Акмеологические ресурсы развития личности в парадигме гуманистической педагогики

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье исследуется проблема взаимодействия личности и общества, которое в совокупности детерминирует идентификацию и дифференциацию уникального и всеобщего с целью пропорционального развитии личности в обществе. Доказываются необходимость и возможность развития уникального и всеобщего на основе принципов гармонии и единства. Утверждается, что пропорциональное развитие личности в обществе обеспечивается благодаря акмеологическим постулатам, выполняющим роль пускового механизма. Предложены и обоснованы акмеологические условия развития личности с опорой на идею гармонизации уникального и всеобщего, в роли которых выступают условия: для роста самости личности, развития ее эмоциональной сферы, создания благоприятной среды и условий для освоения системы социальных ролей. В совокупности все они и представляют акмеологические ресурсы развития личности. В результате выявления и аргументирования группы акмеологических условий выделяется ряд закономерностей, благодаря которым решаются задачи гармоничного развития на фоне всеобщего и идентификации уникальности личности со всеобщим.

Об авторах

Л. В. Куриленко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0001-8602-0659

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы

Список литературы

  1. Selected essays. Boston: Beacon Press. 1968. 345 p. URL: http://psyberia.ru/book/allport.pdf.
  2. Bandura 1982 – Bandura A. Self-efficacy mechanism in human agency // American Psychologist, 1982, vol. 37, no. 2, pp. 122–147. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/8bee/c556fe7a650120544a99e9e063eb8fcd987b.pdf.
  3. Dewey 1968 – Dewey D. Freedom and culture / intro. R. Redlich. London: Overseas publication interchange, LTD, 1968. 195 p. URL: https://archive.org/details/dewey_freedomculture.
  4. Kelly 1963 – Kelly L. A theory of personality. The psychology of personal constructs. New York, 1963. 208 p. URL: http://bookre.org/reader?file=1067197.
  5. Абульханова-Славская 1974 – Абульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е.В. Шороховой. Москва: Наука, 1974. С. 34–82. URL: http://bookre.org/reader?file=597575&pg=1.
  6. Битинас, Бочарова 1993 – Битинас Б.П., Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепций воспитания. Ч. 1–2. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1993. Ч. 1. С. 86–111.
  7. Вульфов, Семенов 1995 – Вульфов Б.З., Семенов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. Москва: Знание, 1995. 111 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология». № 12).
  8. Деркач 2010 – Деркач А.А. Самореализация – основание акмеологического развития. Москва: МОДЭК, 2010. 224 с.
  9. Карпей 1995 – Карпей Ж. К новой перспективе взаимопонимания в классной комнате // Новые ценности образования: 10 концепций и эссе / под ред. Н.Б. Крыловой. Москва: Инноватор, 1995. № 3. С. 38–45. URL: http://vestnik.yspu.org/releases/obrazovanie_za_rubegom/4_3.
  10. Карпова, Куриленко 2007 – Карпова Ю.В., Куриленко Л.В. Средовой подход к подготовке специалистов социальной работы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. 164 с.
  11. Куриленко 2001 – Куриленко Л.В. Система индивидуально-личностного развития в инновационных образовательных учреждениях. Москва: Изд-во «Международная педагогическая академия», 2001. 208 с.
  12. Мануйлов 2002 – Мануйлов Ю.С. Средовой подход к воспитанию // Педагогика. 2002. № 7. С. 36–41.
  13. Мерлин 1990 – Мерлин В.С. Личность и общество. Пермь: Изд-во ПГПИ, 1990. 90 с.
  14. Орлов 1995 – Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5–19. URL: http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952005.htm.
  15. Платонов 1986 – Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва: Наука, 1986. 255 с.
  16. Рубинштейн 1976 – Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва: Педагогика, 1976. 416 с. URL: https://psychojournal.ru/books/2014-rubinshteyn-s-l-problemy-obschey-psihologii.html.
  17. Селезнева 2004 – Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. Москва: Изд-во РАГС, 2004. 259 с.
  18. Таланчук 1995 – Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики // Профессиональное образование (Казанский педагогический журнал). 1995. № 1. С. 49–58.
  19. Ушинский 1990 – Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5 / сост. С.Ф. Егоров. Москва: Педагогика, 1990. 528 с. URL: https://static.my-shop.ru/product/pdf/177/1766860.pdf.
  20. Фернхем, Хейвен 2001 – Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. Санкт-Петербург: 2001. 386 с. URL: https://b-ok.cc/book/2652065/f380a8.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Куриленко Л.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах