Динамика репрезентации концепта «America» в американском фотографическом дискурсе XX века
- Авторы: Шевченко В.Д.1, Комаров А.В.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 26, № 2 (2020)
- Страницы: 164-168
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/7898
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-2-164-168
- ID: 7898
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу эволюции концепта «America» на примере номинативной парадигмы американского фотографического дискурса. Авторы полагают, что практическая значимость настоящей статьи заключается в возможности использования результатов исследования на занятиях по практическому иностранному языку и американистике посредством полного «погружения» обучающихся в лингвокультурную картину мира Соединенных Штатов Америки благодаря таким характеристикам американских фотографий, как наглядность и аутентичность. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения влияния, оказываемого американским фотографическим дискурсом на художественную и социально-политическую сферы жизни общества. Цель статьи заключается в исследовании конституентов концепта «America» в динамике с точки зрения лингвосинергетического подхода, предполагающего наблюдение за динамикой языковой системы на протяжении продолжительного периода времени. Авторы рассматривают особенности американского фотографического дискурса как сложного коммуникативного явления, анализируют взаимодействие и взаимовлияние живописи и фотографии в рамках американской художественной традиции. В работе также исследуется структура и семантические особенности макроконцепта «America», анализируются микроконцепты «Area», «Human», «Architecture», «Environment», «History», «Culture», с помощью которых происходит актуализация макроконцепта «America». Авторы приходят к выводу, что номинативная парадигма американского фотографического дискурса отличается наличием антропоцентричности, заинтересованности фотохудожников в новых объектах («Hi-Tech», «Human» / «Nude»), поиске новых форм художественной фотографии. Эволюция номинативной парадигмы выражается в снижении количественных показателей репрезентантов концептов «Racism» и «The Great Depression» вследствие объективных социально-исторических факторов.
Об авторах
В. Д. Шевченко
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0001-6357-2477
доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой английской филологии
А. В. Комаров
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1064-8690
преподаватель кафедры английской филологии
Список литературы
- Barthes 1981 – Barthes R. Camera Lucida. Reflections on Photography. New York: Hill and Wang, 1981, 119 p. URL: https://monoskop.org/images/c/c5/Barthes_Roland_Camera_Lucida_Reflections_on_Photography.pdf (accessed 01.02.2020)
- Fairclough 1995 – Fairclough N. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language, London: Longman, 1995, 265 p. URL: https://www.academia.edu/7847143/Critical_Discourse_Analysis_Norman_Fairclough.
- Shevchenko, Komarov 2020 – Shevchenko V.D., Komarov A.V. Lexical-semantic and syntactic peculiarities of the American photographic discourse of the Great Depression (as exemplified by the titles of the American photographs during the period of 1929–1942) // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 1. C. 82–91. doi: 10.29025/2079-6021-2020-1-82-91.
- Воркачев 2001 – Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропо-центрической парадигмы в языкознании // Филоло-гические науки. 2001. № 1. С. 64–72. URL: http://www.lincon.narod.ru/lingvocult.htm.
- Дейк 2000 – Дейк ван Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 308 с. URL: https://docplayer.ru/73689555-T-a-van-deyk-yazyk-poznanie-kommunikaciya.html.
- Мильруд 2012 – Мильруд Р. Символы культуры: монография. Германия: Palmarium Academic Publishing, 2012, 189 с.
- Самкова 2013 – Самкова М.А. Коммуникативная модель учебно-педагогического дискурса в рамках лингвосинергетического подхода // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). Филология. Искусствоведение. Вып. 86. С. 55–57. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21194245.