Аксиологический потенциал метафор в современном англоязычном драматургическом дискурсе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена аксиологической маркированности речевых метафор в англоязычной стилизованной коммуникации в рамках драматургического дискурса. Современный драматургический дискурс является статусно новым дискурсивным пространством, сочетающим в себе характеристики художественного дискурса и разговорной речи, благодаря чему традиционные языковые маркеры художественного стиля наполняются новыми актуальными смыслами. Встраиваясь в контекст стилизованной коммуникативной ситуации, метафора существенно расширяет функциональную парадигму, центром которой становится аксиологическая функция в сочетании с экспрессивной и эмотивной актуализацией. Цель настоящей статьи заключается в систематизации и интерпретации лингвистических характеристик речевых метафор, представленных  в англоязычном драматургическом дискурсе, для адекватного определения их оценочного потенциала и роли в языковой репрезентации аксиосферы англоязычной лингвокультуры. Аксиологичность метафоры как ее ведущая характеристика в англоязычной драме ранее не становилась предметом отдельного лингвистического исследования. В качестве эмпирической базы была использована выборка из 200 метафор и метафорических комплексов, зафиксированных в англоязычных драматургических произведениях современного периода; ключевым методом при работе с фактическим материалом выступил метод комплексной лингвоаксиологической интерпретации. В ходе исследования автором были определены границы структурного варьирования аксиологических метафор в англоязычном драматургическом дискурсе и выделены их ведущие модели: односоставные метафорические номинации, полисоставные метафорические номинации и метафорические комплексы. Также были определены виды тематических переносов речевых метафор с учетом реализации их оценочной функции в высказывании. Посредством систематизации объектов оценки в метафорических оценочных высказываниях были выявлены именно те компоненты лингвокультурной аксиосферы, которые концептуализируются в англоязычном драматургическом пространстве с помощью различных структурных и тематических типов метафор, а именно «семья», «интеллект», «истина». Каждая из выделенных аксиологических доминант выступает в качестве ценностного социального ориентира англоязычной лингвокультуры и лингвистически маркируется определенным набором  метафор, реализующих  интердискурсивный оценочный потенциал

Об авторах

Ю. С. Старостина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: juliatim@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1578-7590

кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. Ananko 2017 – Ananko T. The category of evaluation in political discourse // Advanced Education. 2017. No. 8. P. 128–137. DOI: http://doi.org/10.20535/2410-8286.108550.
  2. Banaruee еt al. 2019 – Banaruee H., Khoshsima H., Zare-Behtash E. & Yarahmadzehi N. Types of metaphors and mechanisms of comprehension // Cogent Education. 2019. Vol. 6, No. 1. P. 1–9. DOI: http://doi.org/10.1080/2331186X.2019.1617824.
  3. Fountaine, Stavick 2004 – Fontaine J., Stavick J. Like nobody else: the secrets of metaphorical style // DELTA. 2004. Vol. 20, No. 1. P. 49–75. DOI: http://doi.org/10.1590/S0102-44502004000100003.
  4. Kotlyarova еt al. 2015 – Kotlyarova V., Roudenko A.M., Shubina M.M. and Shestakov Y.A. Explication of the methodological difficulties of modern axiology // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No. 3. P. 477–482. DOI: http://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s1p477.
  5. Manoliu 2016 – Manoliu M.N. The dramatic discourse // International Journal of Communication Research. 2016. Vol. 6, No. 1. P. 23–27. DOI: http://doi.org/10.5040/9781472593603.0044.
  6. Musolff 2012 – Musolff A. The study of metaphor as part of critical discourse analysis // Critical Discourse Studies. 2012. Vol. 9, No. 3. P. 301–310. DOI: http://doi.org/10.1080/17405904.2012.688300.
  7. Travers, Smith, Ellis 2011 – Travers N., Smith B., Ellis L. Language of evaluation: how PLA evaluators write about student learning // Prior, Experiential and Informal Learning in the Age of Information and Communication Technologies. 2011. Vol. 12, No. 1. P. 80–95. DOI: http://doi.org/10.19173/irrodl.v12i1.946.
  8. Аракелова 2016 – Аракерова А.Р. Ценность как лингвокогнитивная категория // Наука в современном мире: сб. публ. науч. журнала «Архивариус» по материалам X международной науч.-практич. конф. Киев: Архивавариус, 2016. С. 47–52. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26485154.
  9. Воякина 2012 – Воякина Е.Ю. Интердискурсивный потенциал метафоры (на примере ономастической метафоры экономического дискурса) // Вестник Центра Международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. № 4. С. 7–11. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18358824.
  10. Диденко 2016 – Диденко В.В. Методологические проблемы современной аксиологической лингвистики // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуникативистики глазами молодых ученых: традиции и новаторство. Уфа: Башкирский государственный университет, 2016. C. 120–126. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26431147.
  11. Зайцева 2019 – Зайцева И.П. О своеобразии проявления эстетической функции в современном драматургическом дискурсе // Вестник РУДН. Сер.: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т. 10, № 3. С. 673–686. DOI: http://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-3-673-686.
  12. Зиньковская 2015 – Зиньковская А.В. Драматургический дискурс как статусно новое дискурсивное образование // Вестник Адыгейского государственного университета, серия «Филология и искусствоведение». 2015. № 2 (153). С. 36–42. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23935741.
  13. Карасик 2019 – Карасик В.И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения // Гуманитарные технологии в современном мире: сб. матер. VII Международной науч.-практич. конф. Калининград: Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. С. 22–25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38551762&pf=1.
  14. Леонович, Харьковская 2016 – Леонович М.Л., Харьковская А.А. Ирония как маркер гендерного речевого поведения персонажей современного англоязычного драматургического дискурса // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 1. С. 185–190. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27215678.
  15. Мечковская 2019 – Мечковская Н.Б. Оценки в языке и в речевых актах: что спорного в лингвистической аксиологии? // Аксиологические аспекты современных филологических исследований: тез. докл. междунар. науч. конф. (УрФУ, 15–17 октября 2019 г.). Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2019. С. 42–44. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41372995; https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/77284/1/978-5-91256-452-9_2019_18.pdf.
  16. Чекулай и др. 2014 – Чекулай И.В., Прохорова О.Н., Багана Ж., Куприева И.А. Принцип оценочной актуализации в современном английском языке. Москва: Инфра-М, 2014. 160 с.
  17. Серебренникова 2011 – Серебренникова Е.Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа // Этносемиометрия ценностных смыслов. Иркутск: ИГЛУ, 2011. C. 8–62. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32514708.
  18. Старостина 2008 – Старостина Ю.С. Лингвистические маркеры английской стилизованной разговорной речи (системные характеристики) // Коммуникативно-когнитивные аспекты лингвистических исследований в германских языках: междунар. сб. науч. ст. Самара: Самарский университет, 2008. С. 214–221. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25121769.
  19. Строкан 2020 – Строкан Е.В. Лексические средства репрезентации оценки в тексте: единство и борьба противоположностей (на материале англоязычных статей о британской монархии) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13, № 5. C. 229–236. DOI: http://doi.org/10.30853/filnauki.2020.5.45.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Старостина Ю.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах