Концепция женского предпринимательства как механизм социального лифта
- Авторы: Моисева А.А.1
-
Учреждения:
- Медицинский университет «Реавиз»
- Выпуск: Том 4, № 1 (2024)
- Страницы: 69-75
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ
- URL: https://journals.ssau.ru/semiotic/article/view/27374
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2024-4-1-69-75
- ID: 27374
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Работа является актуальной, так как она направлена на всестороннее раскрытие потенциала женского предпринимательства и обоснование его значимости для развития общества, достижения гендерного равенства, а также на создание благоприятных условий для экономического роста и социальной мобильности женщин. Автор анализирует современные тенденции в области женского предпринимательства и их влияние на экономическое развитие. Отмечается, что возможности для женского бизнеса расширяются, а предпринимательство становится действенным социальным лифтом для женщин. Ключевая цель статьи – обосновать концепцию женского предпринимательства как эффективного механизма социальной мобильности и достижения гендерного равенства. Задачи: проанализировать женское предпринимательство как средство расширения прав и возможностей женщин, повышения их социального статуса и преодоления гендерных барьеров. Продемонстрировать на основе статистических данных и фактов усиление позиций женского бизнеса в России и мире. Обосновать потенциал женского предпринимательства в решении социальных проблем и продвижении прогрессивных изменений. В работе используются методы сравнительного анализа, обобщения, вторичного анализа результатов исследований, проведенных специалистами в области развития женского предпринимательства. Особое внимание уделяется роли женщин-предпринимателей в политической сфере и их возможностям влиять на принятие решений. Отмечается, что возможности для женского бизнеса расширяются, а предпринимательство становится действенным социальным лифтом для женщин.
Сделаны выводы о важности развития женского предпринимательства как инструмента прогрессивных преобразований и достижения гендерного равенства в обществе и необходимости целенаправленной государственной политики по стимулированию и поддержке женского предпринимательства.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Концепция женского предпринимательства в качестве механизма искусственного подъема предполагает, что эффективное развитие женского предпринимательства способствует решению проблем женщин, обеспечивает равные возможности для женщин в бизнесе и сокращение географических показателей в обществе. Женское предпринимательство может обеспечивать эффективную социальную мобильность, предоставляя женщинам возможность преодолевать географические барьеры, получать финансовую независимость и участвовать в экономическом развитии. Кроме того, успешные женщины-предприниматели могут стать образцом для других женщин, вдохновляя их на карьерный рост и развитие хороших бизнес-проектов. Однако для реализации концепции женского предпринимательства в качестве механического лифта необходимы специальные программы поддержки, доступа к финансированию и образованию для женщин, а также изменение стереотипов в обществе и, в конечном счете, в бизнесе.
Материалы и методы
Основы изучения предпринимательства, его функций и значимости для социума были заложены выдающимися учеными – М. Вебером, П. Друкером, В. Зомбартом, Д. Кларком, К. Марксом, Ф. Найтом, А. Смитом и другими (Моисеева 2023).
Современные вопросы женского предпринимательства активно изучалась в рамках гендерного подхода М. Е. Баскаковой (Баскакова 2017),
А.Ю. Баженовым (Баженов 2018), Т.М. Дадаевой (Дадаева 2005), И.В. Соболевой (Соболева 2017), И.Н. Ткаченко (Ткаченко 2017), Н.Ю. Уткиной (Уткина 2017).
К современным зарубежным исследованиям о роли социальных институтов в развитии женского предпринимательства следует отнести работы
Д. Хименес, А. Калабро (Giménez, Calabrò 2018), F.B. Запкау, К. Швенс, Р. Кабст, которые рассматривали причины и мотивы открытия собственного дела, факторы, влияющие на предпринимательское поведение: процесс, индивид, среда и организация (Zapkau, Schwens, Kabst 2017) и другие.
Среди российских исследователей женского предпринимательства можно назвать А.В. Алимпиеву (Алимпиева 2017), А.В. Орлову (Орлова 2018), З.И. Райманову (Райманова 2018), Р.И. Семенову, (Семенова 2017), И.Н. Ткаченко (Ткаченко 2018).
В работе используются методы сравнительного анализа исследуемой проблемы, изучения и обобщения информационно-аналитических материалов и научной литературы, вторичного анализа результатов исследований, проведенных специалистами в области развития женского предпринимательства, опубликованных в сети Интернет.
Результаты и дискуссия
В современном мире все большее распространение получает концепция женского предпринимательства. Женщины, открывая собственный бизнес, получают возможность не только обеспечивать себя и свои семьи, но и добиваться нового социального статуса. Таким образом, женское предпринимательство становится эффективным механизмом социального лифта. Развитие женского бизнеса оказывает позитивное влияние на экономику и общество в целом. Женщины-предприниматели создают новые рабочие места, платят налоги, разрабатывают и внедряют инновации. Женское предпринимательство способствует росту конкуренции и оптимизации структуры экономики.
Так, в структуре малого и среднего бизнеса России 2 419 857 субъектов (nalog.ru 2023), возглавляемых женщинами. В России, по данным исследования 2023 г., индекс деловой активности женщин (WDI) составил 73,7 процентных пункта (далее – п. п.). Динамика индекса с момента измерения показывает, что это максимальный показатель (2015–2017 гг. – 56–59 п.п., 2017–2019 гг. –
69 п. п., 2020 г. – 60,1 п. п., 2021 г. – 71,1 п. п., 2022 г. – 69,8 п. п.) (kommersant.ru 2023).
Расширение экономических прав и возможностей женщин ведет к повышению их социального статуса и улучшению положения семьи. Финансово независимые женщины-предприниматели могут принимать важные решения и влиять на процессы в обществе.
Таким образом, развитие женского предпринимательства – это необходимое условие построения современного демократического общества с равными возможностями для всех. Государству и обществу следует всемерно поддерживать и стимулировать женский бизнес как действенный механизм социальной мобильности и прогресса. Необходимы программы – карьерного роста, профессионального обучения и создания благоприятных условий труда (Гаврилюк, Бочаров 2021).
Открывая собственное дело, женщины получают шанс реализовать свой потенциал, проявить свои профессиональные и деловые качества. Кроме того, успешный бизнес позволяет женщине повысить свой социальный статус. Из домохозяйки или служащей с невысоким доходом она превращается в уважаемого члена общества, владелицу прибыльной компании. Женщина-предприниматель обретает влияние, авторитет и уверенность в себе.
Таким образом, для многих женщин собственный бизнес становится своеобразным социальным лифтом. Если в прошлом продвижение женщины по карьерной лестнице было затруднено в силу гендерных стереотипов, то теперь, запуская стартап или малое предприятие, она может самостоятельно улучшить свой социально-экономический статус.
Женское предпринимательство позволяет обрести финансовую самостоятельность, реализовать личностный потенциал и занять более высокое положение в обществе. Поэтому оно является важным и действенным социальным лифтом для современных женщин.
Рассмотрим, как финансовая независимость открывает для женщин-предпринимателей новые возможности влияния на процессы в обществе:
– они могут активно участвовать в общественной и политической жизни, вступать в партии, выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы власти;
– могут выступать спонсорами и меценатами, поддерживая значимые культурные, образовательные, медицинские проекты;
– имеют возможность лоббировать и отстаивать свои интересы и интересы своего бизнеса на законодательном уровне;
– могут создавать общественные организации, фонды, занимающиеся решением социальных проблем;
– их авторитет и успешный опыт позволяют влиять на общественное мнение и формировать тенденции;
– они становятся ролевыми моделями для других женщин, вдохновляя их на реализацию личностного и профессионального потенциала;
– могут внедрять в своих компаниях прогрессивные практики в области кадровой политики, соцпакета, гибких условий труда.
Таким образом, обладая финансовой самостоятельностью, женщины-предприниматели получают возможности для активного участия в жизни общества и продвижения позитивных изменений.
Женское предпринимательство как механизм социального лифта – это тема, которая становится все более актуальной в современном обществе. Она отражает растущую роль женщин в бизнесе и их возможности использовать предпринимательство как средство для социальной мобильности.
Женское предпринимательство может быть рассмотрено как потенциальный механизм, способствующий повышению статуса и благосостояния женщин. Традиционно женщинам было запрещено заниматься бизнесом и занимать высокие должности в обществе. Однако с изменением социальных норм и правового положения женщин возможности для предпринимательства стали все более доступными. Женщины-предприниматели имеют возможность преодолеть стеклянный потолок и добиваться успеха независимо от пола.
Кроме того, женское предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест и развитию экономики. Женщины, основывая свои собственные компании, вносят свой вклад в развитие бизнеса и стимулируют экономический рост. Они также обеспечивают занятость и доход для себя и своих сотрудников, что способствует снижению уровня безработицы и бедности (Гаврилюк, Бочаров 2018).
Более того, женское предпринимательство имеет потенциал изменить стереотипы и представления о роли женщин в обществе. Когда женщины проявляют себя как успешные и влиятельные предприниматели, они демонстрируют свою способность управлять бизнесом, принимать важные решения и быть лидерами. Это приводит к изменению восприятия обществом женщин и их способностей, разрушает стереотипы и способствует созданию равноправных возможностей для всех.
Россия – мировой лидер по числу женщин в бизнесе. Россия опережает другие страны по доле женщин, занимающих управленческие должности. Индекс предпринимательской деятельности, указывающий на долю женщин-руководителей, составляет в России 0,7 (по шкале от 0 до 1, где 1 подразумевает полное равенство мужчин и женщин). В Африке этот индекс равняется 0,66, в Латинской Америке – 0,64, в Северной Америке, в Восточной Европе и Центральной Азии – 0,61, в Японии – 0,6, в Австралии – 0,57, в Азии – 0,56, в Западной Европе – 0,5. индекс предпринимательской деятельности (по числу женщин, работающих не по найму) в России составляет 0,66, при этом среднегодовой темп прироста снижается на 2,2 % (tass.ru 2023).
В 2022 году женщины составляли от 12 до 36,7 процента всех сотрудников, занимающих руководящие и/или управленческие должности в этих крупных технологических компаниях. В Facebook самый высокий процент женщин на руководящих должностях – 36,7 процента, за ней следует Apple, 32,3 процента руководящих должностей в которой занимают женщины (translated 2022).
Аналитики Deloitte опубликовали большое исследование о российских женщинах-руководительницах. Выяснилось, что женщины в отечественном бизнесе занимают высшие руководящие должности намного чаще, чем их коллеги в Европе. К тому же по ряду критериев женщины обогнали CEO (Chief Executive Officer – главный исполнительный директор) мужского пола.
В исследовании приняли участие 224 тыс. российских компаний из 19 различных отраслей. Выяснилось, что доля женщин-CEO в России очень высока – 20 % против 4,4 % в среднем по миру. Выше она только в отдельных странах Европы. В топ-200 российских компаний женщин-руководителей оказалось 6,5 %.
Чаще всего женщины на руководящих постах встречаются в образовании (42 %), гостиницах и общепите (30 %), здравоохранении и соцуслугах (39 %) и прочих услугах (38 %). В пяти секторах женщин-CEO менее 10 %: в добыче (6 %), госсекторе и безопасности (6 %), энергетике (7 %), строительстве (8 %) и сельском хозяйстве (10 %), первые три — закрытые для женского руководства отрасли (incrussia.ru 2022).
Женское предпринимательство как механизм социального лифта имеет огромный потенциал для изменения статуса женщин и их экономического положения. Бытует мнение, что женщина и политика – две вещи несовместимые, однако мы в который раз убеждаемся в обратном. Женщины-предпринимательницы играют все более значимую роль в политической сфере. Их участие и представительство в политике важны для достижения гендерного равенства, разнообразия и справедливости. Вот некоторые аспекты роли женщин-предпринимательниц в политике:
1. Представительство: участие женщин-предпринимательниц в политике способствует более равноправному представлению женщин в принятии важных решений. Они могут внести свой вклад в разработку политик, которые поддерживают и способствуют развитию женского предпринимательства.
2. Экономическое развитие: женщины-предпринимательницы могут быть мощным двигателем экономического развития. Их участие в политике может способствовать созданию благоприятной бизнес-среды для женщин, предоставлять лучший доступ к ресурсам, финансовым инструментам и сетям поддержки, что стимулирует развитие предпринимательства в целом.
3. Социальное изменение: женщины-предпринимательницы, участвуя в политике, могут поддерживать и внедрять социально значимые политики. Они могут выступать за улучшение условий труда и защиту прав женщин-предпринимательниц, а также способствовать созданию равных возможностей и разрушению распространенных гендерных стереотипов.
4. Коммуникация и вдохновение: женщины-предпринимательницы, занимающие политические должности, могут служить вдохновением и примером для других женщин, которые хотят заняться предпринимательством. Их истории успеха и лидерские навыки могут способствовать развитию и образованию нового поколения предпринимательниц.
5. Рабочая сила и занятость: участие женщин-предпринимательниц в политике может привести к разработке политик, которые способствуют созданию новых рабочих мест и поддерживают равные возможности для женщин на рабочем месте. Это также может привести к разработке мер предотвращения дискриминации на основе пола и созданию более равноправной и справедливой рабочей среды.
Согласно опубликованной в 2023 году карте женщин в политике и структуры «ООН-женщины» (Women in politics: 2023) сегодня во всем мире больше женщин, чем когда-либо, занимают посты, на которых принимают политические решения. По состоянию на 1 января 2023 г. данные показывают, что число женщин на политических руководящих должностях как в правительстве, так и в парламенте в целом увеличилось.
В глобальном рейтинге стран мира по уровню гендерного неравенства Россия занимает 81 место из 156 стран. По индексу участия женщин в политической жизни наша страна находится на 133 месте (weforum.org 2021).
В феврале 2022 года был проведен опрос Левада-центра по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения о гендерном равноправии и взглядах россиян на участие женщин в политике. 68 % опрошенных считают, что в современной России женщины и мужчины обладают равными правами и возможностями, 37 % определённо поддерживают участие женщин в политике. В 2003 году, когда первый раз был задан вопрос о гендерном равноправии, половина опрошенных считали, что женщины и мужчины обладают равными правами и возможностями. За прошедшие годы доля тех, кто разделяет эту точку зрения, постепенно увеличилась до 68 %, однако, как и в прошлых замерах, женщины чаще мужчин говорят о гендерном неравенстве (в 2022 году 25 % женщин ответили, что у мужчин прав и возможностей больше). Три четверти опрошенных (76 %) в целом с одобрением относятся к участию женщин в политике (levada 2022).
Таким образом, женщины-предпринимательницы, занимающие политические должности, имеют потенциал значительно повлиять на развитие предпринимательской среды и достичь гендерного равенства. Их участие в политике важно для обеспечения разнообразия, инноваций и социально-экономического развития.
А между тем именно карьера отражает установку женщины на самореализацию, самосовершенствование, творческое самовыражение.
Заключение
Концепция женского предпринимательства как механизма социального лифта является относительно новой и развивающейся областью исследований в экономике и бизнесе. Это предполагает анализ препятствий и возможностей, с которыми сталкиваются женщины при открытии и развитии бизнеса, а также изучение способов продвижения и поддержки их успеха. Один из способов сделать это – через программы наставничества, образовательные и обучающие инициативы, а также доступ к капиталу и ресурсам. В целом, растет признание необходимости и преимуществ женщин на руководящих должностях, а также желание продвигать и поддерживать женское предпринимательство.
Концепция женщин-предпринимательниц в политической сфере основана на признании равенства полов и необходимости повышения женской репрезентации в политике. Она сосредотачивается на поддержке и поощрении женщин, которые решают заняться предпринимательством в этой сфере, а также на создании условий, способствующих их росту и развитию.
1. Концепция включает в себя создание программ, которые обращаются к женщинам, которые интересуются политикой и предпринимательством, предоставляя им информацию о возможностях и ресурсах. Такие программы могут включать проведение семинаров, тренингов, менторской поддержки, а также предоставление доступа к полезным курсам и ресурсам онлайн.
2. Создание сетей и сообщества: чтобы женщины-предпринимательницы могли успешно работать в политической сфере, концепция предлагает создание сетей и сообщества, в которых они могли бы делиться опытом, наставничеством и поддержкой друг друга. Это поможет женщинам поддерживать связи, учитывать уникальные проблемы и вызовы, с которыми они сталкиваются, и развиваться вместе.
3. Создание равных возможностей: концепция ставит целью создать равные возможности для женщин предпринимательниц в политической сфере. Это включает в себя устранение любых видов дискриминации и социальных или культурных барьеров, которые могут мешать женщинам вступать в политику и создавать успешные бизнесы. Также необходимо обеспечить доступ к финансированию, повышению профессиональной квалификации и равным возможностям для карьерного роста.
4. Поддержка женщин-лидеров: концепция предлагает создание программ, направленных на поддержку женщин-лидеров, которые решили занять высокие политические должности. Это может включать проведение тренингов по развитию руководящих навыков, формированию политического влияния и подготовке к выборам. Такие программы также должны обеспечивать доступ к менторам и ресурсам, чтобы помочь женщинам успешно осуществить свои цели.
5. Привлечение внимания к вопросам, связанным с женщинами и предпринимательством в политике: концепция предлагает привлечение внимания общества и медиа к вопросам, связанным с женщинами-предпринимательницами в политике, их вкладу и достижениям. Это может стимулировать обсуждение и осознание важности женского предпринимательства в политике, а также помочь преодолеть стереотипы и предубеждения.
Итак, концепция женского предпринимательства как механизм социального лифта стремится создать благоприятные условия для женщин, амбициозных в политике и предпринимательстве. Она основывается на принципах равенства, поддержки и солидарности, чтобы максимально использовать потенциал женщин-предпринимательниц в политике и способствовать достижению позитивных изменений в обществе.
Об авторах
Анна Александровна Моисева
Медицинский университет «Реавиз»
Автор, ответственный за переписку.
Email: fpdoreaviz@bk.ru
ORCID iD: 0009-0008-3534-9807
директор центра продвижения Медицинского университета «Реавиз»
Россия, 443000, Российская Федерация, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 243Список литературы
- Giménez, D. and Calabrò, A. (2018), The salient role of institutions in women’s entrepreneurship: a critical review and agenda for future research, International Entrepreneurship and Management Journal, no. 14, pp. 857–882.
- Zapkau, F.B., Schwens, C. and Kabst, R. (2017), The role of prior entrepreneurial exposure in the entrepreneurial process: a review and future research implications, Journal of Small Business Management, no. 1, pp. 56–86, DOI: http://doi.org/10.1111/jsbm.12232.
- Алимпиева А.В. Женское предпринимательство в белорусском и российском публичном дискурсе // Primo Aspectu. 2017. № 4(32). С. 19–30.
- Баскакова М. Е., Соболева И. В. Образовательный потенциал российских работодателей: гендерный аспект // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 83–103.
- Баскакова М. Е., Соболева И. В. Баланс семьи и работы: новые возможности в условиях цифровой экономики // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 3. С. 122–135.
- Баженов А.Ю. Женское предпринимательство – перспективный потенциал развития экономики // Российское предпринимательство. 2018. № 5.
- Гаврилюк Т.В., Бочаров В.Ю. Оценка готовности к трудовой миграции молодежи нового рабочего класса // Семиотические исследования. Semiotic studies. 2021. Т. 1. № 2. С. 83–90. DOI: http://doi.org/10.18287/2782-2966-2021-1-2-83-90.
- Гаврилюк Т.В., Бочаров В.Ю. Интерсекциональность как способ концептуализации гендерного и классового неравенства // The Journal of Social Policy Studies. 2018. vol. 16, № 3, pp. 537–545. DOI: http://doi.org/10.17323/727-0634-2018-16-3-537-545.
- Дадаева Т.М. Гендерная структура современного российского общества: реальность и тенденции развития. Саранск, 2005. 180 с.
- Моисеева А.А. Теоретические аспекты исследования женского предпринимательства в российском регионе (на примере Самарской области) // VI Международная конференция «Казанские социологические чтения»: сборник научных трудов (Казань, 18–19 мая 2023 г.). Казань: Издательство Казанского университета, 2023. С. 179–182.
- Орлова А.В. Организация аналитической работы в исследованиях женского предпринимательства // Экономика. Бизнес. Финансы. 2018. № 2. C. 17–21.
- Райманова З.И. Актуальные проблемы женского предпринимательства в России // Доклады Башкирского университета. 2018. № 6. C. 661–664.
- Семенов Р. И. Развитие женского предпринимательства в России // Качество науки – качество жизни. 2018. № 11. C. 72–75.
- Ткаченко И.Н. Гендерные аспекты участия женщин в корпоративном бизнесе и предпринимательстве // Дискуссия. 2017. № 11(85). C. 25–35.
- Уткина Н.Ю. Объективные и субъективные факторы развития женского предпринимательства в России // Женщина в российском обществе. 2017. № 1 (82). С. 17–27.