Подготовка аспирантов – будущих преподавателей к педагогической деятельности
- Авторы: Сысоева Е.Ю.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 26, № 4 (2020)
- Страницы: 49-56
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/8252
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-49-56
- ID: 8252
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье автор анализирует направленность современного педагогического образования на развитие педагога-профессионала, способного к актуализации личностно-творческого потенциала. Применяет методы: анализ и синтез тематической научной информации, результатов исследований специалистов в рассматриваемой области; обобщение и систематизацию фактов и положений; педагогическое наблюдение. Обосновывает основные условия профессионального становления аспиранта – будущего педагога: развитие профессионального самосознания, формирование фрустрационной толерантности, коммуникативной компетентности, развитие личностно-профессиональных компетенций. Представляет опыт внедрения практико-ориентированной системы обучения, обеспечивающей формирование педагогической направленности, развитие профессионального педагогического мышления, социально-перцептивных и коммуникативных умений аспирантов – будущих преподавателей. Доказывает необходимость ценностно-смысловой направленности профессиональной подготовки в психолого-педагогическом образовании, инициирующей процессы смыслопоиска и смыслостроительства в педагогической деятельности. Описывает формы и методы обучения, способствующие развитию личностно-профессиональных компетенций: педагогическую мастерскую, арт-терапевтическую мастерскую, коммуникативный тренинг; конфликт-метод, анализ педагогических ситуаций, анализ художественно-педагогических произведений, освоение техник активного слушания, позитивного переформулирования, техник снижения эмоционального напряжения. Осознание аспирантом – будущим преподавателем своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию в ходе профессиональной деятельности, осуществлению поиска, творчества и возможности выбора. Чем раньше начнется направленное личностное и профессиональное развитие педагога, тем в большей степени можно прогнозировать его психологическое благополучие и личностный рост
Об авторах
Е. Ю. Сысоева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: giperium@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1855-9462
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- Бездухов, Мишина, Правдина 2001 – Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. 132 с. URL: https://b-ok.global/book/3097121/dcf701; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21454452.
- Зинченко 1998 – Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Ч. I. Живое знание. Самара: Изд-во СГПУ, 1998. 216 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ZZHz-1998/ZJZ-001.HTM#$p1.
- Косарева 2006 – Косарева Е.Ю. Профессиональное самосознание педагога: непрерывная траектория развития: монография. Самара: Изд-во СФМГПУ. 2006. 214 с.
- Макарова, Копытова 2013 – Макарова Л.Н., Копытова Н.Е. Аспирант как будущий преподаватель вуза: трансформация функций профессиональной деятельности. Теория и методология: проблемы, тенденции // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2013. № 1 (21). С. 18–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20133120.
- Орлова 2006 – Орлова И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. Санкт-Петербург: Речь, 2006. 128 с. URL: https://b-ok.global/book/3135869/89e63f.
- Роджерс 1994 – Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер с англ. Москва: Прогресс, 1994. 251 с. URL: http://psylib.org.ua/books/roger01.
- Руднева 2015 – Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте // Вестник Самарского государственного университета. 2015 № 7 (129). С. 191–195. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24142298.
- Сенько 2017 – Сенько Ю.В. Не компетентностным подходом одним жива модернизация образования // Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденция, стратегия, зарубежный опыт (г. Барнаул, 18–20 октября 2017 года): материалы междунар. науч. конф. / под науч. ред. М.П. Тыриной, Л.Г. Куликовой. Барнаул: АлтГПУ, 2017. С. 23–27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32433316.
- Смоляр 2013 – Смоляр А.И. Профессиональное самосознание учителя: вопросы методологии, теории и технологии развития: монография. Самара: ПГСГА, 2013. 356 с.
- Черникова 2014 – Черникова Е.Г. Особенности социально-профессиональной адаптации молодых педагогов общеобразовательных школ // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 4 (333). С. 150–153. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21682877.