин, побудивших наёмных работников трудиться в компании участников опроса. Анализ соотношения трех профилей позволяет оценить как осознаваемые, заявляемые, так и прямо не предъявляемые респондентами мотивы. При ответе на вопросы опрашиваемые определяют значимость предъявляемых сторон предпринимательской активности, перечень которых был составлен на основании предварительных исследований. Участникам необходимо проранжировать предлагаемый список, состоящий из пяти элементов (например, возможность реализовать свои способности, авторитет у окружающих), начиная от самого важного и заканчивая наименее значимым. При обработке данных определяется средний ранг каждой позиции в трех списках, что позволяет соотнести представления о собственных побудителях активности и мотивах других людей. Использование данной методики для решения задач изучения ориентированности обучающихся на предпринимательскую деятельность позволяет определить степень согласованности двух мотивационных профилей: собственного и приписываемого действующим бизнесменам. В исследовании выявлены три наиболее значимых для предпринимателей мотива, что обеспечивает возможность их сопоставления с мотивационной структурой обучающихся (Журавлев, Позняков 2012).

Психологическая оценка мотивов предпринимательской деятельности осуществляется при помощи стандартизированных психодиагностических инструментов, прошедших психометрическую проверку. Ситуационный опросник «Диагностика психологической готовности к предпринимательской деятельности» (Е. Климова) содержит шкалы, непосредственно связанные с задачами социально-психологического мониторинга: предпринимательские мотивы, предпринимательские цели, предпринимательская интенция (Климова 2014). Опросник относится к критериально-ориентированному типу методик, позволяющих выявить уровень индивидуальных достижений с использованием определённого параметра (эталона). Отбор заданий, соответствующих содержанию деятельности, осуществлялся автором по результатам интервью с бизнесменами.

В процессе обследования участники знакомятся с описаниями проблемных ситуаций и вариантами поведения, различающимися по мере соответствия их предметному содержанию предпринимательской деятельности. Баллы, присвоенные выбранным вариантам, суммируются, позволяя выявить уровень выраженности диагностируемых параметров в сопоставлении с максимально возможным результатом. В исследовании было показано, что наибольшим весом в предсказании предпринимательской направленности обучающихся обладают критерии по блоку «мотивы». Доминирование предпринимательских мотивов у предрасположенной к деловой активности молодежи, зафиксированное уже на этапе вузовской профессионализации, подтверждает корректность использования методики для решения психодиагностических задач в рамках мониторинга обучающихся.

Задача изучения мотивов научной деятельности определяет необходимость отбора психодиагностических методик, позволяющих оценить специфические особенности исследовательской активности, обусловленные как ее содержанием и целями, так и индивидуально-психологическими характеристиками профессионалов в данной сфере.

В рамках социально-психологического мониторинга для определения побудителей научной деятельности планируется использовать методику «Мотивация научно-исследовательской деятельности» (МНИД) (Ю.С. Медведева, Т.В. Огородова). Процедура диагностики заключается в выборе наиболее значимых для респондентов утверждений при их попарном предъявлении. МНИД предназначена для выявления преобладающих мотивов научной деятельности, в том числе: карьера, творчество, профессиональный интерес и другие. При обработке результатов подсчитываются баллы по каждой шкале. Методика прошла необходимую психометрическую проверку. Изучение обучающихся на вузовском этапе профессионализации показало специфику побудительной системы студентов технического, гуманитарного и естественнонаучного направлений подготовки. Обследование с помощью МНИД в соответствии с задачами социально-психологического мониторинга осуществляется с целью изучения ведущих мотивов научно-исследовательской деятельности обучающихся и степени согласованности побудительной структуры субъектов обучения с представлениями о системе активаторов, определяющих направленность на научную деятельность.

Методики, используемые в рамках социально-психологического мониторинга, предназначены для определения ведущих мотивов исследуемых видов деятельности. Полученные данные могут быть использованы в психологическом сопровождении проектирования карьерной траектории обучающихся, профориентационном консультировании, выявлении молодежи, ориентированной на предпринимательскую и научную деятельность.

