Предпосылки цифровой трансформации российской системы образования
- Авторы: Бороненко Т.А.1, Федотова В.С.1
-
Учреждения:
- Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
- Выпуск: Том 26, № 2 (2020)
- Страницы: 70-78
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/7868
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-2-70-78
- ID: 7868
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Сегодня отмечается тенденция цифровой трансформации разных сфер жизнедеятельности человека. Многие научные исследования описывают последствия цифровой трансформации образования, характеризуют способы адаптации участников образовательных отношений к условиям новой цифровой среды, рассматривают вопросы формирования цифровых компетенций педагогов и цифровой грамотности обучающихся. При этом причины, которые актуализируют «цифровые» преобразования, не изучаются. Авторы статьи ставят целью исследования выявление внешних и внутренних факторов, которые определяют цифровую трансформацию российской системы образования на современном этапе развития общества. Авторы строят модель причинно-следственной связи цифровой трансформации системы образования. Методологическую основу исследования составили принципы системного подхода. Цифровая трансформация образования позиционирована как система преобразований, которые оказывают комплексное преобразующее воздействие. Это воздействие основано на учете многообразия взаимосвязей между компонентами системы образования. Авторы обосновывают характер цифровой трансформации как масштабного преобразования, как процесса внедрения цифровых технологий, как повышение качества результатов образовательного процесса. Факторы и результаты цифровой трансформации рассмотрены в различных проекциях. В соответствии с идеями системного подхода сущность цифровой трансформации реализована в виде модели причинно-следственных связей цифровой трансформации системы образования. Модель причинно-следственной связи цифровой трансформации образования позволяет системно видеть тренды развития российского образования и в перспективе вырабатывать правильные стратегии повышения его качества и конкурентоспособности. Использование цифровых технологий в образовательном процессе предусматривает рациональную оценку их необходимости для решения конкретных образовательных задач. Основная роль цифровых технологий состоит в технологическом совершенствовании образовательного процесса, расширении дидактических возможностей педагога, активизации и мотивации личного взаимодействия педагога и обучающихся.
Об авторах
Т. А. Бороненко
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-2265-3531
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и информационных систем
В. С. Федотова
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1974-5809
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры информатики и информационных систем
Список литературы
- Abad-Segura, González-Zamar, Infante-Moro, Ruipérez 2020 – Abad-Segura E., González-Zamar M.D., Infante-Moro J.C., Ruipérez García G. Sustainable Management of Digital Transformation in Higher Education: Global Research Trends // Sustainability. 2020. Т. 12. №. 5. С. 2107. doi: 10.3390/su12052107.
- Ahmad 2020 – Ahmad S. Digital Initiatives for Access and Quality in Higher Education: An Overview // Prabandhan: Indian Journal of Management. 2020. Т. 13. №. 1. С. 9–18. URL: http://www.indianjournalofmanagement.com/index.php/pijom/article/view/149944.
- Al Amoush, Sandhu 2020 – Al Amoush A. B., Sandhu K. Digital Transformation of Learning Management Systems at Universities: Case Analysis for Instructor Perspective // Examining Social Change and Social Responsibility in Higher Education. Hershey, Pennsylvania, USA: IGI Global, 2020. P. 161–178. URL: https://www.igi-global.com/chapter/digital-transformation-of-learning-management-systems-at-universities/243249.
- Luppicini 2020 – Luppicini R. Digital Transformation and Innovation Explained: A Scoping Review of an Evolving Interdisciplinary Field // Interdisciplinary Approaches to Digital Transformation and Innovation. Hershey, Pennsylvania, USA: IGI Global, 2020. P. 1–21. DOI:
- 10.4018/978-1-7998-1879-3.ch001.
- Mitrofanova, Simonova, Tarasenko 2020 – Mitrofanova E.A., Simonova M.V., Tarasenko V.V. Potential of the education system in Russia in training staff for the digital economy. In: Ashmarina S., Mesquita A., Vochozka M. (eds.) Digital Transformation of the Economy: Challenges, Trends and New Opportunities. Advances in Intelligent Systems and Computing, vol 908. Springer, Cham, 2020. P. 463–472. doi: 10.1007/978-3-030-11367-4_46.
- Антонова, Оспенникова, Спирин 2018 – Антонова Д.А., Оспенникова Е.В., Спирин Е.В. Цифровая трансформация системы образования. Проектирование ресурсов для современной цифровой учебной среды как одно из ее основных направлений // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического универси-тета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. 2018. № 14. С. 5–37. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=36678329.
- Басаев 2018 – Басаев З.В. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. 2018. № 4. С. 32–38. doi: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-32-38.
- Вешнева, Сингатулин 2016 – Вешнева И.В., Сингатулин Р.А. Трансформация образования: тенденции и перспективы // Высшее образование в России. 2016. № 2. С. 142–147. URL: https//vovr.elpub.ru/jour/article/view/392.
- Гарифуллин, Зябриков 2018 – Гарифуллин Б.М., Зябриков В.В. Цифровая трансформация бизнеса: модели и алгоритмы // Креативная экономика. 2018. № 12 (9). С. 1345–1358. doi: 10.18334/ce.12.9.39332.
- Голохваст и др. 2019 – Голохваст К.С., Докучаев И.И., Сергиевич А.А., Смирнов А.С., Тумялис А.В., Хороших П.П. Виртуальная реальность как компонент виртуальной среды обучения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. № 191. С. 32–44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37820699.
- Горюнова, Лебедева 2016 – Горюнова М.А., Лебедева М.Б. Мобильное обучение в контексте реализации ФГОС // Человек и образование. 2016.
- № 4 (49). С. 91–95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-v-kontekste-realizatsii-fgos.
- Гречушкина 2018 – Гречушкина Н.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте современного образования // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 4. С. 67–74. doi: 10.15293/1813-4718.1804.08.
- Гриц, Дегтярева, Чеботарева 2015 – Гриц М.А., Дегтярева А.В., Чеботарева Д.А. Возможности 3D-технологий в образовании // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. № 2 (11). С. 925–927. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25778179.
- Димитров 2017 – Димитров Г.Л. Тенденции развития беспроводных средств коммуникаций // Наука, техника и образование. 2017. № 9 (39). С. 21–33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-besprovodnyh-sredstv-kommunikatsiy.
- Заславская, Кириллов 2017 – Заславская О.Ю., Кириллов А.И. Новые возможности информатизации образования – «Интернет вещей» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. № 14 (2). С. 140–147. doi: 10.22363/2312-8631-2017-14-2-140-147.
- Кондратенко Б.А., Кондратенко А.Б. 2018 – Кондратенко Б.А., Кондратенко А.Б. Перспективы использования больших данных в современном образовании // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2018. № 1. С. 117–126. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32643360.
- Мамедова, Зейналова, Меликова 2017 – Мамедова Г.А., Зейналова Л.А., Меликова Р.Т. Технологии больших данных в электронном образовании // Открытое образование. 2017. № 21 (6). С. 41–48. doi: 10.21686/1818-4243-2017-6-41-48.
- Павлов 2017 – Павлов Д.А. Искусственные нейросети в контексте науки и образования // Компьютерные инструменты в образовании. 2017. № 6. С. 25–30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennye-neyroseti-v-kontekste-nauki-i-obrazovaniya.
- Паскова 2019 – Паскова А.А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 3. С. 113–122. doi: 10.24411/2078-1024-2019-13010.
- Пешков, Самарина 2018 – Пешков Г.Ю., Самарина А.Ю. Цифровая экономика и кадровый потенциал: стратегическая взаимосвязь и перспективы // Образование и наука. 2018. № 20 (10). С. 50–75. doi: 10.17853/1994-5639-2018-10-50-75.
- Савина 2018 – Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит. 2018. № 24 (3(771)). С. 579–590. doi: 10.24891/fc.24.3.579.
- Салахов, Салахова, Гаптраупова 2017 – Салахов Р.Ф., Салахова Р.И., Гаптраупова З.Н. Возможности 3D-печати в образовательном процессе // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6–2 (72). С. 196–198. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29246813.
- Терелянский, Кузнецов, Екимова, Лукьянов 2018 – Терелянский П.В., Кузнецов Н.В., Екимова К.В., Лукьянов С.А. Трансформация образования в цифровую эпоху // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 6 (118). С. 36–43. doi: 10.15826/UMPA.2018.06.056.
- Убаева 2018 – Убаева В.В. Информационные технологии в образовании: массовые открытые онлайн-курсы // Вестник науки и образования. 2018. № 4 (40). С. 105–108. doi: 10.20861/2312-8089-2018-40-009.
- Уваров 2018 – Уваров А.Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. № 4. С. 108–117. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-virtualnoy-realnosti-v-obrazovanii.
- Четина 2019 – Четина В.В. Образовательная робототехника: опыт, проблемы, перспективы // Наука и перспективы. 2019. № 1. С. 44–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39562581.