Электронная информационно-образовательная среда университета: социологический анализ (на примере Самарского университета)


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается понятие электронной информационно-образовательной среды университета и ее структура. Особенности ее реализации анализируются на примере Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева. В статье представлены результаты социологического исследования, целью которого было изучить специфику применения ИОС университета в условиях пандемии covid-19, а также выяснить мнение студентов об особенностях учебного процесса при дистанционном обучении. Чаще всего используемыми компонентами ЭИОС во время дистанционного обучения стали: личный кабинет, система электронного обучения на базе Moodle (do.ssau.ru) и портал университета (ssau.ru). Большинство респондентов считают, что образовательные онлайн-платформы имеют ограниченные возможности для интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей. Студенты в качестве оптимизации процесса обучения онлайн предложили обратить внимание прежде всего на техническое оснащение учебного процесса и разработку бесплатных образовательных онлайн-платформ.

Об авторах

Ольга Александровна Малаканова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: malakanova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1607-0930

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и культурологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Татьяна Павловна Орлова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: taorlova96@yandex.ru

Специалист по учебно-методической работе Центра дистанционных образовательных технологий

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Морозов А.В. Профессиональная подготовка руководителей системы образования с использованием современных цифровых технологий // Человек и образование. 2018. № 4 (57). С. 105–110.
  2. Захарова И.Г. Формирование образовательной среды университетского комплекса на базе Web-сервера // Образовательные технологии: Сб. научных трудов, вып. 9. Воронеж: ВГПУ, 2002. С. 12–15.
  3. Андреев А.А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 98–113.
  4. Ильченко О.А. Стандартизация новых образовательных технологий // Высшее образование в России. 2006. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/standartizatsiya-novyh-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата обращения: 15.07.2021).
  5. Чванова М.С., Храмова М.В. Проблемы организации коммуникаций студентов наукоемких специальностей в системе открытого образования // Образовательные технологии и общество. 2011. Т. 14. № 2. С. 482–501. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-organizatsii-kommunikatsiy-studentov-naukoemkih-spetsialnostey-v-sisteme-otkrytogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.07.2021).
  6. Сэкулич Н.Б. Электронная информационно-образовательная среда университета: принципы построения и структура // Вестник Бурятского государственного университета, 2016. Вып. 4. С. 114–120.
  7. Григорьева А.И., Занданова Т.Н., Матуев А.С. Электронная информационно-образовательная среда вуза // Роль преподавателя в современном вузе: сборник статей международной научно-методической конференции, 2017. С. 86–90.
  8. Андреева А.А. Информационно-образовательная среда университета // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. Вып. 11(77). Часть 1. С. 34–37.
  9. Болгова В.В., Горбатов С.В. Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы нормативной регламентации // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28455 (дата обращения: 15.07.2021).
  10. Михалева О.В., Зыков Д.А. Формирование компетенций у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. С. 178–184.
  11. Фирсова Е.В. Формирование и функционирование электронной информационно-образовательной среды вуза // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. С. 127–134.
  12. Уджуху И.А., Мешвез Р.К., Манченко Ю.В., Галюнко Т.Э. Электронная информационно-образовательная среда современного вуза: понятие, структура, применение // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-sovremennogo-vuza-ponyatie-struktura-primenenie (дата обращения: 15.07.2021).
  13. Калюжный, К.А. Информационная среда и информационная среда науки: сущность и назначение // Наука. Инновации. Образование. 2015. № 18. С. 7–23.
  14. Ожерельева Т.А. Об отношении понятий информационное пространство, информационное поле, информационная среда и семантическое окружение // Технические науки. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10. С. 21–24.
  15. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2012 №273-ФЗ // KREMLIN.RU: сайт Президент России. 2012. 29 декабря. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 22.07.2021).
  16. Минина А.М. Определение виртуальной образовательной среды: комплексный подход // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 71–76.
  17. Цибизова Т.Ю Формирование информационно-образовательной среды взаимодействия преподавателя и студентов (на примере проекта «Технопарк» МГТУ им. Н.Э. Баумана и Mail.ru Group) // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 9. С. 80–85.
  18. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятие, технология, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-i-tsifrovizatsiya-obrazovaniya-ponyatiya-tehnologii-upravlenie (дата обращения: 15.07.2021).
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // FGOS.RU: сайт ФГОС. 2011. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 24.07.2021).
  20. Скворцова Н.А., Пьянова Н.В. Информационно-коммуникационная образовательная среда вуза как средство формирования профессионализма студентов // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 11. С. 85–87.
  21. Казанская О.В., Гужов В.И. Формирование информационной образовательной среды технического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. №4 (27). С. 57–61.
  22. Положение об электронной информационно-образовательной среде [Электронный ресурс] // SSAU.RU: сайт Самарский университет, 2020. URL: https://ssau.ru/docs/sveden/localdocs/loc_pologenie_el_inf.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
  23. Ректор: «Большинство студентов поддерживают переход на дистанционную форму обучения» [Электронный ресурс] // SSAU.RU: сайт Самарский университет, 2020. URL: https://ssau.ru/news/17835-rektor-bolshinstvo-studentov-podderzhivayut-perekhod-na-distantsionnuyu-formu-obucheniya (дата обращения: 15.07.2021).
  24. Обращение ректора Самарского университета [Электронный ресурс] // SSAU.RU: сайт Самарский университет, 2020. URL: https://ssau.ru/news/17806-obrashchenie-rektora-samarskogo-universiteta (дата обращения: 15.07.2021).
  25. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», 8 июня 2020 [Электронный ресурс] // FGOSVO.RU: Высшего образования, 2020. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/zakony/FZ164.pdf (дата обращения: 15.07.2021).
  26. Университет как цифровая платформа [Электронный ресурс] // SSAU.RU: сайт Самарский университет, 2020. URL: https://ssau.ru/news/18098-universitet-kak-tsifrovaya-platforma (дата обращения: 15.07.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Малаканова О.А., Орлова Т.П., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах