ЯЗЫКОВЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И В РОССИИ: ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Авторы: Сазонова А.В.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 24, № 3 (2018)
- Страницы: 127-134
- Раздел: Статьи
- URL: https://journals.ssau.ru/hpp/article/view/6360
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0445-2018-24-3-127-134
- ID: 6360
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Во все времена люди стремились к объективному контролю знаний. В этом отношении тестирование было одним из лучших решений: личное отношение экзаменатора не могло повлиять на выставление оценки. Поэтому идея тестирования как формы контроля знаний появилась еще в древние времена. Активно развивать тестирование продолжили в начале XX века.
Причины разработки языкового тестирования в Европе связаны прежде всего с появлением Европейского Союза. Единое экономическое пространство требовало от работников знания иностранных языков, подтвержденного соответствующими сертификатами. Благодаря распространению языкового тестирования и создания международных организаций, занимающихся развитием тестирования, в странах Европы стало возможным унифицировать языковые экзамены разных стран. В России сложилась другая ситуация. После распада Советского Союза русский язык стали воспринимать в зарубежных странах как еще один иностранный язык наряду с немецким, английским или французским. Следовательно, требовалось создать такую систему языкового тестирования, которая позволит русскому языку интегрироваться в систему европейского образовательного пространства. При создании системы языкового тестирования российские исследователи опирались на европейский опыт, однако учитывалась специфика русского языка и те разработки, которые уже имелись в отечественной методике. В скором времени российская система тестирования встретит свое двадцатилетие, и система ТРКИ продолжает развиваться.
В статье представлена история тестового контроля, этапы развития лингводидактического тестирования. Кроме этого, рассмотрены причины появления систем тестирования, цели и задачи, которые ставили перед собой европейские исследователи и их российские коллеги.
Об авторах
А. В. Сазонова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
аспирант, кафедра дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного
Список литературы
- Lado R. Language Testing: the Construction and Use of Foreign Language Tests. Longmans, 1961, 130 p.
- Spolsky B. What Does It Mean to Know How to Use a Language? An Essay on the theoretical Basis of Language Testing // Language Testing. 1985. Vol. 2. No. 2. 212 p.
- Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Структура Лексического минимума компонента Российской государственной системы тестирования // Язык. Культура. Человек: сб. науч. ст. к юбилею М.В. Всеволодовой. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 1–20.
- Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Градуальная серия Лексических минимумов как компонент Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (общее владение) // Русский тест: теория и практика. 2016. № 3. С. 5–18.
- Балыхина Т.М., Клобукова Л.П., Корчагина Е.Л., Юрков Е.Е. Российская система тестирования по РКИ: современное состояние и перспективы развития // Русское слово в мировой культуре. Пленарные заседания / Х конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы: сб. докладов. Т. 2. СПб., 2003. С. 4–20.
- Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного) М.: МГУП, 2004. 120 с.
- Балыхина Т.М. Что такое русский тест? Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку (ТРКИ — TORFL). М.: Русский язык. Курсы, 2006. 86 с.
- Битехтина Г.А., Добровольская В.В., Клобукова Л.П. [и др.]. Типовой тест по русскому языку для иностранцев, поступающих в вузы России: Абитуриент-тест. М., 1994. 25 с.
- Зыкина М.И., Нахабина М.М., Шипицо Л.В. Сборник контрольных работ по проверке речевых навыков и умений: для студентов-иностранцев, изучающих русский язык на подготовительных факультетах. М.: Изд-во Московского университета, 1971. С. 2–13.
- Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Страсбург, 2001 / пер. под общ. ред. проф. К.М. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2005. 341 с.
- Клобукова Л.П., Степаненко В.А. Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному: история создания и современное состояние // Русский тест: теория и практика. 2014. № 1. С. 7–21.
- Клобукова Л.П. История создания и современное состояние российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному // Преподаватель. 1998. Вып. 4(6). С. 1–12.
- Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе. Таллин, 1987. 120 с.
- Цатурова Н.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. Таганрог, 1969. 157 с.
- Цатурова Н.А. Тестирование устной коммуникации. Таганрог, 2001. 70 с.