Герой и реципиент в монодраме «Смерть Фирса» В. Леванова


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В монодраме В. Леванова «Смерть Фирса» наблюдается характерное для новейшей драматургии усиление перформатизации, а выводимый В. Левановым герой связывается интертекстуальной нитью с «чеховским текстом» и трансформируется в сложного субъекта, чья идентичность раскрывается через развернутое монологическое высказывание. Для того, чтобы выделить характерные особенности реципиента и героя в монодраме В. Леванова, необходимо учитывать перформативный потенциал текста и его влияние на трансформацию этих категорий в монодраме. Таким образом, реципиент монодрамы становится соучастником коммуникативного акта по принципу тотальной сопричастности, а театрализованное разыгрывание монологического действия намеренно высвечивается самим устройством текста. В связи с этим необходимо переосмыслить влияние позиции гротескного субъекта на рецептивный потенциал читателя/зрителя. Учитывая установку монодрамы на предельно «личное», потеря/поиск идентичности персонажем существенно влияет на сокращение дистанции между словом и действием, героем и реципиентом. Целью данной статьи является осмысление ключевых для монодрамы категорий героя и реципиента на материале пьесы «Смерть Фирса» в контексте особенностей монодраматического композиционно-речевого построения. Для этого авторы обращаются к работам М.Н. Липовецкого, С.П. Лавлинского, Е.М. Давыдовой, А.М. Павлова и других. Между тем исследователи неоднократно рассматривали монодраму В. Леванова с точки зрения антропологических особенностей героя и специфики нарративной организации текста. В данном исследовании впервые предпринимается попытка анализа пьесы В. Леванова «Смерть Фирса» с точки зрения теоретической поэтики и рецептивно-эстетического подхода.

Об авторах

Г. А. Филиппов

Российский государственный гуманитарный университет

Email: slashgame8@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1903-9509

Магистрант

Россия, 125047, Российская Федерация, г. Москва, Миусская площадь, д. 6

Карина Э Разухина

Российский государственный гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: karina.razuhina1301@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3512-6538

Магистрант

Россия, 125047, Российская Федерация, г. Москва, Миусская площадь, д. 6

Список литературы

  1. Агеева Н., Рощина О. Монодрама // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Под. ред. С.П. Лавлинского и Л. Мних. Siedlce, 2019. С. 175–182.
  2. Агеева Н.А. Антропология героя в пьесе В. Леванова «Смерть Фирса» // Пушкинские чтения–2012: «Живые» традиции в литературе: жанр, автор, герой, текст. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова. Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2012. С. 284–290.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров, прим. С.С. Аверинцев и С.Г. Бочаров. Москва: Искусство, 1979. 423 с.
  4. Давыдова Е.М. Рецептивная стратегия в драматургии // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2010. № 2 (45). С. 20–29.
  5. Евреинов Н.Н. Введение в монодраму // Демон театральности / Евреинов Н.Н. Москва; Санкт-Петербург: Летний сад, 2002. С. 5–24.
  6. Женнет Ж. Повествовательный дискурс // Фигуры: в 2 томах. Т. 2. Москва: Издательство имени Сабашниковых, 1998. С. 242–245.
  7. Журчева О.В. Монодрамы В. Леванова и ситуация наррации // Вестник СамГУ. 2015. № 11 (133). С. 133–139.
  8. Курант Е., Сыска К. Перформативность // Экспериментальный словарь новейшей драматургии. Под. ред. С.П. Лавлинского и Л. Мних. Siedlce, 2019. С. 245–261.
  9. Лавлинский С.П. Перформативный потенциал российской драматургии рубежа XX-XXI вв. // Миргород. 2015. № 2 (6). С. 97–104.
  10. Леванов В. Смерть Фирса. URL : https://clck.ru/YgPVv (дата обращения: 20.10.2021).
  11. Липовецкий М. Перформансы насилия: «Новая драма» и границы литературоведения // Новое литературное обозрение. 2008. № 89. С. 192–200.
  12. Монхбат И. Наблюдатель в монодраме В. Леванова «Смерть Фирса» // Гуманитарный акцент. 2020. № 1. С. 19–22.
  13. Павлов А.М. Рецептивный потенциал монодраматического произведения // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков: сб. науч. ст. Вып. 3. Отв. ред. С.П. Лавлинский, А.М. Павлов. Кемерово: КемГУ, 2012. С. 58–68.
  14. Тюпа В.И. Драма как тип высказывания // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков: сб. науч. ст. Вып. 1-2. Отв. ред. С.П. Лавлинский, А.М. Павлов. Кемерово: КемГУ, 2012. С. 11–22.
  15. Kosiński, D. (2005), Dictionary of theater knowledge, ParkEdukacja, Bielsko-Biała, Poland.
  16. Partyga, E. (2008), Identity today: narrative, dialogue, performative, Przestrzenie Teorii, no. 10, pp. 63–73.
  17. Sarrazac, Jean-Pierre (2007), Dictionary of modern and contemporary drama, Księgarnia Akademicka, Kraków, Poland.
  18. Schehner, R. (2013), Performance Studies: An Introduction, [Online], available at: https://s3.amazonaws.com/arenaattachments/1472038/6f8b3427ce6f2a0a076feb7be0001ce7.pdf?1512080466 (Accessed 5 October 2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Филиппов Г.А., Разухина К.Э., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах