Становление и развитие образовательной системы Оренбургского края в XVIII–XIX вв.
- Авторы: Любичанковский С.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 26, № 4 (2020)
- Страницы: 15-21
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/8220
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-4-15-21
- ID: 8220
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье автор представил анализ становления и развития образовательной системы Оренбургского края с момента учреждения Оренбургской губернии и вплоть до вступления Российской империи в период революционных потрясений начала XX века. Выделил основные этапы этого процесса: появление первых образовательных учреждений в условиях формирования Оренбургского края как нового административного пространства Российской империи (1730-е – 1770-е гг.); развитие образовательной системы Оренбургского края в условиях стабилизации фронтирной зоны и систематизации государственной образовательной политики (конец XVIII – середина XIX в.); развитие образовательной системы в условиях пореформенной модернизации (вторая половина XIX – начало XX в.). Вскрыл ключевые причины изменения образовательной системы, связанные со специфическими нуждами региона и изменениями в государственной политике в сфере образования. Сделал вывод, что в исследуемый период образовательная система Оренбургского края одновременно решала две ключевые задачи – обеспечение региона образованными кадрами и формирование лояльного слоя «инородческой» (национальной) интеллигенции. Исследование основано как на архивных (из фондов Государственного архива Оренбургской области), так и на опубликованных исторических источниках.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. Любичанковский
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svlubich@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8349-1359
доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Росси
Россия, 460014, Российская Федерация, г. Оренбург, ул. Советская, 19Список литературы
- Абзаков 1935 – Абзаков Ш.К. К вопросу о народном образовании в Башкирии. Уфа: Башгосиздат, 1935. 113 с.
- Болодурин 2000 а – Болодурин В.С. Образование и педагогическая наука Оренбуржья. Этапы развития // Педагогическая мысль и образование XXI века: Россия – Германия: материалы междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. С. 18–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21450364.
- Болодурин 2000 б – Болодурин В.С. История образования в Оренбуржье. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2000. 312 с. URL: https://istoriirossii.ru/knigi/istoriya-rossii/483-istoriya-obrazovaniya-v-orenburzhye.html.
- Дашкевич 2006 – Дашкевич Л.А. Становление и развитие школьного дела на Урале в первой половине XVIII в. // Документ. Архив. История. Современность. 2006. № 6. С. 139–155. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30703/1/dais_06_08.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36339574.
- Злобин 1999 – Злобин Ю.П. Средние учебные заведения в Оренбургской губернии во второй половине 19 – начале 20 века // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2000. № 2 (17). С. 49–59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22432963.
- Кабытов 2012 – Кабытов П.С., Дубман Э.Л., Леонтьева О.Б. «Обретение родины». Средняя Волга и Заволжье в процессе развития Российской цивилизации и государственности (вторая половина XVI – начало XX в.): к постановке проблемы // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8/2. С. 5–20. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18278503.
- Латышова, Матвеева 2016 – Латышова Э.Г., Матвеева О.В. Развитие среднего образования в Российской империи вторая половина XVIII века – начало XIX века // Лучшая студенческая статья 2016: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конкурса. Пенза: Наука и Просвещение, 2016. С. 397–399. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27377495.
- Любичанковский 2013 – Любичанковский С.В. Становление Оренбургской женской гимназии на рубеже 1860–1870-х гг. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. № 5. С. 24–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-orenburgskoy-zhenskoy-gimnazii-na-rubezhe-1860-1870-h-gg.
- Любичанковский 2018 а – Любичанковский С.В. Оренбургская политическая ссылка как механизм аккультурации: казус Бронислава Залесского и Кандида Зеленко // Przegląd Wschodnioeuropejski. 2018. № 9/1. С. 11–20. URL: http://www.uwm.edu.pl/cbew/2018_9_1/01_Lyubichankovskiy.pdf.
- Любичанковский 2018 б – Любичанковский С.В. Политика аккультурации средствами просвещения исламских подданных Российской империи: исторический опыт Оренбургского края (середина XIX – начало XX вв.). Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2018. 264 с.
- Любичанковский 2019 а – Любичанковский С.В. Аккультурационная модель понимания империи как методологическая альтернатива колониальному подходу // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Т. 10, № 8 (82). С. 1. DOI: http://doi.org/10.18254/S207987840006065-0.
- Любичанковский 2020 – Любичанковский С.В. История юго-восточного фронтира России: актуальные проблемы, современные подходы к их решению // Вестник РУДН. Серия: История России. 2020. Т. 19, № 3. С. 520–524. DOI: http://doi.org/10.22363/2312-8674-2020-19-3-520-524.
- Мирсаитов 2000 – Мирсаитов С.Г. Народное образование на Южном Урале в первой половине XIX века. Екатеринбург: Уралнаука, 2000. 300 с.
- Полухина, Дыранкова 2006 – Полухина В.А., Дыранкова Е.Т. Этапы развития педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии в рамках изменений ее территориальных границ // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9. С. 67–71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-dorevolyutsionnoy-orenburgskoy-gubernii-v-ramkah-izmeneniy-ee-territorialnyh-granits; http://vestnik.osu.ru/2006_9/12.pdf.
- Шилов 1994 – Шилов Н.Д. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус в эпоху Николая I // Оренбургское казачье войско. Исторические очерки. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1994. С. 60–71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26540331.