Политико-культурное значение конфликтов по поводу православной символизации публичного городского пространства в контексте деполитизации


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной статье приводятся результаты исследования двух наиболее ярких конфликтов: связанных с передачей Исаакиевского собора РПЦ и строительством храма святой Екатерины в Екатеринбурге. В этих столкновениях по поводу попыток изменить или переопределить публичное городское пространство прослеживается достаточно новая для российского исследователя гибридность религиозного и политического. Так, несмотря на наличие православных публичных акций, эти конфликты нельзя в полной мере назвать религиозными, при этом периферийность внутриполитической повестки мешает называть их политическими. В этой связи изучение данных конфликтов требует особой методологической настройки. Благодаря теории социального перформанса Дж. Александера становится очевидным, что конфликтность смыслов внутри этих противостояний дает доступ для изучения отдельных проявлений современной политической культуры. Руководствуясь его методологией и используя подход к анализу дискурса Д. Сноу и его коллег, в проведенном автором исследовании анализируются дискурсы двух сторон противостояния в интернет-изданиях СМИ по двум указанным конфликтам.

Об авторах

Андрей Юрьевич Швая

Социологический институт РАН, филиал ФНИСЦ

Автор, ответственный за переписку.
Email: andrewshvaya@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0948-4246

Младший научный сотрудник сектора социологии власти и гражданского общества

Россия, 199178, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, В.О., Средний пр. В.О., д. 57/43

Список литературы

  1. Головин Н.А., Клебанов А.А., Сибирев В.А. Сетевые сообщества в борьбе вокруг Решения передать Исаакиевский собор Русской православной церкви (январь-июнь 2017 года) // Мониторинг. 2018. № 1 (143). С. 296–317.
  2. Ефремова В.Н. Государственные праздники как инструменты символической политики: Возможности теоретического описания // Символическая политика: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. полит. науки; Ред. кол.: Малинова О.Ю., гл. ред., и др., Москва, 2014. С. 66–79.
  3. Журавлев О. Инерция постсоветской деполитизации и политизация 2011–2012 гг. Политика аполитичных: Гражданские движения в России 2011–2013 годов / Коллективная монография; Алюков М.Л., Ерпылева С.В., Желнина А.А., Журавлев О.М., Завадская М.А., Клеман К., Магун А.В., Матвеев И.А., Невский А.В., Савельева Н.В., Туровец М.В.; редакторы Ерпылева С.В., Магун А.В. Москва: Новое литературное обозрение, 2015. С. 27–70.
  4. Завершинский К.Ф. Политический миф в символических практиках властных коммуникаций: теоретические экспликации // Символическая политика: сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед.; Отд. полит. науки; Ред. кол.: Малинова О.Ю., гл. ред., и др. Москва, 2015. С. 92–107.
  5. Клеман К., Мирясова О., Демидов А. От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России. Москва: Три квадрата, 2010.
  6. Кормина Ж.В., Штырков С.А. «Это наше исконно русское, и никуда нам от этого не деться»: предыстория постсоветской десекуляризации // Изобретение религии: десекуляризация в пост-советском контексте; под ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге. 2015. С. 7–45.
  7. Малинова О.Ю. Проблема политически «пригодного» прошлого и эволюция официальной символической политики в постсоветской России // Политическая концептология. Ростов-на-Дону, 2013. № 1. С. 114–130.
  8. Митрохин Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Москва: Новое литературное обозрение, 2004.
  9. Олик, Дж. Фигурации памяти: процессо-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии // Социологическое обозрение. 2012. Т. 11, № 1. С. 40–74.
  10. Паченков О. Публичное пространство города перед лицом вызовов современности: мобильность и «злоупотребление публичностью» [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас 2012. №117. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2012/117/p33.html (Дата обращения: 12.04.2019).
  11. Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. А. В. Лазарева. Москва: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2012.
  12. Ухватова М.В. «Напутствия охранителей»: Религиозная риторика на инаугурациях губернаторов в России // Политика: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). № 2. 2018. С. 84–101.
  13. Филатов С.Б. Русская православная церковь и политическая элита // Религия и политика в посткоммунистической России. Москва: ИФ РАН, 1994. С. 99–118.
  14. Alexander, J.C. (2006), Сultural pragmatics: social performance between ritual and strategy, Social Performance Symbolic Action, Cultural Pragmatics, and Ritual, ed. by Jeffrey C. Alexander Bernhard Giesen Jason L. Mast. Cambridge University Press, pp. 5, 33, 51–52.
  15. Baiocchi, G., Cordner, A., Bennett, E., Klein, P., Savell, S. (2013), Disavoiwing Politics: Civic engagements in an Era of Political Skepticism, The American Journal of Sociology, vol. 119, pp. 518–548.
  16. Eliasoph, N. (1997), Close to Home: The work of avoiding politics, Theory and Society, no. 26, pp. 605–647.
  17. Fischer, J. (2004), Religious Rhetoric in US Presidential Inaugural Addresses: A Meta-Analysis, Emergence: A Journal of Undergraduate Literary Criticism and Creative Research, no. 4, pp. 20–34.
  18. Giesen, B. (2014), Cultural Trauma and Religious Identity, Oxford Handbooks Online, [Online], available at: http://www.oxfordhandbooks.com/view/10.1093/oxfordhb/9780199935420.001.0001/oxfordhb-9780199935420-e-001?rskey=1b42tK&result=2 (Accessed 1 October 2021).
  19. Hunter, J.D. (2009), The Culture War and the Sacred/Secular Divide: The Problem of Pluralism and Weak Hegemony, Social research. The Religious-Secular Divide: The U.S Case, vol. 76, no. 4, pp. 1307–1322.
  20. Papkova, I.A. (2009), «Contentious Conversation: Framing the „Fundamentals of Orthodox Culture“ in Russia», Religion, State & Society, vol. 37, no. 3, pp. 291–309.
  21. Roche, M.A. (2015), Rhetoric, Religion, and Representatives: The Use of God in Presidential Inaugural Addresses from 1933 to 2009 as Reflections of Trends in American Religiosity. Ph.D. diss, Florida State University, Tallahassee.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Швая А.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах