Физическое благополучие педагогов как фактор эффективности профессиональной деятельности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность проблемы в представленном исследовании связана с кардинальными изменениями в системе современного российского образования, которые, с одной стороны, носят положительный характер, а с другой – обусловливают психоэмоциональное напряжение. Педагог, переживая состояние стресса, негативно влияет на учеников, перенося на них свои отрицательные эмоции и оказывая подчас негативное воздействие. Даже те учителя, которые стараются сдерживаться, также склонны к синдрому эмоционального выгорания и психосоматическим болезням в данных условиях. Статья посвящена выявлению и анализу когнитивных и эмоциональных изменений у педагогов и соотнесению их с нозологической формой сердечнососудистой патологии, выявлению особенностей психологического, эмоционального состояния в зависимости от установленного ранее диагноза. Психический статус преподавателя отражается в его личности изменениями моделей поведения. Представленные в статье материалы базируются на результатах исследований физического благополучия педагогов и его влияния на качество решения педагогических задач. Исследование проводилось на базе терапевтического отделения поликлиники № 1 г. Тольятти. Экспериментальные данные подтверждают, что стрессовые ситуации, характерные для педагогической деятельности, провоцируют заболевания, которые являются ответом на внешние отрицательные воздействия.

 

Об авторах

Г. А. Виноградова

Тольяттинский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0001-8717-9880

доктор педагогических наук, профессор, кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Т. В. Чапала

Тольяттинский государственный университет

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-2658-2793

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра «Дошкольная педагогика, прикладная психология» Тольяттинского государственного университета

М. Илич

Тольяттинский государственный университет

Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0001-8717-9880

студент магистратуры кафедры «Дошкольная педагогика, прикладная психология»

Список литературы

  1. Психосоматика: Взаимосвязь психики и здоровья: хрестоматия. Минск: Харвест, 1999. 640 с. URL: https://b-ok.cc/book/2964254/e3c99b.
  2. Бройтигам, Кристиан, Рад 1999 – Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 376 с. URL: http://www.samomudr.ru/d2/Brojtigam%20V.,%20Kristian%20P.,%20Rad%20M.%20-%20Psixosomaticheskaja%20medicina%20-%201999.pdf.
  3. Бурлачук, Коржова 1992 – Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Индивидуально-психологические особенности больных сердечно-сосудистыми заболеваниями в процессе социальной адаптации. // Психологический журнал 1992. Т. 13, № 3. С. 112–120. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21234959.
  4. Виноградова 2010 – Виноградова Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога: монография. Тольятти: ТГУ, 2010. 100 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18500099.
  5. Водопьянова, Старченкова 2009 – Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 140 с. URL: http://kingmed.info/media/book/3/2930.pdf.
  6. Ермолаева., Лубовский 2017 – Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Психологическое благополучие учителя в контексте его психологической культуры // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2017. № 3. С. 92–97. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29930267.
  7. Заусенко 2012 – Заусенко И.В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. C. 28–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17762407.
  8. Зенина 2012 – Зенина С.Р. Особенности субъективного благополучия педагогических работников в профессиональной сфере // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5. С. 127–129. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/5/psix%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/zenina.pdf.
  9. Изард 1999 – Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер-Пресс, 1999. 360 с. URL: http://library.kpi.kharkov.ua/files/new_postupleniya/kerrolizard.pdf.
  10. Ильин 2007 – Ильин Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 783 с. URL: http://transyoga.ru/assets/files/books/psychology/emocii_i_chuvstva.pdf.
  11. Карапетян, Глотова 2018 – Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия с профессиональным выгоранием // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 1. C. 40–52. doi: 10.18384/2310-7235-2018-1-40-52.
  12. Каяшева, Виноградова 2018 – Каяшева О.И., Виноградова Г.А. Факторы психического выгорания преподавателей высшей школы // Практическая психология в России и за рубежом: сб. науч. тр. Российского университета транспорта (МИИТ). Санкт-Петербург, 2018. С. 43–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35205694.
  13. Митина, Митин, Анисимова 2005 – Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. Москва: Академия, 2005. 168 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19961226.
  14. Никифоров, Августова 2009 – Никифоров Г.С., Августова Л.И. Критерии здоровья // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института и психологии социальной работы. 2009. Том 11. № 1. С. 92–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12448839.
  15. Сеченов 1995 – Сеченов И.М. Психология поведения: избранные психологические труды. Москва: Издательство «Институт практической психологии», 1995. 164 с.
  16. Тимофеева 2017 – Тимофеева А.И. Выявление уровня субъективного благополучия педагогов в сфере образования // Социально-педагогические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: материалы 3-й Международной научно-практич. конф. Брянск: БГУ им. академика И.Г. Петровского, 2017. С. 306–310. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30020788.
  17. Форманюк 1994 – Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. C. 57–64. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1994/946/946057.htm.
  18. Чапала 2015 – Чапала Т.В. Дифференциально-диагностические психологические характеристики пациентов с ишемической болезнью сердца и инфарктом миокарда. // Неврологический вестник. 2015. Т. XLVII, № 3. C. 43–46. doi: 10.17816/nb13938.
  19. Чапала 2017 – Чапала Т.В. Категории, нормы и методы исследования в психологии здоровья // Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. Р. 35–38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36644439.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Виноградова Г.А., Чапала Т.В., Илич М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах