ЯЗЫКОВЫЕ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В ЕВРОПЕ И В РОССИИ: ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Во все времена люди стремились к объективному контролю знаний. В этом отношении тестирование было одним из лучших решений: личное отношение экзаменатора не могло повлиять на выставление оценки. Поэтому идея тестирования как формы контроля знаний появилась еще в древние времена. Активно развивать тестирование продолжили в начале XX века.

Причины разработки языкового тестирования в Европе связаны прежде всего с появлением Европейского Союза. Единое экономическое пространство требовало от работников знания иностранных языков, подтвержденного соответствующими сертификатами. Благодаря распространению языкового тестирования и создания международных организаций, занимающихся развитием тестирования, в странах Европы стало возможным унифицировать языковые экзамены разных стран. В России сложилась другая ситуация. После распада Советского Союза русский язык стали воспринимать в зарубежных странах как еще один иностранный язык наряду с немецким, английским или французским. Следовательно, требовалось создать такую систему языкового тестирования, которая позволит русскому языку интегрироваться в систему европейского образовательного пространства. При создании системы языкового тестирования российские исследователи опирались на европейский опыт, однако учитывалась специфика русского языка и те разработки, которые уже имелись в отечественной методике. В скором времени российская система тестирования встретит свое двадцатилетие, и система ТРКИ продолжает развиваться.

В статье представлена история тестового контроля, этапы развития лингводидактического тестирования. Кроме этого, рассмотрены причины появления систем тестирования, цели и задачи, которые ставили перед собой европейские исследователи и их российские коллеги.

Об авторах

А. В. Сазонова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
аспирант, кафедра дидактической лингвистики и теории преподавания русского языка как иностранного

Список литературы

  1. Lado R. Language Testing: the Construction and Use of Foreign Language Tests. Longmans, 1961, 130 p.
  2. Spolsky B. What Does It Mean to Know How to Use a Language? An Essay on the theoretical Basis of Language Testing // Language Testing. 1985. Vol. 2. No. 2. 212 p.
  3. Андрюшина Н.П., Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Структура Лексического минимума компонента Российской государственной системы тестирования // Язык. Культура. Человек: сб. науч. ст. к юбилею М.В. Всеволодовой. М.: МАКС Пресс, 2013. С. 1–20.
  4. Афанасьева И.Н., Дунаева Л.А., Клобукова Л.П., Красильникова Л.В., Яценко И.И. Градуальная серия Лексических минимумов как компонент Российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному (общее владение) // Русский тест: теория и практика. 2016. № 3. С. 5–18.
  5. Балыхина Т.М., Клобукова Л.П., Корчагина Е.Л., Юрков Е.Е. Российская система тестирования по РКИ: современное состояние и перспективы развития // Русское слово в мировой культуре. Пленарные заседания / Х конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы: сб. докладов. Т. 2. СПб., 2003. С. 4–20.
  6. Балыхина Т.М. Основы теории тестов и практика тестирования (в аспекте русского языка как иностранного) М.: МГУП, 2004. 120 с.
  7. Балыхина Т.М. Что такое русский тест? Российская государственная система тестирования граждан зарубежных стран по русскому языку (ТРКИ — TORFL). М.: Русский язык. Курсы, 2006. 86 с.
  8. Битехтина Г.А., Добровольская В.В., Клобукова Л.П. [и др.]. Типовой тест по русскому языку для иностранцев, поступающих в вузы России: Абитуриент-тест. М., 1994. 25 с.
  9. Зыкина М.И., Нахабина М.М., Шипицо Л.В. Сборник контрольных работ по проверке речевых навыков и умений: для студентов-иностранцев, изучающих русский язык на подготовительных факультетах. М.: Изд-во Московского университета, 1971. С. 2–13.
  10. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Департамент по языковой политике. Страсбург, 2001 / пер. под общ. ред. проф. К.М. Ирисхановой. М.: МГЛУ, 2005. 341 с.
  11. Клобукова Л.П., Степаненко В.А. Российская государственная система тестирования по русскому языку как иностранному: история создания и современное состояние // Русский тест: теория и практика. 2014. № 1. С. 7–21.
  12. Клобукова Л.П. История создания и современное состояние российской государственной системы тестирования по русскому языку как иностранному // Преподаватель. 1998. Вып. 4(6). С. 1–12.
  13. Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам в средней школе. Таллин, 1987. 120 с.
  14. Цатурова Н.А. Из истории развития тестов в СССР и за рубежом. Таганрог, 1969. 157 с.
  15. Цатурова Н.А. Тестирование устной коммуникации. Таганрог, 2001. 70 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сазонова А.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах