The concept of women's entrepreneurship as a mechanism of social lift
- Authors: Moiseeva A.A.1
-
Affiliations:
- Medical University "Reaviz"
- Issue: Vol 4, No 1 (2024)
- Pages: 69-75
- Section: SOCIOLOGY
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/27374
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2024-4-1-69-75
- ID: 27374
Cite item
Full Text
Abstract
The work is relevant as it is aimed at a comprehensive disclosure of the female entrepreneurship potential and substantiation of its importance for the development of society, achieving gender equality, as well as creating favorable conditions for the economic growth and female social mobility. The author analyzes current trends in the field feminine entrepreneurship and its impact on economic development. It is noted that opportunities for women's business are expanding, and entrepreneurship is becoming an effective social elevator for women. The key goal of the article is to substantiate the concept of female entrepreneurship as an effective mechanism of social mobility and achievement of gender equality.
Objectives: to analyze female entrepreneurship as a means of expanding women's rights and opportunities, increasing their social status and overcoming gender barriers; based on statistics and facts, to demonstrate the strengthening of the position of women's business in Russia and the world; to substantiate the potential of female entrepreneurship in solving social problems and promoting progressive changes. The paper uses methods of comparative analysis, generalization, secondary analysis of research results conducted by specialists in the development of female entrepreneurship. Particular attention is paid to the role of women entrepreneurs in politics and their ability to influence decision-making. It is noted that opportunities for women's business are expanding, and entrepreneurship is becoming an effective social elevator for women.
Conclusions are drawn about the importance of developing female entrepreneurship as a tool for progressive transformations and achieving gender equality in society, and the need for a purposeful state policy to stimulate and support female entrepreneurship.
Keywords
Full Text
Введение
Концепция женского предпринимательства в качестве механизма искусственного подъема предполагает, что эффективное развитие женского предпринимательства способствует решению проблем женщин, обеспечивает равные возможности для женщин в бизнесе и сокращение географических показателей в обществе. Женское предпринимательство может обеспечивать эффективную социальную мобильность, предоставляя женщинам возможность преодолевать географические барьеры, получать финансовую независимость и участвовать в экономическом развитии. Кроме того, успешные женщины-предприниматели могут стать образцом для других женщин, вдохновляя их на карьерный рост и развитие хороших бизнес-проектов. Однако для реализации концепции женского предпринимательства в качестве механического лифта необходимы специальные программы поддержки, доступа к финансированию и образованию для женщин, а также изменение стереотипов в обществе и, в конечном счете, в бизнесе.
Материалы и методы
Основы изучения предпринимательства, его функций и значимости для социума были заложены выдающимися учеными – М. Вебером, П. Друкером, В. Зомбартом, Д. Кларком, К. Марксом, Ф. Найтом, А. Смитом и другими (Моисеева 2023).
Современные вопросы женского предпринимательства активно изучалась в рамках гендерного подхода М. Е. Баскаковой (Баскакова 2017),
А.Ю. Баженовым (Баженов 2018), Т.М. Дадаевой (Дадаева 2005), И.В. Соболевой (Соболева 2017), И.Н. Ткаченко (Ткаченко 2017), Н.Ю. Уткиной (Уткина 2017).
К современным зарубежным исследованиям о роли социальных институтов в развитии женского предпринимательства следует отнести работы
Д. Хименес, А. Калабро (Giménez, Calabrò 2018), F.B. Запкау, К. Швенс, Р. Кабст, которые рассматривали причины и мотивы открытия собственного дела, факторы, влияющие на предпринимательское поведение: процесс, индивид, среда и организация (Zapkau, Schwens, Kabst 2017) и другие.
Среди российских исследователей женского предпринимательства можно назвать А.В. Алимпиеву (Алимпиева 2017), А.В. Орлову (Орлова 2018), З.И. Райманову (Райманова 2018), Р.И. Семенову, (Семенова 2017), И.Н. Ткаченко (Ткаченко 2018).
В работе используются методы сравнительного анализа исследуемой проблемы, изучения и обобщения информационно-аналитических материалов и научной литературы, вторичного анализа результатов исследований, проведенных специалистами в области развития женского предпринимательства, опубликованных в сети Интернет.
Результаты и дискуссия
В современном мире все большее распространение получает концепция женского предпринимательства. Женщины, открывая собственный бизнес, получают возможность не только обеспечивать себя и свои семьи, но и добиваться нового социального статуса. Таким образом, женское предпринимательство становится эффективным механизмом социального лифта. Развитие женского бизнеса оказывает позитивное влияние на экономику и общество в целом. Женщины-предприниматели создают новые рабочие места, платят налоги, разрабатывают и внедряют инновации. Женское предпринимательство способствует росту конкуренции и оптимизации структуры экономики.
Так, в структуре малого и среднего бизнеса России 2 419 857 субъектов (nalog.ru 2023), возглавляемых женщинами. В России, по данным исследования 2023 г., индекс деловой активности женщин (WDI) составил 73,7 процентных пункта (далее – п. п.). Динамика индекса с момента измерения показывает, что это максимальный показатель (2015–2017 гг. – 56–59 п.п., 2017–2019 гг. –
69 п. п., 2020 г. – 60,1 п. п., 2021 г. – 71,1 п. п., 2022 г. – 69,8 п. п.) (kommersant.ru 2023).
Расширение экономических прав и возможностей женщин ведет к повышению их социального статуса и улучшению положения семьи. Финансово независимые женщины-предприниматели могут принимать важные решения и влиять на процессы в обществе.
Таким образом, развитие женского предпринимательства – это необходимое условие построения современного демократического общества с равными возможностями для всех. Государству и обществу следует всемерно поддерживать и стимулировать женский бизнес как действенный механизм социальной мобильности и прогресса. Необходимы программы – карьерного роста, профессионального обучения и создания благоприятных условий труда (Гаврилюк, Бочаров 2021).
Открывая собственное дело, женщины получают шанс реализовать свой потенциал, проявить свои профессиональные и деловые качества. Кроме того, успешный бизнес позволяет женщине повысить свой социальный статус. Из домохозяйки или служащей с невысоким доходом она превращается в уважаемого члена общества, владелицу прибыльной компании. Женщина-предприниматель обретает влияние, авторитет и уверенность в себе.
Таким образом, для многих женщин собственный бизнес становится своеобразным социальным лифтом. Если в прошлом продвижение женщины по карьерной лестнице было затруднено в силу гендерных стереотипов, то теперь, запуская стартап или малое предприятие, она может самостоятельно улучшить свой социально-экономический статус.
Женское предпринимательство позволяет обрести финансовую самостоятельность, реализовать личностный потенциал и занять более высокое положение в обществе. Поэтому оно является важным и действенным социальным лифтом для современных женщин.
Рассмотрим, как финансовая независимость открывает для женщин-предпринимателей новые возможности влияния на процессы в обществе:
– они могут активно участвовать в общественной и политической жизни, вступать в партии, выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы власти;
– могут выступать спонсорами и меценатами, поддерживая значимые культурные, образовательные, медицинские проекты;
– имеют возможность лоббировать и отстаивать свои интересы и интересы своего бизнеса на законодательном уровне;
– могут создавать общественные организации, фонды, занимающиеся решением социальных проблем;
– их авторитет и успешный опыт позволяют влиять на общественное мнение и формировать тенденции;
– они становятся ролевыми моделями для других женщин, вдохновляя их на реализацию личностного и профессионального потенциала;
– могут внедрять в своих компаниях прогрессивные практики в области кадровой политики, соцпакета, гибких условий труда.
Таким образом, обладая финансовой самостоятельностью, женщины-предприниматели получают возможности для активного участия в жизни общества и продвижения позитивных изменений.
Женское предпринимательство как механизм социального лифта – это тема, которая становится все более актуальной в современном обществе. Она отражает растущую роль женщин в бизнесе и их возможности использовать предпринимательство как средство для социальной мобильности.
Женское предпринимательство может быть рассмотрено как потенциальный механизм, способствующий повышению статуса и благосостояния женщин. Традиционно женщинам было запрещено заниматься бизнесом и занимать высокие должности в обществе. Однако с изменением социальных норм и правового положения женщин возможности для предпринимательства стали все более доступными. Женщины-предприниматели имеют возможность преодолеть стеклянный потолок и добиваться успеха независимо от пола.
Кроме того, женское предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест и развитию экономики. Женщины, основывая свои собственные компании, вносят свой вклад в развитие бизнеса и стимулируют экономический рост. Они также обеспечивают занятость и доход для себя и своих сотрудников, что способствует снижению уровня безработицы и бедности (Гаврилюк, Бочаров 2018).
Более того, женское предпринимательство имеет потенциал изменить стереотипы и представления о роли женщин в обществе. Когда женщины проявляют себя как успешные и влиятельные предприниматели, они демонстрируют свою способность управлять бизнесом, принимать важные решения и быть лидерами. Это приводит к изменению восприятия обществом женщин и их способностей, разрушает стереотипы и способствует созданию равноправных возможностей для всех.
Россия – мировой лидер по числу женщин в бизнесе. Россия опережает другие страны по доле женщин, занимающих управленческие должности. Индекс предпринимательской деятельности, указывающий на долю женщин-руководителей, составляет в России 0,7 (по шкале от 0 до 1, где 1 подразумевает полное равенство мужчин и женщин). В Африке этот индекс равняется 0,66, в Латинской Америке – 0,64, в Северной Америке, в Восточной Европе и Центральной Азии – 0,61, в Японии – 0,6, в Австралии – 0,57, в Азии – 0,56, в Западной Европе – 0,5. индекс предпринимательской деятельности (по числу женщин, работающих не по найму) в России составляет 0,66, при этом среднегодовой темп прироста снижается на 2,2 % (tass.ru 2023).
В 2022 году женщины составляли от 12 до 36,7 процента всех сотрудников, занимающих руководящие и/или управленческие должности в этих крупных технологических компаниях. В Facebook самый высокий процент женщин на руководящих должностях – 36,7 процента, за ней следует Apple, 32,3 процента руководящих должностей в которой занимают женщины (translated 2022).
Аналитики Deloitte опубликовали большое исследование о российских женщинах-руководительницах. Выяснилось, что женщины в отечественном бизнесе занимают высшие руководящие должности намного чаще, чем их коллеги в Европе. К тому же по ряду критериев женщины обогнали CEO (Chief Executive Officer – главный исполнительный директор) мужского пола.
В исследовании приняли участие 224 тыс. российских компаний из 19 различных отраслей. Выяснилось, что доля женщин-CEO в России очень высока – 20 % против 4,4 % в среднем по миру. Выше она только в отдельных странах Европы. В топ-200 российских компаний женщин-руководителей оказалось 6,5 %.
Чаще всего женщины на руководящих постах встречаются в образовании (42 %), гостиницах и общепите (30 %), здравоохранении и соцуслугах (39 %) и прочих услугах (38 %). В пяти секторах женщин-CEO менее 10 %: в добыче (6 %), госсекторе и безопасности (6 %), энергетике (7 %), строительстве (8 %) и сельском хозяйстве (10 %), первые три — закрытые для женского руководства отрасли (incrussia.ru 2022).
Женское предпринимательство как механизм социального лифта имеет огромный потенциал для изменения статуса женщин и их экономического положения. Бытует мнение, что женщина и политика – две вещи несовместимые, однако мы в который раз убеждаемся в обратном. Женщины-предпринимательницы играют все более значимую роль в политической сфере. Их участие и представительство в политике важны для достижения гендерного равенства, разнообразия и справедливости. Вот некоторые аспекты роли женщин-предпринимательниц в политике:
1. Представительство: участие женщин-предпринимательниц в политике способствует более равноправному представлению женщин в принятии важных решений. Они могут внести свой вклад в разработку политик, которые поддерживают и способствуют развитию женского предпринимательства.
2. Экономическое развитие: женщины-предпринимательницы могут быть мощным двигателем экономического развития. Их участие в политике может способствовать созданию благоприятной бизнес-среды для женщин, предоставлять лучший доступ к ресурсам, финансовым инструментам и сетям поддержки, что стимулирует развитие предпринимательства в целом.
3. Социальное изменение: женщины-предпринимательницы, участвуя в политике, могут поддерживать и внедрять социально значимые политики. Они могут выступать за улучшение условий труда и защиту прав женщин-предпринимательниц, а также способствовать созданию равных возможностей и разрушению распространенных гендерных стереотипов.
4. Коммуникация и вдохновение: женщины-предпринимательницы, занимающие политические должности, могут служить вдохновением и примером для других женщин, которые хотят заняться предпринимательством. Их истории успеха и лидерские навыки могут способствовать развитию и образованию нового поколения предпринимательниц.
5. Рабочая сила и занятость: участие женщин-предпринимательниц в политике может привести к разработке политик, которые способствуют созданию новых рабочих мест и поддерживают равные возможности для женщин на рабочем месте. Это также может привести к разработке мер предотвращения дискриминации на основе пола и созданию более равноправной и справедливой рабочей среды.
Согласно опубликованной в 2023 году карте женщин в политике и структуры «ООН-женщины» (Women in politics: 2023) сегодня во всем мире больше женщин, чем когда-либо, занимают посты, на которых принимают политические решения. По состоянию на 1 января 2023 г. данные показывают, что число женщин на политических руководящих должностях как в правительстве, так и в парламенте в целом увеличилось.
В глобальном рейтинге стран мира по уровню гендерного неравенства Россия занимает 81 место из 156 стран. По индексу участия женщин в политической жизни наша страна находится на 133 месте (weforum.org 2021).
В феврале 2022 года был проведен опрос Левада-центра по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения о гендерном равноправии и взглядах россиян на участие женщин в политике. 68 % опрошенных считают, что в современной России женщины и мужчины обладают равными правами и возможностями, 37 % определённо поддерживают участие женщин в политике. В 2003 году, когда первый раз был задан вопрос о гендерном равноправии, половина опрошенных считали, что женщины и мужчины обладают равными правами и возможностями. За прошедшие годы доля тех, кто разделяет эту точку зрения, постепенно увеличилась до 68 %, однако, как и в прошлых замерах, женщины чаще мужчин говорят о гендерном неравенстве (в 2022 году 25 % женщин ответили, что у мужчин прав и возможностей больше). Три четверти опрошенных (76 %) в целом с одобрением относятся к участию женщин в политике (levada 2022).
Таким образом, женщины-предпринимательницы, занимающие политические должности, имеют потенциал значительно повлиять на развитие предпринимательской среды и достичь гендерного равенства. Их участие в политике важно для обеспечения разнообразия, инноваций и социально-экономического развития.
А между тем именно карьера отражает установку женщины на самореализацию, самосовершенствование, творческое самовыражение.
Заключение
Концепция женского предпринимательства как механизма социального лифта является относительно новой и развивающейся областью исследований в экономике и бизнесе. Это предполагает анализ препятствий и возможностей, с которыми сталкиваются женщины при открытии и развитии бизнеса, а также изучение способов продвижения и поддержки их успеха. Один из способов сделать это – через программы наставничества, образовательные и обучающие инициативы, а также доступ к капиталу и ресурсам. В целом, растет признание необходимости и преимуществ женщин на руководящих должностях, а также желание продвигать и поддерживать женское предпринимательство.
Концепция женщин-предпринимательниц в политической сфере основана на признании равенства полов и необходимости повышения женской репрезентации в политике. Она сосредотачивается на поддержке и поощрении женщин, которые решают заняться предпринимательством в этой сфере, а также на создании условий, способствующих их росту и развитию.
1. Концепция включает в себя создание программ, которые обращаются к женщинам, которые интересуются политикой и предпринимательством, предоставляя им информацию о возможностях и ресурсах. Такие программы могут включать проведение семинаров, тренингов, менторской поддержки, а также предоставление доступа к полезным курсам и ресурсам онлайн.
2. Создание сетей и сообщества: чтобы женщины-предпринимательницы могли успешно работать в политической сфере, концепция предлагает создание сетей и сообщества, в которых они могли бы делиться опытом, наставничеством и поддержкой друг друга. Это поможет женщинам поддерживать связи, учитывать уникальные проблемы и вызовы, с которыми они сталкиваются, и развиваться вместе.
3. Создание равных возможностей: концепция ставит целью создать равные возможности для женщин предпринимательниц в политической сфере. Это включает в себя устранение любых видов дискриминации и социальных или культурных барьеров, которые могут мешать женщинам вступать в политику и создавать успешные бизнесы. Также необходимо обеспечить доступ к финансированию, повышению профессиональной квалификации и равным возможностям для карьерного роста.
4. Поддержка женщин-лидеров: концепция предлагает создание программ, направленных на поддержку женщин-лидеров, которые решили занять высокие политические должности. Это может включать проведение тренингов по развитию руководящих навыков, формированию политического влияния и подготовке к выборам. Такие программы также должны обеспечивать доступ к менторам и ресурсам, чтобы помочь женщинам успешно осуществить свои цели.
5. Привлечение внимания к вопросам, связанным с женщинами и предпринимательством в политике: концепция предлагает привлечение внимания общества и медиа к вопросам, связанным с женщинами-предпринимательницами в политике, их вкладу и достижениям. Это может стимулировать обсуждение и осознание важности женского предпринимательства в политике, а также помочь преодолеть стереотипы и предубеждения.
Итак, концепция женского предпринимательства как механизм социального лифта стремится создать благоприятные условия для женщин, амбициозных в политике и предпринимательстве. Она основывается на принципах равенства, поддержки и солидарности, чтобы максимально использовать потенциал женщин-предпринимательниц в политике и способствовать достижению позитивных изменений в обществе.
About the authors
Anna A. Moiseeva
Medical University "Reaviz"
Author for correspondence.
Email: fpdoreaviz@bk.ru
ORCID iD: 0009-0008-3534-9807
Director of the Promotion Center of the Medical University "Reaviz"
Russian Federation, 243, Sovetskaya Armiya str., Samara, 443000, Russian FederationReferences
- Giménez, D. and Calabrò, A. (2018), The salient role of institutions in women’s entrepreneurship: a critical review and agenda for future research, International Entrepreneurship and Management Journal, no. 14, pp. 857–882.
- Zapkau, F.B., Schwens, C. and Kabst, R. (2017), The role of prior entrepreneurial exposure in the entrepreneurial process: a review and future research implications, Journal of Small Business Management, no. 1, pp. 56–86, DOI: http://doi.org/10.1111/jsbm.12232.
- Alimpieva, A.V. (2017), Zhenskoe predprinimatelstvo v belorusskom i rossiyskom publichnom diskurse [Women entrepreneurship in Belarusian and Russian public discourse], Primo Aspectu, no. 4(32), pp. 19–30.
- Baskakova, M.E. and Soboleva, I.V. (2017), Educational potential of Russian employers: gender aspect, Education issues, no. 4, pp. 83–103.
- Baskakova, M.E. and Soboleva, I. V. (2018), Family and work balance: new opportunities in the digital economy, Population, vol. 21, no. 3, pp. 122–135.
- Bazhenov, A.Yu. (2018), Women's entrepreneurship – a promising potential for economic development, Russian entrepreneurship, no. 5.
- Gavrilyuk, T.V. and Bocharov, V.Yu. (2021), The readiness assessment regarding labor migration of the new working-class youth, Semioticheskie issledovanija. Semiotic studies, vol. 1, no. 2, pp. 83–90, DOI: http://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-2-83-90.
- Gavrilyuk, T.V. and Bocharov, V.Yu. (2018). Intersectionality as a Way of Conceptualizing Gender and Class Inequality, The Journal of Social Policy Studies, vol. 16, no. 3, pp. 537–545, DOI: http://doi.org/10.17323/727- 0634-2018-16-3-537-545.
- Dadaeva, T.M. (2005), Gender structure of modern Russian society: Reality and development trends, Saransk, Russia.
- Moiseyeva, A.A (2023), Teoreticheskiye aspekty issledovaniya zhenskogo predprinimatel'stva v rossiyskom regione (na primere Samarskoy oblasti), VI Mezhdunarodnaya konferentsiya «Kazanskiye sotsiologicheskiye chteniya»: sbornik nauchnykh trudov (Kazan', 18–19 maya 2023 g.), Izdatel'stvo Kazanskogo universiteta, Kazan', Russia, pp. 179–182.
- Orlova, A.V. (2018), Organizatsiya analiticheskoy raboty v issledovaniyakh zhenskogo predprinimatelstva [Organization of analytical work in women’s entrepreneurship research], Economics, no. 2, pp. 17–21.
- Raymanova, Z.I. (2018), Aktualnye problemy zhenskogo predprinimatelstva v Rossii [Current problems of development of women’s business in russia], Doklady Bashkirskogo universiteta, no. 3 (6), pp. 661–664.
- Semenov, R.I. (2018), Razvitie zhenskogo predprinimatelstva v Rossii [Development of women’s entrepreneurship in Russia], Kachestvo nauki – kachestvo zhizni, no. 11, p. 72–75.
- Tkachenko, I.N. (2017), Gendernye aspekty uchastiya zhenshchin v korporativnom biznese i predprinimatelstve [Gender aspects of women participation in corporate business and entrepreneurship], Discussion, no. 11 (85), pp. 25–35.
- Utkina, N.Yu. (2017), Objective and subjective factors of the development of women's entrepreneurship in Russia, Woman in Russian society, no. 1 (82), pp. 17–27.