Decision Support System for autonomous vehicle maintenance management
- Authors: Orlov S.P.1, Susarev S.V.1
-
Affiliations:
- Samara State Technical University
- Issue: Vol 13, No 3 (2023)
- Pages: 424-436
- Section: METHODS AND TECHNOLOGIES OF DECISION MAKING
- URL: https://journals.ssau.ru/ontology/article/view/26745
- DOI: https://doi.org/10.18287/2223-9537-2023-13-3-424-436
- ID: 26745
Cite item
Full Text
Abstract
Autonomous vehicles are complex objects equipped with the tools for monitoring the technical condition and transmitting data for diagnostics and prediction. The design of new models of autonomous and robotic vehicles is inextricably linked with the development of a maintenance system. The efficient functioning of the maintenance system is ensured by the use of intelligent technologies and digital twins. The article proposes an approach to designing a decision support system for the maintenance and repair of a fleet of autonomous vehicles. The decision support system is focused on robotic agricultural vehicles. The proposed structure of the system is of a general nature and can be used in transport and logistics enterprises in various sectors of the economy. The general architecture of the maintenance system is presented, including the neuro-digital twin of the vehicle, the analytics unit, simulation models of operation processes, and service centers. The components of the neuro-digital twin are digital twins of car units, a knowledge base, domain ontology, artificial neural networks, and a team of experts. The proposed approach is based on a combination of intelligent technologies and simulation modeling in collaboration with a team of experts. A set of original simulation models for the operation of a fleet of autonomous vehicles has been developed. New models based on stochastic timed colored Petri nets are proposed to analyze the processes during the autonomous vehicle operation. The developed decision support system can be used both at the stage of virtual commissioning and in the real operation of autonomous vehicles.
Full Text
Введение
Развитие многих отраслей экономики ставит задачу проектирования автономных (роботизированных) транспортных средств (ТС) промышленного назначения. Проектирование автономных транспортных средств (АТС) включает создание на ранних этапах развитой системы технического обслуживания (ТО) и ремонта (ТОиР) [1, 2]. Предпосылкой к этому является оснащение АТС системой мониторинга технического состояния в реальном времени.
В настоящее время при проектировании таких сложных объектов, как АТС, используется подход, называемый «виртуальный ввод в эксплуатацию» [3, 4]. Он основан на широком использовании цифровых двойников (ЦД) агрегатов ТС, что позволяет проводить виртуальные испытания [5] и корректировать проектные решения конструкции АТС. В связи с этим уделяется внимание разработке моделей для ЦД агрегатов и элементов, а вопросы эксплуатации и обслуживания АТС решаются после создания и промышленного выпуска изделий.
Концепция Индустрия 4.0 стимулирует автоматизацию выпуска и эксплуатации ТС с использованием, в т.ч., интеллектуальных технологий. Опыт показал, что организация ТО ТС встречается со значительными неопределённостями, которые трудно учесть на этапе проектирования: разнообразие условий при эксплуатации, вероятностный характер износа и деградации элементов и агрегатов ТС, влияние случайных событий на поставки запасных частей, человеческий фактор.
Переход к Индустрии 5.0 призван обеспечить эффективное взаимодействие персонала и средств автоматизации и обработки данных [6, 7]. Разработка систем поддержки принятия решений (СППР) первоначально была ориентирована на максимальную формализацию выработки решений, а человек участвовал на этапе работы экспертных систем. Такой подход может привести к принятию решений, не отвечающих изменившимся условиям эксплуатации объекта. В соответствии с принципами Индустрии 5.0 участие человека (операторов, аналитиков, экспертов) в управлении должно быть активным и при эксплуатации объектов, чтобы минимизировать негативное влияние неопределённостей. Объединение технологий искусственного и человеческого интеллекта образует кибер-социальные системы [7]. В работе [8] введено понятие сложных трудно формализуемых систем, которые работают в условиях неопределённости и являются одним из классов цифровой экономики. Принятие решений в них проводится коллективным интеллектом, включающим искусственные интеллектуальные системы и нейро-цифровые двойники (НЦД) высококвалифицированных специалистов. Объединение НЦД в когнитивные системы позволит реализовать принципиально новые подходы в рамках концепции Индустрия 5.0 [9].
Разработка системы ТОиР для парка АТС направлена на создание средств оценки технического состояния с помощью моделирования производственных операций и процессов деградации и износа элементов АТС в течение всего периода эксплуатации. При этом должны осуществляться анализ адекватности моделей и корректировка баз знаний (БЗ) с помощью персонала, обслуживающего парк АТС.
В статье рассматривается подход к построению системы ТОиР, функционирующей в едином информационном пространстве с цифровыми сервисами, парком АТС, комплексом технологического оборудования основного производства и производителем АТС. Новизна подхода заключается в использовании в СППР имитационных моделей (ИМ) дискретно-событийного типа на сетях Петри [10, 11].
1. Система ТО АТС сельскохозяйственного назначения
Современные агротехнические комплексы имеют большую площадь обрабатываемых полей и различные производства по первичному приёму и обработке продукции. Они могут быть расположены на значительном расстоянии и связаны между собой дорогами, проходящими в малонаселённой местности. Создание роботизированных ТС в этом случае – актуальная задача, дающая экономический эффект и повышение производительности сельскохозяйственных работ1. На рисунке 1 приведена обобщённая структура системы диагностики и прогнозирования технического состояния автономных грузовых автомобилей КАМАЗ сельскохозяйственного назначения [13].
Рисунок 1 – Обобщённая структура системы диагностики автономных автомобилей КАМАЗ
Мониторинг состояния АТС выполняется в процессе его эксплуатации. Анализ технического состояния и прогноз осуществляется на базе ЦД АТС. Системой диагностики АТС решаются следующие задачи:
- обработка данных из бортовых систем АТС и запись информации в облачном хранилище;
- анализ и статистическая обработка измеряемых параметров для определения их достоверности;
- идентификация показателей функционирования узлов, агрегатов и систем АТС;
- сопоставление полученных данных с параметрами динамических моделей систем, адаптивных моделей износа и деградации систем АТС;
- анализ расхождения параметров бортовой системы АТС с модельными параметрами и выявление аварийных и предотказных состояний систем, агрегатов и узлов;
- статистический анализ отказов узлов, агрегатов, прогнозирование остаточного ресурса узлов, агрегатов и систем автомобиля;
- формирование рекомендаций по проведению прогнозного ТО АТС [13].
2. Организация системы ТО АТС
Проектирование системы ТОиР начинается на этапе виртуального ввода в эксплуатацию автономного автомобиля КАМАЗ. На этом этапе создаются ЦД и ИМ процессов выполнения производственных операций. Доработка моделей, уточнение условий и правил функционирования АТС выполняется в процессе эксплуатации.
Основу системы ТОиР составляет СППР, базирующаяся на интеллектуальных технологиях (рисунок 2). Своевременное снабжение запасными частями службы управления сервисом (СС) – ключевой фактор в обеспечении высокой экономической эффективности за счёт снижения времени простоя автомобилей в сервисном центре (СЦ). С этой целью также используется выездной мобильный сервис (МС).
Рисунок 2 – Архитектура системы технического обслуживания и ремонта парка автономных транспортных средств
Парк АТС включает три группы автомобилей:
- активные АТС, полностью готовые к эксплуатации;
- резервные АТС, которые находятся в работоспособном состоянии и могут при необходимости заменить активные АТС;
- каннибализируемые (разбираемые) АТС, укомплектованные работоспособными агрегатами и элементами, которые могут быть использованы для замены элементов, вышедших из строя на активном АТС [14].
Взаимодействие производителей автомобилей и запасных частей с эксплуатирующим транспортным предприятием обеспечивает решение двух задач:
- своевременную поставку запчастей в СЦ,
- корректировку проектной, технологической и эксплуатационной документации АТС по результатам мониторинга и анализа эксплуатации.
В соответствии с принципами Индустрии 5.0 основные технологии принятия решений сосредоточены в НЦД. Эта подсистема включает ЦД агрегатов, интеллектуальный анализ данных с помощью искусственных нейронных сетей (ИНС), онтологию предметной области (ПрО) ТО и онтологические шаблоны, продукционную БЗ и коллектив экспертов.
2.1 ЦД агрегатов АТС
Существующие методики и технологии моделирования позволяют создавать модели элементов, агрегатов и систем автомобилей на основе их феноменологии, протекающих процессов, инженерных и эксплуатационных параметров с использованием эмпирических и технических данных. Это даёт возможность создавать цифровые модели для прогнозирования и отработки процессов функционирования АТС.
ЦД автономного автомобиля – это модель, описывающая все характеристики объекта и процессов, связанных с его производством и эксплуатацией. ЦД позволяет создать копию физического мира, в которой фиксируются все данные о материалах, узлах, свойствах конструкции, выполняемых операциях и особенностях эксплуатации АТС.
При проектировании роботизированной транспортной системы автомобилей КАМАЗ реализован модельно-ориентированный подход [15]. Параметры, характеризующие действительное состояние систем и агрегатов АТС, получаемые с его борта, периодически сопоставляются с параметрами моделей ЦД, учитывающих износ компонентов, влияние окружающей среды, взаимовлияние систем автомобиля. По величине отклонений этих параметров от модельных значений осуществляется оценка состояния АТС, определение предотказных состояний систем и агрегатов, делается прогноз остаточного ресурса оборудования и систем.
2.2 Искусственные нейронные сети
ИНС рекуррентного типа обрабатывают временные ряды значений контролируемых параметров автономных автомобилей. После первичной обработки (см. рисунок 1) эта информация передаётся на входы ИНС. В результате выявляются тенденции к переходу в предотказные состояния агрегатов и элементов АТС и связанные с этим параметры. Другие классы ИНС (многослойные перцептроны и свёрточные нейронные сети) используются для классификации дефектов и предотказных состояний [16].
2.3 Онтология процесса ТОиР АТС
Процедура построения онтологии технического сервиса, ориентированного на агропромышленное производство, описана в работе [17]. В работах [18, 19] представлена методика построения БЗ на основе шаблонов онтологического проектирования и таблиц решений для ТО авиационной техники. Трансформация моделей при создании продукционной БЗ и таблицы решений описывается формальным выражением:
T: OntOWL →CodeKB,
где OntOWL – код на языке OWL 2 DL, описывающий онтологию ПрО на основе онтологического шаблона, CodeKB – программный код БЗ.
Основные этапы методики:
- построение онтологии на основе онтологического шаблона, созданного для ПрО «ТО»;
- формирование модели продукционной БЗ;
- уточнение и наполнение продукционной БЗ, формирование таблиц решений;
- интерпретация, генерация и отладка таблиц решений.
Данная методика послужила базой для построения онтологии ТОиР АТС в соответствии со стандартом [20]. Основой служит онтологический шаблон содержания описания процессов ТОиР технических объектов, предложенный в [19] (см. рисунок 3).
Рисунок 3 – Фрагмент онтологического шаблона содержания для процессов технического обслуживания и ремонта [19]
Для построения таблиц решений используются матрицы предотказных состояний элементов и систем АТС, которые получены при исследованиях фактических характеристик двигателя2, устанавливаемого на автомобили КАМАЗ различных модификаций.
Фрагмент матрицы предотказных состояний для системы масляного охлаждения коробки передач приведён в таблице 1. Рассмотрены три основные характеристики: ошибка δTN достижения номинального значения температуры; изменение длительности переходного процесса ∆t; изменение показателя колебательности переходного процесса δM. В таблице 1 обозначены: КЦ – количество циклов работы; ПР1 – процесс роста температуры масла в коробке передач при прогреве; ПР2 – процесс снижения температуры масла в коробке передач при охлаждении; РКПП – роботизированная коробка переключения передач.
Полные матрицы предотказных состояний содержат несколько сотен строк для всех основных элементов двигателя и других систем АТС. Эти матрицы используются для формирования продукционных правил вывода решений.
Таблица 1 – Фрагмент матрицы предотказных состояний системы масляного охлаждения коробки передач
Система/ Элемент/Ресурс
| Значения реального ресурса при предотказном состоянии | Процессы, на которые | Показатели переходного процесса при предотказном состоянии | ||||
КЦ, тыс. ед. | Пробег, тыс.км. | Наработка, час | δTN, % | ∆t, с | δM,% | ||
Муфта подкачивающего насоса | 210 | 188 | 47500 | ПР1 | 15 | 150 | - |
ПР2 | 7 | 9 | 10 | ||||
Радиатор | - | - | 84000 | ПР1 | 12 | 120 | - |
ПР2 | 8 | 10 | 13 | ||||
Масло РКПП | - | 76 | 6400 | ПР1 | 10 | 130 | - |
ПР2 | 6 | 10 | 13 |
2.4 Коллектив экспертов
Роль коллектива экспертов в разрабатываемой системе ТОиР заключается в постоянном контроле технического состояния АТС и коррекции таблицы решений по результатам эксплуатации и имитационных экспериментов.
Наличие ИМ и тренажёрных средств даёт возможность эффективно использовать опыт и интуицию водителей для оценки ситуаций и выработки решений. В разработанной системе роботизированных автомобилей КАМАЗ на первых этапах предусмотрено непосредственное участие водителя в управлении АТС. При этом многие функции берут на себя подсистемы интеллектуального управления. Водитель АТС может сконцентрировать внимание на особенности вождения в реальных условиях. Группа аналитиков изучает результаты моделирования на ЦД, в т.ч. на моделях ИМ1 – ИМ4, построенных на сетях Петри. В дальнейшем планируется эксплуатация полностью роботизированных грузовых автомобилей.
Тесное взаимодействие всех членов коллектива экспертов в сочетании с интеллектуальными технологиями нейронных сетей образует «суперинтеллект», который обеспечит новое качество при управлении системой ТОиР в условиях неопределённостей.
3. Имитационные модели в СППР ТОиР
Для СППР (см. рисунок 2) разработаны ИМ дискретно-событийного типа. Они используются для исследований при различных сценариях условий эксплуатации АТС. Проведение статистических экспериментов на моделях позволяет обнаружить конфликты, недостатки определённых ресурсов, получить значения многих параметров, которые трудно или невозможно вычислить аналитически. В СППР включены следующие ИМ:
- ИМ1 – моделирование формирования заявок на снабжение запчастями СЦ, процессов их транспортировки и запросов к их производителям;
- ИМ2 – модель распределения АТС по СЦ или МС при появлении запросов на ТОиР;
- ИМ3 – модель распределения АТС по производственным задачам, моделирование процессов эксплуатации АТС;
- ИМ4 – моделирование процессов износа и деградации элементов узлов и агрегатов АТС, приводящих к дефектам или предотказным состояниям.
Разработанные ИМ базируются на использовании аппарата временных раскрашенных сетей Петри [11, 21]. Формальное определение сети Петри имеет вид:
PN=(C, B, P, T, A, V, F, w),
где C – конечное множество цветов; B – набор маркеров цветов c ∈ C; P - конечное множество позиций {p1,…,pm} ∈ P, каждая позиция p имеет цвет c(p) ∈ C и набор маркеров b(p) ⊆ B данного цвета; T - конечное множество переходов; V- конечное множество переменных v(с) ∈ V , соответствующих цветам c ∈ C; F - конечное множество функций, которые используются как выражения для описания действий на дугах, соединяющих позиции и переходы; A – матрица инцидентности позиций и переходов, w – функция времени срабатывания, присваивающая положительное целое число каждому переходу в сети.
Описание объектов с помощью цветных маркеров даёт возможность оперировать в модели с множеством, элементами которого являются отдельные автономные автомобили. При этом формальное описание параметров АТС задаётся в виде вектора:
ATSj = (IDj, Modj, RTj, RLj, MTj, TIj, TAj), j=1, …, J, (1)
где IDj – номер j-го автомобиля, Modj – модель автомобиля, RTj – наработка после последнего ТОиР, RLj – остаточный ресурс, MTj – оставшееся время до следующего ТО, TIj – начало текущего периода эксплуатации, TAj – суммарная наработка, J – количество АТС в парке.
Структура ИМ3, имитирующей выполнение АТС производственных задач, представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Структура имитационных моделей на сети Петри
Главный модуль – анализатор основных временных параметров ТС в соответствии с выражением (1). В его функции входит отсчёт модельного времени наработки АТС, определение периодов до ТО, обработка запросов на события, появление которых определяется вероятностными законами V1,…,VK.
Модуль производственных операций реализует расписание работ на основе диаграммы Ганта. Модули ТО АТС и Ремонт АТС имитируют процессы обслуживания в СЦ.
Сетевые модели Петри строятся по иерархическому принципу: каждый отдельный модуль является сложной сетью Петри. В качестве инструментального средства создания и работы с сетями Петри использована программная система CPN Tools [22]. На рисунке 5 в качестве примера показана схемы работы анализатора временных параметров единичного АТС в системе CPN Tools.
Представленная модель анализатора осуществляет следующие функции:
- отсчёт модельного времени с фиксацией периодов ТО (Таймер, переход Т1);
- контроль оставшегося времени до периодического ТО или до окончания остаточного ресурса (переходы Т3 и Т4);
- генерация случайных событий, распределённых по пуассоновскому закону: а) запросы на ТО и б) появление отказов (переходы Т5 и Т6 соответственно);
- вывод АТС на ремонт при отказе (переход Tout1) или на ТО (переход Tout2).
Начальная разметка в позиции UPZ парка АТС соответствует двум автономным автомобилям моделей М1 и М2 с временными параметрами начала данного периода эксплуатации.
Для моделирования случайных процессов в CPN Tools предусмотрено объявление выражений, приписанных к позициям, дугам или переходам сети. С помощью таких выражений задаются законы распределения вероятностей. На рисунке 5 на выходных дугах переходов Т5 и Т6 формируются последовательности маркеров в соответствии с пуассоновским законом (сети Петри позволяют имитировать события с различными законами распределения). В структуре СППР (рисунок 2) имеется блок анализа и формирования стохастических моделей для основных параметров АТС, а также для событий типа «отказ», «дефект», «запрос на обслуживание». Этот блок используется коллективом экспертов для коррекции НЦД и установки различных сценариев и режимов эксплуатации АТС.
Рисунок 5 – Схемы работы анализатора временных параметров автономных транспортных средств в системе CPN Tools
4. Результаты вычислительных экспериментов
Построенные модели использованы при проведении вычислительных экспериментов с целью оценки эффективности выполнения производственных операций с применением АТС. Результаты анализа приведены для парка, состоящего из 12 автомобилей.
В качестве примера рассмотрена оценка выполнения в срок производственных задач. Для этого вычисляется коэффициент задержки выполнения задания Y = (ta - tsh )/tsh×100%, где tsh – длительность выполнения задания по расписанию, ta – реальное время выполнения задания при отвлечении АТС на ТОиР.
На рисунке 6 показаны зависимости коэффициента Y от длительности выполнения ТО и времени tmt до планового ТО по расписанию при распределении событий отказов оборудования АТС по пуассоновскому закону с интенсивностью λ = 0.1×10-3. Допустимое значение коэффициента задержки устанавливалось равным 10%. Видно, что увеличение периода tmt между плановым обслуживанием приводит к увеличению срока выполнения заданий, так как повышается вероятность отказов оборудования АТС.
Рисунок 6 – Зависимости коэффициента Y задержки выполнения производственного задания при заданной интенсивности отказов агрегатов автономных транспортных средств
Был выполнен эксперимент для получения рекомендаций по использованию разбираемых (каннибализируемых) АТС в условиях нехватки запчастей: число разбираемых АТС - 3, время Tразб ТО одного АТС с использованием разбираемых АТС от 6 до 12 часов, время tmt между периодическим ТО - от 100 до 400 часов. Результаты моделирования на ИМ сети Петри работы парка АТС с резервными и разбираемыми автомобилями показаны на рисунке 7.
Рисунок 7 – Зависимость коэффициента использования автономных транспортных средств от времени до планового ремонта tmt и стратегии разборки Tразб
Рассчитывался коэффициент B использования автомобиля B=tr/tс, где tr – время эксплуатации автомобиля с грузом, tc - общее время эксплуатации, включающее ТОиР. Принимая допустимый уровень коэффициента использования, равный 85%, можно сформировать требования к режиму ТО автомобилей при различных стратегиях Tразб.
Заключение
Представлена архитектура системы ТО и структура СППР при организации эксплуатации, ремонта и ТО АТС. Оснащение средствами измерений и передачи данных современных автономных автомобилей, погрузчиков, комбайнов и других АТС позволяет обеспечить мониторинг их технического состояния. Разработан подход к построению СППР, опирающийся, в соответствии с концепцией Индустрия 5.0, на онтологии ПрО, интеллектуальные технологии, имитационное моделирование, ЦД и на взаимодействие коллектива экспертов.
Предложен ряд ИМ, базирующихся на стохастических временных раскрашенных сетях Петри и позволяющих исследовать процессы эксплуатации АТС с учётом вероятностных характеристик процессов деградации и износа элементов и узлов АТС.
Структура СППР и ИМ использованы при проектировании системы ТОиР роботизированных автомобилей сельскохозяйственного назначения.
1 Исследования, описанные в настоявшей статье, выполнялись в рамках НИР по проекту «Разработка роботизированной системы сельскохозяйственных автомобилей на базе семейства автомобилей КАМАЗ с автономным и дистанционным режимом управления» совместно с АО «КАМАЗ» [12].
2 Cummins ISBe6.7 E5 - дизельный двигатель объемом 6.7 литра и мощностью 242-292 л.с. с турбонаддувом.
About the authors
Sergey P. Orlov
Samara State Technical University
Author for correspondence.
Email: orlovsp1946@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0009-9456
Scopus Author ID: 57143799400
ResearcherId: D-5485-2014
D. Sc. Eng., Professor, member of the International Informatization Academy, IEEE member
Russian Federation, SamaraSergey V. Susarev
Samara State Technical University
Email: susarev.sv@samgtu.ru
ORCID iD: 0000-0002-7738-1644
Scopus Author ID: 56708914300
Candidate of Technical Sciences, Head of the Department of Automation and Manufacturing Process Management
Russian Federation, SamaraReferences
- Shcherbakov MV, Sai Van K. The architecture of the predictive maintenance system for complex multi-object systems in the concept of Industry 4.0 [In Russian]. Software Products and Systems. 2020; 2: 186-194. doi: 10.15827/0236-235X.130.186-194.
- Sang GM, Xu L, Vrieze P, Bai Y, Pan F. Predictive Maintenance in Industry 4.0. In: Proc. of the 10th International Conference on Information Systems and Technologies (ICIST' 2020) (Lecce, Italy). 2020. doi: 10.1145/1234567890.
- Süß S, Magnus S, Thron M, Zipper H, Odefey U, Fäßler V, Strahilov A, Kłodowski A, Bär T, Diedrich C. Test methodology for virtual commissioning based on behavior simulation of production systems. In: Proc. of 2016 IEEE 21st International Conference on Emerging Technologies and Factory Automation (ETFA) (Berlin, Germany). 2016: 1-9. doi: 10.1109/ETFA.2016.7733624.
- Novak P, Kadera P, Wimmer M. Model-based engineering and virtual commissioning of cyber-physical manufacturing systems — Transportation system case study. In: Proc. of the 22nd IEEE International Conference on Emerging Technologies and Factory Automation (ETFA) (Limassol, Cyprus). 2017: 1-4. doi: 10.1109/ETFA.2017.8247743.
- Orlov SP, Bizyukova EE, Iakovleva AE. Virtual tests of robotic vehicle units for virtual commissioning [In Russian]. Bulletin of Samara State Technical University. Technical Sciences. 2021; 29(1): 46-57. doi: 10.14498/tech.2021.1.4.
- Möller DPF, Vakilzadian H, Haas RE. From Industry 4.0 towards Industry 5.0. In: Proc. of the 2022 IEEE International Conference on Electro Information Technology (eIT) (Mankato, MN, USA). IEEE Xplore, 2022: 61-68. doi: 10.1109/eIT53891.2022.9813831.