Потребности и ценности

Поскольку целью мониторинга является выяснение готовности обучающихся к предпринимательской и научной деятельности, главным в изучении потребностей является определение степени важности для респондентов возможностей в процессе обучения в университете заниматься научными исследованиями и получать знания и навыки в сфере предпринимательской деятельности. Исходя из этого, в ходе эмпирического исследования студентам предлагается выбрать из списка потребностей, которые они могут реализовать, обучаясь в университете (порядка 20 потребностей), 5 наиболее значимых для них. Это позволит выяснить долю студентов с потенциально высокой мотивацией к данным видам деятельности.

Аналогичным образом (путем выбора из предложенного списка ценностей) определяются главные для обучающихся ценности научной и предпринимательской деятельности.

При этом следует помнить, что ценности как элемент структуры личности обучающегося характеризуют внутреннюю готовность к совершению деятельности. Это структурированная система представлений, которая детерминирует действия и поступки человека и проявляется практических во всех видах его деятельности. В рамках системы социально-психологического мониторинга осуществляется изучение ценностных ориентаций обучающихся университета, лежащих в основе предпринимательской и научной видов деятельности, посредством адаптации и переработки методик М. Рокича (Рокич 1973) и Ш. Шварца (Карандашев 2004). Ценности делятся на два типа: ценности как абстрактные идеалы и ценности как руководство к действию. В первом случае речь идёт о нормативных идеалах, во втором – об индивидуальных приоритетах обучающихся. Сопоставление полученных данных позволит понять степень выраженности и совпадения указанных видов ценностей. При отборе ценностей для включения в опросник учитываются результаты научных исследований ценностно-смысловой сферы обучающихся вузов в аспекте предпринимательской и научной видов деятельности (Каркашова, Нохрина 2018; Минин, Полицинская, Лизунков 2019; Полковникова 2016; Разина 2011; Фомичева 2015).

В предпринимательской деятельности разработчиками методики были выделены следующие ценности: активная деятельная жизнь, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь, свобода, уверенность в себе, творчество, высокие запросы, независимость, рационализм, самоконтроль, смелость, твердая воля, эффективность в делах. В ходе мониторинга респонденту будет предложено определить пять наиболее значимых с его точки зрения ценностей для предпринимателя и пять значимых ценностей для самого респондента. Сопоставление и совпадение выбранных ценностей отражают ценностно-смысловую основу исследуемой группы в аспекте предпринимательской деятельности.

В целях изучения ценностей научной деятельности обучающихся респонденту предлагается для выбора следующий спектр ценностей: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, интересная работа, материально обеспеченная жизнь, общественное признание, познание, развитие, творчество, уверенность в себе, аккуратность, исполнительность, независимость, нетерпимость к недостаткам, образованность, ответственность, рационализм, самоконтроль, широта взглядов. Респондент определит пять наиболее значимых с его точки зрения ценностей для ученого и пять значимых ценностей для самого респондента. Сопоставление и совпадение выбранных ценностей отражает ценностно-смысловую основу исследуемой группы в аспекте научной деятельности.

Опираясь на типы ценностей, выделенных Ш. Шварцем, и результаты эмпирических исследований, разработчики методики определили наиболее значимые ценности в аспекте предпринимательского и научного видов деятельности и выделили такие типы ценностей, как самостоятельность, стимуляция, достижения.

«Самостоятельность» включает: свободу мыслей и действий, независимость, самодостаточность, надежду на собственные усилия, самостоятельное целеполагание, креативность, изобретательность, уникальность, богатое воображение, пытливость, разнообразие интересов. Данные ценности легли в основу формулировки суждений, предлагаемых респонденту для оценивания по пятибалльной шкале: «абсолютно согласен», «скорее согласен», «отчасти согласен, отчасти нет», «скорее не согласен», «совершенно не согласен». В рамках опросника респонденту предлагаются следующие суждения:

– «мне нравится быть свободным в планировании и выборе своей деятельности, быть независимым»;

– «мне хочется быть лидером, принимать самостоятельные решения»;

– «мне нравится интересоваться разными темами»;

– «я способен к нестандартным вариантам решения вопросов и проблем» и др.

«Стимуляция» как тип ценности учитывает стремление обучающегося к новизне, готовность рисковать, желание полноты жизни. Для оценки данной ценности респонденту предлагаются следующие суждения:

– «мне важно делать много разных дел в жизни, я во всем стремлюсь к новизне»;

– «я готов идти на риск для достижения своих целей» и др.

Тип ценности «достижение» включает целеустремленность, влиятельность, способность эффективно действовать и успешность в достижении целей. Для оценки этой ценности респонденту предлагаются следующие суждения:

– «мне важно преуспеть в жизни»;

– «мне важно показать свои способности и получить общественное одобрение»;

– «мне важно достигнуть высот в своих начинаниях» и др.

Таким образом, сконструированный инструмент исследования ценностей обучающихся позволяет выявлять их готовность к предпринимательской и научной видам деятельности.

Социальные установки и готовность обучающихся к предпринимательской и научной видам деятельности

Одна из задач предлагаемой методики – измерение социальных установок обучающихся к предпринимательской и научной деятельности. Необходимость этого измерения связана с современными тенденциями университетского образования и развития университетов – вузы должны не только готовить студентов к данным видам деятельности, но и сами являться центрами науки и предпринимательства.

Социальная установка понимается авторами методики как «готовность субъекта совершать конкретные действия в определенных ситуациях, способствующих удовлетворению актуализированных потребностей, формируемая на основании эмоционально окрашенного оценочного отношения к социальному объекту» (Гордеева 2016).

В этой связи измерение установки к конкретному виду деятельности предполагает наличие двух компонентов методики: измерения отношения к деятельности и измерения готовности к деятельности.

Понятие социальной установки включает в себя два момента: эмоциональный и проактивный. В рамках методики отношение обучающихся к предпринимательской и к научной деятельности понимается как эмоциональный момент социальной установки, а готовность к деятельности – как проактивный.

Отношение обучающихся к деятельности (предпринимательской или научной) измеряется с помощью шкалы Лайкерта. Для её построения используется 5 пар суждений для выяснения отношения как к предпринимательской, так и к научной деятельности. Эти пары суждений будут сформулированы по следующим основаниям:

отношение к предпринимательской деятельности

  1. Статус предпринимателей в обществе
  2. Оценка размера доходов от бизнеса
  3. Польза предпринимательской деятельности для общества и других людей
  4. Деловые и личностные качества предпринимателей
  5. Степень свободы предпринимателя в ведении бизнеса

отношение к научной деятельности

  1. Статус научного работника в обществе
  2. Оценка размера доходов, которые приносят занятия наукой
  3. Польза научной работы для общества
  4. Интерес к новым знаниям
  5. Возможности карьерного роста в науке.

Для каждого основания формулируются пары суждений, противоположные по смыслу (положительно и отрицательно окрашенные). Респондентам предлагается выразить степень согласия с каждым из суждений по пятибалльной шкале:

  1. Абсолютно согласен
  2. Скорее согласен
  3. Отчасти согласен, отчасти нет
  4. Скорее не согласен
  5. Совершенно не согласен.

Абсолютное согласие с положительно окрашенными суждениями оценивается в 5 баллов, с отрицательными – в один балл. Сумма баллов, набранная в ответах каждого обучающегося, подсчитывается отдельно по суждениям о предпринимательской деятельности, отдельно – по научной деятельности. Минимум, который можно набрать, – 10 баллов, максимум – 50.

Затем обучающиеся распределяются в 5 групп в зависимости от суммы баллов:

10-18 отрицательное отношение к данному виду деятельности;

19-27 скорее отрицательное отношение;

28-35 нейтральное отношение;

36-43 скорее положительное отношение;

44-50 положительное отношение.

Второй компонент, измеряемый для определения установки к предпринимательской или научной деятельности, – это готовность начать эту деятельность.

Готовность к предпринимательской деятельности оценивается на основе трех показателей: информированности, желания ей заняться и возможности реализации этого желания. Информированность понимается как знание о наличии в университете инфраструктуры (например, Стартап-центра) и специальных дисциплин по выбору, а также о такой форме защиты выпускной квалификационной работы, как стартап-проект.

Желание заняться предпринимательской деятельностью оценивается через вопрос о том, есть ли у респондента желание стать предпринимателем. Ответы являются пунктами пятибалльной шкалы. Кроме того, о желании стать бизнесменом свидетельствуют ответы о том, что респондент не только информирован об инфраструктуре университета, нацеленной на поддержку предпринимательской деятельности обучающихся, но и собирается ей воспользоваться.

Возможности для открытия своего бизнеса обучающимися определяются с помощью оценки ими наличия у себя стартового капитала, необходимых знаний и способностей, а также нужных социальных контактов.

На основе комбинации ответов на ряд вопросов о готовности обучающихся к предпринимательской деятельности разрабатывается обобщающий показатель готовности, предполагающий несколько уровней (степеней) готовности – от отсутствия таковой до очень высокой.

Готовность к научной деятельности выявляется на основе трёх индикаторов – информированности о возможностях, использования этих возможностей и наличия планов заниматься наукой после окончания университета.

Информированность понимается как знание обучающихся университета о том, какие возможности предоставляет университет для научной деятельности. Респондентам предлагаются вопросы о том, знают ли они о проводимых научных исследованиях с участием преподавателей и научных сотрудников университета, а также о том, знают ли они о разных формах участия в научной работе.

Индикатор «использование возможностей заниматься наукой» предполагает наличие только одного вопроса – о степени включенности в какие-либо формы научной работы.

Наличие планов заниматься наукой после окончания университета выявляется с помощью двух вопросов: о том, связывают ли обучающиеся свою трудовую биографию с научной работой, и о том, что они предпринимают уже сейчас для того, чтобы повысить свои шансы для занятия в будущем научной деятельностью.

На основе комбинации ответов на вопросы, соответствующие каждому индикатору, разрабатывается обобщающая шкала, предполагающая несколько степеней готовности к научной деятельности: от отсутствия готовности до её высокой степени.

Заключение

Разрабатываемая методика социально-психологического мониторинга обучающихся опирается на деятельностную структуру личности. Последняя отвечает на вопрос о формах социальной самореализации субъекта и является основой выявления портрета компетенций. Она включает в себя потребности, мотивацию, ценности, социальные установки и готовность к деятельности. Прикладная задача мониторинга заключается в выявлении готовности к предпринимательскому и научному видам деятельности.

В исследовании определены социологические и психологические методы и методики оценки элементов деятельностной структуры личности, а именно, потребностей, мотивации, ценностей и социальных установок: 1) шкала Лайкерта; 2) адаптированные классификации мотивов П.М. Лапина и Т.В. Разиной; 3) методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича; 4) методика диагностики ценностных ориентаций Ш. Шварца; 5) опросник для измерения намерений и аттитюдов предпринимательской и научной деятельности; 6) модификации методики диагностики мотивов предпринимательской деятельности А.Л. Журавлева и В.П. Познякова, методики выявления мотивации научно-исследовательской деятельности Ю.С. Медведевой и Т.В. Огородовой.

Для оценки деятельностной структуры личности разработан набор социально-психологических инструментов, предназначенных для получения количественных показателей. Место структурных элементов модели, определённое в результате теоретического анализа (Егорова С.В. и др. 2022), позволяет понять вклад каждого компонента в итоговые индексы. Комплексный результирующий показатель в формате личностного профиля содержит все ключевые параметры, соотнесенные между собой. Это создает возможности для целостной интерпретации полученной совокупности индикаторов с определением ресурсов, дефицитов и компенсаторных резервов различных личностных конфигураций ориентированности обучающихся на изучаемые виды активности. Понимание взаимосвязей эмпирических маркеров структурно-деятельностной модели позволяет обосновать интегративный характер показателей готовности к предпринимательской и научной деятельности.

Благодарности: исследование выполняется в контексте реализации Программы развития Самарского университета на 2021–2030 годы в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments: the study is carried out within the Samara University development program for 2021–2030 years under the academic leadership program “Priority 2030”.

Information about conflict of interests: the authors declare no conflict of interests.

×

About the authors

Svetlana Egorova

Samara National Research University

Email: svetego@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5596-3854

Candidate of Social Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Sociology, Head of the Department of Methodology of Sociological and Marketing Research

Russian Federation, Samara

Natalya V. Avdoshina

Samara National Research University

Email: natalsun@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-9117-7781

Cand. Sci. (Soc.), Associate Professor, Sociology and Cultural Studies Department

Russian Federation, Samara

Yuliya V. Vaskina

Samara National Research University

Email: vaskina18.05@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0586-839X

Candidate Degree in Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Sociology and Culturology Department

Russian Federation, Samara

Svetlana V. Zorina

Samara National Research University

Email: Aramitch@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2445-2864

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Social Psychology

Russian Federation, Samara

Anna I. Demina

Samara National Research University

Email: ademina83@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6054-9255

Teaching and Learning Specialist, Assistant of the Department of Philosophy

Russian Federation, Samara

Alexander Yu. Nesterov

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: aynesterow@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0670-9315
Scopus Author ID: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57216840755

Doctor of Sciences in Philosophy, Associate Professor, Director of the Institute of Social Sciences and Humanities, Head of the Department of Philosophy

Russian Federation, Samara

References

  1. Gordeeva, S.S. (2016), Essence and structure of social attitudes in sociology and social psychology, Perm University Heral d. Series «Philosophy. Psychology. Sociology», no. 3 (27), pp. 135–140.
  2. Avdoshina, N.V., Egorova, S.V., Vas’kina, Yu.V., Zorina, S.V., Demina, А.I., Nesterov, А.Yu.(2022), Conceptual frameworkfor students’ social psychological monitoring, Semioticheskie issledovanija. Semiotic studies, vol. 2, no. 3, pp. 87–102.
  3. Zhuravlev, A.L. and Pozdnyakov, V.P. (2012), Russian business social psychology: concept of psychological relations, A.L. Zhuravlev and E.A. Sergiyenko (ed.), RAS Institute of Psychology, Moscow, Russia.
  4. Zinchenko, Е.Е. (2017), Projective techniques for studying students’ values, The modern society social and psychological challenges. Prospects. Development trends, Proceedings of the III International scientific and research conference, pp. 132–136.
  5. Karandashev,V.N. (2004), Schwarz‘s methods for studying individual values: Conception and methodological guidance, Rech, Saint Petersburg, Russia.
  6. Karkashova, N.S. and Hokhrina, M.V. (2018), Entrepreneur social portrait as students see it, The fourth industrial revolution: realities and modern challenges, The Xth anniversary Saint Petersburg sociologic readings: collection of the International scientific conference materials, pp. 676–680.
  7. Klimova, Е.К. (2014), Entrepreneur professional activities. Success Psychology, “Skifia” Pubslishing and Trading House, Saint Petersburg, Russia.
  8. Ogorodova, T.V. and Medvedeva, Yu.S. (2013), Motivational structures of subjects of scientific activity, Bulletin of the Chelyabinsk State University Site, no. 26 (317), pp. 77–80.
  9. Minin, M.G., Politsinskaya, E.V. and Lizunkov, V.G. (2019), Readiness of of the technical university students to maintain business activities, Vysshee obrazovanie v Rossii, Higher Education in Russia, vol. 28, no.10, pp. 83–95.
  10. Polkovnikova, N.B. (2016), Methodology for studying the student’s personal value orientations, Psikhologiya obucheniya = Psychology of Education, no. 3, pp. 32–40.
  11. Razina, T.V. (2011), Factor structure of the students’ research motivation, Psikhologiya obucheniya = Psychology of Education, no. 10, pp. 88–99.
  12. Rokeach, М. (1973), The nature of human values, New York, Moscow, Russia.
  13. Tolstykh, L.R. (2015), Study of the value and motivational life of the students with different responsibility level, Uchenye zapiski ZabGU, Transbaikal State University Proceedings, no. 5 (64), pp. 124–128.
  14. Fomicheva, T.V. (2015), Methodology for studying sociology values: management aspect, Materialy Afanasyevskikh chtenii = Materials of Athanasian Readings, no. 13, pp. 312–318.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Egorova S., Avdoshina N.V., Vaskina Y.V., Zorina S.V., Demina A.I., Nesterov A.Y.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies