Герой и реципиент в монодраме «Смерть Фирса» В. Леванова
- Авторы: Филиппов Г.А.1, Разухина К.Э1
-
Учреждения:
- Российский государственный гуманитарный университет
- Выпуск: Том 1, № 4 (2021)
- Страницы: 39-45
- Раздел: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/10165
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-4-39-45
- ID: 10165
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В монодраме В. Леванова «Смерть Фирса» наблюдается характерное для новейшей драматургии усиление перформатизации, а выводимый В. Левановым герой связывается интертекстуальной нитью с «чеховским текстом» и трансформируется в сложного субъекта, чья идентичность раскрывается через развернутое монологическое высказывание. Для того, чтобы выделить характерные особенности реципиента и героя в монодраме В. Леванова, необходимо учитывать перформативный потенциал текста и его влияние на трансформацию этих категорий в монодраме. Таким образом, реципиент монодрамы становится соучастником коммуникативного акта по принципу тотальной сопричастности, а театрализованное разыгрывание монологического действия намеренно высвечивается самим устройством текста. В связи с этим необходимо переосмыслить влияние позиции гротескного субъекта на рецептивный потенциал читателя/зрителя. Учитывая установку монодрамы на предельно «личное», потеря/поиск идентичности персонажем существенно влияет на сокращение дистанции между словом и действием, героем и реципиентом. Целью данной статьи является осмысление ключевых для монодрамы категорий героя и реципиента на материале пьесы «Смерть Фирса» в контексте особенностей монодраматического композиционно-речевого построения. Для этого авторы обращаются к работам М.Н. Липовецкого, С.П. Лавлинского, Е.М. Давыдовой, А.М. Павлова и других. Между тем исследователи неоднократно рассматривали монодраму В. Леванова с точки зрения антропологических особенностей героя и специфики нарративной организации текста. В данном исследовании впервые предпринимается попытка анализа пьесы В. Леванова «Смерть Фирса» с точки зрения теоретической поэтики и рецептивно-эстетического подхода.
Ключевые слова
Об авторах
Г. А. Филиппов
Российский государственный гуманитарный университет
Email: slashgame8@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1903-9509
Магистрант
Россия, 125047, Российская Федерация, г. Москва, Миусская площадь, д. 6Карина Э Разухина
Российский государственный гуманитарный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: karina.razuhina1301@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3512-6538
Магистрант
Россия, 125047, Российская Федерация, г. Москва, Миусская площадь, д. 6Список литературы
- Агеева Н., Рощина О. Монодрама // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Под. ред. С.П. Лавлинского и Л. Мних. Siedlce, 2019. С. 175–182.
- Агеева Н.А. Антропология героя в пьесе В. Леванова «Смерть Фирса» // Пушкинские чтения–2012: «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2012. С. 284–290.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров, прим. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. Москва: Искусство, 1979. 423 с.
- Давыдова Е.М. Рецептивная стратегия в драматургии // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2010. № 2 (45). С. 20–29.
- Евреинов Н.Н. Введение в монодраму // Демон театральности / Евреинов Н.Н. Москва; Санкт-Петербург: Летний сад, 2002. С. 5–24.
- Женнет Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры: в 2 томах. Т. 2. Москва: Издательство имени Сабашниковых, 1998. С. 242–245.
- Журчева О.В. Монодрамы В. Леванова и ситуация наррации // Вестник СамГУ. 2015. № 11 (133). С. 133–139.
- Курант Е., Сыска К. Перформативность // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Под. ред. С.П. Лавлинского и Л. Мних. Siedlce, 2019. С. 245–261.
- Лавлинский С.П. Перформативный потенциал российской драматургии рубежа XX-XXI вв. // Миргород. 2015. № 2 (6). С. 97–104.
- Леванов В. Смерть Фирса. URL : https://clck.ru/YgPVv (дата обращения: 20.10.2021).
- Липовецкий М. Перформансы насилия: «Новая драма» и границы литературоведения // Новое литературное обозрение. 2008. № 89. С. 192–200.
- Монхбат И. Наблюдатель в монодраме В. Леванова «Смерть Фирса» // Гуманитарный акцент. 2020. № 1. С. 19–22.
- Павлов А.М. Рецептивный потенциал монодраматического произведения // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков: сб. науч. ст. Вып. 3. Отв. ред. С.П. Лавлинский, А.М. Павлов. Кемерово: КемГУ, 2012. С. 58–68.
- Тюпа В.И. Драма как тип высказывания // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков: сб. науч. ст. Вып. 1-2. Отв. ред. С.П. Лавлинский, А.М. Павлов. Кемерово: КемГУ, 2012. С. 11–22.
- Kosiński, D. (2005), Dictionary of theater knowledge, ParkEdukacja, Bielsko-Biała, Poland.
- Partyga, E. (2008), Identity today: narrative, dialogue, performative, Przestrzenie Teorii, no. 10, pp. 63–73.
- Sarrazac, Jean-Pierre (2007), Dictionary of modern and contemporary drama, Księgarnia Akademicka, Kraków, Poland.
- Schehner, R. (2013), Performance Studies: An Introduction, [Online], available at: https://s3.amazonaws.com/arenaattachments/1472038/6f8b3427ce6f2a0a076feb7be0001ce7.pdf?1512080466 (Accessed 5 October 2021).