ИСПАНСКАЯ КАРТИНА МИРА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В АРХЕТИПЕ БЕЗУМИЯ В ИСПАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор статьи предлагает исследовать взаимосвязи между картиной мира испанского этноса и архетипом испанской литературы – безумием. Показано, что картина мира каждого этноса состоит из константных и переменных элементов. Константные элементы обусловлены историческим развитием нации и сохраняются на протяжении всего существования этноса, который столетиями вырабатывает соответствующие механизмы защиты – реальные или ритуальные действия. К ритуальному механизму защиты от внешних угроз автор статьи предлагает отнести литературу, которая вырабатывает реакцию читателей при возникновении опасной ситуации.

Актуальность исследования обусловлена отсутствием анализа феномена безумия как визитной карточки испанской картины мира. В статье показано, что историческое развитие испанского этноса обусловило появление такой черты, как агрессивность. Порожденная реконкистой, усиленная покорением Нового Света, деятельностью инквизиции и трансформировавшаяся в итоге в аутоагрессию – подавление собственных чувств и разума, эта черта национального характера привела к появлению многочисленных безумцев в испанском обществе. Это обстоятельство нашло свое отражение в одном из самых известных образов испанской литературы – образе Дон Кихота.

Периоды наивысшего расцвета искусства и литературы Испании приходились на годы самых тяжелых затяжных социально-экономических кризисов – конец XVII и конец XIX вв. Именно в эти периоды испанский этнос прибегает к проверенным механизмам психологической защиты – уходу от реальной жизни в иррационально-химерическую реальность, именно на эти периоды приходится расцвет барокко и сюрреализма с их культом ассоциаций, сложными метафорами, мифологическими и античными символами, неологизмами, сложной игрой образов, агрессивным проникновением в бессознательное, стиранием границ между мирами, граничащим с безумием. Безумие как результат аутоагрессии и коррелирующий с ним сон разума, уводящий жизнь в категорию сновидений и порождающий такую мифологему, как «жизнь есть сон», становятся архетипами испанской культуры и литературы, определяющими ее идентичность.

Об авторах

Л. Г. Хорева

Российский государственный гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: morenov@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-7045-4310

кандидат филологических наук, доцент кафедры романской филологии

Список литературы

  1. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1966. № 9. С. 99–109.
  2. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики. М.: Языки славянской культуры, 2001. 272 с.
  3. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М.: Канон+, 2017. 288 с.
  4. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М.: Алгоритм; Эксмо, 2008. 544 с.
  5. Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон. М.: Наука, 1981. 632 с.
  6. Дерига Е.С. Сущность и структура этнической картины мира в контексте конструирования социальной реальности: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2008.
  7. Зверев О.В. Этническая картина мира как выражение менталитета этноса // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 4. С. 105–108. URL: http://files.mgik.org/Vestnik/2011/2011-4/2011%20-%204%20-%20105.pdf.
  8. Зейферт Е.И. Жанр и этническая картина мира в поэзии российских немцев второй половины XX –начала XXI в. Германия, Лаге: BMV Verlag Robert Burau, 2009. 534 с.
  9. Кругликов В. Сюрреализм. Протокольное свидетельство о психической жизни на больших глубинах. 2011. URL: https://adindex.ru/publication/gallery/2011/08/22/70556.phtml (дата обращения: 11.06.2018).
  10. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек-текст-семиосфера-история. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 464 с.
  11. Сиповский В.В. Из истории русского романа и повести. М.: Книга по требованию, 2011. 370 с.
  12. Тюпа В.И. Архитектоника коммуникативного события (к первоосновам коммуникативной дидактики) // Дискурс. 1996. № 1. С. 1–18. URL: http://old.nsu.ru/education/virtual/discourse1_6.htm
  13. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни. М.: Символ, 1996. 416 с.
  14. Фуко Мишель Поль. История безумия в классическую эпоху / пер. И.К. Стаф. СПб.: Унив. кн., 1997. 576 с.
  15. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Эксмо, 2006. 800 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Хорева Л.Г., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах