Семиотические исследования
«Нельзя мыслить что-либо, не мысля это в качестве знака»
Ч.С. Пирс
Журнал «Семиотические исследования. Semiotic studies» является периодическим научным изданием, освещающим вопросы общей семиотики и смежных дисциплин. Знак, знаковый процесс и его векторы, семантика, синтактика и прагматика как измерения семиозиса, материальное воплощение знака – это тематическое пространство публикуемых работ.
Журнал ориентирован на междисциплинарный синтез теоретического и практического знания, реализуемый в рамках философии, литературоведения и социологии.
Цель журнала – изучение, осуществление и популяризация семиотического подхода к исследованию реальности.
Задачи журнала – создание международного, междисциплинарного исследовательского пространства в терминах и моделях общей семиотики, актуализация классического наследия и апробация новых идей семиотической мысли, создание и применение семиотических схем анализа и интерпретации в философском, литературоведческом и социологическом знании.
В журнале публикуются результаты оригинальных научных исследований по разделам:
- философия
- литературоведение
- социология
Все статьи в журнале проходят проверку по системе "Антиплагиат" и внешнее независимое двойное слепое рецензирование.
Журнал включен ВАК РФ в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук с 31.05.2023 г. Журнал включен в библиографическую базу данных РИНЦ (НЭБ eLIBRARY.ru). Статьям присваивается идентификатор DOI.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-79678 от 27.11.2020, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель и издатель журнала – Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет)
Бизнес-модель: финансирование журнала осуществляется учредителем, все статьи публикуются на бесплатной основе.
Текущий выпуск
Том 4, № 3 (2024)
- Год: 2024
- Статей: 13
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/issue/view/674
Весь выпуск
ФИЛОСОФИЯ
ChatGPT и устранение человека
Аннотация
Искусственный интеллект всё чаще оказывается незаменимым помощником человека, в то же время растёт и страх перед его мощью. Преимущества ChatGPT отнюдь не так велики, как вредные последствия этой системы, связанные с подрывом авторского права, с подменой творческих достижений в искусстве, с недоверием к творческим, школьным и университетским результатам, с сомнением в авторстве. Предпринимаются попытки контролировать эти последствия с помощью новых правил, однако фактически люди становятся всё менее нужными: реальная угроза заключается в ситуации, когда всё более глупеющее общество располагает всё более интеллектуальными машинами.
Роль человека в концепции «вычислительного Левиафана»
Аннотация
Вычислительная социология – это один из подразделов социальной философии , рассматривающая социальные отношения в контексте их сравнения с компьютером. «Вычислительный Левиафан» – это концепция вычислительной социологии, проводящая аналогию между структурами социальных отношений и совокупностью органов гигантского животного, находящихся в постоянном взаимодействии. Взаимодействие заключается в обмене информацией, производстве и потреблении ресурсов и прочих взаимополезных процессах.
Как и системы организма, компоненты «вычислительного Левиафана» не могут обойтись друг без друга, находясь во взаимной зависимости. Прекращение или нарушение работы одного из компонентов незамедлительно сказывается на деятельности остальных, что, в свою очередь, приводит к фундаментальным изменениям функционирования «Левиафана» или к смерти, то есть к концу цивилизации человека.
Цель данной статьи – раскрытие роли отдельного индивида в концепции «вычислительного Левиафана».
Методы исследования: теоретические: анализ информации: исследована литература и сделаны выводы; синтез суждений и наблюдений – на основе разрозненной информации сформированы собственные суждения; аналогия и моделирование: на основе существующих исследований смоделированы гипотетические ситуации и сделаны выводы; эмпирические: сравнение, перекрестное исследование, анализ текста, метод экспертных оценок, индукция, дедукция.
Источники исследования: литература: существующие исследования в области эмерджентности, концепции «Левиафан», наблюдение, логические рассуждения на основе литературы и эмпирических знаний.
Научная новизна: уточнена роль отдельного человека в концепции «вычислительного Левиафана».
Проблема познания будущих явлений
Аннотация
Статья посвящена проблеме эпистемологических условий познания будущих явлений.
Проблема в том, что познаваемые аспекты информации опираются на эволюционные механизмы адаптации организма, которые у людей редуцированы, и на рациональные принципы человеческого познания, которые смешиваются с иррациональными пророчествами. Пути решения – отграничение эвристических возможностей теории от эмпирических догадок и рассмотрение структур теоретического познания, обрабатывающих информацию о том, что будет и чего не будет.
Цель работы – обнаружение умственного акта, направленного на будущее, не сводимого к экстраполяции прошлого и к варьированию альтернатив. Расщепляются условия возможности знания о данности будущего как модуса времени и представления о конкретном событии в будущем.
Гипотеза – познание будущего основано на мышлении о возможных и необходимых отношениях объекта к целостной системе, включающей субъекта.
Отношение ума к будущему не есть когнитивный акт как получение информации, источник которой проблематичен. Это не животное предвидение, не прорицание, не планирование. Познание понимается не как отображение объективных свойств явления, а как его конструирование по правилам организации сознания. В общем виде будущее непознаваемо, но есть типы явлений и отличные от каузальной концепции познания, оправдывающие информацию о будущем. Знание о предрасположенностях ситуации, включающей объект, носит опережающий характер. Предмет предсказания есть не только истина о будущем, но и суждение о том, чего точно не будет. Это экономит мышление, сужая область возможных альтернатив. Элементарные акты осознания того, что событие еще не происходит, исследованы феноменологией буддизма. Они направлены на стадии одного процесса. Заключение от наполнения одного интервала времени к наполнению другого интервала времени основано на теоретических конструкциях, не имеющих пространственно-временных характеристик. Информация о будущем ограничена теоретическим знанием целостной ситуации и свойствами объекта, возникающими вследствие его включения в эту ситуацию.
В общем виде будущее не познаваемо, но есть типы явлений и отличные от каузальной концепции познания, оправдывающие информацию о будущем.
Знание о предрасположенностях ситуации, включающей объект, носит опережающий характер.
Несколько предрасположенностей конкурируют, реализуется имевшая больший вес. Выявление веса каждой предрасположенности – задача теории.
Предмет предсказания есть не только истина о будущем, но и суждение о том, чего точно не будет. Это экономит мышление, сужая область возможных альтернатив.
Элементарные акты осознания того, что событие еще не происходит, исследованы феноменологией буддизма. Они направлены на стадии одного процесса.
Заключение от наполнения одного интервала времени к наполнению другого интервала времени основано на теоретических конструкциях, не имеющих пространственно-временных характеристик.
Информация о будущем ограничена теоретическим знанием целостной ситуации и свойствами объекта, возникающими вследствие его включения в эту ситуацию.
Моделирование креативности в искусственном интеллекте: возможности и границы
Аннотация
Статья посвящена возможностям и границам разработки креативного искусственного интеллекта, в частности, способности машин определять уровень креативности производимых ими объектов. Для оценки креативности предложена трёхступенчатая модель новизны, включающая онтологический, субъективный и семантический уровни. Выделяется три признака креативных идей или артефактов: новизна, неожиданность и ценность. Описывается модель состязательной генеративной сети «CAN: Creative Adversarial Networks», которая создает новые художественные стили и оценивает их новизну. Обсуждаются возможности и границы моделирования юмора в креативном искусственном интеллекте. Анализируются примеры успешной работы нейронных сетей, генерирующих шутки и пишущих сценарии, показывается, что ограниченность таких систем проявляется в отсутствии у машины чувства контекста, ощущения пространства и времени. Кроме того, важнейшим условием успешного написания шуток является способность смеяться над ними. Люди осознанно выбирают тему и формат юмора, а у машин отсутствует собственное целеполагание. Показано, что разработанные к настоящему времени технологии можно обобщить термином «слабый креативный искусственный интеллект», так как они могут создавать новые объекты, но не способны к целеполаганию и рефлексии. Несмотря на это, возможности искусственного интеллекта постоянно расширяются, что меняет наше представление о границах моделируемости естественного интеллекта.
«Теория всего»: виды информации и теория интерпретации в «Философии случая» Станислава Лема
Аннотация
В статье рассматривается взгляд С. Лема на литературное произведение как результат восприятия его читателем в контексте культуры. Определяется структура литературного произведения, согласно Лему; устанавливаются условия и характеристики интерпретации текста, исходя из опыта Лема как писателя, читателя и философа. Путем множественной интроспекции, согласно своему читательскому и писательскому опыту, автор «Философии случая» фокусируется на задаче определения основ литературного произведения как продукта социально‑культурного бытия. Одновременно в задачи автора входит установление характеристик создания и интерпретации художественного произведения. Особого внимания заслуживает «кибернетический» подход к интерпретации литературного произведения, основанный на сопоставлении характеристик текста и закономерностей математической теории вероятностей, теории информации. Футурологический подтекст «Философии случая» заключается в провидческом взгляде автора на текст как «саморазвивающуюся систему» (своеобразную нейросеть), способную развиваться и трансформироваться вместе с меняющимися условиями интерпретации. В этой связи автор выделяет несколько видов информации: селективную и структуральную. Оба вида информации могут восприниматься читателем в тексте, причем вид информации будет варьироваться в зависимости от намерений и опыта конкретного интерпретатора и условий акта интерпретации.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Массовый человек и его речевые амплуа простака, балагура, ментора в русской прозе 1920-х годов
Аннотация
В научном обзоре идет речь об осмыслении образа массового человека в литературе 1920-х годов. В поле внимания находятся как собственно художественные тексты писателей этого десятилетия, так и принципиально важные исследования, посвященные данной проблеме. Ведущими исследовательскими технологиями избираются историко-типологический и сравнительный методы. Они позволяют изучить субъектную организацию прозаических произведений и создать научную классификацию наиболее репрезентативных явлений в этой сфере.Учитываются современные достижения в теории повествования. Как известно, в условиях революционного слома всей знаковой системы бытия изменилось соотношение быта и «внебытового» начала. Возросла роль публичного измерения, жизнь человека выходила на улицу, площадь, возник крен в сторону коллективистского «мы». Обычный человек обрел голос и неизбежно становился в какой-то степени историческим «деятелем». Для писателей этот человек представлял интерес как субъект сознания и субъект речи. Спектр речевых амплуа массового человека достаточно велик. Тут и простак, и шут, и балагур, и лицедей, и плут, и подпевала, и ограниченный человек, и глупец, и поучающий ментор, и недалекий судия. Массовый человек репрезентирует себя в текстах по-разному: 1) в отдельных репликах, отведенных ему автором, 2) в развернутых монологах, и, наконец, 3) в прозе чрезвычайно активизировались комически окрашенные целостные сказовые формы, возник спрос на фигуру рассказчика, способную заменить традиционную фигуру «всеведающего» повествователя, близкого автору. Этот рассказчик полностью подчиняет себе повествование, в тексте начинает господствовать фразеологическая точка зрения персонажа – инициатора события рассказывания.
В научном обзоре идет речь о произведениях М.М. Зощенко, П.С. Романова, А.Н. Толстого,
В.Я. Шишкова, М.Я. Козырева, Ю.Л. Слезкина. При этом уделяется внимание таким противоположным речевым ипостасям массового человека, как беззлобный балагур, превращающий все и вся вокруг в театр жизни, и сурово поучающий ментор, отличающийся речевой агрессией. Все эти примеры свидетельствуют, что традиционный «маленький человек», знакомый по предыдущей литературе, становясь в новых исторических условиях «массовым человеком» и обретая статус инициатора рассказывания, в то же время не обретает должного личностного развития и обнаруживает свою стереотипность и мелкость.
Своеобразие «пушкинского текста» в современной русской литературе
Аннотация
тема статьи актуальна и своевременна: работа посвящена исследованию произведений преимущественно современной русской литературы. В данной статье использован комплексный подход к анализу художественных текстов, включающий интерпретационный, аналитический, интертекстуальный и иные методы. В ходе проведенного исследования были актуализированы некоторые «вторичные» произведения прошлых периодов литературного процесса, которые в той или иной мере
обращались к наследию А.С. Пушкина. Эмпирический материал: в основной части статьи внимание сосредоточено на нескольких категориях текстов конца ХХ–XXI вв., в которых используются пушкинские реминисценции, пушкинский код, пушкинский миф. Они разделены в статье на три группы: вариации современных литературных обращений к роману «Евгений Онегин»; произведения из разряда «альтернативной истории», предполагающие выстраивание иной – выдуманной – судьбы Пушкина; использование современными авторами своеобразной «литературной франшизы» наследия Пушкина. В результате анализа сделаны следующие выводы: значение наследия Пушкина для современной культуры и литературы огромно. Оно подвигает нынешних художников слова на смелые, но не всегда продуктивные эксперименты, связанные с вариациями пушкинских текстов, их сиквелами, пародиями, новыми альтернативными историческими поворотами и прочим. Считаем, что подобные явления в целом можно считать важной составляющей современного литературного процесса. Эта тенденция должна способствовать восстановлению интереса к классическому наследию у подрастающих поколений.
Категория Ничто как фактор эстетики и поэтики литературы модернизма
Аннотация
В статье определяется специфика влияния представлений о Ничто на художественную
философию и эстетику модернизма. Констатируется, что ощущение «рубежности» времени создавало неоднозначное восприятие мира: мистический страх «кануть в Ничто» вместе с «умирающим» миром, горечь утраты «прежнего» мира сочетались с ожиданием неизбежного возрождения. Ничто становится системообразующим фактором художественной философии и эстетики модернизма. Модернизм возражает как против ницшеанской концепции «смерти Бога», так и против рационально-прагматического понимания бытия. Модернистская рефлексия о Ничто означает стремление к классическому ценностному отношению к миру, манифестирует спасение культуры, человеческого и божественного в человеке, утверждает представление о высшем (в онтологическом и ценностном смысле) бытии. Поэтому определяющим положением модернистской эстетики оказывается утверждение наличия Высшего и Сакрального, одним из репрезентантов которого в тексте становится Ничто. Теоретики модернизма проявляют интерес к различным традициям осмысления Ничто в культуре и осваивают их в эстетике и поэтике. Гетерогенность наследуемых традиций порождает многообразие поэтико-философских концепций: установка на познание Непознаваемого через символическую образность, мифо-теургические построения как основа «негативной эстетики» ХХ в. сочетались с онтологизацией Ничто в хронотопе художественного произведения на основе сближения архетипических оппозиций и утверждения ценности духовного усилия, направленного на постижение высшего смысла бытия. Таким образом,
категория Ничто в эстетике модернизма выступает воплощением онтологической проблематичности непостижимого мира, признаком его эпистемологической неопределенности, соотнося Абсолютное и Непостижимое с Прекрасным.
Категория «наблюдатель» в трудах М.М. Бахтина и романе У. Эко «Имя Розы»
Аннотация
Статья посвящена опыту анализа категории «наблюдатель» в романе У. Эко «Имя Розы». В первой части работы анализируются методологические предпосылки к изучению категории «наблюдатель» в трудах М.М. Бахтина, выявляется круг философских понятий, необходимых для осмысления указанной категории. Во второй части излагаются результаты анализа композиции романа У. Эко «Имя Розы» в русле методологии Б. Успенского (поэтика точек зрения). Также с помощью интерпретации факторов художественного впечатления на фокальном, глоссальном, сюжетном и мифотектоническом (В.И. Тюпа) уровнях романа проясняется категория «наблюдатель», сокрытая в тектоническом ядре произведения. Фиксируются отличия категории «наблюдатель» в понимании М.М. Бахтина и художественной практике У. Эко. В выводах к статье впервые в научном исследовании формулируется обобщенное понятие категории «наблюдатель» романа У. Эко «Имя Розы».
СОЦИОЛОГИЯ
Границы семьи: идентификация и динамика
Аннотация
Современное существование российских семей характеризуется разнообразием форм и стилей жизни. Изменение семейного ландшафта, включающего ряд кровных и некровных родствен-
ников и партнеров, расширяет понимание этого института, ведет к более широким определениям семьи и ее границ. Цель статьи – анализ динамики представлений молодых людей о границах семьи. В статье делается попытка междисциплинарного синтеза теоретического и практического знания, а именно применение семиотического анализа в социологическом исследовании. Теоретико-методологическая основа – концепция исторических типов семейных отношений С.И. Голода и культурно-семиотическая концепция Ю.М. Лотмана. Эмпирическую базу составили данные трех исследований, проведенных по аналогичной методике: 2007 г. (n=213), 2017 г. (n=132), 2023 г. (n=113). На основе понятия «значимый член семьи» выявлена подвижность границ семьи. В ядро семьи из периферии «переместились» партнеры респондента – молодые люди, гражданские супруги. Движение на периферии оказалось интенсивнее, затрагивая как кровные, так и некровные линии родства. Наибольшие изменения произошли по структуре родственных связей. Концепция С.И. Голода позволила теоретически обосновать трансформации представлений о семье и ее границах. Подход к анализу феномена пограничности Ю.М. Лотмана дополнил представления о сути и о функциях границ семейной сферы и дал возможность теоретически интерпретировать их динамику. Междисциплинарный синтез социологического и семиотического знания при исследовании границ семейной сферы представляется перспективным.
Становление идеи агентности пациентов в институте медицины
Аннотация
Данная статья посвящена теме агентности пациентов. Цель данной работы – рассмотрение процесса становления идеи агентности пациентов в институте медицины. Автор данной статьи, начиная рассмотрение с концепции «роли больного», автором которой является известный американский социолог Т. Парсонс, показывает наблюдающуюся со второй половины XX века тенденцию отхода от господствующей в то время патерналистской модели взаимоотношений «врач-пациент». В статье рассматриваются работы таких современных исследователей, как А. Бок. Э. Деффос, П.С. Сорокин, А.В. Зыкова и др. Отмечается, что интерес к проблематике агентности в целом и к агентности пациентов в частности усилился в период пандемии коронавируса. Становлению агентности пациентов в последние годы способствуют и цифровые технологии, которые стали применяться в медицине благодаря так называемой «цифровой революции», которую, по мнению исследователей, пандемия лишь ускорила. К примеру, активно начала развиваться телемедицина, различные сайты, на которых пациенты могут найти необходимую информацию. Вместе с тем само понятие агентности на сегодняшний день не имеет устоявшегося значения в научных кругах, вокруг этого понятия ведутся бурные дискуссии, тема агентности пациентов является перспективной для исследования и нуждается в дальнейшем изучении.
Дед Мороз как социальный конструкт детства и социума
Аннотация
В статье предлагается расширить представления о сказочном волшебнике Деде Морозе как мифе и культурно-символическом образе с использовнием социологических подходов. В качестве методологии анализа применена концепция социального конструирования реальности, которая позволила охарактеризовать социальный конструкт «Дед Мороз», выполняющий многочисленные социальные функции для взрослого населения и дополнительные, специфические для детей. К основным функциям относятся участие в формировании национальной идентичности, традиций, политического различения, экономическая, образовательная, воспитательная, социализирующая, дополнительно описано применение как стимула в проективных исследовательских методиках. Приводятся аргументы, доказывающие, что Дед Мороз не только является атрибутом культурного наследия России, но и объединяет многочисленные представления, социальные практики детей и организацию повседневного пространства ребенка, способствует социализации современного юного поколения, участвует в межпоколенной трансмиссии ценностей и идентичности. Выделены субъекты и механизмы конструирующих процессов, уровни и возможности применения в периодизации детства. С помощью репрезентативного эмпирического исследования 2023 г. оценок молодежью событийности своего детства, и в том числе ситуации потери веры в Деда Мороза (средний возраст – 9,1 года), сделаны выводы о социальных факторах стабильности и изменчивости возраста развенчания мифа о реальности сказочного героя. Предложены некоторые гипотезы для дальнейших исследований, в том числе новой роли «социального работника и социального защитника» у Деда Мороза, искусственного удлинения самими детьми периода доверия к сказочному персонажу с целью получения подарков и развлечений.
Степень лояльности виртуальных репрезентаций народов Северного Кавказа к России
Аннотация
Статья посвящена исследованию того, как этнические сообщества Северного Кавказа осуществляют свою репрезентацию в социальной сети «ВKонтакте» по отношению к России. Этот аспект межкультурной коммуникации раскрывает термин «степень лояльности», который выражает уровень интеграции того или иного народа в Российское государство. В основу степени лояльности были положены два фактора: герои (антироссийской или пророссийской направленности) и памятные даты, фиксирующие отношение к России – от празднования дня вхождения до траура по случаю победы России в Кавказской войне. Всего были проанализированы виртуальные репрезентации 15 народов Северного Кавказа в 30 сообществах. Ряд зафиксированных в переписях населения народов в виртуальных сообществах оказались объединены общим самосознанием: адыгами считали себя адыгейцы, черкесы и кабардинцы, а народом аланла – карачаевцы и балкарцы. Из народов Северного Кавказа высокую степень лояльности продемонстрировали виртуальные репрезентации аланла, ингушей, лакцев и осетин. Низкая степень лояльности связана, как правило, с героизацией лидеров антироссийского сопротивления времен Кавказской войны, наибольшим авторитетом из которых пользуется аварский Имам Шамиль. Фактором, повышающим лояльность виртуальных репрезентаций, является память об офицерах императорской российской армии северо-кавказского происхождения, героях Великой Отечественной войны, а также государственных деятелях национальных республик советского периода. Таковы ингушский генерал и георгиевский кавалер Тонт Укуров, табасаранский снайпер Абдулла Сефербеков, кумыкский летчик Юсуп Акаев и советский космонавт лакского происхождения Муса Манаров.