- Babkin AV, Fedorov AA, Liberman IV, Klachek PM. Industry 5.0: concept, formation and development. Economics of industry [In Russian]. Russian Journal of Industrial Economics. 2021, 14(4): 375-395. doi: 10.17073/2072-1633-2021-4-375-395.
- Klachek P. M., Babkin A. V., Liberman I. V. Functional hybrid intelligent decision-support system for hard-to-formalize production and economic tasks in the digital economy [In Russian]. Scientific and Technical Statements of SPbSPU. Economic Sciences. 2019, 1: 21-32. doi: 10.18721/JE.12102.
- Kvint VL. The concept of strategizing [In Russian]. V.2. Saint-Petersburg: SZIU RANCH&GS publ.; 2020. 164 p.
- Lu Z, Liu J, Dong L, Liang X. Maintenance Process Simulation Based Maintainability Evaluation by Using Stochastic Colored Petri Net. Appl. Sci. 2019; 9, 3262. doi: 10.3390/app9163262.
- Orlov SP, Susarev SV, Uchaikin RA. Application of Hierarchical Colored Petri Nets for Technological Facilities’ Maintenance Process Evaluation. Appl. Sci. 2021; 11, 5100. doi: 10.3390/app11115100.
- Gubanov NG, Mikheev YuV, Odintsov VP, Akhtiamov RN, Morev AS. The architecture of the system for diagnosing and predicting the technical condition of a robotic vehicle [In Russian]. In: Complex Systems: Control and Modeling Problem, Proc. of the XXI Int. Conf. (Russia, 2019, September 3-6). Samara: Ofort; 2019: 171-174.
- Susarev SV, Orlov SP, Bizukova EE, Uchaikin RA. Modeling the processes of predictive maintenance of robotic agricultural vehicles [In Russian]. Mathematical Methods in Technology and Engineering. 2021, 1: 148-153. doi: 10.52348/2712-8873_MMTT_2021_1_148.
- Sheng J, Prescott D. A hierarchical coloured Petri net model of fleet maintenance with cannibalisation// Reliability Engineering & System Safety. 2017, 168: 290–305. doi: 10.1016/j.ress.2017.05.043.
- da Silva AR. Model-driven engineering: A survey supported by the unified conceptual model. Computer Languages, Systems & Structures. 2015, 43: 139-155. doi: 10.1016/j.cl.2015.06.001.
- Orlov SP, Susarev SV, Gubanov NG, Sidorenko KV, Morev AS. Intelligent Model-Based Diagnostic System for an Agricultural Robotic Vehicle System. In: Proc. of the 14th International Forum on Strategic Technology (IFOST 2019) (Tomsk, Russia). Tomsk: TPU Publishing House. 2019: 469–474. doi: 10.1007/978-3-030-95116-0_13.
- Dimitrov VP, Borisova LV, Zhmailov BB. Building an ontology of technical service in the agro-industrial complex [In Russian]. Bulletin of DGTU. 2011; 11 (10): 1771-1779.
- Grishchenko MA, Dorodnykh NO, Korshunov SA, Yurin AYu. Ontology-based development of diagnostic intelligent systems [In Russian]. Ontology of designing. 2018; 8(2): 265-284. doi: 10.18287/2223-9537-2018-8-2-265-284.
- Dorodnykh NO, Nikolaychuk OA, Yurin AYu. Using ontological content patterns in knowledge base engineering for maintenance and repair of aviation equipment [In Russian]. Ontology of designing. 2022; 12(2): 158-171. doi: 10.18287/2223-9537-2022-12-2-158-171
- GOST 18322-2016. System of maintenance and repair of equipment. Terms and Definitions [In Russian]. Moscow: Russian scientific and technical information center for standardization, metrology and conformity assessment, 2017.
- Jensen K, Kristensen M. Coloured Petri Nets: Modelling and Validation of Concurrent Systems. Berlin/Heidelberg: Springer; 2009. 382 p.
- CPN Tools. Modeling with Coloured Petri Nets. http://cpntools.org/2018/01/16/getting-started.