КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЕДЫ В БРИТАНСКОМ И РОССИЙСКОМ МЕДИА-ДИСКУРСАХ

В. Д. Шевченко

Аннотация


Настоящая статья посвящена проблеме репрезентации еды в британском и российском медиа-дискурсах. Автор проводит анализ социальных и лингвистических факторов репрезентации еды в медиа-дискурсе, в особенности идей и социальных аспектов, оказывающих влияние на журналистов, а также языковых форм. Особое внимание уделяется когнитивным аспектам: автор анализирует процесс реализации специфической когнитивной модели в рамках медиа-текста. Помимо этого, исследуются компоненты когнитивной модели, выдвигаемые на первый план в публицистических статьях, а также языковые средства, используемые с этой целью. В статье также рассматривается связь между реализацией когнитивной модели и прагматической установкой журналиста. Автор приходит к выводу, что новая когнитивная модель формируется и фиксируется в сознании реципиента, поскольку компоненты модели содержат информацию, которая подтверждается данными в медиа-тексте. Мы полагаем, что введение и фиксация новой когнитивной модели в сознании реципиента приводят к изменению его отношения к британской кухне. Данный процесс может рассматриваться как изменение социальной реальности, а именно: создание новой социальной реальности, поскольку реципиент в этом случае приобретает новую характеристику – прежде не существовавшее  отношение к британской кухне, оказывающее влияние на его действия в реальной действительности. Автор приходит к выводу, что на процесс репрезентации еды в британском медиа-дискурсе оказывает влияние цель, состоящая в осознании и демонстрации новой, отличной от прежней, идентичности британской нации. Автор также анализирует процесс создания новой когнитивной модели в российском медиа-дискурсе; данная модель связана с оценкой текущих рыночных тенденций, а также социально-экономической ситуации в России.


Ключ. слова


дискурсивные исследования, медиа-дискурс, репрезентация еды, когнитивная модель, идентичность.

Полный текст:

PDF

Список литературы

Алпатов 2015 – Алпатов В.М. Что и как изучает языкознание // Вопросы языкознания. 2015. № 3. C. 7–21. URL: http://www.issuesinlinguistics.ru/pubs.

Гричин, Демешкина 2016 – Гричин С.В., Демешкина Т.А. Авторизация в тексте научного произведения: когнитивно-дискурсивный аспект // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 6 (44). C. 5–19. DOI: https://doi.org10.17223/19986645/44/1.

Евсеева, Крейдлин 2017 – Евсеева И.В., Крейдлин Г.Е. Фреймовое моделирование фрагментов лексико-словообразовательных гнезд с семантикой «заболевание» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 49. C. 5–23. DOI: https://doi.org10.17223/19986645/49/1.

Олянич 2015 – Олянич А.В. Гастрономический дискурс // Дискурс Пи. 2015. Том. 12. № 2. С. 157–160. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24341562.

Сидоров 2016 – Сидоров В.А. Ценностное понимание мира в гуманитарном знании XXI в. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 5 (43). C. 172–184. DOI: https://doi.org10.17223/19986645/43/13.

Толстая 2016 – Толстая С.М. Питание и воспитание в зеркале славянской лексики // Вопросы языкознания. 2016. № 2. C. 22–36. URL: http://www.issuesinlinguistics.ru/pubs.

Тубалова 2016 – Тубалова И.В. Инодискурсивные речевые формы в личностно-ориентированном диалектном тексте // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 6 (44). C. 68–82. DOI: https://doi.org10.17223/19986645/44/5.

Чернявская 2017 – Чернявская В.Е. Методологические возможности дискурсивного анализа в корпусной лингвистике // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 50. С. 135–148. DOI: https://doi.org10.17223/19986645/50/9.

Barthes 1997 – Barthes R. Toward a Psychosociology of Contemporary Food Consumption // Counihan Carole and Penny Van Esterik (Eds.). Food and Culture: A Reader. London and New York: Routledge. 1997. P. 23–30.

Fischler 1988 – Fischler C. Food, Self and Identity // Social Science Information. 1988. Vol. 27. P. 275–293.

Searle 1995 – Searle J.R. The Construction of Social Reality. New York: The Free Press, 1995.

Tomaščíková S. – Tomaščíková S. Media Narratives: the Means of Communication and Consumption // A Journey through Knowledge. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. 2012. P. 96–108.


DOI: http://dx.doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-4-175-180

Ссылки

  • Ссылки не определены.


 

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

 

ISSN: 2542-0445