Инновационная направленность деятельности преподавателя вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье идет речь о значительных изменениях в учебном процессе современного вуза, акцентируется внимание на смене мотивации и ценностных ориентаций преподавателей инновационного вуза в связи со всемирной глобализацией. Обращается внимание на характеристики современного образования как новой социальной отрасли, обусловленной цифровой экономикой и новым поколением обучающихся. В статье отмечается, что цифровое обучение (такое понятие введено в тезаурус профессиональной педагогики) задает новые черты педагогической деятельности, встречая сопротивление части преподавателей, не готовых к применению электронных средств и выполнению новых профессиональных функций, например мониторинга результатов обучения. Увеличение учебно-методической нагрузки вызывает недоверие преподавателей к проводимым в образовании реформам, а порой и профессиональную деформацию. Доказывается, что качество образования обусловлено не только цифровыми технологиями, но и качеством образовательных условий, профессионально-педагогической компетентностью преподавателя. Вместе с тем требуется методическое сопровождение опытных преподавателей для адаптации к инновациям и начинающих с целью компенсации недостающих знаний, умений и навыков при выполнении инновационных задач. В статье дается ссылка на опыт организации повышения квалификации преподавателей Самарского университета, суть которого заключается в том, что результаты исследования актуальных педагогических проблем его преподавателями становятся основой для определения содержания программ в системе дополнительного образования.

Об авторах

Т. И. Руднева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-5777-4950

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики профессионального образования

Список литературы

  1. Siemens 2004 – Siemens G. Connectivism: A Learning Theory for the Digital Age // Elearnspace. 12.12.2004. URL: http://er.dut.ac.za/bitstream/handle/123456789/69/Siemens_2005_Connectivism_A_learning_theory_for_the_digital_age.pdf.
  2. Бережная 2014 – Бережная И.Ф. Профессиональная подготовка педагогов в классическом университете // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3–2. С. 97–100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-buduschih-pedagogov-v-klassicheskom-universitete.
  3. Дмитриев 2016 – Дмитриев Д.С. Модель готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53–9. C. 227–234. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28284300.
  4. Калдыбаев, Бейшеналиев 2015 – Калдыбаев С.К., Бейшеналиев А.Б. Качество образовательного процесса в структуре качества образования // Успехи современного естествознания. 2015. № 7. С. 90–97. URL: https://natural-sciences.ru/pdf/2015/7/35495.pdf.
  5. Лубков, Каракозов 2017 – Лубков А.В., Каракозов С.Д. Цифровое образование для цифровой экономики // Информатика и образование. 2017. № 8. С. 3–6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30504059.
  6. Назарова 2014 – Назарова С.И. Методология диагностики педагогической деятельности в системе общего и профессионального образования // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2014. № 2 (196). С. 114–120. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-diagnostiki-pedagogicheskoy-deyatelnosti-v-sistemah-obschego-i-professionalnogo-obrazovaniya.
  7. Психология и педагогика... 2018 – Психология и педагогика контекстного образования: коллективная монография / под науч. рук. А.А. Вербицкого. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. 416 c. URL: https://nestorbook.ru/uDrive/file/2582/3d7be38cc1227fe683cb076d66654b4c.
  8. Рубцова, Руднева 2018 – Рубцова Т.П., Руднева Т.И. Внутривузовский мониторинг качества обучения // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2018. Т. 24. № 2. С. 70–76. doi: 10.18287/2542-0445-2018-24-2-70-76.
  9. Руднева, Стрекалова 2018 – Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б. Образовательные риски в инновационных условиях педагогической деятельности: монография. Сызрань: Ваш Взгляд, 2018. 194 с. URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Monografii/Obrazovatelnye-riski-v-innovacionnyh-usloviyah-pedagogicheskoi-deyatelnosti-Elektronnyi-resurs-monografiya-73224/1.
  10. Шарипов 2017 – Шарипов Ф.В. Инновационная деятельность в образовании // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 1. С. 103–106. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11071.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Руднева Т.И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах