Этикетные традиции в вебинарах по обучению английскому языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье автор систематизирует вербальные и невербальные маркеры этикетных традиций в современном английском языке на материале вебинаров по обучению английскому языку. Стимулами для настоящего исследования выступили: во-первых, растущий интерес к изучению английского языка посредством интернет-технологий, в особенности вебинаров, которые на настоящий момент являются одними из самых востребованных способов обучения в интернет-среде; во-вторых, важность владения корректными формулами речевого поведения в англоязычной коммуникативной среде в условиях публичных выступлений. Данные формулы речевого поведения являются необходимыми для наиболее эффективного общения как с представителями данной культуры, так и с носителями других культур. Целью данного исследования стала систематизация данных о тенденциях вербального и невербального оформления аспектов речевого поведения на материале вебинаров по обучению английскому языку. Материалами исследования послужили скрипты вебинаров известных британских образовательных порталов и сайтов – British Council, Cambridge English, Macmillan education, Education First, etc. В ходе исследования автор провела сбор, анализ, описание и систематизацию данных. Для анализа были выбраны вебинары, ориентированные на обучение разговорному английскому языку, объединенные вокруг таких концептов, как conversation, speaking/ spoken English, fluent English. В ходе исследования было установлено, что основной тенденцией в обучении английскому языку является обучение неформальному общению в различных коммуникативных ситуациях. В работе комментируются лингво-культурологические особенности речевого взаимодействия модератора с аудиторией, описываются основные параметры учебной коммуникации в условиях обучения этикетным традициям английского языка на материале скриптов вебинаров.

 

Об авторах

А. С. Танчук

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0003-4073-8221

аспирант кафедры английской филологии, факультет филологии и журналистики

Список литературы

  1. Ahrens, Zaščerinska, Ramar, Andreeva 2016 – Ahrens A., Zaščerinska J., Ramar H., Andreeva N. Educators Opinion on Webinars in Higher Education // Society, integration, education. Proceedings of the International Scientific Conference. Vol. I, May 27th–28th, 2016. Р. 15–27. DOI: http://dx.doi.org/10.17770/sie2016vol1.1488.
  2. Crystal 2017 – Crystal D. My priority for the next 50 years: an online cultural dictionary / David Crystal // TCL – Training Language and Culture. 2017. Vol. 1, Issue 1. Р. 14–27. DOI: http://doi.org/10.29366/2017tlc.1.1.1.
  3. Herring 2007 – Herring S.C. A faceted classification scheme for computer-mediated discourse // Language@Internet. 2007. Nо. 4. Article 1. S. 1–37. Mode of access: http://www.languageatinternet.org/articles/2007/761.
  4. Kharkovskaya, Ponomarenko, Rudyuk 2017 – Kharkovskaya A.A., Ponomarenko E.V., Rudyuk A.V. Mini-texts in modern educational discourse: functions and trends // TCL – Training Language and Culture. 2017. Vol. 1, Issue 1. P. 62–76. DOI: http://doi.org/10.29366/2017tlc.1.1.4.
  5. Дацюк 2006 – Дацюк С.А. Коммуникационные стратегии // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий, 2006. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/2751.
  6. Иванова 2009 – Иванова С.В. Актуальные проблемы лингво-культурологических исследований // Система языка: синхрония и диахрония: межвуз. сб. науч. ст. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. С. 267–273. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=23200729.
  7. Иванова, Чанышева 2010 – Иванова С.В., Чанышева З.З. Лингвокультурология: проблемы, поиски, решения: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2010. 366 с.
  8. Калинина 2015 – Калинина С.Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе // Вестник МГИМО Университета. 2015. № 2 (41). С. 291–295. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=23564642.
  9. Карасик 1992 – Карасик В.И. Язык социального статуса. Москва: Институт языкознания АН СССР, ВГПУ, 1992. 330 с. URL: http://www.l-406.narod.ru/SocL/karasik.pdf.
  10. Карасик 2002 – Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 477 с. URL:
  11. http://docplayer.ru/28188986-Yazykovoy-krug-lichnost-koncepty-diskurs.html.
  12. Клюев 2002 – Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: Рипол Классик, 2002. 320 с. URL: http://padaread.com/?book=39837&pg=1.
  13. Леонтович 2003 – Леонтович О.А. Россия и США: введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград: Перемена, 2003. 399 с.
  14. Литвинова 2017 – Литвинова В.А. Лингвокультурная специфика речевого акта «этикетное извинение» в британской коммуникативной традиции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2017. Т. 16. № 2. С. 160–167. DOI: http://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.2.17.
  15. Тленкопачева 2016 – Тленкопачева М.Н. Вебинар как конституент современного педагогического дискурса // Когнитивные исследования языка. 2016. № 25. С. 1043–1049. DOI: http://doi.org/10.20916/2071-9639-2016-25-1043-1049.
  16. Тленкопачева 2018 – Тленкопачева М.Н. Жанровые особенности англоязычных обучающих вебинаров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1 (79). Ч. 1. C. 176–180. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=32403747.
  17. Харьковская 2012 – Харьковская А.А. Виртуальные «визитные карточки» современных американских и британских школ: опыт дискурсивного анализа // Актуальные проблемы английского языкознания: сб. науч. ст., посвящ. юбилею зав. каф. английского языкознания филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова д.ф.н., проф. О.В. Александровой. Москва, 2012. С. 383–391. URL: http://www.elibrary.ru/item.asp?id=25720101.
  18. Черногрудова 2008 – Черногрудова Е.П. Основы речевой коммуникации. М.: Экзамен, 2008. 126 с.
  19. Щипицина 2019 – Щипицина Л.Ю. Веб-лекция как устный жанр интернет-коммуникации // Жанры речи. 2019. № 3 (23). С. 215–226. DOI: http://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-3-23-215-226.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Танчук А.С., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах