Свои «чужие»: тенденции развития русской и белорусской драматургии последней трети ХХ ― начала ХХI века
- Авторы: Лепишева Е.М.1
-
Учреждения:
- Белорусский государственный университет
- Выпуск: Том 1, № 3 (2021)
- Страницы: 39-49
- Раздел: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/9926
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-3-39-49
- ID: 9926
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В центре внимания статьи – особенности драматургического процесса в Беларуси и России, исследованные в сравнительном аспекте в советский (1970–1980-е гг.) и постсоветский (1990– 2010-е гг.) периоды. Наша цель – выявить общее и различное в драматургических системах родственных литератур сквозь призму ключевых топосов художественной структуры произведений русских и белорусских авторов – героя, конфликт, хронотоп. Для реализации поставленных задач привлекаются методы компаративистики (сравнительный анализ литературного процесса и авторских моделей), а также историко-литературный. Материалом послужили произведения более 200 белорусских и русских драматургов. Особое внимание уделено творческим индивидуальностям, знаковым для русской (А. Вампилов, Л. Петрушевская, Н. Коляда) и белорусской (А. Макаëнок, Е. Попова, А. Дударев) литературы, отдельным направлениям («новая волна» русской драматургии 1970–1980-х гг.), этапам драматургической жизни («новая драма» 1990–2010-х гг.), эстетически спорным интенциям развития драматургии (практика «нетутэйшых» в белорусской постсоветской драматургии). Научная новизна исследования предопределена тем, что впервые в литературоведении предпринят сравнительный анализ динамики драматургического процесса в Беларуси и России в течение столь длительного времени – четырех последних десятилетий.
Ключевые слова
Об авторах
Елена Михайловна Лепишева
Белорусский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: elena_tochilina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3779-7394
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры русской литературы
Белоруссия, 220030, Республика Беларусь, г. Минск, пр. Независимости, 4Список литературы
- Bortnowska, К. (2009), Belarusian postmodernism. Lyricist of the Bum-bam-Litu generation, Warsaw, Poland.
- Бельскі А.І. Сучасная беларуская літаратура: станаўленне і развіццë творчых індывідуальнасцяў (80–90-я гг.). Мінск: Народ. асвета, 1997. 254 с.
- Болотян И. Антисловарь Михаила Угарова // Театр. 2018. № 34. URL: http://oteatre.info/antislovar-mihaila-ugarova/ (дата обращения: 18.02.2019).
- Болотян И. Вернуть героя в центр // Современная драматургия. 2014. № 3. С. 196–203.
- Бугров Б.С. Русская советская драматургия. 1960–1970-е. Москва: Высш. шк., 1981. 286 с.
- Васильева М. Так сложилось // Дружба народов. 1998. № 4. С. 208–217.
- Васючэнка П. Сучасная беларуская драматургія. Мінск: Маст. літ., 2000. 158 с.
- Васючэнка П.В. Драматургія і час. Мінск: Навука і тэхніка, 1991. 143 с.
- Велехова Н.А. Серебряные трубы. Советская драматургия вчера и сегодня. Москва: Совет. писатель, 1983. 375 с.
- Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии конца ХХ – начала ХХI века. Москва: Флинта: Наука, 2006. 280 с.
- Гончарова-Грабовская С.Я. Русскоязычная драматургия Беларуси на рубеже ХХ–ХХI вв. (проблематика, жанровая стратегия). Минск: БГУ, 2015. 220 с.
- Журчева О. Искусство преодоления страха: мотив смерти в «гоголевской трилогии» Николая Коляды // Русская литература конца ХIХ–ХХI века: диалог с традицией / pod red. nauk. N. Maliutiny, A. Lis-Czapigi. Rzeszow: Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2014. С. 100–128.
- Журчева О. Проблема жанра в новейшей драме ХХ–ХХI веков, или Новая канонизация жанров // Новейшая драма ХХ–ХХI вв.: проблема жанра: сб. науч. ст. / под общ. ред. Т.В. Журчевой. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2015. С. 7–14.
- Иванова Н. «Неопалимый голубок»: «пошлость» как эстетический феномен // Русская литература ХХ века в зеркале критики: хрестоматия. СПб.: Издат. центр «Академия», 2003. С. 484–507.
- Кавалëў С. Няздзейснены праект пакалення. Драматургія “Бум-Бам-Літа” // Дзеяслоў. 2013. № 3 (64). С. 304–311.
- Кавалëў С. Сучасная беларуская драматургія: праблема аўтаномнасці // Погляды на спецыфічнасць “малых” літаратур: беларуская і ўкраінская літаратуры. Мінск : Паркус плюс, 2012. С. 167–189.
- Купченко Т.А. «Фамилия содержания»: лирическое начало в драматургии Владимира Маяковского, Ивана Вырыпаева и Павла Пряжко // Поэтика русской драматургии рубежа XX–XXI веков: Вып. 3: сб. науч. ст. / Отв. ред. С.П. Лавлинский, А.М. Павлов. Кемерово: Кем. гос. ун-т, 2012. С. 36–52.
- Лаўшук С.С. Гарызонты беларускай драматургіі. Мінск: Бел.навука, 2010. 410 с.
- Лейдерман Н.Л. Драматургия Николая Коляды: критический очерк. Каменск-Уральский: Калан, 1997. 160 с.
- Любимов Б. Переходный возраст // Современная драматургия. 1983. № 4. С. 217–227.
- Нехта з тутэйшых (П. Васючэнка), Забіваньне казла // Тэксты. 2007. № 3. С. 183–188.
- Одесская М. Отец и безотцовщина в драматургии Чехова, Вампилова и Петрушевской // Современная драматургия. 2009. № 1. С. 180–183.
- Поколение RU белорусской драматургии: контекст – тенденции – индивидуальности / С. Ковалев, И. Лаппо, Н. Русецкая. Lublin: Wydawnictwo Uniwersytetu Marii Curie-Skłodowskiej, 2020. 290 с.
- Рагуля А. Філасофскі тэатр Кандрата Крапівы // Шлях да Брамы Неўміручасці: матэрыялы рэсп. навук. чыт., прысвеч. 115-годдзю з дня нараджэння народнага пісьменніка Беларусі Кандрата Крапівы, Мінск, 3 сакавіка 2011 г. / уклад. А.А. Манкевіч. Мінск: Бел.навука, 2012. С. 110–119.
- Сабалеўскі А.В. Сучаснасць і гісторыя: крытычныя артыкулы. Мінск: Маст. літ., 1985. 208 с.
- Сінькова Л. Спецыфічнае асэнсаванне нацыянальнага ў беларускай літаратуры ХХ стагоддзя // Погляды на спецыфічнасць “малых” літаратур: беларуская і ўкраінская літаратуры. Мінск: Паркус плюс, 2012. С. 99–115.
- Шаблоўская І.В. Драма абсурду ў славянскіх літаратурах і еўрапейскі вопыт. Паэтыка. Тыпалогія. Мінск: Белдзяржуніверсітэт, 1998. 20 с.
- Явчуновский Я.И. Драма на новом рубеже: драматургия 70-х и 80-х годов: конфликты и герои, проблемы поэтики. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. 222 с.