Возможности ассоциативного метода изучения текста при проведении вузовских занятий по литературоведческим дисциплинам

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье идет речь о продуктивных возможностях ассоциативного метода изучения художественного текста на вузовских занятиях по литературоведческим дисциплинам. Креативное мышление обучающегося характеризуется способностью генерировать новые и порой неожиданные смысловые связи. Творческое мышление во многом зависит от так называемой ассоциативной гибкости. Есть несколько областей в вузовском преподавании литературоведческих дисциплин, в которых эффективен ассоциативный метод изучения текста. Это области, обусловленные спецификой типа художественного мышления, особенностями конкретного жанра, индивидуальной манерой писателя. Метод развития ассоциативного мышления важен при изучении лирической прозы, где велик удельный вес подтекстных смысловых нюансов. Еще одна область литературоведения, в которой уместен ассоциативный метод осмысления текста, – это изучение иронии, включая пародию как «ироническую стилизацию». Сам процесс смехового переиначивания «чужого» слова предполагает наличие потенциального арсенала ситуативных ассоциативных отсылок. При этом на занятиях по литературоведческим дисциплинам используются не только художественные тексты, входящие в основной корпус отечественной литературы, но и тот круг явлений, который относится к так называемой «творческой лаборатории» литератора: писательские дневники, записные книжки, рабочие записи, эпистолярное наследие. Метод ассоциативного изучения текста может быть востребован в ходе занятий по «Практической поэтике», на которых обучающиеся постигают все сложности художественной формы литературного произведения. Использование ассоциативного метода изучения литературного текста помогает лучше понять природу диалогового взаимодействия писателя и читателя, ведь литературное произведение есть не что иное, как «реплика» в непрекращающейся коммуникации автора и реципиента его творения. В этой коммуникации есть свои скрытые языки. Литературное произведение можно назвать смыслоемким пространством встречи и соприкосновения ассоциативных полей писателя и читателя. Образовательные задачи, которые позволяет решить ассоциативный метод обучения, разнообразны. Такая технология способствует эффективному усвоению специальной терминологии; пониманию внутренних системных связей в литературном тексте; установлению значимых связей между конкретным литературным явлением и историко-литературным контекстом, культурной эпохой; формированию и обогащению связей между конкретной писательской манерой (стилистическим своеобразием) и национальным фондом русского языка; выявлению перекличек между конкретным литературным явлением и национальным культурным кодом; определению баланса традиционного и новаторского применительно к конкретному литературному тексту.

Об авторах

С. А. Голубков

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-3423-1520

доктор
филологических наук, профессор, профессор кафедры русской и зарубежной литературы и связей с общественностью

Список литературы

  1. Алоэ 2012 – Алоэ С. Венок из сказа: круглый фантастический маршрут по пластам наррации между иронией и наивностью (по материалам Исаака Бабеля, Татьяны Толстой и Жоржи Амаду) // Studia Rossica Posnaniensia. Zeszyt XXXVII. Uniwersytetim. Adama Mickiewiczaw Poznaniu. Poznań 2012. S. 13–23. URL: http://bazhum.muzhp.pl/media/files/Studia_Rossica_Posnaniensia/Studia_Rossica_Posnaniensia-r2012-t37/Studia_Rossica_Posnaniensia-r2012-t37-s13-23/Studia_Rossica_Posnaniensia-r2012-t37-s13-23.pdf.
  2. Бахтин 2008 – Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 4 (I). Москва: Издательство «Русские словари», 2008. 1120 с. URL: https://b-ok.cc/book/3048036/7f77f7.
  3. Бахтин 2010 – Бахтин М.М. Собрание сочинений:в 7 т. Т. 4 (II). Москва: Издательство «Русские словари», 2010. 752 с. URL: https://vk.com/wall-67308657_4551.
  4. Белова 2010 – Белова Н.Ю. Субъект и объект восприятия в различных системах художественного взаимодействия // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 333. С. 141–144. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/333/image/333-141.pdf.
  5. Брайнина 2006 – Брайнина Т.Д. Ассоциативные связи слова как основа создания образа в произведениях Саши Соколова: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Институт русского языка РАН. Москва, 2006. 26 с. URL: http://cheloveknauka.com/v/169456/a?#?page=1.
  6. Выготский 2019 – Выготский Л.С. Психология искусства. Москва: Эксмо, 2019. 288 с. URL: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/art/psichologia-iskusstva.pdf.
  7. Гей 1975 – Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль. Москва, 1975. С. 359. URL: http://biblio.imli.ru/index.php/teor-litr/343-Gej-NK-Hudozhestvennost-literatury-Poetika-Stil-1975.
  8. Жукова 2008 – Жукова В.А. Природа ассоциативного фона в романе А. Битова «Пушкинский дом» // Слово – текст – смысл: сб. науч. работ / Урал. гос. ун-т [Филол. фак.]. Екатеринбург, 2008. Вып. 3. С. 41–45. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/3367/2/word_text_sense_3_9.pdf.
  9. Осовский 2015 – Осовский О.Е. Смеховое слово как один из аспектов наследия М.М. Бахтина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8–2. С. 24–28.
  10. Руднев 1997 – Руднев В.П. Словарь культуры XX века: ключевые понятия и аспекты. Москва: Аграф 1997.
  11. Щирова, Гончарова 2007 – Щирова И.А., Гончарова Е.А. Многомерность текста: понимание и интерпретация. Санкт-Петербург: ООО «Книжный Дом», 2007. 472 с. URL: http://window.edu.ru/resource/249/64249/files/shirova.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Голубков С.А., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах